Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ АНАТОМИИ, ХИРУРГИИ, АСЕПТИКИ, АНТИСЕПТИКИ И МИКРОБИОЛОГИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВКЛАД УЧЕНЫХ БЕЛАРУСИ В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНЫ

Мативационная характеристика темы: знание истории медицины Нового времени (в том числе медицины Беларуси) позволяет осмыслить значение открытий этого периода. Знания и умения, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении развития медицинских знаний в БССР и Республике Беларусь.

Цель занятия: изучить историю развития анатомии, хирургии, асептики и антисептики, микробиологии в эпоху Нового времени; усвоить особенности и отличительные черты медицины Беларуси в составе Российской империи.

Задачи занятия:обобщить и проанализировать процесс развития анатомии, хирургии, асептики и антисептики, микробиологии в эпоху Нового времени в том числе (медицины Беларуси).

Студент должен знать: источники изучения медицины Нового времени; особенности развития топографической анатомии; развитие полостной хирургии; особенности асептики и антисептики; развитие микробиологии и иммунологии; особенности медицины Белоруссии.

Студент должен уметь:анализировать основные черты развития анатомии, хирургии, асептики и антисептики, микробиологии в эпоху Нового времени; анализировать достижения белорусских ученых в области медицины.

Студент должен иметь навыки: ведения первичного поиска тематических исторических источников.

Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Развитие анатомии (первая русская анатомическая школа, П.А. Загорский). Топографическая анатомия (И.В. Буяльский, Н.И. Пирогов). Функциональная анатомия (П.Ф. Лесгафт). Эмбриология (К.Ф. Вольф, К. Бэр, А. Ковалевский).



2. Развитие хирургии. Местное обезболивание. История наркоза (эфир, Дж. Уоррен, 1846; хлороформ, Дж. Симпсон, 1847). Вклад Н.И. Пирогова в изучение и применение наркоза. Борьба с раневой инфекцией. Асептика (И. Земельвейс, 1847). Антисептика (Дж. Листер, 1865). Механическая, физическая, химическая антисептика. Стерилизация. Автоклавирование. Хирургические перчатки. Халаты. Устройство операционных. Остановка кровотечения. Жгут. Хирургический инструментарий. Сосудистый шов (А. Каррель). Научные переливание крови. Основы оперативной техники. Полостная хирургия (Т. Бильрот, Т. Кохер). Военно-полевая хирургия (Н.И. Пирогов).

3. Микробиологическое направление в медицине. Эмпирический этап. Введение оспопрививания (Э. Дженнер). Зарождение отечественной эпидемиологии (Д. Самойлович). Экспериментальный этап. Л. Пастер - основоположник научной микробиологии и иммунологии. Пастеровские станции. Р. Кох, его вклад в бактериологию и изучение свойств микроорганизма. Учение о гуморальном (П. Эрлих) и клеточном (И. Мечников) иммунитете. Становление вирусологии (Д. Ивановский). Вакцины и сыворотки.

4. Вклад ученых Беларуси в становление и развитие медицины.

Управляемая самостоятельная работа. Развитие анатомии (первая русская анатомическая школа, П.А. Загорский). Топографическая анатомия (И.В. Буяльский, Н.И. Пирогов). Функциональная анатомия (П.Ф. Лесгафт). Эмбриология (К.Ф. Вольф, К. Бэр, А. Ковалевский).

ЛИТЕРАТУРА

1. История медицины / П.Е Заблудовский [и др ] М.: Медицина, 1981. 325 с.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П.Лисиным. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 400 с.

3. Мультановский И.П. История медицины. Изд. 2-е, перераб. и доп. /М.П.Мультановский. М.: Медицина, 1967. 272 с.

4. Сорокина Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 558 с.

5. Учебно-методическая разработка «Развитие анатомии, хирургии, асептики и антисептики, микробиологии в эпоху Нового времени» (внутрикафедральная).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (по 7 и 8 темам, включая вопросы управляемой самостоятельной работы).

ТЕМА 9. МЕДИЦИНА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XX в.). МЕДИЦИНА

БЕЛАРУСИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (XX в.).

Мотивационная характеристика темы:знания о состоянии медицины в Новейшее время и медицины Беларуси данного периода необходимы для понимания сути основных открытий XX в.

Цель занятия: познакомить студентов с историей медицины XX в.Усвоить особенности и отличительные черты медицины Беларуси Новейшего времени, ее связь с медициной России.

Задачи занятия:проанализировать основные черты развития медицины XX в. Обобщить процесс развития медицины на территории Беларуси в период Новейшего времени.

Студент должен знать:особенности развития медицины в период Новейшего времени; об успехах белорусской науки.

Студент должен уметь:анализировать важнейшие открытия и достижения медицины XX века; определять основные черты медицины в эпоху Новейшего времени; выделить отличительные черты медицины Беларуси.

Студент должен иметь навыки: ведения первичного поиска тематических исторических источников.

Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Медицина в годы Первой мировой войны (1915-1918) и в период формирования белорусской государственности (1918-1920). Создание Наркомздрава Российской Федерации и Наркомздрава Беларуси. Первые декреты по здравоохранению. Здравоохранение Беларуси в 1920-е и 1930-е годы. Особенности здравоохранения Западной Беларуси. Основные преобразования медицинской помощи после воссоединения Западной и Восточной Беларуси. Медицина Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Медицина на оккупированной территории. Партизанская медицина. Героизм врачей и медсестер в годы Великой Отечественной войны. Ликвидация санитарных последствий оккупации. Развитие сети лечебно-профилактических, санитарно -эпидемиологических, аптечных учреждений.

2. Формирование специализированных служб здравоохранения и организационных принципов работы. Подготовка медицинских кадров. Развитие и достижения медицинской науки в Беларуси. Медико-социальные последствия аварии Чернобыльской АЭС. Медицина Республики Беларусь.

3. Открытия в медицине и химии, удостоенные Нобелевской премии.

Управляемая самостоятельная работа. Открытия в медицине и химии, удостоенные Нобелевской премии.

Литература:

1.Сорокина Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 558 с.

2.Учебно-методическая разработка «Медицина Новейшего времени (XX в.)» (внутрикафедральная).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (по 9 теме, включая вопросы управляемой самостоятельной работы).

ТЕМА 10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (зачет)

Цель занятия:провести зачетное занятие с целью выявления полученных знаний по дисциплине: «История медицины».

Задачи занятия:Обобщить и проанализировать знания студентов по дисциплине.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ

1. История медицины как наука, ее задачи.

2. Периодизация историко-медицинских знаний.

3. Исторический источник, определение, классификация.

4. Медицинская эмблематика. Медицинские праздники.

5. Возникновение медицины в сообществах первобытных людей до образования родовой общины.

6. Уровень медико-гигиенических представлений на стадии родовой общины.

7. Обряды и заговоры как форма организации медицинской деятельности.

8. Первые медицинские учреждения и формы медицинской организации в эпоху античности.

9. Развитие учения о причинах и сущности болезненных процессов в эпоху античности.

10. Диагностические приемы в эпоху античности.

11. Лечебные принципы и терапевтические приемы эпохи античности.

12. Хирургия эпохи античности.

13. Уровень гигиенических представлений в эпоху античности.

14. Основные направления и историческое значение деятельности Гиппократа.

15. Крупнейший ученый и естествоиспытатель эпохи античности Гален.

16. Медицинское образование в средние века в Византии, Арабских халифатах, Европе.

17. Эпидемии заразных болезней в средние века, их причины, характер и противоэпидемические мероприятия в Европе и Беларуси.

18. Побудительные причины открытия больниц, их устройство и характер деятельности в Византии, Арабских халифатах, Европе.

19. Первые аптеки, их устройство.

20. Хирургия в средние века. Исторические заслуги А. Паре в переходе от «карательной» к «щадящей» хирургии.

21. Роль ученых Византии и Арабских халифатов в сохранении наследия античного мира и развитии медицинской науки (Ар Рази).

22. Выдающийся ученый Абу Али Ибн Сина, его вклад в медицину.

23. Ятрофизики и ятрохимики, их слабые и сильные стороны. Представители, их вклад в медицину.

24. Парацельс как противник схоластики и глашатай опытного метода в медицине.

25. Фрэнсис Бэкон, Рэне Декарт и их роль в обосновании опытного метода и развитии медицинских знаний.

26. Развитие анатомии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А.Везалий).

27. Развитие физиологии в эпоху Возрождения (У. Гарвей, С. Санторио).

28. Развитие клинической медицины в эпоху Возрождения (Дж.Монтано, Г. Бургав).

29. Зарождение учения о промышленной патологии (Б. Рамаццини).

30. Зарождение учения об инфекционных болезнях в эпоху Возрождения (Дж.Фракасторо).

31. Медицина Древнебелорусских государств (IX-XIII вв.)

32. Общие черты медицины Литовско-Белорусского княжества(XIV-XVIII вв.)

33. Шпитальная помощь в Беларуси в средние века.

34. Цеха цирюльников Беларуси.

35. Ф.Скорина - выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины

36. Лекари Беларуси в средние века, их статус и подготовка.

37. Аптекарский приказ, работа в нем белорусских врачей

38. Общие черты Российской медициныXVIII в. и ее связь с медициной Беларуси.

39. Общие черты истории науки в эпоху нового времени. Значение для медицины открытий в естествознании и технике.

40. Развитие физиологии в эпоху нового времени.

41. Вклад отечественных ученых в развитие физиологии в эпоху нового времени (М.Л. Гемолицкий, А.М. Филомафитский, И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, И.П. Павлов).

42. Зарождение микробиологии в эпоху нового времени.

43. Вклад отечественных ученых в развитие микробиологии в эпоху нового времени (И.И. Мечников, Г.Н. Габричевский, Д.И. Ивановский).

44. Развитие учения о сущности болезней в эпоху нового времени.

45. Развитие терапии в эпоху нового времени.

46. Развитие отечественной терапии в эпоху нового времени (С.Г. Зыбелин, И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов).

47. Развитие хирургии в эпоху нового времени.

48. Н.И. Пирогов - выдающийся ученый, хирург.

49. Формирование гигиенической науки в эпоху нового времени.

50. История возникновения Общества Красного Креста.

51. Организационные формы оказания медицинской помощи населению (земская, страховая, городская медицина) в эпоху нового времени.

52. Отличительные черты развития медицины Беларуси ХIXв.

53. Первые декреты в области здравоохранения.

54. Н.А. Семашко, З.П. Соловьев и их вклад в здравоохранение.

55. Общие черты медицины Беларуси в 1920-е годы.

56. Общие черты медицины Беларуси в 1930-е годы.

57. Трудности и успехи отечественной медицины в период Великой Отечественной войны

58. Здравоохранение Беларуси в послевоенный период.

59. Здравоохранение Республики Беларусь.

60. Медицинская этика, определение, аспекты, исторические этапы.

61. Международное сотрудничество в области медицины.

62. Роль Гомельского государственного медицинского университета в развитии науки и подготовке медицинских кадров.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. История медицины / П.Е Заблудовский [и др ] М.: Медицина, 1981. 325 с.

2. Лисицын, Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П.Лисиным. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 400 с.

3. Мультановский, И.П. История медицины. Изд. 2-е, перераб. и доп. /М.П.Мультановский. М.: Медицина, 1967. 272 с.

4. Сорокина, Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 558 с.

Дополнительная

3. Абраменко, М.Е. Здравоохранение БССР ― становление советской системы (1917-1941 г.г.) (монография) / М.Е.Абраменко. Гомель, 2005.212 с.

4. Абраменко, М.Е. и др. Очерки здравоохранения Гомельской области. Учебное пособие/ М.Е.Абраменко Гомель, 2005. 136 с.

5. Абраменко, М.Е., Волкова В.В., Дроздова В.В. Профсоюз медиков Гомельщины: страницы истории. М.Е.Абраменко. Гомель, 1996. 61 с.

6. Асветнiкi зямлi Беларускай: энцыкл. даведнiк / рэдкал. Г.П.Пашкоу [i iнш.] Мн.: БелЭн, 2001. 496 с.

7. Беляцкий, Д.П. Развитие санитарного дела в Белорусской ССР (историко-теоретический очерк) / Д.П.Беляцкий. Мн., 1966. 70 с.

8. Грибанов, Э.Д. Медицина в символах и эмблемах / Э.Д.Грибанов. М.: Медицина, 1990. 208 с.

9. Грицкевич, В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины / В.П.Грицкевич Мн.: Наука и техника, 1987. 272 с.

10. Заборовский, Г.И. Тестовые вопросы и ответы по общественному здоровью и здравоохранению к государственному экзамену (для студентов лечебного факультета) / Г.И. Заборовский, Е.М Тищенко. — Гродно, 2006. — 211 с.

11. Крючок, Г.Р. Очерки истории медицины Белоруссии / Г.Р.Крючок. Мн: 1976. 264 с.

12. Тищенко, Е.М. Здравоохранение Беларуси в XIX-XX веках: Монография / Е.М. Тищенко. Гродно: 2003. 269 с.

13. Н.П.Петрова. Учебно-методическое пособие. Медицина Беларуси в IX-XIII вв. Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.). Гомель, ГоГМУ. 2007. 20 с.

14. Н.П.Петрова. Учебно-методическое пособие. Медицина Беларуси в составе Российской империи. Гомель, ГоГМУ. 2007. 21 с.

15. Н.П.Петрова. Учебно-методическое пособие. Медицина Беларуси Новейшего времени. Гомель, ГоГМУ. 2007. 52 с.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.