Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТЕМА 2. ЗАНЯТОСТЬ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «РЫНОК ТРУДА». СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА. МОДЕЛИ И ТИПОЛОГИИ РЫНКА ТРУДА

Цель:рассмотреть значение труда в развитии человека и общества, сформулировать у студентов представление о значении трудовых ресурсов в экономической системе общества, выявить особенности функционирования рынка труда.

Объем:практическое занятие 2 ч.

 

Вопросы: (для теоретической домашней подготовки, будем работать на семинарах, но не по всем – часть проверю в виде тестов)

1. Дать определение труда, его роли в развитии общества.

2. В чем состоит сущность понятия «рынок труда» ? Каковы особенности рынка труда?

3. Что выступает в виде основных составляющих рынка труда? Что представляет собой инфраструктура рынка труда?

4. Каковы причины и предпосылки формирования рынка труда в России?

5. Какие виды рынка труда Вам известны? Охарактеризуйте их.

6. Каковы основные теории и модели рынка труда?

7. Какие, на Ваш взгляд, существуют перспективы развития рынка труда в России?

Доклады по теме: (обязательно разобрать все доклады, №1,3, – желательно с презентацией на 4-5 содержательных слайдов. Если не найдется желающих – первые 3 человека по списку из подгруппы)

1. Влияние демографических процессов на численность и состав трудовых ресурсов.

2. Участие России в международном рынке труда.

3. Формирование рынка труда в России.

Задания для самостоятельной работы (письменно в тетради или презентация (распечатать), индивидуально, используя статистику и дополнительные материалы с сайта Управления занятостью Орловской области. Объем 1-3 листа или до 10 слайдов)

На основе материалов статистических сборников, отражающих состояние и динамику рынка труда в регионе, ответьте на следующие вопросы:



- определите особенности и перспективы формирования рынка труда в Орловской области;

- охарактеризуйте особенности профессиональной сегментации рынка труда в Орловской области;

- является ли рынок труда региона трудоизбыточным или трудодефицитным? Обоснуйте ответ.

 

Задания для выполнения групповой аналитической работы « Анализ рынка труда региона» (работа по группам на практическом занятии в течении семестра!!!!)

1. Определить структуру населения и трудовых ресурсов в регионе (возраст, пол, образование).

2. Изучить региональные особенности, влияющие на рынок труда (природные условия, отраслевая структура экономики региона и др.).

3. Выявить уровень, причины, особенности, виды безработицы, характерные для региона.

4. Определить особенности политики занятости, охарактеризовать действующие программы занятости.

5. Проанализировать динамику доходов, средней заработной платы по региону, оценить уровень дифференциации доходов.

6. Выявить динамику и особенности естественного и механического движения населения в регионе. Охарактеризовать миграционную политику

 

7. Сформулировать выводы о состоянии и особенностях рынка труда региона и сравнить результаты с данными по России в целом.

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Выполнение групповой аналитической работы состоит из трёх основных этапов:

I ЭТАП. Разбивка учебной группы на малые подгруппы (5-6 человек), выбор координатора, определение плана выполнения работы.

II ЭТАП. Сбор необходимой информации. Работа с информационными источниками: статистическими сборниками, периодическими изданиями, ресурсами сети internet

III ЭТАП. Обработка собранного информационного массива, оформление работы, представление к проверке.

 

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

1. Рынок труда.: Учебник / Под ред. Буланова В.С., Волгина Н.А. - M.: , 2000.- 448с.

2. Чапек В.Н., Долгодушев В.А. Рынок труда.: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 256с

 

б) дополнительная литература:

1. Мальцева Е.С. Региональный трудовой потенциал: рынок труда и миграция населения: Монография - Орел: Изд-во ОРАГС, 2011.- 256с.

2. Печенкина В.В., Караева Е.Н. Государственная политика доходов: социальный и экономический аспекты: Монография - Орел: Изд-во ОРАГС, 2010.- 144с.

3. Печенкина В.В., Караева Е.Н. Социальная политика и государственное регулирование рынка труда и занятости населения: методические рекомендации по выполнению курсовых, контрольных работ и рефератов: Методические рекомендации - Орел: Изд-во ОРАГС, 2008.- 52с.

4. Печенкина В.В., Караева Е.Н. Социальная политика и государственное регулирование рынка труда и занятости населения: Учебно-методическое пособие - Орел: Изд-во ОРАГС, 2008.- 44с.

5. Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Рынок труда топ-менеджеров в России - M.: ГУ ВШЭ, 2006.- 251с.

6. Шведов А.И., Шведов Ю.А. Рынок труда и занятость: Учебно-методическое пособие - Орел: Изд-во ОРАГС, 2006.- 98с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. www.gks.ru (сайт Госкомстата РФ)

2. www.mintrud.ru (сайт Министерства труда и социального развития РФ)

3. www.vopreco.ru (сайт журнала "Вопросы экономики")

4. www.chelt.ru (сайт журнала "Человек и труд")

5. www.ilo.ru (официальный сайт Международной организации труда)

6. www.labor.ru (официальный сайт Московской службы занятости)

7. www.isras.rssi.ru (сайт журнала "Социологические исследования")

8. www.hrm.ru (аналитические статьи на специализированном сайте для HR менеджеров)

9. www.e-xecutive.ru/professions/ (справочник профессий с описаниями)

10. www.personal-mix.ru (научно-практический онлайновый журнал по вопросам управления персоналом)

11. www.hro.ru/hrm (онлайновый журнал "Управление персоналом")

12. www.rg.ru (сайт "Российской газеты")

13. www.top-personal.ru (сайт журнала "Управление персоналом")

14. www.trud.ru (сайт газеты "Труд")

15. www.zarplata.ru (сайт газеты "Работа & зарплата")

16.www.econ.msu.ru/demografia (сайт "Демография России и Российской империи")

г) Периодические издания:

1. Вопросы экономики

2. Кадровик

3. Менеджмент в России и за рубежом

4. Социологические исследования

5. Человек и труд

6. Экономист

7. Российская газета

 


ТЕМА 2. ЗАНЯТОСТЬ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Цель:дать определение занятости как экономической категории и основных ее характеристик, описать взаимосвязь занятости и использования трудовых ресурсов.

Задачи: научить студентов анализировать структуры занятости населения, дифференцированные по регионам страны. Сформировать понимание механизмов использования трудовых ресурсов.

Объем:4 ч.

 

Вопросы:

1. Дайте определение безработицы. Опишите виды безработицы и особенности их социально-экономических последствий.

2. Что такое статус безработного и каковы особенности его определения в различных странах. Экономические и юридические признаки безработного в России.

3. Из каких элементов состоит система социальной поддержки безработных и каковы ее основные методы.

4. Приведите основные положения современных теорий занятости.

5. С помощью каких показателей можно оценить структуру занятости?

6. В чем различие между активной и пассивной политикой занятости?

7. О каких особенностях региональной политики занятости Вам известно?

8. Допустим, фирма столкнулась с проблемой сокращения спроса на свой продукт. В данной ситуации она может действовать тремя способами:- сократить количество часов работы у каждого работника;- сократить число работников;- оставить количество работников и часов работы неизменными, носократить производительность каждого человека-часа работы.Обоснуйте, при каких обстоятельствах возможен каждый из этих вариантов поведения фирмы.

Доклады по теме:

1. Наличие дискриминации в сфере занятости и методы борьбы с ней.

2. Особенности регулирования занятости инвалидов

3. Особенности регулирования занятости молодежи

4. Регулирование занятости женщин на рынке труда Орловской области

5. Функции и структура Управления занятостью населения Орловской области?

6. Роль служб занятости при трудоустройстве безработных граждан

7. Социопрофессиональная структура безработицы

8. Оптимизация региональной политики занятости

 

 

Задания для выполнения группового проекта « Целевая программа поддержки социально-уязвимых групп населения на рынке труда»

1. Составить и представить к рассмотрению целевую программу содействия занятости отдельной группы населения (женщины, молодежь, студенты, совмещающие обучение с работой, несовершеннолетние граждане 14-16 лет и т.д.)

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.