Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ В ОДНОЙ ГРУППЕ

В «нормальной» фокус-группе должно быть 7-9 человек. При этом один или два участника неизбежно будут проявлять повышенную активность и претендовать на лидерство. Модератору придется их немного «сдерживать». Один или два участника, напротив, будут проявлять пониженную активность, и модератору придется их дополнительно «поощрять», стимулировать, вовлекать в дискуссию.

При количестве участников в 4-5 человек исследователи говорят о «мини-группе». Она позволяет получить более глубокую информацию и продолжается, как правило, дольше (!) «нормальной» фокус-группы. В «мини-группах» дискуссии носят более острый характер, поскольку один или два участника, оставшихся в меньшинстве подвергаются меньшему по интенсивности давлению со стороны относительного большинства.

Два, три (и в ряде случаев даже четыре) человека, с точки зрения методологии проведения качественных исследований, – это не «группа», а «пара», «триада» и «квадра». Они должны быть весьма тщательно подобраны с учетом ролевых, статусных и психографических характеристик участников. С ними проводятся глубинные интервью.

Допустимо проведение фокусирования в группе из 10-12 (и более) человек. Проведение таких групп требует от модератора высокого напряжения и мастерства. Группы в 10 и более человек неизбежно делятся на «подгруппы» – два лагеря: три-пять и шесть-восемь человек, и обсуждение начинает идти параллельно. При проведении группы с 12 и более участниками модератору понадобится квалифицированный помощник.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОЙ ФОКУС-ГРУППЫ

Большинство социологов полагает, что для проведения одной фокус-группы достаточно двух, а то и полутора часов. Потенциальным участникам так и надо говорить: «Не более 2.5 часов!». Все маркетинговые фокус-группы, в которых Автор принимал участие как модератор, продолжались от 2,5 до 3,5 часов. После чего, в половине случаев, участники мягко требовали «продолжения банкета».



ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ

В идеальном варианте фокусирование должно проходить в специально оборудованной комнате площадью 25-30 кв.м. Без окон и часов на стене (чтобы не отвлекало), за большим, массивным столом круглой или овальной формы. Кроме стола и стульев (кресел) в этой комнате из мебели должна быть только стойка для видеоаппаратуры (если таковая требуется). Одна стена в этой комнате должна быть полупрозрачной (односторонне прозрачной). За ней будет расположена видео и звукозаписывающая аппаратура. Там же могут находиться: помощник модератора, руководитель исследования и представитель заказчика. Еще нужна прихожая («бытовка»), где участники смогут оставить верхнюю одежду, где будет храниться «реквизит», где будут готовиться чай и бутерброды.

В крайнем случае подойдет переговорная, зал совещаний, школьный класс или даже однокомнатная квартира, не слишком заставленная бытовой мебелью. Кухня сыграет роль «бытовки». Заказчику придется довольствоваться видеозаписью, которая будет произведена камерой, стоящей на штативе в той же комнате, где будет проходить фокусирование.

В идеальном варианте запись следует производить на «скрытую» камеру (даже на две) с широкоугольным объективом и увеличением не менее чем 40-кратным, сразу на большую кассету (180-240 минут), лучше сразу на два магнитофона.

Но сойдет и обычная бытовая видеокамера, стоящая на штативе в той же комнате, где будет проходить фокусирование. В этом случае кто-то (помощник модератора) должен следить за своевременной сменой кассет (они ведь рассчитаны на 45-60 минут, а группа может продолжаться больше 3-х часов). Затем придется все переписать на одну кассету.

Опыт Автора показывает, что через 15-20 минут после начала фокусирования большинство участников прекращают обращать внимание на видеокамеру, стоящую в комнате. А вот искать глазами объектив скрытой камеры многие участники (особенно – женщины) продолжают в течение 40-50 минут после начала дискуссии. Поэтому Автор советует явно обозначить объектив этой камеры, можно даже муляжом, для спокойствия участников.

В идеальном варианте нужен телевизор с диагональю более 28 дюймов, мультимедийный компьютер, LCD-проектор, видеомагнитофон, скрытые микрофоны, гальванометр, тахистоском и прочие технические «прибамбасы».

Сойдет и обычная видеодвойка с диагональю телевизора 21 дюйм, обычные диктофоны и фотографии вместо слайдов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.