Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Система показателей доходности предприятия

1. Анализ динамики и структуры финансовых результатов

Большинство исследователей считают, что абсолютным показателем доходности является прибыль, а относительным показателем – уровень рентабельности. В свою очередь на величину этих показателей оказывает влияние себестоимость продукции и обобщающий его показатель затраты на 1тенге выпускаемой продукции.

Анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение для руководства предприятия, его учредителей, акционеров и кредиторов. Для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из источников финансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Учредителям и акционерам она является источником получения дохода на вложенный ими в данное предприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашения предоставленных хозяйствующему субъекту кредитов и займов, включая и уплату причитающихся процентов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает:

1) Изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);

2) Структурный анализ соответствующих статей (в процентах);

3) Изучение динамики изменения показателей за ряд периодов (кварталов, лет) – трендовый анализ;

4) Исследование влияния отдельных факторов на прибыль (факторный анализ).

Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с исследования ее динамики и структуры, как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Более детальный анализ предполагает изучение каждого элемента бухгалтерской прибыли и повлиявших на нее факторов. Их можно классифицировать на внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся:



Социально-экономические условия;

Природные условия;

Цены на материально-энергетические ресурсы и тарифы на транспортные перевозки;

Уровень развития внешнеэкономических связей и т.д.

К внутренним факторам относятся изменения:

Прибыли от продаж;

Структуры реализованной продукции;

Себестоимости продукции;

Уровня цен на нее;

Операционных и внереализационных доходов и расходов.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с бухгалтерской прибылью прямая за исключением изменений себестоимости продукции, операционных и внереализационных расходов, снижение которых приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка оказывают непосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а второго порядка – на прибыли от продаж.

При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли во внимание принимаются не только результаты анализа, но и такие аспекты учетной политики предприятия, как:

Методы оценки активов и обязательств;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Способы ведения бухгалтерского учета (методы амортизации основных средств и нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, признания прибыли от продажи товаров, продукции, работ и услуг);

Оптимизация издержек на производство продукции;

Рациональная ценовая политика и др.

При этом для оценки финансовых результатов деятельности предприятия важное значение имеет факторный анализ прибыли от продажи товаров (продукции, работ и услуг).Прибыль от продаж является важным элементом бухгалтерской прибыли, поэтому в первую очередь анализируют общее изменение прибыли от реализации.

Ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль. Она представляет собой разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров.

Валовая прибыль формируется под влиянием следующих факторов:

© Объема реализации;

© Себестоимости реализованных изделий;

© Продажных цен на реализованную продукцию;

© Сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабельности отдельных видов изделий.

Пофакторный анализ валовой прибыли осуществляется по данным отчета о прибылях и убытках за текущий и базисный периоды (квартал, год). При сравнении с планом используются данные финансового плана и расчетов к нему. Однако для факторного анализа этих данных недостаточно. Зачастую эти данные бывают несопоставимыми, поскольку на выручку от продажи товаров влияет уровень отпускных цен.

Пофакторный анализ валовой прибыли (ВП) традиционно осуществляется с помощью приема элиминирования, то есть метода цепных подстановок.

Элиминирование представляет собой технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на изучаемое явление. При данном подходе ряд признаков исключается и остается главный признак, который служит объектом исследования.

Для определения влияния отдельных факторов на величину валовой прибыли необходимо рассчитать следующие дополнительные показатели:

1) Выручку от продажи товаров без косвенных налогов отчетного периода в базисных ценах

 

2) Себестоимость проданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции (Cc),

 

3) Базисную валовую прибыль (ВПc), рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента проданных товаров. Базисная валовая прибыль определяется в виде разницы между выручкой от продажи товара отчетного периода в базисных ценах (Вc) и себестоимостью проданных товаров отчетного периода (Cc) в базисных затратах на единицу продукции

 

 

2. Анализ прибыли в составе маржинального дохода

Формирование и использование прибыли как формы дохода является основой предпринимательской деятельности и ее конечным финансовым результатом. Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия. Одним их доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, который осуществляется по схеме: издержки – объем продаж – прибыль. Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и сбыта продукции. В отличие от внешнего финансового анализа результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия. Операционный анализ показывает чувствительность, то есть возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта продукции.

С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:

1) оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;

2) прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя «запас финансовой прочности»;

3) оценить предпринимательский риск;

4) выбрать оптимальные пути выхода из критического состояния;

5) оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала;

6) разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации продукции.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, расчет которого базируется на определении силы воздействия производственного рычага (СВПР)

СВПР показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.

На практике встречаются следующие случаи:

1. Маржинальный доход (МД) равен 0. В этом случае выручка от реализации покрывает только переменные расходы, то есть предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек.

2. 0 < МД < постоянных издержек. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда выручка от продажи товаров покрывает переменные издержки и часть постоянных издержек.

3. МД = постоянным издержкам. Это происходит тогда, когда выручки от реализации достаточно, чтобы возместить все издержки (переменные и постоянные). При этом прибыль равна 0.

4. МД > постоянных издержек, если деятельность предприятия прибыльна. Из выручки от продаж покрываются не только все издержки, но и образуется прибыль, превышающая нуль

Коэффициент маржинального дохода показывает его удельный вес в выручке от реализации

 

Данный коэффициент выражается в долях единицы или в процентах. Финансовый результат предприятия с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависит от изменения физического объема производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов вынуждено в значительно большей мере опасаться падения объемов производства и продаж.

Следует отметить, что в современных условиях важно не увеличение прибыли, а ее сохранение в нужных для предприятия параметрах. Это необходимо для обеспечения оптимального соотношения между производственными и социальными выплатами и величиной налоговых платежей. Часто эти ограничения не соответствуют максимально возможному уровню прибыли. В основу анализа чувствительности положен объем производства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.