Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экономические последствия безработицы. Закон Оукена

Экономические последствия безработицы многообразны. Прежде всего, длительная безработица способствует деквалификации, делающей затруднительным использование безработных в будущем. Падение жизненного уровня в семьях безработных уменьшает шансы детей получить приемлемую профессиональную подготовку. В результате безработица начинает самовоспроизводиться: нынешняя безработица обуславливается незанятостью предыдущих периодов. Застойная безработица препятствует экономическому развитию. Семьи безработных не способны обеспечить достаточный платежеспособный спрос на многие виды продукции, что ведет к дальнейшему падению производства и, следовательно, к новой безработице. Все это чревато, в конечном счете, снижением экономического потенциала страны.

С другой стороны выплаты пособий по безработице ложатся бременем на государственный и региональные бюджеты. Возрастающие бюджетные расходы вынуждают увеличивать налоги, подрывая тем самым производственные стимулы. Если правительство не хочет идти по этому пути, то для финансирования бюджетного дефицита приходится либо печатать дополнительные деньги, усиливая инфляцию, либо заимствовать на финансовых рынках. Последнее ведет к росту процентной ставки, соответственно – к снижению инвестиций.

Важнейшим макроэкономическим последствием безработицы является то, что если она превышает свой естественный уровень, фактический ВВП оказывается ниже потенциального. Иными словами, общественные издержки безработицы выражаются в форме потерь потенциально возможного, но упущенного (из-за незанятости части трудоспособного населения) национального производства. Как отмечал американский экономист, лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев: «Безработица – это лишний, недоиспользованный труд».



В 1961 г. другой американский экономист А. Оукен установил отношение между уровнем безработицы и отставанием ВВП. Закон Оукена гласит, что каждый процентный пункт превышения фактической безработицы над ее естественным уровнем ведет к отставанию фактического ВВП от потенциального на 3%.

Математически его можно выразить так:

, где:

Y – фактический ВВП; - потенциальный ВВП; u – фактический уровень безработицы (в %); - естественный уровень безработицы (в %); b - коэффициент отклонения, выражающий чувствительность ВВП к изменению безработицы (равный 3 по расчетам Оукена).

Левая часть приведенной формулы отражает отклонение (в %) фактического ВВП от его потенциального уровня, а ее правая часть – отклонение фактической безработицы от ее естественного уровня, помноженное на коэффициент чувствительности ВВП к изменению безработицы.

Для современной экономики коэффициент b – коэффициент Оукена – обычно колеблется от 2 до 3. В то же время он не является неизменным и устанавливается в каждой стране эмпирическим путем.

Иногда формулу Оукена записывают так:

, где:

Y – ВВП данного года; Y-1 – ВВП предыдущего года; u – уровень безработицы в данном году (в %); u-1 - уровень безработицы в предыдущем году (в %); 3% и 2 – эмпирические рассчитанные параметры.

В данном случае левая часть формулы отражает прирост (в %) ВВП данного года в сравнении с предыдущим годом, а правая часть – годовое изменение уровня безработицы.

Приведенная формула акцентирует внимание на том, что для сохранения безработицы на неизменном уровне (u=u-1) ежегодный прирост реального ВВП должен составлять 3%. Этот минимально необходимый темп прироста ВВП обусловлен приростом населения и повышением производительности труда. Если фактически ВВП растет медленнее, то каждый «недополученный» процент прироста приведет к увеличению безработицы на 0,5 процентного пункта. С другой стороны, каждый следующий процент возрастания ВВП (сверх минимально необходимых 3%) сократит безработицу на ту же половину процентного пункта.

Вот условный пример. В некоей стране безработица составляет 8%. Правительство хочет сократить ее уровень к концу года до 6%. Каким должен быть годовой прирост ВВП для достижения этой цели?

Прежде всего, нельзя забывать, что 3%-ный прирост ВВП необходим только для поддержания безработицы на прежнем уровне. А для сокращения безработицы на два процентных пункта следует увеличить производство еще на 4%. Общий прирост ВВП должен, таким образом, составить 7%.

 

4. Государственное регулирование рынка труда и его последствия

Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулирования являются:

- Законодательное оформление и защита прав трудящихся;

- Защита уязвимых групп населения (национальных меньшинств, мигрантов, инвалидов и др.);

- Подготовка и переподготовка трудящихся;

- Обеспечение минимальной оплаты труда;

- Гарантирование приемлемых условий труда;

- Обеспечение стабильного дохода и социальное страхование работников.

На функционирование рынка труда существенное значение оказывают государственные меры по борьбе с инфляцией, созданию новых рабочих мест, налоговая политика.

Не следует, однако, обольщаться относительно эффективности государственного регулирования трудовых отношений. Так, в странах с развитой рыночной экономикой устанавливаемая государством минимальная заработная плата зачастую оказывается выше равновесной заработной платы. В результате возникает «безработица ожидания», поскольку предложение труда возрастает, а спрос на него падает (рис. 4-5):

 

Рис. 4-5. Минимальная заработная плата и «безработица ожидания»

К тем же последствиям может привести и воздействие профсоюзов на рынок труда, когда профсоюзам удается добиться превышения заработной платы над ее равновесным уровнем.

Иногда государство путем стимулирования совокупного спроса пытается добиться того, чтобы безработица оказалась ниже ее естественного уровня. Обычно этот делается накануне выборов в политических целях. Но такие попытки дают лишь кратковременный эффект. Вначале, правда, производство обычно растет, а безработица падает. Но при этом фактический ВВП начинает превышать потенциальный ВВП, т.е. экономика работает с перегрузкой. Поэтому очень скоро экономика сталкивается с ростом цен, увеличившееся было производство вновь сокращается (тема 3, п. 3), а безработица возвращается к своему естественному уровню.

Зачастую государственное регулирование трудовых отношений обеспечивает защиту лишь относительно благополучной категории работников «формального» сектора за счет ограничения занятости в нем и развития подпольных форм занятости. Такое происходит всякий раз, когда установленные государством стандарты заметно опережают реальные возможности экономики, либо становятся препятствием для гибкости рынка труда.

В России государственное регулирование рынка труда имеет особую специфику и играет важную роль в построении рыночной экономики. Совместные действия правительства и Государственной Думы обеспечили принятие ряда важных законов, прямо затрагивающих социальную сферу и призванных заложить правовой фундамент эффективного рынка, обеспечить полный и окончательный демонтаж социалистического наследия. В частности принятие в декабре 2001 г. нового Трудового кодекса ведет к отказу от нереализуемых в современных условиях гарантий, пенсионная реформа направлена на то, чтобы пенсии не были одинаковы для всех, но зависели от получаемой в течение трудовой жизни заработной платы.

С другой стороны, в последнее время российские власти усиливают административное давление на бизнес, что никак не укладываются в русло либеральных рыночных реформ. В то же время именно либеральная политика, повышая эффективность экономики, ведет к росту доходов работников как рыночной, так и бюджетной сфер, позволяет одновременно решать острые социальные проблемы защиты уязвимых членов общества, помощи тем, кто хочет и может трудиться.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. За определенный период номинальная заработная плата в данной стране выросла на 15%, тогда как цены увеличились на 20%. На сколько процентов изменилась реальная заработная плата? Выросла она или упала? О чем говорит изменение реальной заработной платы?

 

2. Население страны составляет 10 млн. чел. В их числе: 2 млн. чел. – дети до 16 лет, 50 тыс. чел. – бродяги, не работающие или перебивающиеся случайными заработками, 2 млн. 900 тыс. чел. – пенсионеры, 150 тыс. чел. – студенты и школьники старших классов, 400 тыс. чел. – домохозяйки, которые, возможно, и согласились бы поработать за высокую заработную плату, 1 млн. чел. – лица, занятые неполный рабочий день и ищущие работу, 250 тыс. чел. – безработные. Все остальные – лица, занятые полный рабочий день. На основании этих данных рассчитайте численность экономически активного населения и уровень безработицы.

 

3. Уровень безработицы в экономике равен 9%. При этом фрикционная безработица составляет 5%, а циклическая – 3%. Рассчитайте естественный уровень безработицы.

 

4. Экономика страны характеризуется следующими данными:

Годы 1-ый 2-ой 3-ий

Уровень безработицы 8% 6% 4,5%

Потенциальный ВВП 100 100 100

Естественный уровень безработицы все время составляет 5%.

Используя закон Оукена и принимая коэффициент отклонения, равным 2, подсчитайте реальный ВВП для всех лет.

 

5. Используя условия предыдущей задачи и считая, что реальный ВНП во втором году составлял 150, определите потенциальный ВВП этого года.

6. Реальный ВНП меньше потенциального на 5%, а естественный уровень безработицы составляет 6%. Используя закон Оукена и принимая коэффициент отклонения, равным 2, рассчитайте фактический уровень безработицы.

 

7. Безработица в стране составляет 10%, а ВВП растет ежегодно на 4%. В преддверии выборов правительство хочет сократить безработицу за год до 7%. Достижима ли эта цель при данных условиях? Каким в действительности будет уровень безработицы через год? Каким должен быть годовой прирост ВВП для достижения поставленной цели?

 

8. Функция спроса на труд составляет: P=20-0,002L, а функция предложения труда: P=11+0,001L, где Р – цена труда (заработная плата), а L – количество занятых. Рассчитайте равновесные уровни заработной платы и занятости. Какой будет величина безработицы, если государство установит минимальную заработную плату в размере 15 денежных единиц?


[1] Величина этой ставки заработной платы равна произведению предельного продукта труда (МР) на уровень цен (Р): MP*P=W. См. тему «Рынок ресурсов» в курсе микроэкономики.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.