Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4. Качество рабочей силы

Рабочая сила – способность человека к труду, то есть совокупность знаний, умений и способностей, позволяющих выполнять определенную работу в трудовом процессе.

Качество рабочей силы – совокупность профессиональных, образовательных, психофизиологических характеристик, делающих человека способным выполнять трудовые функции той или иной сложности.

Во многих регионах РФ развивающийся рынок труда предъявляет противоречивые требования к качеству рабочей силы: с одной стороны возрастают требования к уровню квалификации персонала, с другой, – многие предприятия, ввиду их низкой оснащенности и временной производственной политики, порой предъявляют пониженные требования к соискателям рабочих мест.

Однако общая тенденция такова, что структурные изменения в экономике значительно повышают требования к качеству рабочей силы.

Квалификация работника – это совокупность его общего и профессионального образования, необходимых знаний, навыков, умений и опыта для выполнения видов работ определенной сложности (разряда).

Уровень квалификации работника характеризуется присвоенным ему квалификационным разрядом и определяется уровнем знаний, умений и способностей.

В современной экономической литературе широко используется также понятие «трудовой потенциал», близкое к понятию «качество рабочей силы». Это понятие можно рассматривать с двух позиций: как экономическая категория и как статистический показатель.

Как экономическая категория трудовой потенциал характеризует население в качестве производителя национальных благ на основе совокупности имеющихся качеств. В этом случае трудовой потенциал человека является качественной оценкой физических и интеллектуальных способностей, а также уровня развития самосознания и нравственных качеств человека, характеризуемых применительно к его трудовой деятельности.



Как статистический показатель понятие «трудовой потенциал» означает численность трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде.

В отечественной и зарубежной литературе для наиболее полной характеристики работника наряду с терминами «квалификация» и «трудовой потенциал» используются также понятия компетентность, профессионально важные качества, конкурентоспособность.

До последнего времени основными критериями качества рабочей силы являлись:

уровень образования работника; уровень профессиональной подготовки работника; уровень мотивации работника к повышению профессионализма и качества собственного труда; способность организационной структуры учреждения (предприятия) раскрывать все качества работника.

Поэтому в отечественной практике и в государственных образовательных стандартах первого и второго поколения преимущественно использовались такие понятия, как: знания, умения, навыки, которые хорошо диагностируются только в ходе предметных экзаменов.

В образовательных стандартах второго поколения в основном содержались требования к профессиональной подготовленности выпускника, то есть к его готовности к узкой области профессиональной работы.

В настоящее время, в соответствии с рекомендациями Юнеско о переходе к концепции компетентности человека и положением национальной системы оценки качества специалистов термин «компетентность» становится ведущим при оценке уровня квалификации работника, важнейшим критерием профессионального образования и интегральным показателем качества рабочей силы.

Компетентность – это качество человека, получившего профессиональное образование определенного уровня, выражающееся в способности на его основе к успешной трудовой деятельности с учетом ее социальной значимости. Компетентность выражается в способности оперативно и правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать нужное решение, то есть это является основой деятельности специалиста и рабочего.

Компетентность определяется не только объемом и качеством профессиональных знаний, навыков и умений, но и опытностью, которая характеризуется способностью предвидеть и не допускать ошибок в трудовой деятельности, а при их возникновении – быстро устранять. Поэтому элементы компетентности рассматривают как базу определенных элементов деятельности, а компетентность определенного вида описывается компонентами. Основой компетентности являются: набор качеств и характеристик специалиста, позволяющих судить о его компетентности.

Компетентностная модель по специальности «Социально-культурный сервиз и туризм» включает в себя следующие группы компетенций: социальные; экономические; коммуникативные; общепрофессиональные; специальные.

Эти компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику ориентироваться на рынке труда и по мере освоения производственного опыта быть компетентным специалистом.

Необходимость перехода к использованию понятия компетентность обосновывается следующими обстоятельствами

1. Интегральный характер этого понятия по отношению к используемым в образовательных стандартах терминам «знания», «умения», «навыки» может обеспечить формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин, что весьма важно для расширения профиля подготовки специалистов и повышения их профессиональной мобильности на рынке труда.

2. Использование компетентностного подхода при оценке качества подготовки специалистов окажет положительнее влияние на возможности сравнения дипломов и аттестатов, выдаваемых учреждениями профессионального образования разных стран, что, в свою очередь, дает возможность расширить возможности формирования единого рынка рабочей силы и ее трудоустройства.

3. Модель выпускника учреждений профессионального образования, основанная на компетентностном подходе, будет иметь меньше составляющих ее элементов, чем при ее выражении через знания, умения, навыки, что позволит структурировать учебные программы на основе крупных междисциплинарных модулей и сравнивать различные образовательные программы по ним, а не по отдельным дисциплинам. Вместе с тем важно, чтобы компетентностный подход учитывал национально-культурные и территориальные особенности страны.

Потому в основу государственных образовательных стандартов третьего поколения закладывается компетентностный подход, что является важным вкладом в теорию качества рабочей силы.

Основными направлениями повышения качества рабочей силы являются:

1. Мониторинг и прогнозирование развития занятости и региональных рынков труда, определение потребностей экономики в работниках определенных профессий и квалификаций, обоснование объемов и структуры их подготовки в соответствующих учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Осуществление мер по приведению профессионально – квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с требованиями рыночной экономики.

2. Совершенствование структуры начального, среднего и высшего профессионального образования, их ориентация на потребности экономики.

3. Введение рейтинговых оценок деятельности учреждений профессионального образования на основе критериев качества подготовки специалистов.

4. Совершенствование внутрифирменного обучения персонала.

Ведущее место в комплексе мер по управлению качеством рабочей силы должна занять система сертификации персонала на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

5. Развитие гибкой и ориентированной на трудоустройство системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и высвобождаемых работников как важнейшее условие поддержания высокого качества рабочей силы. Трудовая реабилитация и социальная адаптация лиц, длительное время не работающих.

6. Развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения как необходимое условие выявления перспектив роста и развития человека, подготовки к изменяющимся условиям в жизни и карьере, формирование уверенного поведения на рынке труда.

7. Создание информационной системы, способной быстро и адекватно реагировать на состояние и прогнозные характеристики рынка труда, помогать молодежи выбирать профессии (специальности), а учебным заведениям своевременно принимать меры по открытию новых направлений подготовки кадров.

8. Развитие социального партнерства в вопросах воспроизводства рабочей силы, включая ее подготовку, переподготовку, распределение и использование.

Государственная политика в области развития человеческого потенциала и повышения качества рабочей силы должна быть направлена на обеспечение условий для повышения общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня населения, усиление ее творческой мотивации и конкурентоспособности. В то же время успешное решение этой проблемы возможно в условиях проведения активной политики занятости: от стимулирования создания гибкого рынка труда и его регулирования до формирования квалифицированной структуры рабочей силы с помощью профориентации, профессионального образования и переподготовки кадров. Именно такой подход, предусматривающий преобразующие действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы для последующего трудоустройства граждан, может обеспечить полную занятость населения, выпуск конкурентоспособной продукции (услуг) и экономическое процветание общества.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.