Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема моделирования социокультурных явлений

 

Информационная насыщенность современной жизни, активно стимулирующая расширение общественных и межличностных контактов, предопределяет также развитие гуманистической сферы в обществе, способствует зарождению новых социальных инициатив, развитию культурных процессов в социуме и т.п.

Для современного общества характерным является оживление всех без исключения социокультурных процессов и весьма ощутимая трансформация гуманистической сферы на всех уровнях информационных отношений. Соответственно, функционирование социальных объектов (в пределах гуманистических систем и социокультурных процессов, которые реализуются в этих системах) все чаще нуждается в пристальном внимании, постонном анализе и наличии апробированных средств влияния на них с целью корректирования состояния, условий и результатов их функционирования.

Сегодня большинство методов, используемых для анализа гуманистических систем, т.е. систем, в которых участвует человек, представляют собой модификации методов, которые в течение длительного времени создавались для механистических систем. Замечательные успехи, достигнутые с помощью этих методов, позволили объяснить многие природные явления и создавать все более и более совершенные устройства. Но эти же успехи вселили широко распространенное убеждение в том, что теми же методами или подобными им можно сравнительно эффективно исследовать и гуманистические системы.

Правда, со временем, определенной части исследователей стало ясно, что традиционные методы оказываются малопригодными для анализа гуманистических систем именно потому, что они не в состоянии охватить нечеткость человеческого мышления и поведения. Поэтому для действенного анализа гуманистических систем нужны подходы, для которых точность, строгость и математический формализм не являются чем-то абсолютно необходимым и в которых используется методологическая схема, допускающая нечеткости и частичные истины.



Но, несмотря на это, комплекс вопросов, связанных с дальнейшим изучением социокультурных процессов и управлением ими в пределах существующего социума нуждается в более подробном рассмотрении, поскольку развитие гуманистической сферы в современных условиях информатизации общества является тем признаком, который свидетельствует об изменении национальных приоритетов и возрастающей заинтересованности общества в развитии собственных образовательных систем, способных обеспечивать национальные и евроинтеграционные требования на уровне необходимых компетентностей.

Учитывая сказанное, можно отметить, что актуальность темы обуславливается необходимостью современного осознания факторов и согласования методологических позиций, определяющих концептуальные основы моделирования гуманитарных систем и процессов, а также их реализаций в условиях развития информационных отношений в обществе на всех социокультурных уровнях.

Среди процессов, с которыми чаще всего имеет дело человек, отдельное место занимают происходящие в социуме и касающиеся существующих в нем образовательных, культурных и социальных сфер, т.е. социокультурные процессы.

Подобные процессы в обществе довольно распространены, но в отличие от промышленных они являются значительно более сложными не только для описания или формализации, но и для воспроизведения в новых социокультурных условиях, непременно возникающих вследствие течения времени и развития отношений в обществе.

Поэтому при обсуждении вопросов, связанных с сущностью социокультурных процессов и их моделированием, будем исходить из необходимости ориентации именно на те информационные отношения в обществе, которые характеризуют современный уровень его развития, а также служат отправным пунктом для осмысления, оценки и прогнозирования социокультурных явлений в различных сферах нематериального общественного бытия.

Необходимость учета всех этих аспектов, присущих современному социокультурному пространству, предопределяет потребность в обобщенном понимании сущности процесса в расчете на то, чтобы на него можно было опираться при построении информационных моделей тех процессов, которые имеют социокультурное происхождение.

Учитывая сказанное, здесь и далее под процессом в широком смысловом значении, – будем понимать последовательную смену состояний некоторого объекта во времени .

Если объект процесса имеет социокультурное происхождение и функционирует в социокультурной среде с присущими для этой среды особенностями, закономерностями и другими факторами, то такой процесс имеет смысл считать социокультурным. К числу подобных процессов принадлежат, в частности, те, что происходят (реализуются) в экномической, социальной, образовательной средах любого уровня.

Приняв подобную точку зрения за основу, остановимся сначала на рассмотрении общих характеристик социокультурных процессов и их свойств, а затем попробуем формализовать описательную часть понятия в расчете на его применение в дальнейшем построении информационной модели того социокультурного феномена, который в пределах этой модели определяется как объект процесса и служит основой для внешнего воздействия с целью управления ходом процесса или его результатами.

Будем исходить из того, что имеется некоторый социокультурный (социальный) объект, последовательно изменяющий свое состояние во времени, т.е. мы имеем дело с явлением, которое принято считать процессом. Соотнося с ним некоторые общие категории и оценки, попробуем охарактеризовать те его стороны, которые могут выступать основой для модельных интерпретаций социокультурных феноменов и прогнозирования их жизненного цикла в условиях быстрого развития информационных отношений в обществе.

Учитывая предмет нашего рассмотрения – социокультурные явления и их феноменологические отражения в социуме в условиях быстрого развития прежде всего информационных и общественных отношений, отчетливого внешнего целенаправленного воздействия на информационное восприятие, познавательные и аналитические действия субъектов информационных отношений, – будем в дальнейших соображениях оценивать и рассматривать процессы именно через призму информационной насыщенности общественных отношений в пределах определенного социокультурного ареала или отдельной социокультурной группы.

Поскольку природа объекта, изменяющегося во времени, может быть произвольной, целесообразно различать материальные и идеальные процессы в зависимости от того, материальным или идеальным объектом они порождаются.

В частности, к идеальным относятся большинство социокультурных процессов, например: определение и достижение определенных образовательных ориентиров в отдельных профессиональных направлениях, формирование системы национальных ценностей, политического самосознания отдельных социальных групп и т.п.

Материальными, очевидно, следует считать любые процессы трансформации (или развития) материальных объектов, например, процесс созревания вишен, конвейерной сборки авто и прочие.

Подобные процессы хотя и могут казаться довольно сложными (по составу действий или конечному результату), все же в сравнении с идеальными они довольно примитивны. Их примитивизм предопределяется тем, что конечный результат практически всегда соответствует составу и последовательности действий, предусмотренных определенной конкретной технологией или избранной (как и естественно определенной) последовательностью этапов трансформации материального объекта.

Для идеальных процессов довольно часто конечный результат не является безусловно определенным: он может быть ожидаем с определенной вероятностью и в плане его появления вообще, и в плане его совпадения или согласования (по определенной совокупности параметров) с раньше полученными результатами. Безусловно, учитывая идеальный характер процесса заранее спрогнозировать его ход в деталях оказывается довольно сложно, поскольку практически невозможно предусмотреть те возмущающие факторы, которые могут появиться в социуме в течение времени реализации процесса и обрести определяющее влияние на его объект.

Исходя из характера изменений объекта процесса во времени можно среди социокультурных процессов различать непрерывные и дискретные. Социокультурный процесс следует считать непрерывным, если его объект изменяется во времени неперервно (например, в советские времена – формирование атеистического мировоззрения в обществе). Когда же объект процесса изменяется во времени пошагово (как, например, формирование политического имиджа в ходе PR-кампании), то такой социокультурный процесс имеет смысл считать дискретным.

Понятно, что подобное деление процессов (в определенном понимании) является условным, поскольку с укрупнением масштабов процесс может приобретать как признаки непрерывности, так и дискретности, т.е. отдельные его «составляющие» могут быть причиной непрерывных изменений объекта, а другие – дискретных.

В зависимости от формы реализации среди социокультурных процессов целесообразно различать эволюционные и революционные. Эволюционная форма реализации социокультурного процесса, как правило, связана с тем, что объект процесса изменяется постепенно и отличить его различные состояния можно лишь в достаточно отдаленные промежутки времени в ходе ретроспективного анализа. Если же объект рассматривается в пределах небольшого временного периода, то выяснить, в чем заключается отличие состояния объекта в начале и в конце рассмотрения оказывается практически невозможно, поскольку изменения в состоянии объекта не приобретают достаточной выразительности, чтобы их можно было зафиксировать, или вообще отличия еще имеют места.

Революционная форма реализации социокультурного процесса связана с тем, что объект процесса изменяется скачкообразно и два его состояния, несмотря на их разделение совсем незначительным промежутком времени, могут кардинально отличаться один от другого. Иначе говоря, среди двух состояний процесса один может квалифицироваться как предыдущий, а другой – как следующий.

Например, в эволюционной форме осуществляются такие социокультурные процессы, как адаптация той или иной социальной группы к новым условиям жизни, формирование культуры межличностных отношений и т.п.

Вообще говоря, определить какие-то преимущества относительно формы реализации тех или иных процессов вряд ли возможно – многие из них допускают как эволюционную, так и революционную формы реализации. Но вместе с тем существует и определенная категория социокультурных процессов, для которых революционная форма реализации ни при каких условиях не является приемлемой, поскольку не позволяет достичь ожидаемого конечного результата. Типичным примером подобного процесса может служить процесс обучения индивидуума (или группы) в пределах избранной области знаний, поскольку сензитивность отдельных мислительних процедур и предметных абстракций, физиологически обусловленное время на обработку определенных объемов предметной информации делают невозможным его «революционизацию».

С учетом срока реализации социокультурные процессы можно мыслить как определенные или не определенные во времени, хотя о любом из них следует говорить лишь учитывая их реальную конечность. Конечность социокультурных процессов, как категория философского уровня, предусматривает, что завершение каждого из них обусловлено его началом, ведь при любых условиях говорить о ней можно лишь учитывая ожидаемый срок реализации процесса (пусть и избыточной длительности).

В зависимости от внутренней структуры среди социальных процессов можно выделять циклические и ациклические.

В циклических процессах одни и те же состояния объекта повторяются во времени в одинаковой последовательности. Иллюстрацией подобного процесса может быть процесс теоретического и практического обучения в автошколе: одинаковые для каждого цикла содержание, методы и срок обучения, требования к знаниям, экзаменационные и другие условия, разнородный (случайно взятый) контингент.

Впрочем, учитывая необратимый характер изменений объектов в социальных процессах, корректнее говорить не о цикличности («в чистом виде»), а о квазицикличности, поскольку воспроизведение последовательности состояний социального объекта крайне ограничено (или вообще невозможно) хотя бы потому, что и сам объект и условия его функционирования реально невозможно повторить в другой промежуток времени (для сравнения: нельзя дважды войти в одну и ту же воду).

По уровню внешнего воздействия на объект процесса или условия его реализации, социальные процессы целесообразно делить на управляемые и неуправляемые.

Управляемый социокультурный процесс характеризуется тем, что для каждого из его этапов (как и процесса в целом) определены содержание и состав управленческих действий, а также практические механизмы воздействия на объект процесса в результате чего этот объект постепенно трансформируется, изменяется.

Следует отметить, что большинство социокультурных процессов начинаются и поддерживаются в социуме с целью достижения определенных (заранее желаемых) результатов именно в расчете на управляемость этими процессами. С достаточной полнотой иллюстрацию этого тезиса можно наблюдать на примере формирования общественного отношения к какому-то социальному или концептуальному проекту (идее), который предлагается той или иной политической партией, правительством.

Но в реальности не исключается, что социокультурный процесс может утратить управляемость полностью или частично с дальнейшим переходом в фазу хаотичного течения или феноменного разрушения. В подобных случаях надеяться на изначально ожидаемый результат нет смысла.

Среди управляемых процессов целесообразно различать управляемые непосредственно и управляемые опосредованно. Для непосредственно управляемых процессов характерны управленческие действия, направленные на объект процесса, а при опосредствованном управлении управленческие действия направлены не на объект процесса, а на условия его функционирования.

Среди неуправляемых процессов, в свою очередь, можно выделять процессы протекающие хаотически и протекающие естественно. Хаотичное течение присуще тем социокультурным процессам, которые возникают в обществе, но не сразу регистрируются и отслеживаются, т.е. определенное время общество на них не обращает внимания (по каким-то причинам) хотя, вообще говоря, и может непредсказуемо реагировать на их проявление. Естественное течение присуще преимущественно тем социокультурным процессам, которые имеют естественное происхождение и не нуждаются в управленческом воздействии.

Исходя из целевой ориентации социокультурные процессы целесообразно классифицировать как процессы общей, конкретной или личностной ориентации. Общая ориентация социокультурных процессов имеет место там, где интересы индивидов пренебрегаются ради достижения общей цели, даже нереальной. Личностная ориентация характерна для случаев, когда социокультурные процессы направляются на развитие тех личностных качеств и достижений индивидов, которые оцениваются социумом как общественно значимые (например, осознание индивидом необходимости овладения профессией).

Конкретно ориентированные социокультурные процессы, как правило, имеют место в случаях, когда обществом определяется соответствующая цель (например, воспитание гражданского патриотизма) процесса, социокультурная значимость которой позиционируется как безусловно необходимая.

В зависимости от аксиологического рейтинга среди социокультурных процессов могут выделяться те, что оцениваются как общественно полезные, нейтральные и вредные. К общественно полезным имеет смысл относить социокультурные процессы, относительно которых в обществе сформировалась стойкие представления об их исключительной необходимости и полезности для дальнейшего развития социума. Например, в советском обществе к априорно полезным относились процессы коллективизации личности, формирования у нее коммунистических идеалов и т.п. Социокультурные процессы, которые оцениваются обществом как неприемлемые есть смысл считать общественно вредными. В частности, к общественно вредным относятся процессы, представляющие угрозу существованию государственных учреждений, государственной независимости, национального достояния и т.п. К подобным процессам современное общество относит криминализацию социума, утрату государственного языка, информационные интервенции, снижение собственного физического потенциала и др.

Понятно, что в каждом обществе имеют право на существование также и процессы, которые не оцениваются (по крайней мере на современном этапе развития) ни как полезные, ни как вредные. Подобные процессы могут, в частности, связывать с социализацией личностных достижений индивидов, формированием в социуме положительного отношения к образованию и т.п.

Рассмотренные выше общие характеристики социокультурных процессов не следует считать исчерпывающими. Процессы, о которых идет речь, довольно сложны, разнообразны и в реальности имеют значительно больше характеристик, чем было рассмотрено. Но на данном этапе мы ограничимся лишь теми из них, которые имеют достаточный уровень всеобщности и на которые можно опираться при построении моделей и интерпретации отношений.

Учитывая общие характеристики социокультурных процессов, не трудно прийти к выводу, что таким процессам присущи определенные свойства. Некоторые из них непосредственно вытекают из признаков объекта процессов и их атрибутивного отражения в основных характеристиках того или иного социокультурного феномена, другие – связаны с условиями реализации процессов, их связями с другими процессами и т.п.

В первую очередь следует отметить, что все социокультурные процессы во время реализации порождают новые качества объекта.

Объект, принимающий участие в социокультурных процессах (то ли на уровне проявления какого-то своего феномена, то ли на уровне взаимодействия с объектами других процессов) постепенно трансформируется, приобретая новые свойства, или утрачивая отдельные из них, или изменяя проявление существующих свойств.

Сказанное позволяет элементарно прийти к выводу, что социокультурные процессы являются необратными во времени. Это делает невозможным их воспроизведение при тех условиях, в которых они ранее реализовывались, а также исключает возврат объекта к предыдущему состоянию с целью корректирования его изменений во времени.

Важной чертой социокультурных процессов является также то, что в реализации они характеризуются слабой детерминированностью шагов . Это, с одной стороны, предопределяется тем, что объект в таких процессах является уникальным как и динамика его изменений во времени, а с другой – функционирование объекта может определяться рядом совершенно непредвиденных факторов. В частности, влияние посторонних или непредвиденных факторов может оказаться таким, что приведет к необходимости продолжения процесса по одной из нескольких альтернатив и выбор подходящей из них будет осуществляться в определенной мере ситуативно.

Важным (в методологическом плане) свойством социокультурных процессов является принципиальная невозможность корректного измерения их результатов. Это обусловлено идеальным характером объекта и также тем, что он в подобных процессах изменяется таким способом, что зафиксировать количественно или качественно два его состояний, – разделенные каким-то промежутком времени, – оказывается практически невозможно.

Социокультурные процессы, в отличие от многих других, являются открытыми для информационного и содержательного взаимодействия с окружающей средой. В течение всего периода реализации процесса происходит активный обмен информацией и процедурное взаимодействие между его объектом и другими объектами социокультурных отношений.

Объект процесса, в зависимости от содержания, уровня и качества такого взаимодействия, соответствующим образом реагирует на внешнее информационное влияние, которое традиционно истолковывается как управление процессом, а действия, на которые наблюдается ощутимая реакция субъекта процесса, – управленческими действиями.

Гуманистическая основа социокультурных процессов порождает еще одно концептуальное свойство, сущность которого заключается в том, что разные социокультурные процессы могут иметь один и тот же объект и если сроки их реализации хотя бы частично совпадают, то процессы могут «объединяться», но вследствие их объединения «суммарный» результат не будет равняться сумме отдельных «результатов» .

Моделью в общем случае будем считать объект или мысленный образ (объекта, процесса или явления), который в достаточной степени повторяет свойства прототипа, существенные для целей конкретного моделирования, и опускает несущественные свойства, какими он может отличаться от прототипа.

Понятно, что в этом контексте под моделированием социокультурных процессов логично мыслить исследование таких процессов на их моделях; построение и изучение моделей социокультурных процессов с целью получения объяснений и предсказания явлений, связанных с этими процессами.

Считается, что моделирование вообще предусматривает наличие субъекта (исследователя) и объекта исследования, а также модели, отображающей познавательные отношения субъекта и исследуемого социокультурного процесса. При моделировании социокультурных процессов объектом исследования будет выступать отдельный феномен, присущий рассматриваемому социокультурному объекту.

Моделирование процессов, в том числе и социокультурных, осуществляется в несколько этапов, каждый из которых имеет определенную направленность и обуславливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению и изучению в контексте процесса и условий его реализации.

На первом этапе, происходит накопление знаний о социокультурном процессе P (в том числе и виртуальном) и совокупности феноменов φi, сопряженных з объектом этого процесса и мыслящихся исключительно как объекты моделирования. Определяются также те социокультурные феномены φ1, φ2, …, φl, которые в рассматриваемом процессе должны играть роль ведущих, и другие – сопутствующие им, оцениваются познавательные возможности важнейших феноменов через отражение в них существенных черт социокультурного объекта.

Для исследуемого социокультурного феномена φ (или нескольких феноменов) выясняются факторы fi, играющие роль его ведущих характеристик и рассматривающиеся как необходимые условия реализации процесса P. Кроме того выясняются и прогнозируются возможные возмущающие факторы zj, которые могут возникнуть в течение срока реализации процесса и обрести определяющее влияние на его течение.

На втором этапе определяется цель моделирования процесса, избирается место и время его реализации, определяется тот социокультурный феномен φ, который будет исследоваться, осуществляется отбор факторов fi, характеризующих феномен исполняющих роль ведущих процессных характеристик при моделировании, определяется состав тех возмущающих факторов zj, какие, – з точки зрения исследователя, – могут оказать наибольшее влияние на ход реализации процесса наибольшее влияние.

Далее определяется содержание процессных действий в соответствии с ним планируются этапы (или процедурные шаги) реализации процесса. Также выбираются и планируются средства и приемы управления процессными действиями (наравленными на достижение исходной цели) и пути минимизации влияния возмущающих факторов.

На этом же этапе осуществляется определение критериев презентованности факторов fi и измерительных шкал для каждого из них, способов первичной обработки накапливаемых данных и методики μ расчета окончательного результата реализации социокультурного процесса P.

Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о модели процесса, в частности. об условиях ее функционирования.

На третьем этапе осуществляется модельная реализация социокультурного процесса P и получение знаний о нем в пределах построенной модели. Понятно, что эти знания будут интерпретироваться в терминах построенной модели и потому, очевидно, потребуется их трансляция с «языка модели» на «язык процесса» и обязательная корректировка с учетом тех свойств исследуемого процесса, которые не нашли отражения или были существенно изменены при построении модели.

Важным на этом этапе является то, что собственно модель рассматривается как самостоятельный объект исследования. Это позволяет получать и систематизировать данные о ее «поведении» в ходе реализации социокультурного процесса, изменять условия ее функционирования, отслеживать реакцию исследуемого феномена на управленческие действия относительно критериального проявления факторов fi, на изменение воздействия возмущающих факторов zj и т.п.

Кроме того, в пределах построенной модели открывается возможность реального применения и оценки пригодности выбранных средств измерения «величин» факторов fi во времени, методов обработки текущих данных и метода вычисления результата реализации процесса. В случае, если какой-либо из них не удовлетворяет условиям социокультурного процесса или модельным ограничениям, или не дает желательной «точности», то осуществляется поиск (или разработка) более пригодного для исследуемой модели.

Завершается этот этап содержательной интерпретацией полученных результатов в терминах и понятиях исследуемого социокультурного процесса.

На четвертом этапе осуществляется оценка полученных с помощью модели знаний об исследуемом процессе и их использование для построения обобщающей теории процесса и управления им.

Учитывая то, что любая модель позволяет изучать одни стороны процесса ценой отказа от исследования других его сторон, обязательным считается выяснение познавательных возможностей построенной модели в плане ее «близости» к реалиям социокультурного процесса (оригинала) и полноты отражения в модельной «конструкции» его ведущих характеристик.

В завершение отметим, что моделирование большинства социокультурных процессов имеет циклический характер. Это означает, что за первым «четирехэтапным» циклом реализации может быть начат второй, третий и т.д. При этом знание об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется (как, например, модель процесса обучения математике в общеобразовательной школе …)...

Недостатки, выявленные по завершению отдельного цикла моделирования и обусловленные неполным знанием объекта – как и ошибки в построении модели, – по обыкновению исправляются в следующих циклах, что постепенно ведет к повышению познавательных возможностей модели и к содержательно-действенной конкретизации модельного отражения исследуемого социокультурного процесса.

Учитывая это, можно определить возможные направления «управленческого воздействия» на структурно-процессуальные компоненты модели социокультурного процесса.

1. Феномен (или их совокупность), исследуемый в модели как неотделимая характеристика социокультурного объекта, в разных циклах реализации может корректироваться через свое обобщение или конкретизацию и изменение условий своего проявления.

В повторных циклах моделирования социокультурных процессов также могут изменяться условия функционирования собственно социокультурного объекта, феномен которого исследуется в модели.

2. Набор факторов f i, рассматриваемых как критериальные характеристики исследуемого феномена, может меняться (и количественно, и содержательно) в зависимости от того, насколько многомерный объем первичных статистических данных предполагается получить.

В свою очередь, объем получаемых в модельной реализации исходных данных по обыкновению согласовывается с методами статистической обработки, планируемых к применению.

3. Неизбежно сопровождающие социокультурный процесс, возмущающие факторы могут в исследуемой модели селекционироваться вплоть до искусственного исключения из рассмотрения. Это позволяет, в определенном смысле, «избегать» их воздействия на модельную интерпретацию социокультурного процесса и, соответственно, – количественную презентацию факторов f i.

4. Поскольку в реальности результаты социокультурного процесса зависят от места и времени его реализации, то повторные циклы модельной реализации (осуществляемые в другом времени и с качественно другим социокультурным объектом) естественным образом повышают достоверность получаемых результатов и открывают возможности для содержательно-действенного корректирования модели.

5. Процедура «измерения» достижимости цели социокультурного процесса может в модельном исследовании изменяться в зависимости от правил, которые при моделировании принимаются для количественной (или качественной) оценки результатов реализации процесса.

6. В пределах модельного исследования могут изменяться системы измерения тех факторов, – которые характеризуют исследуемый феномен, – в расчете на достижение большей информативности о ходе социокультурного процесса.

Изменение системы измерения, в свою очередь, может служить причиной перехода к другой измерительной шкале, увеличению/уменьшению масштаба измерений, корректированию методов измерений и дальнейшей статистической обработки результатов.

7. При моделировании социокультурного процесса не исключается корректирование содержательно-действенных компонентов с целью оптимизации исследуемой модели.

8. Способы управления социокультурным процессом или отдельными его этапами в пределах модельного исследования должны направляться на обеспечение процедурной устойчивости на всех этапах функционирования модели.

В случае, если модель процесса теряет устойчивость, применяются мероприятия по возврату ее к устойчивому состоянию через устранение возмущающих факторов, возврату к обычным условиям функционирования и т.п.

9. Моделирование социокультурных процессов в отдельных случаях позволяет регулировать сроки их реализации исходя из соображений эффективности, целесообразности и достижимости общей цели.

За счет корректирования времени, отводимого на выполнение отдельных этапов (или процесса вообще), общий срок реализации социокультурного процесса может, в исключительных случаях, уменьшаться или увеличиваться в соответствии с потенциальными возможностями социокультурного объекта – носителя исследуемого феномену, – и условий его функционирования.

10. Целевая ориентация исследуемой модели может корректироваться в зависимости от хода социокультурного процесса и методологической ориентации социально-педагогической системы, где реализуется этот процесс.

Завершая рассмотрение вопросов, определяющих методологические основы моделирования социокультурных процессов, заметим, что дальнейшее изучение особенностей функционирования моделей в гуманистических системах открывает возможности для более глубокого исследования тех составных социокультурных систем, которые отличаются вариативностью. недостаточной изученностью и могут применяться в эффективном управлении социальными объектами.

 

Вопросы и задания для закрепления знаний:

1. Каковы причины возрастания роли естественнонаучного знания в современном мире?

2. Почему возникает нелинейность в процессе использования научных достижений в реальной экономической жизни общества?

3. Какие функции выполняют СМИ по отношению к естествознанию?

4. В чем состоит постнеклассическая парадигма естествознания?

5. Каковы особенности моделирования социокультурных явлений средствами современного естествознания?

 

РАЗДЕЛ 3.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.