Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Поиск, накопление и обработка

Г. М. Андросова

А. А. Старовойтова

 

 

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАНИЙ

Учебное пособие

 

 

Омск 2008

УДК 519.24

ББК 37.24я73

А 66

 

Андросова, Г. М.

Методы и средства исследований : учебное пособие / Г. М. Андросова, А. А. Старовойтова. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2008. – 135 с.

 

 

Цель создания пособия – оказать помощь студентам в получении практических навыков в поиске и отборе научно-технической информации, планировании и проведении исследований, статистической обработке и оценке экспериментов, построении двухмерных сечений поверхностей отклика при интерпретации результатов эксперимента графическим методом, применении корреляционного анализа и методов экспертных оценок.

Содержит практические и лабораторные работы с кратким теоретическим материалом и примерами выполнения рассматриваемых задач.

Учебное пособие выполнено в соответствии с учебным планом специальности 260902 «Конструирование швейных изделий».

Пособие предназначено для студентов специальности «Конструирование швейных изделий» дневной и заочной форм обучения для подготовки и выполнения практических работ по дисциплине «Методы и средства исследований».

Разделы учебного пособия подготовлены: Г. М. Андросовой – предисловие, введение, раздел 1-5, прил., заключение, словарь терминов; А.А. Старовойтовой – раздел 6, 7, алфавитно-предметный указатель.

 

УДК 519.24

Библиогр.: 16 назв. Табл. 43. Рис. 12. Прил. 8. Словарь терминов. Предм. указ. (в конце)

 

Рецензент доктор техн. наук, профессор И. Г. Браилов

 

Ответственный за выпуск



зав. каф. ТШИ канд. техн. наук, профессор З. Е. Нагорная

 

 

© Омский государственный

институт сервиса, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1. Поиск, накопление и обработка научно-технической информации………………………………………………………………..  
1.1. Организация справочно-информационной деятельности………………
1.2. Источники научно-технической информации…………………………..
1.3. Патентная информация …………………………………………………...
1.4. Поиск и отбор научных источников……………………………………..
1.4.1. Каталог…………………………………………………………………..
1.4.2. Библиографические указатели…………………………………………
1.4.3. Документальные классификации………………………………………
1.4.3.1. Универсальная десятичная классификация (УДК) …………………
1.4.3.2. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) ………….
1.4.3.3. Международная патентная классификация (МПК) ………………
1.4.3.4. Международная классификация промышленных образцов (МКПО
1.5. Организация работы с научной литературой……………………………
1.6. Практическая работа № 1………………………………..……………….
Контрольные вопросы…………………………………………………….
2. Экспериментальные методы определения технико-эксплуатационных параметров швейных машин………
2.1. Технические методы измерения………………………………………….
2.2. Методы и средства определения технико-эксплуатационных параметров швейных машин………..……………………………………………...
2.3. Практическая работа № 2…………………………………………………
Контрольные вопросы……………………………………………………
3. Статистическое исследование совокупности случайных величин, характеризующих изменение параметров технологических процессов или свойств изделий……….    
2.4.1. Общие сведения о погрешностях измерений…………………………..
2.4.2. Статистическая обработка результатов эксперимента…………..
2.5. Практическая работа № 3…………………………………………………
Контрольные вопросы……………………………………………………
4. Применение полного факторного эксперимента при исследовании технологических процессов………………...  
4.1. Параметр оптимизации и факторы……………………………………….
4.2. Полный факторный эксперимент………………………………………...
4.3. Расчет реализованного плана ПФЭ………………………………………
4.4. Практическая работа № 4………………………………………................
Контрольные вопросы……………………………………….....................
5. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ……………………………………….....................................
5.1. Канонический анализ математической модели…………………………
5.2. Построение двухмерных сечений поверхности отклика……………….
5.3. Практическая работа № 5……………………………………................
Контрольные вопросы………………………………………...................
6. корреляционный анализ…………………………………………...
6.1. Общие сведения о корреляционной связи и ее статистическом изучении………………………………………………………………………………  
6.2. Практическая работа № 6………………………………………................
Контрольные вопросы………………………………………....................
7. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ………
7.1. Методы измерения при оценке технологических и качественных показателей швейной промышленности………………………………………...
7.2. Общие сведения о методах экспертных оценок (МЭО)………………...
7.3. Практическая работа № 7…………………………………………………
Контрольные вопросы................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….......................................
Библиографический список………………………………………...................
Приложение 1. Значения критерия Смирнова-Грабса для исключения резко выделяющихся данных при различной доверительной вероятности и для разного числа измерений ……………………………………..
Приложение 2. Значение квантиля Стьюдента при доверительной вероятности и числе степеней свободы f……………………………………
Приложение 3. Достаточная численность выборки n в зависимости от ( – соответствует числу степеней свободы ) и доверительной вероятности ………………………………………..........................
Приложение 4. Таблица равномерно распределенных случайных величин………………………………………........................................................
Приложение 5. Значения критерия Кохрена , где – число степеней свободы, m – число серий опытов, при ………………………..
Приложение 6. Распределение Фишера (F-распределение) при доверительной вероятности ………………………………………..........
Приложение 7. Справочные характеристики режимов и параметров ВТО……………………………………………………………………………..
Приложение 8. Значения – распределения Пирсона в зависимости от степени свободы и доверительной вероятности ……………………
Словарь терминов и определений………………………………....................
Алфавитно-предметный указатель……………………………………………
Список сокращений……………………………………………………………

 

Предисловие

Качественные изменения в процессе подготовки специалистов для легкой промышленности обусловливаются необходимостью решения комплекса научно-технических проблем, связанных с развитием швейной отрасли, с совершенствованием технологии, механизацией и автоматизацией технологических процессов, с совершенствованием форм организации и управления производством.

В соответствии с этим необходимо осуществить решительный поворот к развитию творческих способностей будущих специалистов, опираясь на их самостоятельную работу, активные формы и методы обучения: моделирование производственных и практических ситуаций. Решение этих задач невозможно без знаний методологических основ организации и проведения эксперимента, без умения находить эффективные рациональные решения.

С этой целью в программу обучения студентов специальности 260902 «Конструирование швейных изделий» включена дисциплина «Методы и средства исследований», которая способствует приобретению студентами необходимых навыков работы с литературными источниками, справочной литературой, стандартами на методы испытаний и другой технической документацией; самостоятельного проведения экспериментов; умения анализировать явления и факты, систематизировать и обобщать полученные результаты и давать им научное объяснение. Однако сложность, с которой сталкиваются студенты в процессе обучения на занятиях по дисциплине, – это отсутствие учебных пособий.

В рамках курса на кафедре «Технология швейных изделий» Омского государственного института сервиса разработаны лабораторно-практические работы, включающие изучение методики планирования и проведения исследований, статистическую обработку и оценку результатов эксперимента, применение корреляционного анализа и методов экспертных оценок, которые легли в основу учебного пособия.

Данное учебно-практическое пособие призвано оказать помощь студентам при освоении дисциплины «Методы и средства исследований» и предназначено для выполнения практических и лабораторных работ по курсу. Пособие разработано в соответствии с учебным планом специальности 260902 «Конструирование швейных изделий» для специализаций 260902.01 «Конструирование и маркетинг швейных изделий», 260902.02 «Дизайн одежды», 260902.05 «Конструирование швейных изделий по индивидуальным заказам».

В пособии изложены необходимые теоретические основы и практические задания, связанные с поиском и изучением научно-технической информации, организацией, постановкой и проведением научных исследований.

Материалы издания способствуют глубокому освоению студентами теоретических знаний и приобретению практических навыков по планированию и проведению исследований.

Каждый параграф включает в себя теоретический материал и упражнения для его закрепления. Поэтому перед выполнением заданий студент должен повторить теоретический материал, используя конспекты лекций и рекомендуемую литературу, а также ознакомиться с основными сведениями о работе, приведенными в пособии. Готовность студентов к занятию проверяется путем опроса.

Каждое практическое задание в зависимости от его содержания студенты выполняют индивидуально или группами, а отчет по работе составляется каждым студентом самостоятельно. В отчете должны быть приведены: названия работы и ее цель, содержание и результаты (в форме таблиц, схем, рисунков, графиков), а также основные выводы по работе. После оформления отчета студент отчитывается о выполнении работы.

Пособие рекомендовано заседанием кафедры, протокол № 6 от 10.12.07 г. и утверждено научно-методическим советом по специальности 260902 , протокол № 3 от 22.01.08 г.

Пособие содержит 12 рисунков, 43 таблицы и 16 позиций библиографического списка и состоит из предисловия, введения, основной части, заключения, библиографического списка, 7 приложений, словаря терминов и определений и предметного указателя, списка сокращений.

Пособие разработано преподавателями кафедры технологии швейных изделий Омского государственного института сервиса: кандидатом технических наук, доцентом Галиной Михайловной Андросовой – предисловие, введение, раздел 1–5, прил., заключение, словарь терминов и определений; кандидатом технических наук, доцентом Анастасией Александровной Старовойтовой – разделы 6, 7, алфавитно-предметный указатель.

 

 

Г. М. Андросова

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс постоянно ставит перед специалистами задачи, требующие глубокого научного подхода к их решению. Решение производственных задач требует постоянного развития, тренировки такого свойства ума, как креативность, которая заключается в способности не теряться в любой ситуации, преодолевая возникающие трудности. Это значит – анализировать обстоятельства, ставить правильные цели и находить нестандартные пути их достижения с помощью обоснованного проекта действий, видеть и осознавать каждую проблему, для решения которой надо найти свои оптимальные способы. Такая задача ставится и перед студентами, необходимо, чтобы они были готовы к ее решению.

В соответствии с этим выпускники высших учебных заведений должны быть готовы легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, для чего им необходимо уметь самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике; критически мыслить, увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигая гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

Для решения поставленных задач специалист по сервису, работающий в контактной зоне по технологиям обслуживания, а также в области проектирования и производства материальных объектов услуги по технологиям швейного производства, кроме глубоких знаний по своей специальности, должен владеть и основами научных исследований, знать современные методы экспериментального и теоретического исследования.

Исходя из этого научно-исследовательская работа студентов (НИРС) становится необходимой и обязательной составляющей процесса обучения. По своему характеру научно-исследовательская компонента является самостоятельной работой студентов и одной из форм приобщения их к исследовательской деятельности. Цель НИРС заключается не столько в получении научных результатов, хотя это не менее важно, сколько в привитии навыков постановки задачи, разработки методики эксперимента, получении достоверных результатов их оценки и способов использования в практической деятельности. Сочетание плановой учебной подготовки будущих специалистов с привлечением их к творческой научной работе является традиционным в высшем образовании.

Научно-техническая революция привела к прогрессивно увеличивающемуся объему научной и научно-технической информации по каждому направлению человеческих знаний. Выбор темы для исследовательской работы практически невозможен без предварительного ознакомления со всей информацией, относящейся не только к выбираемой теме, но и к вопросам, смежным с ней. Если ранее эту работу в течение всей своей творческой жизни выполнял сам ученый, то в современных условиях эта задача оказалась ему непосильной (слишком велик объем), поэтому постепенно развивалась система информации, которая теперь предоставляет специалистам труднооценимые услуги. Однако, чтобы воспользоваться ими, необходимо иметь представление о системе информации в стране и в мире.

В различных областях научно-технических исследований успешно применяются методы математического планирования эксперимента. Широкое применение этих методов, существенно повышающих эффективность исследований, обусловлено их универсальностью, пригодностью в большинстве областей исследования.

Традиционные методы исследований в швейной отрасли связаны с экспериментом, который требует больших затрат сил и средств, так как он является «активным» и основан на поочередном варьирований отдельных независимых переменных. Поэтому необходимо научить студентов использовать современные математические методы планирования и анализа экспериментов при исследовании технологического процесса.

Характерная черта многих задач заключается в том, что они должны быть решены при неполном знании механизма изучаемых явлений в условиях сложного влияния одновременно большого числа независимых переменных на величину функции цели, часть которой характеризуется гаммой критериев (параметров) оптимизации при нелинейных ограничениях. Именно эти задачи решаются наиболее эффективно с применением современных математических методов планирования и анализа эксперимента.

Математические методы облегчают принятие оптимальных решений на следующих стадиях исследования: постановка задачи, предварительное изучение объекта исследований, математическое описание объекта исследований, движение в область оптимума, решение специальных задач.

Таким образом, современный специалист должен не только иметь высокий уровень технической подготовки, но и уметь реализовать свои знания с максимальной эффективностью. В связи с этим особое значение приобретает умение выполнять на высоком уровне научные исследования, выявлять оптимальные пути решения задач, а также использовать полученные результаты в практике. Поэтому студент как будущий специалист в сфере сервиса должен иметь обстоятельные знания по организации научно-исследовательской работы, и в частности уметь:

– разрабатывать методику научных исследований;

– вести поиск и обработку научной информации;

– осуществлять научные исследования и обрабатывать их результаты;

– анализировать полученную информацию и обобщать ее в форме выводов и предложений;

– оформлять результаты научной работы в виде научного сообщения, отчета или заявки на предлагаемое изобретение.

Для успешного освоения курса студентам необходимы знания следующих дисциплин: «Математика», «Информатика», «Материаловедение», «Материалы для одежды», «Оборудование швейного производства».


Поиск, накопление и обработка






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.