Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эволюция управленческой мысли.

В классическом менеджменте туризма выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза - до XIX в.; начальная фаза – 1800-1917 гг.; фаза развития и подъема-1917-1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности - 1990-й год и по настоящее время.

Эти периоды отличаются

- выбором транспортных средств - пешком, на лошади, паровозом (по железной дороге), на автомобиле, на самолете;

- мотивацией путешествий - от путешествия, вызванного необходимостью, к путешествию самоцели (познание мира, лечение, отдых, рекреация и т.п.);

- количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям - от элиты - к среднему сословию - к состоятельным классам и до массового охвата людей туризмом.

Первый (древний) период

В развитии менеджмента этот период был самым длительным - начиная с IX-VII тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII в. Прежде чем управление выделилось в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт в этой сфере.

Первые формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно около IX-VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.



В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным достоянием. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и т.д.).

В период расцвета греческих городов-государств, в ходе развития политических, экономических и культурных связей начинали складываться определенные традиции, способствовавшие возникновению некоего подобия центров туризма.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественников - пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. При перемещении богатых путешественников за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления туризмом, однако позволяют в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки о менеджменте.

Индустриальный период развития менеджмента (1800-1917).В этот период наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как проанализировал различные формы разделения труда и охарактеризовал обязанности государя и государства.

В конце XVIII в. все более стал проявляться феномен, который сейчас мы называем промышленной революцией. Этот процесс не только повлиял на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.

Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Эффект от этих процессов прежде всего проявился в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в городе, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители.

Итак, индустриализация создала два новых сектора в обществе: а) городское население, ставшее основой рынка железнодорожных пассажиров и вместе с этим рынка популярных экскурсий; б) новые классы фондодержателей и финансистов - богатых людей, сформировавших рынок путешествий и туризма.

Существует единая точка зрения на время возникновения менеджмента в туризме России. В 1777 г. в Москве появился «План приемлемого путешествия в чужие края» Вениамина Генша. Более ранних документальных подтверждений о специально организованных коллективных поездках за границу или по России нет, поэтому год появления «Плана ...» Генша принято считать точкой отсчета в истории российского туризма как организованного движения. По этому плану каждый из участников путешествия должен был вручить В. Геншу, организатору (менеджеру) намеченного туристского мероприятия, гонорар, установленный по контракту. Речь идет о том, что группа людей под началом опытного руководителя-менеджера должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.

Поступательное развитие железнодорожного транспорта способствовало дальнейшей урбанизации населения. В большинстве крупных городов сформировавшийся средний класс. Доходы этой многочисленной части населения все возрастали, и они уже могли себе позволить отдохнуть. Это было характерно для всего работающего населения.

Возрастающие потребности и возможности проведения досуга (спрос) рождали предложение - началось формирование индустрии отдыха и развлечений.

Пока путешествия не стали очень распространены путешественники, сами являлись организаторами своего отдыха. Но постепенно оформилась потребность в некой организации, которая взяла бы на себя заботу о создании «туристского комплекса». Поначалу такие компании представлялись как агенты транспортных компаний. В то же время эволюция путешествий и развитие индустрии и коммерции подтолкнули туристских организаторов к осознанию необходимости в обеспечении размещения уже перевезенных путешественников в отелях.

Итак, именно все возрастающие человеческие потребности и возможности обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. Это же предопределило и возникновение туристских организаторов. Большая часть населения, предъявляющая спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление программы своего путешествия туристскому организатору, т.е. менеджеру.

Период систематизации менеджмента туризма (1918-1990). Отличительной чертой данного периода развития менеджмента является формирование новой организационной структуры управления туризмом в СССР. Появилась организационно-административная структура туризма социалистического типа.

В первые послереволюционные годы интерес к туризму и экскурсиям очень возрос.

В 1937-1940 гг. была проведена комплексная реорганизация структур управления туризмом. В ее основу было положено жесткое централизованное планирование и управление туризмом в СССР, которое сохранялось до 1990 г.

В 1962 г. создается система Советов по туризму, руководство которой осуществлял Центральный Совет ВЦСПС по туризму.

В международном масштабе туристскую деятельность координирует ВТО (Всемирная туристская организация), созданная в 1968 г. Основными задачами ВТО являются оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли, укрепление дружеских и культурных связей, борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей, сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма, научно-исследовательская работа в области туризма, координация туристской деятельности в региональном и межрегиональном масштабе, сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

Развитие менеджмента в XX в. Период распада централизованной системы управления туризмом (с 1990 г. по настоящее время)

Перестройка в СССР привела к распаду единой туристско-экскурсионной системы. На ее базе начали создаваться туристские организации различных форм собственности. В преобладающем большинстве это частные туристские фирмы, занимающиеся в основном выездным туризмом. По существу, речь идет об открытой системе туризма, которая постоянно взаимодействует с внешней средой.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых являются следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего Совета народного хозяйства; образование местных органов экономического управления.

Период «военного коммунизма» характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. Во время новой экономической политики с позиций управления выделялись три уровня управления (высший, средний и низший).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.