Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Показатели рентабельности и методы их расчета

Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатель рентабельности характеризует относительную доходность или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала.

Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:

1) показатели доходности продукции,

2) показатели доходности имущества или используемого капитала,

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции. С помощью таких показателей можно определить влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы предприятия, инвестированный капитал, акционерный капитал.

Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого притока денежных средств. Эти показатели дают представление о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами. Необходимость расчета таких показателей объясняется тем, что операции денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, "здоровья" экономики и финансового состояния предприятия.



Основные показатели рентабельности представлены в таблице

Таблица 4

Система показателей рентабельности

 

Наименование показателя формула расчета пояснения
1.Показатели доходности продукции 1.1. Рентабельность продаж показывает доходность реализации, т.е. на сколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 рубль прибыли. Напрямую связан с динамикой цены реализации продукции, уровнем затрат на производство. GPM (норма валовой прибыли или валовая рентабельность реализованной продукции) GPM=вал.прибыль/выручка= (S-COGS)/S. S –выручка,COGS –себестоимость реализованной продукции OIM (операционная рентабельность) OIM = операц.прибыль/выручка= (S-COGS- ОЕ)/S, ОЕ-операционные расходы. NPM (чистая рентабельность реализованной продукции) NPM= чистая прибыль/выручка от реал.= Pn/ S  
1.2.Рентабельность продукции (рентабельность основной деятельности) показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль затрат. Дополняет показатель рентабельности продаж. Динамика показателя может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции
2.Показатели доходности имущества и используемого капитала 2.1.Фондорентабельность (рентабельность внеоборотных активов) показывает эффективность использования внеоборотных активов
2.2.Рентабельность производства или авансированных средств показывает эффективность использования производственных фондов предприятия
2.3.Общая рентабельность капитала (экономическая рентабельность) показывает эффективность использования всего имущества, всего капитала предприятия. При сравнении рентабельности капитала с рентабельностью продукции и величиной ставки по банковскому кредиту можно сделать вывод либо о неоправданном завышении кредитной ставки, либо о неудовлетворительном использовании капитала предприятия Рентабельность активов: ROA=(Pn +In)/A, где In –проценты к уплате
2.4.Рентабельность инвестиционного капитала(перманентного) показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок ROI=(Pn +In)/(Ct – CL), где In –проценты к уплате Ct – совокупный капитал по ассиву, CL – краткосрочные пассивы.
2.5.Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Динамика показателя оказывает влияние на уровень котировки акций
2.6.Финансовая рентабельность (рентабельность собственного капитала) показывает, сколько чистой прибыли получает предприятия на 1 рубль собственного капитала (ROE=Pn/E),где Е-СК
2.7.Рентабельность чистых активов по чистой прибыли RNA=PN/NA показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. Рентабельность должна обеспечить окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров
2.8.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений показывает уровень доходности долгосрочных финансовых вложений
3.показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств 3.1.Рентабельность продаж, рассчитанная на базе чистого притока денежных средств экономическая интерпретация показателей такая же, что и в первых двух группах, но с учетом особенностей выбранного показателя эффекта    
3.2.рентабельность капитала, рассчитанная на базе чистого притока денежных средств  
3.3.Рентабельность собственного капитала, рассчитанная на базе чистого притока денежных средств  

 

Условные обозначения:

P -общая прибыль (до налогообложения),

Pp-прибыль от реализации продукции (работ, услуг),

Pn-чистая прибыль,

Ddfv- доходы от долгосрочных финансовых вложений,

DFV-долгосрочные финансовые вложения,

NPM-чистый приток денежных средств,

N - выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг,

К-средняя стоимость капитала (валюта баланса),

SK- собственный капитал,

DK- долгосрочные обязательства,

F- основные фонды,

FA--внеоборотные (фиксированные активы),

NA- чистые активы, рассчитываются в соответствии с "Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ", утвержденным Приказом МФ РФ №10н от 29.01.2003г.

 

Существенно влияют на анализ финансово-экономического состояния предприятия и формулирование выводов особенности расчета показателей рентабельности.

1. В расчетах коэффициентов рентабельности используются показатели общей прибыли, прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг, чистой прибыли в зависимости от целей анализа и характера показателей.

2.Показатель рентабельности может быть рассчитан и путем сопоставления расходов и доходов организации по отдельным направлениям деятельности.

3. Необходимо различать прибыль, исчисленную с учетом требований налоговых органов, и прибыль, исчисленную согласно правилам бухгалтерского учета. Для расчета рентабельности необходима только вторая величина, и именно ее показывает отчет о прибылях и убытках.

4.Числитель и знаменатель показателя рентабельности выражены в денежной форме, но в разной покупательной способности и ликвидности. Числитель показателя - прибыль. Она динамична, в ней отражается уровень цен, количество произведенной продукции, результаты деятельности за истекший период. Знаменателем показателя в некоторых формулах могут быть капитал или отдельные виды активов. Хотя они и имеют стоимостную оценку, но это учетная стоимость(зафиксированная в учетной документации), которая может существенно отличаться от текущей (рыночной) оценки. Поэтому себестоимость активов в случае реальной или возможной утери ими стоимости должна быть доведена до остаточной. Резервы на сомнительную дебиторскую задолженность ,на возможные потери запасов должны быть вычтены из нее. Названные процедуры необходимо выполнить, так как прибыль была получена на реальный капитал.

5.Расчет показателей, характеризующих рентабельность предприятия основан на определении среднегодовых величин, что необходимо для приведения числителя и знаменателя дроби в сопоставимый вид. Это обусловлено тем, что прибыль учитывается нарастающим итогом с начала года и за весь отчетный период. Поэтому в знаменателе указывается средняя величина имущества или капитала. Это особенно актуально, когда имеются существенные изменения в объеме и структуре активов.

6.Показатели рентабельности отражают результативность работы предприятия за отчетный период. Поэтому планируемый долгосрочный эффект показатели рентабельности не отражают. Следовательно снижение уровня рентабельности в рассматриваемом периоде не всегда следует расценивать как негативную.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.