Обратная связь
|
Элементарные преобразования над матрицей. Нахождение обратной матрицы.
Ранг матрицы.
Собственные векторы и значения матриц.
Практические задания.
1. Даны матрицы А2х3, В3х1, С3х3. Существуют ли а) АВ, б) ВА, в) АС, г) СА, д) АBC, е) ACB, ж) СВ, з) СВА?
2. Найдите m и n, если известно, что а) А3х4хВ4х5 = Сmхn; б) А2х3хВmхn = С2х6; в) А2хmхВnх3 = С2х3.
3. Даны матрицы: , .
Найдите а) A+B; б) ВА; в) 2А3В; г) А+В+АТ+ВТ; д) АхВ; е) ВхА; ж) A-1;з) B-1.
4. Даны матрицы: , , .
Найдите а) АВ; б) ВА; в) АС; г) СВ; д) 2СВА; е) С-1; ж) СС-1; з) 3С-2Е; и) СЕ; к) АЕ.
5. Даны матрицы:
, , .
Найдите 4АВ; АС; В-1.
6. Покажите, что A+DDT = 0,
если , .
7. Найдите An для матрицы .
8. Найдите Р(А), если
а) P(x)=x2x3, ,
б)P(x)=x2-2x+1, ,
в) P(x)=x3-7x2+13x-5, .
9. Решите матричные уравнения:
а) XA = B, где , ,
б) AX = B, где , ,
в) AXB = C, где , , ,
г) AX = B и YA = B, где , ,
д) 2A-3X = B, где , ,
е) 3A+2X = E, где ,
ж) AX+B = C, где , , ,
з) XA-2B = C, где
, , .
10. Найдите ранги следующих матриц:
а) ,
| б) ,
| в) ,
| г) ,
| д) ,
| е) ,
| ж) ,
| з) ,
| и) .
| 11. . При каких a rA = 2?
12. . При каких a а) rA = 1, б) rA = 2, в) rA = 3?
13. Найдите собственные значения и собственные векторы квадратных матриц:
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) ;
| д) ;
| е) ;
| ж) .
|
|
| и покажите, что собственные векторы матрицы (ж) ортогональны.
Ответы. 1. а), в), е), ж) – да; б), г), д), з) – нет. 2. а) 3;5, б) 3;6, в) m=n — любые натуральные числа. 3. а) , б) , в) , г) , д) , е) , ж) , з) . 4. а) , б) , в) , г) , д) , е) , ж) E, з) , и) C, к) A. 5. , , . 7. . 8. а) , б) , в) . 9. а) , б) , в) , г) X = A-1B, Y = BA-1, A-1 = , д) , е) , ж) , з) . 10. а) 0, б) 1, в) 2, г) 1, д) 2, е) 1, ж) 3, з) 2, и) 4. 11. 2. 12. а) 4, б) 4, в) ни при каких. 13. а) 2; 7; (4;5), (1;1), б) 2; 8; (3;1), (7;1), в) 1; 3; 4; (1;1;0), (9;7;4), (3;2;0), г) 1;2;5; (3;3;2), (0;0;1), (6;3;4), д) 2;1;4 (0;1;1), (1;0;2), (0;1;5), е) 1;2;3; (1;1;2), (1;0;1), (1;2;2), ж) 3;6;9.
Критерии и шкалы оценивания:
- оценка «отлично» выставляется, если даны обоснованные, логично выстроенные ответы, отражающие знание обучающегося как основной, так и дополнительной литературы по данной дисциплине; владение обучающегося научной терминологией. Обучающийся демонстрирует умение использовать теоретические знания при трактовке и объяснении практических ситуаций, представлять свою профессиональную позицию;
- оценка «хорошо» выставляется, если ответы недостаточно полно обоснованы, отражают знание обучающегося основной литературы по дисциплине, владение обучающегося научной терминологией. Объяснение и трактовка практических ситуаций поверхностны, профессиональная позиция недостаточно ясная;
- оценка «удовлетворительно» выставляется, если ответы поверхностные, обучающийся демонстрирует необходимый минимум знаний по дисциплине. Фрагментарное использование теоретических знаний при трактовке и объяснении практических ситуаций, несформированность собственной профессиональной позиции;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если ответы демонстрируют незнание или минимальное знание обучающимся основной литературы по дисциплине. Неумение использовать теоретические знания при трактовке и объяснении практических ситуаций, несформированность собственной профессиональной позиции.
Тема 5. Системы линейных алгебраических уравнений.
Цель проверки подтвердить:
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии ( ПК-10);
Проверяемые компетенции: ПК- 5, ПК-10
Устный опрос.
Темы к устному опросу:
Матричная форма записи системы линейных уравнений.
Основные понятия и определения.
Условие совместности.
Решение системы с помощью формул Крамера.
Общее решение системы линейных уравнений.
Решение системы с помощью обратной матрицы.
Решение произвольных систем линейных неоднородных уравнений.
8. Общее решение методом Гаусса.
Таблицы Гаусса.
Практические задания.
1. Решите системы по формулам Крамера, матричным способом, методом Гаусса:
а)
| б)
| в)
| г)
| д)
| е)
| ж)
| з)
| и)
| 2. Исследуйте системы и в случае совместности решите их методом Гаусса или Жордана-Гаусса:
а)
| б)
| в)
| г)
| д)
| е)
| ж)
| з)
| и)
| к)
| 3. Решите однородные системы уравнений:
Ответы. 1. а) (2;3), б) (-1;2), в) (1;-1), г) (2;-1;1), д) (4;5;-3), е) (0;3;‑3), ж) (2;1;0), з) (1;0;-1), и) (-1;0;2). 2. а) (с; ; с), б) (с ; с ; ; ), в) (1; -1), г) Ø, д) (1; 0; 2), е) (5с-5;7с-7;с;0), ж) Ø, з) Ø, и) (0; 1; 2), к) ( ). 3. а) (с; 2с; с), б) (0; 0; 0), в)( ), г)( ), д) ( ).
| Критерии и шкалы оценивания:
- оценка «отлично» выставляется, если даны обоснованные, логично выстроенные ответы, отражающие знание обучающегося как основной, так и дополнительной литературы по данной дисциплине; владение обучающегося научной терминологией. Обучающийся демонстрирует умение использовать теоретические знания при трактовке и объяснении практических ситуаций, представлять свою профессиональную позицию;
- оценка «хорошо» выставляется, если ответы недостаточно полно обоснованы, отражают знание обучающегося основной литературы по дисциплине, владение обучающегося научной терминологией. Объяснение и трактовка практических ситуаций поверхностны, профессиональная позиция недостаточно ясная;
- оценка «удовлетворительно» выставляется, если ответы поверхностные, обучающийся демонстрирует необходимый минимум знаний по дисциплине. Фрагментарное использование теоретических знаний при трактовке и объяснении практических ситуаций, несформированность собственной профессиональной позиции;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если ответы демонстрируют незнание или минимальное знание обучающимся основной литературы по дисциплине. Неумение использовать теоретические знания при трактовке и объяснении практических ситуаций, несформированность собственной профессиональной позиции.
|
|