Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности сервисной деятельности в России

Если рассмотреть основные статистические показатели разви­тия услуг в России за последнее десятилетие, то можно увидеть, что в 1993 г. валовой внутренний продукт в экономическом исчисле­нии резко упал по отношению к 1990 г. Но уже в 1996 г. по отно­шению к 1990 г. он вырос с 23 до 53%, а общая численность занятых в сфере сервиса возросла с 37 до 50%.

Но вряд ли правомерно считать, что данный рост отображает эффективное включение отечественной сферы услуг в мировые про­цессы, связанные с сервизацией экономики. В большей степени он свидетельствует о кризисе сферы материального производства. К тому же увеличение доли сервиса в валовом внутреннем продукте России сопровождалось резким спадом производства социальных и культурно-эстетических услуг: бытовых, медицинских, санаторно-оздоровительных, спортивно-туристских услуг, а также услуг в сфере искусства, музейного и библиотечного обслуживания и др.

Многие новые виды сервиса генерируют услуги высокодоход­ного характера, т. е. нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. В то же время ча-


Глаза 5 Особенности функционирования отдельных групп услуг 145

стный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые обществу и регионам страны.

С другой стороны, за последние 10— 15 лет отечественный сер­вис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжи­ниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, культурно - валеологические услуги, игровой и шоу-бизнес и др.

Своеобразным импульсом в деде освоения сервисных иннова­ций оказался финансовый кризис 1998 г. В неблагоприятных эко­номических условиях многие предприятия сервиса вынуждены были проявить повышенный динамизм и гибкость, быстро реаги­руя на требования стремительно меняющейся конъюнктуры и потребительского спроса. В этот период:



— шло интенсивное совершенствование прежних видов и на­правлений сервисной деятельности;

— появлялись новые для российского общества виды и направ­ления услуг;

— разрабатывались оригинальные сервисные продукты.

Примечательно, что в меняющейся ситуации многие сервис­ные организации и учреждения социокультурного профиля, про­должая работать на базе бюджетно-государственного финансиро­вания, вынуждены были активно осваивать новые виды и формы обслуживания. Особенно примечательно в этом отношении улуч­шение библиотечного и музейного обслуживания.

Сегодня крупные библиотеки страны работают иначе, нежели 10—15 лет назад. Вес они активно осваивают принципы работы книгохранилищ в условиях информационной культуры. Это связано с освоением технологий работы в рамках масштабных инфор­мационных сетей, компьютерной техники в деле создания, сбора, обработки, хранения, распространения и поиска информации, а также новых видов обслуживания посетителей.

Основное книгохранилище страны — Российская государствен­ная библиотека — переходит на обслуживание заказов читателей посредством, так называемой системы электронной циркуляции. В этом случае все читатели снабжены пластиковыми билетами с бар-кодом и фотографией владельца. Подобный читательский электронный билет позволяет свести к минимуму время заказа и ожидания книги из хранилища, ускорить другие формы обслуживания посетителей, а также предоставлять множество услуг, связанных с


 

Сервисная деятельность

выходом читателя к базам данных различных библиотечных центров страны и мира.

Музейные центры страны также заняты поиском новых форм обслуживания, способных привлечь в них многочисленных посе­тителей. Речь идет не только об обновлении экспозиций, разработке новых экскурсионно-тематических направлений работы. В этом плане примечательны более тесные связи музеев с образователь­ными центрами, турбизнесом, а также предоставление посетителям более широкого диапазона дополнительных услуг (продажа печатной, сувенирной продукции и т. п.) современного типа,

В связи с этим рассмотрим шаги, которые предпринимает ши­роко известный мемориальный Государственный историко-лите­ратурный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пуш­кина «Михайловское». Работники музея, исходя из понимания ми­рового и российского значения этого мемориального центра, рассматривают перспективы его развития в рамках сохранения его как живого свидетельства жизни национального поэта, как меха­низм поддержания нашей исторической памяти. Поэтому они счи­тают первейшей своей задачей бережно соединить материальные (ландшафт, постройки, музейные экспонаты) и духовные (стихи поэта, воспоминания современников) свидетельства прошлого с со­временным образом жизни и потребностями посетителей, которые приезжают в заповедник как туристы.

С другой стороны, на территории невозможно полностью отказаться от «новодела», построек технического назначения, убо­рочных машин на дорожках парка и др. Особое направление в работе музея уделяется современным формам пропаганды пушкинского поэтического наследия и обслуживания туристов: продаже сувени­ров, печатной продукции, проведению специальных пушкинских мероприятий и т. п.

В качестве нового сегмента отечественной сферы услуг, рож­денного новыми условиями жизнедеятельности общества, выступают интернет-услуги, приобретающие для потребителей комплексный характер (информационные, коммуникационные, художественно-эстетические и т. п. услуги).

Интерактивные мультимедийные интернет-услуги стартовали в России уже через 5 лет после их появления на Западе. Однако в настоящее время темпы прироста показателей российского сегмента выше мировых. Российские компании, предоставляющие услу-


Глава 5. Особенности функционирования отдельных групп услуг 147

ги провайдинга и хостинга (размещения клиентских web-сайтов), оценивают свой рынок оптимистично: годовой рост клиентской базы предполагается на уровне 150%, скорость доступа, по прогно­зам, возрастет вдвое. Этот процесс будет сопровождаться сниже­нием тарифов в среднем на 20—25%.

Повышенная потребность отечественного сервиса в инноваци­ях особенно остро ставит проблему освоения российскими пред­приятиями сферы услуг инноваций в организации услуг и формах обслуживания потребителей, идущих к нам из мировой практики.

Рассмотрим трудности внедрения новых направлений обслужи­вания на примере такого сложного сегмента услуг в рамках консал­тинга, как венчурный бизнес, т. е. бизнес, продвигающий в произ­водство рискованные научные разработки. В том случае, когда вне­дрение научной разработки оказывается удачным, экономический эффект намного перекрывает все предварительные расходы.

Венчурный бизнес выступает одним из прародителей нынеш­него этапа научно-технической революции, который смело продви­гает эффективные научные разработки в любую сферу практики. Казалось, что в России, у которой после распада СССР осталась основная часть научно-проектной элиты, этот вид сервиса может найти широкое применение

Сегодня в стране зарегистрировано 40 тыс. малых предприятий (с общей численностью в 200 тыс. человек), у которых в уставе прописан вид деятельности: «наукоемкая продукция». Для первого этапа развития венчурного бизнеса это неплохое начало. Однако в год новой продукции эти фирмы производят всего лишь на 30 млрд. рублей, что ничтожно мало в объеме производства сервисной дея­тельности и совершенно недостаточно для венчурного бизнеса. Вместе с тем к этим фирмам проявляют немалый интерес иност­ранные покупатели, готовые скупить (и скупающие) новые техно­логии. Да и у отечественного производственного бизнеса капиталы имеются. Однако российский венчурный бизнес развивается мед­ленно.

Во-первых, никто из отечественных бизнесменов не спешит инвестировать научно-технический прогресс. Психология совре­менного отечественного предпринимателя сформировалась под влиянием неустойчивой обстановки в России, когда надо было в максимально короткие сроки вернуть капитал с наибольшей при­былью. При этом качество и вид бизнеса не принимались во вни-



Сервисная деятельность


Мава 5. Особенности функционирования отдельных групп услуг 149


 


мание. Инновационные же проекты требуют тщательной научной экспертизы, серьезного исследования их коммерческих перспектив. Во-вторых, выступает па первый план второй тип препятствий для венчурного бизнеса: отсутствие рыночной базы его развития. В стране необходимо с нуля создавать проводящую сеть финансовых посредников, готовить профессиональных менеджеров в этой сфе­ре, развивать адекватно капитализированный фондовый рынок, по­зволяющий конвертировать результаты предпринимателей в дру­гие высокодоходные активы, и т, п. Но в России эти компоненты рыночной инфраструктуры пока не сложились.

Теперь рассмотрим распространенность разных типов органи­зационных структур в отечественном сервисе в зависимости от мас­штабов деятельности и числа работающих. Сначала остановимся на крупном бизнесе.

Примером могут служить те крупные структуры бизнеса и сис­темно-отраслевые организации (принадлежащие государству, не­государственные и смешанные), которые сохранились в нашей стране от предыдущего этапа ее развития. Укажем на крупные банковские структуры (Сбербанк, Внешэкономбанк и др.), крупные компании перевозчиков (Аэрофлот, МПС и др.), торговые организации (фирма «Детский мир» и др.), организации связи («Космическая связь», «Связьинвест») и Масс- медиа (ВГТРК и др.).

Второй тип крупных сервисных организаций в последнее деся­тилетие зародился и развивается в рамках так называемых интег­рированных бизнес- групп (ИБГ) «ЛУКойл», «Юкос», «Интер­рос», «Сибирский алюминий», АФК «Система» и ряд других.

Среди указанных ИБГ преимущественно сервисом занята лишь крупная акционерная финансовая компания «Система», основу которой составляют наукоемкие отрасли связи, телекоммуникации, предприятия НИОКР, а также страхование, торговля.

Ядро деятельности остальных ИБГ базируется па работе про­мышленных предприятий, связанных с нефтяным бизнесом, цвет­ной металлургией и др. Но главное в деятельности подобных групп заключается в том, что, являясь в большинстве случаев холдинга­ми, они включают в себя сервисные структуры, призванные обес­печить обслуживание самих этих групп и их партнеров.

Так, в рамках таких групп действует акционерный коммерчес­кий банк (или несколько банков), выступающий в качестве соб­ственной кредитной организации, расчетного финансового цент-


ра, депозитария хранения ценных бумаг и др. Кроме того, данные группы развивают свои филиалы дилеров для сбыта продукции в стране и за рубежом, способны оказывать биржевые, торговые, ли­зинговые, инвестиционные и другие услуги. Помимо этого в каж­дой из групп имеется широкий спектр внутреннего обслуживания: медицинские и оздоровительные организации, страховые компании и др. Примечательно, что именно страховым компаниям в ряде случаев удается выйти из своей ИБГ и стать самостоятельным аген­том на отечественном страховом рынке (фирмы «РОСНО», «Про­гресс Гарант»).

В целом указанная практика ИБГ свидетельствует о том, что каждая группа стремится компенсировать слабую рыночную инф­раструктуру в отечественной практике хозяйствования и несо­вершенный сервис внешней институциональной среды при реше­нии своих внутренних проблем. Природа подобных групп не связана с созданием предпринимательских сетей, но тяготеет к более жесткой структуре организации холдингового типа. Однако в переходных условиях данные ИБГ оказались более устойчивыми к внешним неблагополучным воздействиям.

Укажем на еще одно направление, породившее в отечествен­ной практике последнего десятилетия крупнейшие сервисные орга­низации, — рекламный бизнес. В современной России действует множество разных рекламных агентств, выполняющих посредни­ческие функции между рекламодателями, с одной стороны, а также каналами распространения рекламы и потребителями, с другой. Наиболее крупные из таких агентств группируются вокруг ведущих российских телеканалов, хотя при этом заняты производством не только телерекламы.

Статистика свидетельствует также о территориальной сегмен­тации разных видов и типов российского сервиса, которая углуби­лась сравнительно с советским периодом и в настоящее время вы­ражена намного более рельефно, чем в любой другой стране мира. Это объясняется не только естественным тяготением сервиса к крупным и средним типам поселений (как это имеет место, на­пример, в плотно заселенной Западной Европе и в других регионах мира). К этому добавляется наличие в нашей стране малоосвоенных территорий, а также множества поседений, которые лишены ры­ночной инфраструктуры: удобных дорог, средств связи, центров



Сервисная деятельность


 


инвестирования, фондов социальной поддержки и защиты коммер­ческой деятельности и др.

Особенности регионального развития отечественной экономи­ки серьезно тормозят развитие коммерческого сектора услуг. Сер­висный бизнес в настоящее время тяготеет в основном к столицам и к ряду крупных промышленных центров, крайне медленно (осо­бенно это касается малого бизнеса) проникая за Урал, на Дальний Восток, на северные территории страны.

В рассматриваемый период в отечественную сферу сервиса ста­ли широко внедряться зарубежные производители услуг. В связи с этим следует отметить проникновение на наш рынок услуг круп­ных зарубежных фирм—производителей высокотехнологичной продукции, прежде всего электрон ной. Широкому кругу потребите­лей крупных городов подобные фирмы известны своим глобаль­ным сервисным обслуживанием бытовой и офисной электроники (Sony, Panasonic, Philips, Samsung, Xerox, LG и др.), программного обеспечения {Microsoft, Symantec и др.) и т. п.

Отечественным предпринимателям в сфере бизнеса пришлось столкнуться не только с продвинутыми мировыми образцами сер­висных продуктов. Экономическая конъюнктура, которая склады­вается во многих соседних с Россией странах, стимулирует предпри­имчивых людей из ближнего зарубежья приезжать в нашу страну, где, по их представлениям, предоставляется неплохая возможность заработать. В крупных и средних городах страны сегодня действуют гастарбайтеры, а также группы предпринимателей из Украины, Закавказья, Китая, Вьетнама и других стран.

Предприниматели из Закавказья работают в артелях (сбор уро­жая, производственное и жилищное строительство, дорожно-ремонтные работы и др.), в общественном питании, в рыночной торговле (продажа цветов, овощей, фруктов, а также дешевой одежды и др.).

Китайская диаспора (которая в значительной части состоит из нелегальных мигрантов) уверенно освоила челночную торговлю ширпотребом, а в ряде российских городов держит в своих руках точки дешевого общественного питания. Ее представители зани­маются разведением и торговлей овощами, а также берутся за не­квалифицированную работу.


 

Глава 6






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.