Решение об изменении бизнеса Тема 10. Моделирование бизнеса.
Моделирование бизнеса фирмы
Зачем мы моделируем:
- Чтобы представить объект упрощенно и понять его,
- Чтобы представить объект упрощенно и иметь возможность оперировать этим представлением,
- Чтобы представить объект системно, понять из чего состоит объект, какие внутри него существуют взаимосвязи и как объект связан с внешним окружением,
- Чтобы представить объект комплексно, посмотреть на него с разных сторон, с учетом разных точек зрения, разных трактовок, разных представлений.
- Чтобы предвидеть, как объект может изменяться, развиваться, какой развитие для него является естественным, а какое нет.
- Чтобы создавать объект, воплощать его на основе наших умозрительных представлений.
Можно ли обойтись без моделирования?
Модель –образ или прообраз какого-либо объекта, выступающий в качестве заместителя или представителя объекта при его исследовании или проектировании.
Бизнес – предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность с целью получения прибыли и развития (определение из Экономического Глоссария).
Бизнес - деятельность компании на рынке.
Модель бизнеса – это образ или прообраз деятельности фирмы на рынке.
Более строгое определение понятия «модель бизнеса»:
Модель бизнеса – это модель, отражающая наиболее существенные черты компании (фирмы), которые характеризуют область деятельности компании и определяют основные способы ее деятельности.
Другими словами:
Модель бизнеса – определение основополагающих элементов деятельности фирмы:
- что фирма делает,
- для кого фирма это делает,
- зачем фирма это делает,
- как фирма это делает.
Зачем мы моделируем бизнес?
Цели моделирования бизнеса:
1. Аналитические цели:
- Описать бизнес (формализовано, систематизировано) с целью его лучшего понимания, формирования более четкого представления, принятия адекватных решений по управлению бизнесом.
- Исследовать бизнес для выявления его сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ и недостатков.
- Проанализировать позицию данного бизнеса по сравнению с другими бизнесами (в рамках одной компании: сравнительный анализ бизнес-направлений, исследование бизнес-портфеля; для разных компаний – сравнительный анализ конкурирующих бизнесов (фирм)).
2. Прогнозные цели:
- Предсказание будущего состояния компании и / или отдельных параметров ее деятельности (с учетом или без учета влияния внешней среды).
- Предвидение будущих рисков деятельности, определение возможных вариантов развития событий, могущих повлиять на функционирование бизнеса.
- Определение возможной степени достижения поставленных целей, возможности достижения планируемых результатов (поисковый прогноз).
- Определение способов и сроков достижения желательного состояния бизнеса в будущем (нормативный прогноз).
3. Креативные цели:
- Определение путей и методов совершенствования бизнеса.
- Разработка программ и планов развития бизнеса.
- Создание нового бизнеса (нового бизнес- направления или нового бизнес-субъекта (компании)).
Большинство моделей бизнеса является многоцелевыми и позволяет решать одновременно (или последовательно) несколько задач.
Можно ли обойтись без моделирования бизнеса?
Модели бизнеса могут быть:
- С точки зрения степени приближенности к практике и возможности применения для решения практических задач: концептуальными и прикладными.
- С точки зрения отражения тех или иных аспектов бизнеса: структурными, функциональными и аналоговыми.
- С точки зрения учета влияния внешней среды: открытыми и закрытыми.
- С точки зрения уровня материального воплощения объекта: материальными и идеальными.
- С точки зрения средств представления модели (условного языка): дискриптивными, графическими и илогико-математическими.
- И т.д. (вспомнить общую классификацию моделей и попробовать применить ее к моделям бизнеса).
Как можно моделировать бизнес, с помощью каких методов?
Априорное и апостериорной моделирование.
Умозрительное и феноменологическое моделирование.
Индуктивное и дедуктивное моделирование.
Качественное и количественное моделирование.
Модель Ж.Ж. Ламбена «Определение бизнеса»
1. Каким бизнесом мы занимаемся (что мы делаем, для кого и как)?
2. Каким бизнесом нам следует заниматься?
3. Каким бизнесом нам не следует заниматься?
Для определения бизнеса необходимо дать развернутые ответы на следующие вопросы:
Вопрос
| Пояснения
| Содержательный, развернутый ответ
| Что мы делаем?
| Какие товары мы производим? На удовлетворение каких базовых потребностей нацелены эти товары (какие функции выполняют наши товары)?
|
| Для кого мы это делаем?
| Кто является нашими потребителями? Где они живут? Каковы их характеристики (социальные, демографические, прочие)? Каковы их потребности, связанные с нашими товарами?
|
| Как мы это делаем?
| Каковы наши технологии, компетенции, стратегии?
|
| Что нам следует делать?
| Что мы должны делать исходя из наших возможностей и способностей (наличия компетенций, владения технологиями, возможности использования ресурсов), а также исходя из ситуации на рынке (чего хотят наши целевые потребители, какие действия реализуют конкуренты)?
|
| Чего мы не делаем?
| Чем мы не занимаемся (области, товары)? Чем мы могли бы заняться (перспективы развития бизнеса)? Чем мы никогда не будем заниматься (границы бизнеса)?
|
| Чего нам не следует делать?
| Чем нам не стоит заниматься, поскольку это не принесет нам выгоды (не позволяют собственные возможности или неперспективен рынок)?
NB! Должны быть приняты во внимание как существующие бизнес-области (которые следует пересмотреть и отказаться от них), так и те бизнес-области, в которых фирма не работает (чтобы определить границы бизнеса).
|
|
Модель «Функции – потребители – технологии»,
D.E. Abell (1980 г.)
Функции
(потребности)
Потребители
Технологии
Модель может быть использована для решения следующих задач:
1. Определения бизнеса (что делает фирма, на каком рынке и посредством каких технологий).
2. Определение текущей стратегии бизнеса (концентрированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, массовый маркетинг).
3. Выбор стратегии развития бизнеса (решение об изменении бизнеса).
4. Определение конкурентов и степени их потенциальной или реальной опасности.
Решение об изменении бизнеса
|