Приложение 4.2. Потребительские предпочтения среднего класса России Исследования, осуществленные журналом «Эксперт» и группой Monitoring.ru, показали, что на долю среднего класса России (это примерно 20% населения) приходится более 50% всего российского потребления. Именно средний класс, будучи динамичным и довольно обеспеченным, задает динамику многих рынков: именно в тех нишах, которые ориентированы на его обслуживание, возникают рынки с высокими нормами рентабельности. Это подтверждают и данные нижеприведенной таблицы.
Структура расходов и эластичность спроса
по доходу среднего масса России в 2001 г.
Наименование показателя
| Ed
| Доля,
(%)
| Питание (дома и в ресторанах, кафе …)
| 0,2 и 0,8
|
| Товары повседневного спроса
| 0,2-0,4
| 13,5
| Одежда, обувь, и прочее
| 0,7
|
| Недвижимость
| 0,8
|
| Транспорт
|
|
| Отдых, развлечение
|
|
| Медицинские услуги
| 0,8
|
| Образование
| 0,6
|
|
По мнению аналитиков, структура расходов среднего класса России в начале 2000-х годов сопоставима со структурой потребления, которая сложилась в 1950-1960-е годы в США.
К этому периоду наш средний класс уже вышел из состояния постреволюционной бедности, так же как американцы в начале 1960-х вышли из состояния бедности послевоенной. Анализ зависимости структуры расходов средних русских от различных факторов показывает, что она принципиально не зависит ни от доходов, ни от места проживания, ни от возраста семьи. Это означает, что с ростом доходов будет происходить почти пропорциональное расширение объемов потребления во всех сегментах.
Приложение 4.3. Определение оптимальной потребительской корзины методом Лагранжа
Для определения потребительского набора, в наибольшей степени удовлетворяющего потребителя и приносящего ему максимальную полезность при данном бюджетном ограничении, создадим новую функцию, которая объединила бы функцию полезности и уравнение бюджетного ограничения. Для того чтобы уравнение имело решение (с учетом множества неизвестных), введем новое неизвестное, называемое коэффициентом Лагранжа.
Пусть р1, p2, ..., рn - цены соответствующих товаров, R - доход потребителя, TU = f(q1,q2, … qn) - функция полезности для n-го количества товаров.
Тогда бюджетное ограничение может быть задано уравнением:
R = p1q1+p2q2 + -…+Pnqn
Или R - R = p1q1+p2q2 + -…+Pnqn
- p2q2 - … - pnqn = 0
Полученная функция будет иметь вид:
L = f(q1,q2, …, qn) + λ(R - p1q1 - p2q - … pnqn),
где λ - коэффициент Лагранжа.
Для определения условий максимизации функции Лагранжа для двух товаров найдем частные производные от L для каждой переменной и приравняем их к нулю:
Решаем полученную систему уравнений и определяем оптимальную потребительскую корзину (q1, q2).
Из уравнений видно, что:
Экономический смысл выражений и - предельные полезности MU1 и MU2.
Коэффициентλ отражает предельную полезность денег и показывает, в какой степени возрастает совокупная полезность потребителя при увеличении его денежного дохода на 1 руб.
Для всех непокупаемых товаров имеет место: MUn/ Pn ≤ λ
Другими словами, если уже первый рубль, израсходованный на покупку товара n, приносит потребителю недостаточно высокую полезность, то он вообще отказывается от потребления данного товара.
Таким образом, первоначальное уравнение принимает вид:
MU1/ P1 = MU2/ P2 = MUнакоплений,
что, как мы знаем, является условием максимизации полезности.
Метод Лагранжа может быть применен для анализа функции полезности с любым количеством неизвестных.
Приложение 4.4. Вы бедный или богатый? (Тест на предрасположенность к богатству)
Всегда ли вы можете точно сказать, сколько у вас при себе денег?
а) Трудный вопрос.
б) Как правило, могу.
в) Всегда.
С какой целью вы чаще всего заходите в магазин?
а) Увидеть что-нибудь интересное и порадовать себя неожиданной покупкой.
б) За конкретной покупкой.
в) Прицениться.
3. Насколько полна ваша «кубышка» - банковский счет, карточка и т.д.?
а) У меня нет особых сбережений.
б) Стараюсь не растрачивать накопленные деньги.
в) Мои накопления увеличиваются ежемесячно.
Подаете ли вы милостыню?
а) Частенько.
б) Иногда.
в) Никогда - милостыней не решить проблему бедности.
|