Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема: Типы рыночных структур и их особенности

 

1.Изменение условий конкуренции и возникновение монополий. Виды монополизма.

2. Типы рыночных структур и их особенности: основные признаки совершенной и несовершенной конкуренции.

3. Антимонопольное законодательство: российский и зарубежный опыт.

 

1. Во второй половине 19 века постепенно начинается возникновение крупных предприятий и их объединений, которые постепенно охватывали все возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства, проявлявшийся в сосредоточении на все более крупных предприятиях значительных масс рабочей силы, объемов производства. Конкуренция становится несовершенной. Сокращается число производителей-продавцов, крупнейшие из оставшихся получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену, производимая предприятиями продукция нередко становится разнородной, дифференцированной.

Натуральным монополистом является единственный производитель в своей отрасли, причем не существует отрасли, производящей близкие к его товарам товары-субституты.

Первые формы монополистического объединения (пулы, ринги, конвенции, корнеры) представляли собой временные соглашения между предприятиями обычно одной отрасли, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа сообща полученной прибыли. Позднее монополистические объединения стали создаваться на длительный срок.

Эволюция монополий отражает рост обобществления производства. Первая устойчивая во временном отношении форма монополии – картель. Картели договариваются о ценах, объемах производства, рынках сбыта, дележе прибыли. Картель не ограничивает полностью производственную и особенно снабженческо-сбытовую самостоятельность участников картеля. Следующая организационная форма монополистического объединения – синдикат – централизовал функции снабжения и сбыта синдицированных предприятий, организовав единую снабженческо-сбытовую контору. Неполная согласованность действий и некоторая внутренняя конкуренция между предприятиями синдиката была преодолена объединением предприятий в централизованно управляемое производственное объединение – трест. В тресте объединенные предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую, но и производственную самостоятельность. Концернявляется высшей формой монополистического объединения. Концерн объединяет предприятия различных, но взаимосвязанных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовые учреждения. Межотраслевая конкуренция является основной причиной возникновения концернов из-за необходимости объединения различных производств и функциональных служб. Концерн специализирует, кооперирует свои предприятия, использует комбинирование и диверсификацию производства. Конгломератявляется концерном особого типа, отличающегося от преобладающего вида- диверсифицированного концерна тем, что первый из них объединяет различные, не связанные между собой компании многих отраслей промышленного производства и других сфер экономики. Эти компании почти самостоятельны, они контролируются штаб-квартирой конгломерата только по узкому кругу финансовых показателей.



Появление и развитие монополий в конце 19 – начале 20 столетий стало возможным на основе перехода к акционерной форме собственности, концентрации (укрупнения) производства и широкого использования как метода развития фирмы на собственные средства (концентрация капитала), так и за счет поглощения конкурентов своей и близких отраслей экономики (централизация капитала).

 

2. Конкуренция, как экономический механизм, представляет собой свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода. В переводе с латинского она означает «сходиться», «сталкиваться».

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько типов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов и покупателей в цене и объеме продаж. Учитывая этот факт, выделяют в экономической теории 4 типа рыночной структуры: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких производителей и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. В этих условиях цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Такой тип рынка называют рынком свободной конкуренции. Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

· Большое количество мелких покупателей и продавцов;

· Продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

· Невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постепенного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

· Полная свобода «входа» и «выхода» на рынок.

В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (т.е. абсолютно эластична).

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Но в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг и сельскохозяйственной продукции).

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыль фирмы, а с другой стороны, удовлетворяет все желания и потребности покупателя.

Достоинства совершенной конкуренции:

· В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = MC = AC = P. Конечно, в течение короткого периода времени в условиях совершенной конкуренции фирма может нести убытки или получать сверхприбыли. Однако в длительном периоде такая предпосылка нереальна, т.к. сверхприбыль привлекает в эту отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли. При этом равенстве достигается максимальная производственная эффективность: фирмы производят продукцию с минимальными средними издержками и продают ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса (ситуация длительного равновесия – ни прибыли, ни убытков). Если бы АС были больше Р, то продукция была бы экономически убыточной, фирмы вынуждены были покинуть отрасль. Если АС меньше Р (кривые пересекаются), то образовался бы некий объем производства, приносящий сверхприбыль (рано или поздно это привлекло бы новые фирмы и сверхприбыль была бы сведена на нет).

 
 


P

 

Р MR

 


0

Q

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной (фирмы работают с сырьем разного качества, используют разное по качеству оборудование, рабочую силу и т.п.). В экономической теории так объясняю этот парадокс: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получают более высокое вознаграждение. Т.о. экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек в конкурентной отрасли.

Недостатки совершенной конкуренции:

· Совершенная конкуренция исходит из платежеспособных потребностей, что создает равенство возможностей, но не гарантирует равенства результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ.

· Совершенная конкуренция не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса.

· Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, не учитывая при этом в полной мере диапазон потребительских вкусов и потребительского выбора.

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Монополияявляется полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных, рассчитывая получить при этом максимальную прибыль. В данном случае границы фирмы и отрасли совпадают.

Такая ситуация в масштабах страны случается крайне редко. Однако в масштабе города, например, ситуация чистой монополии достаточно типична.

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной мере уникален.

Основные черты монополии:

· Единственный продавец (монополист)

· Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара)

· Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

 

Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры. Существует несколько типов таких барьеров:

а) юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивали себе по праву сильного правители и которые со временем получили название «государственных монополий». Под этим именем они существуют и сегодня. Государство рождает монополию (или создает условия для нее) и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам и организациям. Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности. Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов. Патенты на изобретения и научно-технические разработки – это свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом.

 

б) естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называются естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку. Бывают такие монополии двух видов:

  • Природные монополии – рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где расположено это месторождение;
  • Технико-экономические монополии – так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирм ради снижения средних затрат на производство товаров.

в) экономические барьеры – такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Монополия в чистом виде – явление крайне редкое.

Монополию можно рассматривать как тип фирмы. В этом случае она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национальной экономики. Монополия – это и тип поведения фирмы. В этом случае монополия может и не быть крупной фирмой.

Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Когда сталкивается монополист-покупатель с монополистом-производителем – мы имеем дело с двусторонней монополией.

Следует иметь в виду, что даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией.

Административная монополия – монополия в условиях командно-административной системы. Она базируется на государственной собственности на средства производства и ограниченности рынка, существует в условиях товарного дефицита. Очевидно, что для административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени. Административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.