Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Постоянные и переменные издержки.

Операционный рычаг

Существуют три основных метода дифференциации издержек на постоянные и переменные:

1 Метод максимальной и минимальной точки.

− Определяется, так называемая, ставка переменных издержек – это средние переменные расходы в себестоимости единицы продукции:

 

, (22)

 

где – максимальный объем производства, тыс. шт.;

– минимальный объем производства в процентах к максимальному, %;

,– соответственно максимальные и минимальные значения общих (суммарных) издержек.

− определяется общая сумма постоянных издержек:

 

. (23)

 

2 Статистический метод основан на использовании корреляционного анализа, хотя сами коэффициенты корреляции не определяются.

Линия общих издержек строится с использованием различных пакетов прикладных программ (например, EXEL) и определяется уравнением первой степени:

 

, (24)

 

где Y общие издержки;

а уровень постоянных издержек;

b ставка переменных издержек;

X– объем производства в физических единицах.

3 Метод наименьших квадратов является наиболее точным, так как в ней используются все данные о совокупных издержках и определяются коэффициенты а и b.

Ставка переменных издержек (b)определяется следующим образом:

. (25)

 

Тогда переменные издержки в расчете на среднемесячный объем производства и постоянные издержки составят:

 

, (26)

. (27)

 

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли:



 

, (28)

, (29)

 

где − удельные переменные издержки (переменные издержки на единицу продукции);

Ц – цена единицы продукции.

Если трактовать силу воздействия операционного рычага как процентное изменение валовой маржи (или в зависимости от целей анализа – операционной прибыли) при данном процентном изменении физического объема продаж, то формула СВОР может быть представлена в таком виде:

 

. (30)

 

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю:

(31)

 

Порог рентабельности можно определить и в натуральных единицах – это пороговое (критическое) значение объема производства (в штуках и т. п.), ниже которого предприятию производить продукцию невыгодно. Формула обычно используется следующая:

 

(32)

 

Однако данная формула справедлива только в том случае, если предприятие (фирма) производит одно наименование товара. Если же товаров несколько, то порог рентабельности товара i с долей в выручке от реализации, равной хi, и ценой Цi определится по формуле:

(33)

 

Порог безубыточноститовара – такая выручка от реализации, которая покрывает переменные и прямые постоянные затраты:

 

(34)

 

где − прямые постоянные затраты.

Запас финансовой прочности предприятия – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности:

 

.(35)

 

Чем больше постоянные затраты, тем больше СВОР, тем более чувствительна прибыль к изменениям объема продаж и выручки от реализации. Чем выше уровень ЭФР, тем более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям операционной прибыли.

Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко все более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле уровня сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов (УСЭ):

. (36)

Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент.

Уровень сопряженного эффекта позволяет прогнозировать величину важного показателя – чистой прибыли, приходящейся на одну акцию (EPS):

 

Примеры решения задач

Пример1.

Фирма выпускает металлоконструкции. Анализируя данные по издержкам производства (таблица 24), она столкнулась с проблемой их дифференциации. Особенно трудно оказалось выделить сумму постоянных расходов на электроэнергию [10].

 

Таблица 24 – Динамика объема производства и суммарных расходов на электроэнергию в течение года

Месяц Объем производства, тыс. шт. Расходы на электроэнергию, тыс. руб.
январь 10,0
февраль 8,0
март 10,0
апрель 11,0
май 12,0
июнь 9,0
июль 7,0
август 7,5
сентябрь 8,0
октябрь 10,0
ноябрь 12,0
декабрь 13,0
Итого в среднем за месяц 9,8 3617,5

 

Рассмотрим механизм дифференциации издержек с использованием разных методов.

1 Дифференциация издержек методом максимальной и минимальной точки. Из всей совокупности данных выбираются два периода с наибольшим и наименьшим объемом производства (таблица 25). В нашем примере это декабрь и июль. В декабре сумма переменных издержек будет максимальной, а постоянных – минимальной. В июле – естественно, наоборот.

 

Таблица 25 – Данные для определения ставки переменных издержек

Показатель Объем производства Разность между максимальными и минимальными величинами
максимальный минимальный
1. Уровень производства, в тыс. шт. в % 2. Расходы на электроэнергию, тыс. руб.   13,0   7,0 53,85     6,0 46,15  

1) определяем ставку переменных издержек:

 

2) определяем общую сумму постоянных издержек:

 

=

тыс. руб.

 

2 Дифференциация издержек статистическим (графическим) методом. На график (рисунок 2) наносятся все данные о совокупных издержках фирмы. Проводится линия общих издержек: точка пересечения с осью издержек показывает уровень постоянных расходов: 2800 тыс. руб.

Тогда ставка переменных издержек составляет:

 

руб./шт.

 

Рисунок 2 – График суммарных расходов на электроэнергию

3 Дифференциация затрат методом наименьших квадратов. Алгоритм определения коэффициентов и результаты расчетов приведены в таблице 26.

 

Таблица 26 – Данные для расчета ставки переменных издержек

Месяц Объем производства, Vпр(тыс. шт.) (тыс. шт.) Суммарные издержки, Иобщ (тыс. руб.) (тыс. руб.) ( )2 ( ) ( ) (тыс. руб.)
январь 0,2 3,2 132,5 0,04
декабрь 3,2 242,5 10,24
Итого 117,5     41,73 3075,75
Среднее 9,8   3617,5      

 

Ставка переменных издержек bравна:

 

руб.

 

Переменные издержки в расчете на среднемесячный объем производства составляют: 9,8 тыс. руб. ∙73,7 = 722,3 тыс. руб. Тогда постоянные издержки составляют: 3617,5 тыс. руб. – 722,3 тыс. руб. = 2895,2 тыс. руб.

В аналитической форме общие расходы на электроэнергию можно представить следующим образом:

1) по методу максимальной и минимальной точки:Y = 2755+85X;

2) по статистическому методу:Y = 2800 + 83,4Х;

3) по методу наименьших квадратов:Y = 2895,2 + 73,7X.

Пример 2.

Планируется возрастание выручки от реализации на 20 % (т. е. на 0,2). Чистая прибыль на акцию в текущем году составила 1,904 руб. при силе воздействия финансового рычага 2,0 и силе воздействия операционного рычага 1,43. Какой может быть прибыль на акцию в следующем году?

 

Решение:

В будущем году чистая прибыль на акцию может достигнуть величины:

1,904·(1,0 + 2,0 · 1,43 · 0,2) = 2,993 руб.

Ответ: 2,99 руб. на акцию.

Пример 3.

Проанализируйте влияние операционного рычага по двум предприятия А и В, имеющим равный объем продаж, но различную структуру затрат (таблице 27), с учетом следующих условий по отношению к базисному варианту:

а) снижение объема производства на 15 %;

б) увеличение объема производства на 15 %.

 

Таблица 27 – Анализ динамики операционного рычага

Наименование показателя Базисный вариант Снижение объемов производства на 15 % Увеличение объемов производства на 15 %
А В А В А В
Исходные данные
1 Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
2 Переменные затраты, тыс. руб.
3 Постоянные затраты, тыс. руб.
Данные, рассчитанные на основе исходных данных
4 Суммарные затраты (п.2+п.3), тыс. руб.
5 Валовая маржа (п.1-п.2), тыс. руб.
6 Операционная прибыль (п.5-п.3 либо п.1-п.4), тыс. руб.
7 Операционная рентабельность продаж (п.6/п.1·100%), % 16,5 12,9 22,6 25,2
8 Операционный рычаг (п.5/п.6), руб./руб. 2,43 4,64 1,77 2,38
9 Отклонение операционной рентабельности продаж от базисного варианта, % -3,5 -7,1 +2,6 +5,2

 

Произведенные в таблице расчеты показывают, что уровень операционного рычага в компании В в несколько раз выше, чем в компании А:

– при базисных условиях – в 2,25 раза;

– при снижении объема производства на 15 % – в 3,3 раза;

– при увеличении объема производства на 15 % – в 1,9 раза.

Это свидетельствует о том, что компания В имеет более высокую техническую оснащенность производства и, соответственно, более низкий уровень затрат ручного труда. Переменные затраты компании А выше, чем в компании В, в 1,5 раза. Однако, это оправдано тем, что операционная рентабельность компании А при снижении производства выше, чем в компании В на 3,6 %.

Тем не менее при увеличении объема производства на 15 % финансовые показатели компании В становятся значительно лучше: операционная рентабельность увеличилась по сравнению с базисным вариантом на 5,2 %, а по сравнению с компанией А на 2,6 %. Вместе с тем показатель рентабельности компании В сильно варьирует (от минус 7,1 % до плюс 6,7 %).

Таким образом, компания В занимает более рискованную позицию, т.е. может значительно выиграть в финансовых показателях в период роста объема производства, но может и значительно проиграть в периоды экономического спада и снижения объема производства или продаж.

Пример 4.

Определите точку безубыточности, имея следующие исходные данные. За отчетный период переменные затраты на единицу продукта составили 12 рублей, цена продукта – 15 рублей, условно-постоянные затраты – 30 тысяч рублей. Рассчитайте объем продаж, обеспечивающий получение прибыли в размере 20 тысяч рублей.

1 Порог рентабельности в натуральных единицах:

= 30 000 / (15 –12) = 10 000 ед.

2 Порог рентабельности в стоимостной оценке:

ПР = 30 000 / 1 – (12 / 15) = 150 000 руб.

3 Объем продаж для достижения планируемой прибыли:

Vпр= (30 000 + 20 000) / (15-12) ≈ 16 667 ед.

Ответ: 10000 штук, 150 тыс. руб., 16667 штук.

 

Задания для самостоятельного выполнения

 

Задание 1.Руководство предприятия намерено увеличить выручку от реализации на 15 %, не выходя за пределы релевантного диапазона. Базисная выручка составила 40000 тыс. руб. Постоянные затраты в пересчете на весь объем продукции – 4000 тыс. руб. Общие переменные затраты составляют для исходного варианта 32000 тыс. руб. Определить сумму прибыли, соответствующую новому уровню выручки от реализации традиционным способом и с помощью операционного рычага.

Примечание – Релевантный диапазон (relevant range) — это такой промежуток деловой активности, на котором фиксированные затраты остаются неизменными и не демонстрируют скачков, а поведение переменных затрат аппроксимируется с прямо пропорциональным их изменением в зависимости от уровня деловой активности.

Задание 2.Определить структуру затрат предприятия, если наибольшая из сумм пришлась на январь отчетного года и составила 20 тыс. руб., а самая низкая – на июль (16 тыс. руб.). Максимальная сумма дохода, соответственно, была равна 30 тыс. руб., а минимальная – 18 тыс. руб. Структуру затрат определить в процентах.

Задание 3.На основании таблицы 28 определить:

1) сколько процентов прибыли удастся сохранить предприятию, если выручка от продажи снизится на 25 %;

2) процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишается прибыли;

3) на сколько процентов необходимо снизить постоянные издержки, чтобы при снижении выручки на 25 % и при прежнем значении силы воздействия операционного рычага (СВОР) предприятие сохранило 75 % ожидаемой прибыли;

4) эффект финансового рычага (ЭФР);

5) взаимное влияние эффектов финансового и операционного рычагов.

 

Таблица 28 – Исходные данные для определения силы воздействия операционного рычага

В тысячах рублей

Показатели Отчетный год
1 Выручка от продажи
2 Переменные затраты
3 Постоянные затраты
4 Собственные средства
5 Краткосрочные кредиты
6 Долгосрочные кредиты
7 СРСП, % 8,5

Задание 4.На основании исходных данных таблицы 29:

1) произвести дифференциацию издержек известными способами классификации затрат;

2) составить уравнения 1 степени и определить различия между способами классификации затрат.

Какой способ, по Вашему мнению, является наиболее точным?

 

Таблица 29 – Объем производства и затраты за 1 полугодие

Месяц Объем производства, тыс.шт. Суммарные затраты, тыс. руб.
1 Январь 15,2
2 Февраль 10,4
3 Март 15,9
4 Апрель 14,5
5 Май 9,5
6 Июнь 11,8

Задание 5.Компания ежемесячно продает 600 единиц продукции на 1200 тыс. руб. Валовая маржа на единицу – 0,9 тыс. руб. Руководство фирмы планирует использовать менее дорогие компоненты с целью экономии на переменных издержках (экономия составит 200 руб. на единицу). Однако менеджер по сбыту полагает, что снижение качества сведет месячные продажи к 450 единицам. Следует ли идти на эти изменения?

Задание 6. На основании исходных данных таблицы 30 определить порог рентабельности и запас финансовой прочности.

 

Таблица 30 – Исходные данные

В тысячах рублей

Наименование показателя Сумма
1 Выручка от продажи
2 Переменные затраты
3 Постоянные затраты

Задание 7.Организация производит 120000 единиц товара. Одну из комплектующих деталей можно не изготавливать самим, а приобрести у другого изготовителя за 21 руб. Производственные издержки на весь объем: прямые материалы – 900 тыс. руб., прямая заработная плата – 450 тыс. руб., переменные накладные расходы – 350 тыс. руб., постоянные накладные расходы – 900 тыс. руб. Покупка на стороне позволит снизить постоянные накладные расходы до 800 тыс. руб. Определите, что выгоднее: производить или покупать.

Задание 8.Компания А продает одно наименование продукции. Переменные затраты на единицу составляют 6 рублей, цена единицы продукции – 12 рублей. Спрос составляет 17500 единиц, а постоянные затраты 50000 рублей. Планируется снизить цену изделия до 10 рублей, в результате этого спрос возрастет до 18900 единиц и постоянные затраты увеличатся до 62000 рублей.

 

Определить:

1) валовую прибыль на единицу продукции;

2) расчетную прибыль при новой продажной цене;

3) точку безубыточности при каждой продажной цене;

4) объем реализации, необходимый для достижения плановой прибыли 4000 рублей;

5) наиболее выгодную для предприятия цену продукции.

Задание 9.На основании исходных данных таблицы 31 определить:

1) валовую маржу;

2) финансовый результат от продажи;

3) порог рентабельности на оба товара;

4) запас финансовой прочности на оба товара.

 

Таблица 31 – Выручка от продажи и затраты товаров А и В

В тысячах рублей

Показатели Товар А Товар В Итого
1 Выручка от продажи ?
2 Переменные затраты ?
3 Постоянные затраты (на оба товара)

Задание 10.Имея следующие исходные данные по двум видам товаров предприятия (таблица 32), определить:

1) валовую прибыль (маржинальный доход);

2) финансовый результат от продажи;

3) порог рентабельности в целом и для каждого вида товара;

4) запас финансовой прочности в целом и для каждого вида товара;

5) какой товар является невыгодным для предприятия.

Что можно предложить руководству компании для устранения выявленных недостатков?

 

Таблица 32 – Объем продаж и суммарные затраты

В тысячах рублей

Показатели Товар А Товар В Итого
1 Выручка от продажи ?
2 Переменные затраты ?
3 Постоянные затраты (на оба товара)

Задание 11.Имея следующие исходные данные (таблица 33), определите:

1) порог безубыточности (в штуках и рублях);

2) порог рентабельности (в штуках и рублях);

3) выручку от продажи в точке безубыточности;

4) переменные затраты в точке безубыточности;

5) валовую и промежуточную маржу в точке безубыточности;

6) месяц года, когда продукт начинает участвовать в покрытии постоянных затрат;

7) месяц года, когда продукт начинает участвовать своей прибылью в покрытии постоянных затрат.

 

Таблица 33 – Исходные данные

Показатели Абсолютные значения
1 Цена продукта, руб.
2 Объем продаж за год, тыс. шт.
3 Переменные затраты на единицу продукта, руб.
4 Прямые постоянные затраты, тыс. руб.
5 Косвенные постоянные затраты, тыс. руб.

 

Сделать выводы и рекомендации в отношении ценовой политики организации.

Задание 12.Имеется следующая информация по компании: цена единицы продукции – 4 руб., условно-постоянные затраты – 260 тыс. руб., удельные условно-переменные – 3 руб., ставка процента по банковскому кредиту – 13 %, стоимость заёмного капитала – 12 тыс. руб., ставка налога на прибыль – 20 %, активы – 1850 тыс. руб. При росте объемов производства и продаж будет иметь место рост финансовой зависимости. Прогнозируется следующая динамика объемов продаж (млн. штук): 2; 4; 7; 10; 14. Для каждого последовательного объема продаж рассчитайте:

а) уровень операционного рычага;

б) уровень финансового рычага;

в) уровень сопряженного эффекта.

Задание 13. Исследование рынка позволило построить кривую спроса на продукцию фирмы (таблица 34).

 

Таблица 34 – Зависимость объема продаж от цены продукции

Наименование показателя Значение показателя
Цена единицы продукции, тыс. руб. 6,5 6,0 5,5 5,0 4,5
Объем продаж, шт.

 

 

Переменные издержки запланированы в сумме 2,1 тыс. руб. на одно изделие при объеме производства до 750 штук и 1,7 тыс. руб. – при объеме более 750 штук. Относимые на изделия постоянные издержки составят 700 тыс. руб. при объеме производства до 750 штук и 900 тыс. руб. при объеме свыше 750 штук. Обоснуйте рациональный объем производства.

Задание 14. Предприятие имеет 2000 устаревших деталей для компьютеров, приобретенных ранее за 110 тыс. руб. Обоснуйте, что выгоднее: обработать детали с издержками 37 тыс. руб. и продать их за 61 тыс. руб. или продать без всякой обработки за 17,5 тыс. руб.

Задание 15. Компания производит три модификации однородной продукции (таблица 35).

Таблица 35 – Зависимость объема продаж от цены продукции

В рублях

Модификация продукта Переменные затраты на единицу продукции Цена реализации единицы продукции
А
Б
В

 

Различий по доле в объемах реализации нет. Совокупные постоянные затраты фирмы составляют 20 млн. руб. в год. При ухудшении конъюнктуры фирме предстоит сокращение производства. Определите порог рентабельности по каждой модификации. Составьте план номенклатурных предпочтений при сокращении производства.

Задание 16. Рассчитайте уровень производственного рычага предприятий-конкурентов на основании данных, приведенных в таблице 36.

 

Таблица 36 – Показатели деятельности предприятий-конкурентов

 

Показатель Предприятие А Предприятие Б
Цена единицы продукции, тыс. руб. 2,1 2,1
Переменные расходы на единицу продукции, тыс. руб. 1,1 0,8
Условно-постоянные расходы на весь объем, тыс. руб.
Фактический объем производства, ед.
Проектный объем производства, ед.

Задание 17. Предприятие изготавливает запасные части к автомобилям (масляные фильтры) и реализует их по 3000 руб. за фильтр. Переменные издержки на единицу продукции − 1100 руб. Постоянные издержки предприятия на годовой объем производства и продаж (250000 шт.) составляют 830000 тыс. руб. Порог рентабельности перейден. Поступает коммерческое предложение продать дополнительно 20000 фильтров по 2250 руб. Выполнение этого заказа связано только с возрастанием переменных издержек. Постоянные издержки не изменятся. Принимать ли предложение?

Задание 18.Предприятие производит электроплиты, реализуя 400 плит в месяц по цене 3000 руб. (без НДС). Переменные издержки составляют 1800 руб./шт., постоянные издержки предприятия − 270 тыс. руб. в месяц. Возьмите на себя роль финансового директора предприятия и ответьте на следующие вопросы:

1 Начальник отдела маркетинга полагает, что увеличение расходов на рекламу на 100 тыс. руб. в месяц способно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 300 тыс. руб. Одобрить ли повышение расходов на рекламу?

2 Заместитель генерального директора по производству хотел бы использовать более дешевые материалы, позволяющие экономить на переменных издержках по 250 руб. на каждую единицу продукции. Однако начальник отдела сбыта опасается, что снижение качества плит приведет к снижению объема реализации до 350 шт. в месяц. Следует ли переходить на более дешевые материалы?

3 Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену реализации на 200 руб. и одновременно довести расходы на рекламу до 150 тыс. руб. в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае увеличение объема реализации на 50 %. Следует ли одобрить такое предположение?

4 Начальник отдела сбыта предлагает перевести своих сотрудников с окладов (суммарный месячный фонд оплаты 60 тыс. руб.) на комиссионное вознаграждение – 150 руб. с каждой проданной плиты. Он уверен, что объем продаж вырастает на 15 %. Следует ли одобрить такое предложение?

5 Начальник отдела маркетинга предлагает снизить отпускную оптовую цену, чтобы стимулировать сбыт и довести дополнительный ежемесячный объем оптовых продаж до 150 плит. Какую следует назначить оптовую цену на дополнительную продукцию, чтобы прибыль возросла на 30 тыс. руб.?

Задание 19.Имеются данные о выпуске трех видов продукции предприятием (таблица 37).

 

Таблица 37 – Выпуск продукции за отчетный период

В тысячах рублей

Показатели Полки Дачная мебель Кухонная мебель
1 Выручка от продажи 148,5 138,0 170,0
2 Прямые затраты 91,5 66,5 88,5
3 Косвенные затраты 20,0 57,0 87,0

 

Определите:

1) суммарные издержки;

2) финансовый результат от продажи каждого вида продукции;

3) рентабельность основной деятельности, в процентах.

Расчет показателей произведите по нескольким вариантам (традиционным и с помощью операционного анализа). Сделайте выводы и рекомендации в отношении ассортиментной и ценовой политик организации.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.