Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные этапы развития сервисной деятельности в России XX века

Услуги материальные и не материальные

Нематериальные услуги- это услуги не связанные с товаром и его материальной формой.

Примеры; Социальные, духовные Образование

Материальные услуги- обусловлены обслуживанием процесса доведения продукта до потребителя.

Транспортные услуги.

Возникновение и развитие сервисной деятельности в дореволюционной России

Сфера сервиса – один из секторов экономики, и ее состояние во многом зависит от развития остальных секторов.

1.Этап.

Феодализма характеризуется господством натурального хозяйства в экономике, поэтому о ширине распространения сферы услуг здесь говорить не принято. Все слои населения старались удовлетворить свои потребности исключительно за счет домашнего хозяйства. В дворянском классе распространилась мода на все заграничное, поэтому комнаты обставлялись на европейский манер, для удовлетворения личных потребностей нередко прибегали к услугам заграничных специалистов. С одной стороны, они игнорировали отечественные традиции и бытовые обычаи, с другой, их образ жизни предлагал более современные образцы поведения. Удовлетворение потребностей в крестьянской среде носило характер самообслуживания на основе традиций. При заболевании они обращались к знахарю, гигиена поддерживалась путем постоянного посещения бани: во многих городах существовали общественные бани. Большинство сами шили себе одежду, строили себе жилье, изготавливали хозяйственный инвентарь. Развлечения также строились на самодеятельной основе, так как не существовало специальных общественных заведений и людей, занимавшихся организацией массового отдыха. Потребность в развлечениях и отдыхе население удовлетворяло по средствам проведения народных игр, кулачных боев, проходивших на открытом воздухе. Состоятельные граждане организовывали медвежью «потеху» - устраивали травлю медведей и волков собаками. Представители всех сословий любили соколиную охоту и охоту с борзыми. По ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыкантами, циркачами и танцорами. Дома люди играли в шашки, карты. Представители высших сословий играли в шахматы.



На основе традиционных хозяйственных занятий к XIX в. начали развиваться ремесла (изготовление изделий по заказу потребителя). Развитие ремесла приводит к его отделению от сельского хозяйства и образования нового класса – ремесленники, которые изготавливали из своего или чужого материала предметы по заказу потребителя за определенную плату. Рост ремесленного производства позволил расширить границы бытового обслуживания населения. Распространенными видами народных промыслов стали выступали: резьба по дереву, роспись посуды, вязание и вышивка.

Дальнейшее развитие бытового обслуживания связано с фотографией. Соответственно возрастает спрос на фотобумагу, аппараты, фотопринадлежности, закладываются основы фотопромышленности.

Этап

На рубеже XIX и XX веков в России начинается эпоха империализма. Это время господства монополий в области экономики и создания бюрократического управленческого аппарата, что ориентирует услуги на потребности монополистов и зажиточных крестьян. Растет спрос на бытовые услуги. Увеличивается число мастерских по ремонту и пошиву одежды, сапожных мастерских, прачечных. Массовые развлечения и общественный отдых к 1917 году приобрел практически современный вид. Люди стали ходить в театр, оперетту, кинотеатр, на выступления авиаторов и автогонщиков. Так же свое распространение в этот период получили сословные учреждения (Английский клуб, Купеческие клубы, Невское обществ) и учреждения «по интересам» (спортивное общество, клубы охотников и рыболовов), являющимися аналогами современных клубных домов.

Общий анализ состояния бытового обслуживания дореволюционного периода свидетельствует о том, что основной его функцией было удовлетворение потребностей господствующего класса. Удовлетворение потребностей народных масс производилось на низком уровне и было результатом экономической и социальной отсталости России. А также следствием жестокой эксплуатации трудящихся помещиками и капиталистами.

Этап

Послереволюционный период приобрел универсальный характер и осуществлялся под жестким контролем партийно-государственных органов. Преобразования этого периода были направлены на внедрение общественных форм собственности, однотипной организации труда, равных условий быта и отдыха людей. В стране проходила политика перераспределения ресурсов между регионами страны, социальными слоями, а также между общественным производством и обслуживание населения.

Условно это время можно разделить на четыре этапа.

Первый этап начинается с 1917 с национализации крупных бытовых предприятий: бани, прачечные, парикмахерские, ателье и т.д. Это послужило началом развития общественного сектора в коммунально-бытовом хозяйстве. В 1918 году начинается гражданская война, и все народное хозяйство, в том числе и бытовое обслуживание, перестраивается на военный лад. Многие мастерские стали использовать для ремонта и пошива обмундирования.

После введения новой экономической политики, в 1921 году, стали создаваться кооперативы и расширяться сети государственных бытовых предприятий для удовлетворения нужд трудящихся. Коммунальные и бытовые услуги в это время стали платными. НЭП реально оценивала существующие в стране различные социально-экономические уклады и временно разрешала частнособственные элементы в народном хозяйстве, что способствовало росту частного сектора в сфере бытового обслуживания. Развитие частного предпринимательства в области бытового обслуживания привело к ускорению темпов восстановления народного хозяйства и повышению уровня жизни населения после первой мировой и гражданской войн.

Второй этап – 30-е годы. Это период коллективизации и индустриализации. В это время возрастают требования к сфере бытового обслуживания, большую роль начинает играть промысловая кооперация, включающая основную часть бытовых кооперативных предприятий страны. Появление промкоопераций позволило значительно сократить количество безработных в стране и создать производство, которое специализировалось бы на индивидуальных заказах. В сельском хозяйстве удалось увеличить процент потребления важнейших продуктов питание на душу населения, что значительно повысило настроение народных масс после голода 1932 года. К 40-м годам в стране достигнуты успехи в области социальных гарантий, здравоохранения и просвещения. Отрицательным моментов на этом отрезке времени является фактическое вытеснение частного сектора из экономики, что отразилось на качестве производимой продукции. Также огорчает то, что все успехи в тяжелой промышленности, здравоохранении и бытового обслуживания осуществлялись за счет торможения развития уровня материального благосостояния народа.

Третий этап связан с периодом развитого социализма (1949 – 1956 гг.). Партийные органы стали больше внимания уделять сфере услуг и повышению качества продукции. Но потребности населения и их бытовые запросы все возрастали, что требовало от правительства решительных действий по увеличению качества и количества предприятий бытового обслуживания. Поэтому в 1950 году была проведена перестройка кооперативной системы. Были организованы Центральный союз потребительских обществ СССР и Центральный союз промысловый кооперации. Значительное место в бытовом обслуживании занимали предприятия и организации государственной местной промышленности и коммунального хозяйства. В государственном бюджете все больше средств стало выделяться на социальное страхование, пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Происходит определенное повышение материального благосостояния населения, как города, так и деревни. Объем товаров широкого потребления в целом соответствовал фонду заработной платы, и рынок был сбалансирован.

Четвертый этап начинается с 1960 года, когда промысловые кооперации были упразднены и предприятия бытового обслуживания переданы в руки государственной промышленности – управлениям местной промышленности Советов Министров автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся. Местные советы лучше знали потребности населения в сфере бытового обслуживания и более целесообразно могли использовать местные возможности для улучшения работы предприятий. К середине 60-х годов окончательно закрепилась за службой быта функция удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с семейно-бытовыми отношениями. Было принято решение о разделении функций обслуживания и непосредственного производства. Теперь комбинаты бытового обслуживания стали заниматься организацией обслуживания населения, а специализированные предприятия использовали свою техническую мощь для выполнения заказов. Это создало предпосылки для создания кооперирования в отрасли бытового обслуживание, заключающегося в объединении предприятий, организующих бытовое обслуживание населения, с другими родственными предприятиями, что позволяло значительно расширить ассортимент бытовых услуг.

Советский период примечателен тем, что были достигнуты наиболее возможные для этого времени условия удовлетворения потребительских, образовательных, информационных, отчасти эстетических потребностей населения. Спектр услуг значительно расширился: распространение получили театры, кинотеатры, клубы и т.д. Вместе с тем уровень жизни населения оставлял желать лучшего. Существующая система обслуживания не могла удовлетворить все возрастающие потребности людей, поэтому многие зачастую прибегали к услугам, так называемого, «черного рынка», где осуществлялась перепродажа дефицитных товаров.

 

Основные этапы развития сервисной деятельности в России XX века

 

Различается три этапа развития сферы бытовых услуг в России.

 

Первый этап:

до начала приватизации. Сфера бытовых услуг была полностью государственной сферой. В основе планирования лежали не спрос и нужды населения, а «государственный заказ». Рынок услуг жил автономной экономической жизнью. Низкое качество услуг и длительные сроки исполнения привели к высокой доле подпольного частного сектора. Объемы реализации бытовых услуг населению в рамках теневой экономики составляли примерно половину объемов (ремонт и строительство жилья, индивидуальный пошив одежды, ремонт автотранспорта и др.).

 

Второй этап связан с созданием кооперативов.

В середине 80-х годов 20 века в сфере быта сложилась парадоксальная ситуация: существенно возросла потребность в бытовых услугах, но при этом снизился спрос на них. Потребители, зная «цену» обслуживания, исходя из прошлого опыта, стали реже прибегать к его помощи, производители же, понимая, что полностью удовлетворить требования заказчиков не имеют возможности, неохотно шли на контакт с потребителями. Такая ситуация объяснялась нехваткой материалов, низким уровнем технического обеспечения, слабой подготовкой персонала и т.д. Людям уже не нужна просто услуга. Они хотят, чтобы служба быта была высокого качества, чтобы она действительно сберегала время и приносила им удовлетворение. И кооперативы оказались первыми в решении проблем перестройки системы бытового обслуживания.

 

Третий этап

связан с настоящим развитием и зависит от оценки роли этой сферы в жизни населения и от влияния общих процессов, происходящих в экономике. В целом надо отметить, что новые технологии оказания услуг, полученные из-за рубежа, стимулировали развитие сервисной деятельности и популяризацию услуг, например, послепродажное обслуживание покупателей с предоставлением бесплатных информационно-консультативных услуг, гарантийного и послегарантийного ремонта и технического обслуживания бытовых машин, приборов и устройств, потребность в этих видах услуг в большей степени сформировались с повышением технической сложности товаров.

В настоящее время Россия значительно отстает от ведущих промышленно развитых стран по важнейшим экономическим показателям. Однако ключевыми признаками постиндустриального общества применительно к России начала 21 века являются: в сфере экономики – переход от производства товаров к производству услуг; в сфере занятости – преобладание класса профессиональных специалистов и техников; в научной деятельности – ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.