Работа над звуковой стороной речи • «Договори слово».
Логопед произносит начало слова, дети его договаривают: теле..(нок), медвежо...(нок), коте...(нок), волчо...(нок), ежо... (нок). Физкультминутка -логоритмика
• «Как у нашего кота». Импровизация движений рук в такт потешке.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Тематический цикл «Игрушки»
(двадцать третья неделя)
Дети должны усвоить:названия игрушек; материал, из которого они сделаны; как с ними обращаться.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• « Что вверху, а что внизу ?» Составление предложений со словами вверху, внизу.
На наборном полотне логопед выставляет в два ряда картинки с изображением игрушек. Отвечая на вопросы логопеда, дети составляют предложения:
Вверху кукла (матрешка, гармошка, робот, барабан, флажок).
Внизу мишка (зайка, кубик, домик, пушка, неваляшка, кроватка).
Картинки меняются местами, и игра повторяется.
• «Где игрушки ?» Практическое употребление в речи и дифференциация предлогов на, под.
Логопед ставит одну игрушку на стол, а другую — под стол. Дети должны ответить, где находятся игрушки.
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом.
Неваляшка на столе, а робот под столом. И так далее.
• «Из чего сделаны игрушки?» Знакомство с понятиями деревянная, железная, пластмассовая.
Логопед подбирает три игрушки, изготовленные из дерева, железа и пластмассы. Объясняет детям, из чего они сделаны, и просит найти в игровом уголке другие игрушки, изготовленные из такого же материала. Дети находят игрушки и объясняют: «Самолет железный, он из железа». И так далее.
• «Слушай внимательно, выполняй старательно». Выполнение двухступенчатых инструкций логопеда.
Кубик положи на шкаф, а колечко спрячь в рукав.
Мишку поставь в уголок, а мячик брось в потолок.
Шарик спрячь под шапку, а картинку положи в папку.
Матрешку поставь на окошко, а мозаику спрячь в ладошке.
Куклу положи в кроватку, а зайку посади в коляску.
Дети объясняют, что они делали.
•Чтение с выражением стихотворения «Поиграем».
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!
И. Токмакова
Развитие связной речи
•Логопед вместе с детьми составляет рассказы-описания различных игрушек: их строение, цвет, как с ними нужно играть и т. д.
Сенсорное развитие
• «Волшебный мешок».
Логопед готовит для занятия мешок с игрушками. Каждый ребенок по просьбе логопеда должен найти в мешке две игрушки и назвать их, не вытаскивая из мешка, а потом показать всем.
Я нашел матрешку и куклу.
Я нашел кубик и мячик. И так далее.
Работа над звуковой стороной речи
• «Найди картинку».
Логопед выставляет на наборном полотне картинки с изображением игрушек и четко их называет. Дети повторяют. Затем логопед просит детей найти картинку, название которой начинается со слога са (мат, гар, кук, пи, ро, миш, 6а).
Картинки: самолет, матрешка, гармошка, кукла, пирамида, робот, мишка, барабан.
Физкультминутка -логоритмика
• Считалка под мяч.
В гости к нам пришла считалка,
Рассказать ее не жалко.
Мы считалочку учили
И мячом по полу били.
Тематический цикл «Наш дом»
(двадцать четвертая неделя)
Дети должны усвоить:названия некоторых частей дома; как строят дом; для чего он нужен; понятия много этажей, один этаж, высокий, низкий.
Лексико-грамматические игры и упражнения
•«Что нужно домику?» Составление предложений по образцу логопеда.
Логопед показывает детям картинку с изображением дома' и вместе с детьми выясняет, из каких частей он состоит. Затем спрашивает: «Что нужно домику?»
Домику нужна крыша.
Домику нужны стены.
Домику нужны окна.
Домику нужны балконы.
Домику нужны этажи.
Домику нужны полы.
Домику нужны лестницы.
• «Что есть в домике?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом в; существительных с обобщающим значением.
Логопед показывает детям поочередно ряд картинок, опираясь на которые они рассказывают, что есть в домике.
В домике есть мебель.
В домике есть одежда.
В домике есть обувь.
В домике есть посуда.
В домике есть продукты.
В домике есть игрушки.
В домике есть цветы.
•Чтение с выражением загадок. Логопед разъясняет детям их значение. Дети повторяют загадки за логопедом (2 раза).
Кто в дом ни идет,
Меня за ручку берет.
(Дверь)
Много соседей, все рядом живут,
А никогда не видятся.
(Окна)
Четыре братца
Под одной крышей стоят.
(Стол)
• « Что есть в твоей комнате?» Составление предложений с однородными членами.
Каждый ребенок рассказывает, что есть вего комнате. При необходимости логопед помогает.
Развитие связной речи
• «-Рисуем картину». Учить проводить прямые линии (дорожка, забор); прямые замкнутые линии (гараж, окошко, дверь, крыша, дом); сюжетному рисованию; располагать предметы на
листе бумаге (вверху, внизу, посередине, с одной стороны, с другой стороны); последовательному рассказу о ходе работы.
«Посередине я нарисовал дом: вот окно, вот крыша, вот дверь. С одной стороны — забор. С другой стороны — дерево. Около дерева я нарисовал гараж. Вверху — солнышко и птичку. Внизу — травку и цветочек».
Сенсорное развитие
•«Соберем домик». Обратить внимание на пространственное расположение деталей предмета.
У каждого ребенка на столе лежит геометрическая фигура, изображающая какую-либо часть дома. Дети подходят к игровому полю и составляют домик.
Зачин логопеда (дети повторяют):
Мы с ребятами играем,
Домик быстро собираем.
|