Канал распределения – совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на товар или услугу. Тема: Маркетинговая логистика
1. Основные каналы распределения продукции.
2. Физическое распределение запасов и контроль эффективности распределения.
3. Тароупаковочное хозяйство.
- 1 –
Основные каналы распределения продукции
Функции распределения:
1.концентрация и рассредоточение каналов
2.размещение товаров, сортировка и накопление
3.сохранность и защита товаров, находящихся на хранении
4.ведение переговоров и сделок между продавцами и покупателями
5.передача права собственности от продавца к покупателю
Эффективность распределения определяется работой каналов распределения.
Канал распределения – совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на товар или услугу.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
- экономия финансовых средств на распределение продукции;
- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
- продажа продукции более эффективным способом;
- более широкая доступность товара и доведение до целевых рынков;
- уменьшение объема работ по распределению продукции.
Выбранные каналы влияют непосредственно на скорость, время, эффективность движения, сохранность продукции. При этом организация или лица, составляющие канал, выполняют следующие функции:
1. проводят исследовательскую работу по сбору информации.
2. стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах.
3. устанавливают контакты с покупателями.
4. приспосабливают товар к требованиям покупателя.
5. проводят переговоры с непосредственными потребителями.
6. организуют товародвижения.
7. финансируют движение товаров по каналу распределения.
Каналы распределения характеризуются числом уровней.
Уровень канала – посредник, который выполняет работу по продвижению товара к конечному потребителю.
Каналы распределения в зависимости от количества уровней бывают 2-х видов:
- горизонтальные: состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятия. Ни один член канала не имеет полного контроля над деятельностью других.
Канал нулевого уровня
1-ый уровень
2-ой уровень
- вертикальные: каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система. В нем одно лицо контролирует весь канал. Это более экономичные каналы и исключают дублирования функций.
Розничный
Посредник
Оптовый
посредник
| |
Этапы формирования канала:
1 этап:определение типа используемых посредников.
Классификация посредников по двум признакам:
- от чьего имени работает посредник;
- за чей счет посредник ведет операции.
Тип посредника
| Признак классификации
| Дилер
Дистрибьютор
Комиссионер
Агент, брокер
| От своего имени и за свой счет
От чужого имени и за свой счет
От своего имени и за чужой счет
От чужого имени, за чужой счет
| Дилеры – оптовые посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки, таким образом, он всегда является собственником товара.
Два вида:
- эксклюзивные (единичные представители в данном регионе)
- авторизованные (полное право по распоряжению продукции)
Дистрибьютор – оптовый или розничный посредник, которому предоставляются права на продажу определенной продукции на определенной территории и в течении определенного срока. Они не являются собственниками товара.
Комиссионер – посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя, договор на поставку заключается от имени комиссионера, не собственник товара, посредник только для производителя, риск порчи товара лежит на производителе, комиссионер обязан обеспечить сохранность доставки товара. Вознаграждение – процент или разница в цене.
Агент – посредник, выступающий в качестве представителя или помощника другого лица. Юридическое лицо, от имени производителя и за его счет. По объему полномочий агенты делятся на 2 категории:
- универсальные (совершают любые юридические действия от имени производителя);
- генеральные (совершают сделки указанные в доверенности).
Вознаграждение – тариф или процент.
Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие других посредников; не собственник продукции и не распоряжаются продукцией. В отличии от агентов, брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон.
2 этап:определение количества посредников.
3 вида распределения:
- интенсивное – обеспечение продукцией возможно большего числа предприятий.
- эксклюзивное – ограниченное число посредников.
- селективное – позволяет производителю добиваться необходимого охвата рынка при жестком контроле и с минимальными издержками.
3 этап:определение структуры возможных каналов распределения.
На данном этапе определяется связь каналов с конкретными потребителями и друг с другом.
-2-
|