Развитию дизайна в XIX веке (1830-1900) Объект дизайна
Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.
Основные категории объекта дизайна
• Образ — идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.
• Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
• Морфология — строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.
• Технологическая форма — морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.
• Эстетическая ценность — особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.
Предмет дизайнерской деятельности- создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в котором отражается целостное значение его потребительной ценности.
Метод дизайна- творческий процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, который ориентируется на достижение наиболее
полного соответствия создаваемых объектов и среде, и потребностям человека, как бытовым, так и эстетическим.
Основным методом дизайна является художественно-образное моделирование объекта посредством композиционного формообразования.
Отрасли дизайна
• Промышленный дизайн (орудия труда, механизмы, бытовая техника, транспортный дизайн, дизайн мебели и т.п.);
• Дизайн среды (информационный дизайн, навигационный дизайн, дизайн городской среды, дизайн интерьеров, граффити, световой дизайн и т.п.)
• Дизайн процессов (дизайн церемоний, дизайн-программы)
• 3D дизайн (3D анимация, дизайн интерьеров, 3D презентация)
• Графический дизайн (шрифты, полиграфический дизайн, веб-дизайн, визуальная идентификация, фирменный стиль, мобильный дизайн и т.п.)
• Ландшафтный дизайн (создание искусственных и реконструкция разрушенных ландшафтов, декоративная дендрология, экодизайн)
• Архитектурный дизайн (массовое строительство (общественные жилища и производственные здания), инженерные сооружения)
• Дизайн одежды, обуви, аксессуаров
Стили декоративного искусства как основа создания современного дизайна
Слово "стиль" происходит от латинского "stylos", означающего стержень для письма. В самом слове звучит некая упорядоченность, реализованная идея, осмысленное содержание. Стиль - это внутренний стержень, внутренняя сущность, из которых происходит внешнее воплощение.
По отношению к дизайну стиль - это точное пространственное решение всего, что окружает человека, соответствующее внешнему облику сооружения, интерьеру. Стилистически единым с интерьером должен быть и предметный мир — от мебели и светильников до текстиля и посуды.
Основные стили окончательно сложились еще в прошлом. Считается, что современник живет в эклектичном мире постмодернизма (эре современного дизайна) и ничего принципиально нового придумать невозможно. Однако это не совсем так. Сейчас рассматривается естественный и закономерный процесс развития стиля, при котором происходит расширение его границ, разрабатываются новые принципы, принимаются новые критерии и вызревают новые подходы. Эклектика может быть хаотичной и уродливой, а может быть цельной и стильной.
На развитие дизайна, безусловно, влияло развитие культуры и искусства. Элементы, используемые в современном дизайне, берут свое начало в стилях ушедших эпох. Сегодняшний дизайн не смог бы обрести ту форму, которая нам знакома, без влияния стилей, сформированных в искусстве в прошлом.
И чтобы понять современный дизайн, построение, гармонию, стилистическую однородность, необходимо обратиться к истории декоративного искусства.
В общем качестве можно разделить стили на виды:
• исторические;
• этнические;
• современные.
Они, в свою очередь, состоят из множества ответвлений, соответствующих географическим, социальным, вкусовым и прочим факторам.
В дизайне выделяются не только исторические, но и географические стили. Примером такого стиля является этника.
На всех континентах этнические стили в чистом виде используют в интерьерных традициях, образцах мебели и аксессуарах, воплощающих национальные культурные особенности. Этника как прием в проектировании интерьера часто используется фрагмен-
тарно; в оформление вносятся экзотические элементы для создания настроения или придания большей выразительности.
Особенно популярный этностиль - японский, с его безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Это минималистский стиль, в котором ничто не перегружает внимание; пространство структурировано спокойно и внятно. В японские интерьеры включаются традиционные японские мотивы, орнаменты; посуда для чайной церемонии, для традиционных рыбных блюд; шкатулки, скульптуры.
Японский стиль ассоциируется с иероглифами, цветами преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Также весьма распространены раздвижные стены, ширмы, бамбуковая мебель.
Весьма популярен сегодня и африканский стиль - наиболее экзотический.
Мебель - деревянная, украшенная резьбой, кованная из железа или плетенная из ротанга. Пол украшается шерстяным ковром с традиционным африканским рисунком.
Важный акцент - изготовленные вручную традиционные изделия художественных ремесел: деревянные блюда для фруктов, экзотические скульптуры, маски, стилизованные фонарики.
В оформлении загородных коттеджей, да и городских квартир нередко встречается скандинавский стиль, популярный далеко за пределами Швеции благодаря сети магазинов IKEA. Это стиль без затей: дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Подчеркивается естественная фактура мебели; краски для пола и мебели, если и применяются, то тоже светлых натуральных тонов. Традиционно скандинавские дизайнеры стремились к демократичности и лаконизму интерьеров. Декор жилища -простые льняные и хлопковые ткани в клетку или полоску чистых светлых тонов.
Исторические стили:
Ренессанс (1400-1600)
Зарождение дизайна как направления искусства и фактора повседневной жизни происходит в Италии в эпоху Возрождения (Ренессанса). В декоре XV и XVI веков доминировала концепция подражания искусству Древнего мира.
В конце XV века в декорировании интерьера, мебели, предметов из керамики, стекла и металлов доминируют орнаментальные мотивы. Распространенный орнамент:
• завитки из листьев;
• фестоны;
• гирлянды;
• мотивы канделябров.
Микеланджело (1475-1564) повел классическую архитектуру и скульптуру по другому пути, создав стиль маньеризм.
Маньеризм - (от итальянского слова maniera) виртуозность и утонченность, изящность форм, изображение переплетенных фантастических животных, морских существ и птиц, усиленных гротесками и переплетенным орнаментом.
Интерьеры XV столетия еще не заполнены мебелью. Основной вид - сундуки и стулья.
Типичные ренессансные мотивы включали в себя:
• лица в профиль;
• библейские и мифологические сюжеты;
• геральдические мотивы.
Гротескный стиль живописи в керамике изображал:
• фантастических существ;
• страшных монстров, окаймленных причудливым растительным орнаментом.
На декоре стекла специализировались венецианские мастера.
Значительный технический прогресс наблюдается во второй половине XV века.
Тогда было впервые изготовлено бесцветное, исключительно чистое стекло. Из-за сходства с хрусталем его назвали cristallo. В 1460 году изобретено стекло, похожее на мрамор. Оно напоминало полудрагоценный камень агат или халцедон, от которого пошло его название. Популярность роскошного венецианского стекла выросла — венецианских мастеров переманивали за границу. В северной части Европы одним из главных производителей венецианского стекла стал Антверпен.
Стеклодувные мастерские в Центральной и Северной Европе снабжались лесным топливом: золой бука и папоротника. Из-за высокого уровня содержания окиси железа стекло получалось необычного зеленоватого цвета. Оно известно под названием Waldglas (лесное стекло). Лесные стеклодувы производили однотипную посуду для вина и пива. Большая часть изделий имела форму конусообразного или бочкообразного стакана.
Посуда украшалась следующим образом:
"леденцами", или каплями, создающими узоры. "Леденцы" имели как декоративный, так и практический смысл - за них удобно было браться масляными пальцами;
• декор наносился на готовое стекло алмазной иглой,
далее наносилась эмаль;
• типичный орнамент с арабесками или гротесками, сделанный контуром и заштрихованный параллельными линиями;
• в орнаменте используют ярко-зеленые листья и стилизованные фигуры животных. Королем ремесел считалось ювелирное искусство. Материалы, с которыми работали
— серебро и золото, ценились очень высоко. Созданные изделия имели не только утилитарное значение;
они свидетельствовали о статусе владельцев и заказчиков, каковыми чаще всего были представители знати и Церковь.
Дорогими тканями считались бархат и парча. Декор тканей состоял из мелких геометрически повторяющихся узоров и крупного рисунка размером 51 см, который мог занимать всю ширину полотна.
Барокко (1600-1730)
Барокко - стиль дизайна, искусства и архитектуры, появившийся в Риме в конце XVI века, однако чаще всего его относят к искусству XVII века различных стран.
В барокко прослеживается преклонение перед античной классикой, особенно перед величием и монументальностью римской архитектуры, что заметно в храмах и дворцах XVII века. Залы государственных заседаний расписаны монументальными классическими сценами из жизни богов, украшены античной скульптурой.
В декоративном искусстве.
• увеличиваются размеры орнамента;
• преобладают четкие и массивные формы, богатые цветовые контрасты;
• часто используются дорогие экзотические материалы;
• нелинейные формы и игра света на волнообразных поверхностях.
Общее впечатление, создаваемое интеръером итальянского барокко - мощь, роскошь и театральность.
Особенностями декоративного искусства стали:
• эффекты освещения;
• интерес к движению (подставки, имеющие форму крученых колонн). Установление оживленной торговли со странами Дальнего Востока способствовало
развитию декоративного искусства XVII века. Многочисленные торговые фирмы стали поставлять на европейский рынок изделия из фарфора и шелка, что способствовало формированию вкуса к экзотике.
В Европу завозят новые виды растений, создаются ботанические сады. В декоре широко распространенным элементом становятся цветы.
Торговля луковицами тюльпанов достигает своего пика. Тюльпаны изображают тщательно прописанными или стилизованными, их гравируют на серебре, они появляются на тканях и
предметах мебели, украшенных маркетри, их рисуют на керамических изделиях. ,
Другим заимствованным из природы и античности мотивом становится акант. Он употреблялся намного чаще другого лиственного орнамента.
В мебели человеческие фигуры или трофеи, копирующие античные образцы, в сочетании с архитектурными мотивами создавали символы власти и силы.
В Италии богатые семьи Барберини, Боргезе, Киджи, Лудови-зи и Памфили заказывали массивную мебель такого размаха, которого нельзя встретить нигде в Европе.
Итальянская мебель зачастую чрезмерно украшалась исключительными материалами, такими как драгоценные камни. При ее изготовлении использовали: черное дерево, слоновую кость, золоченую бронзу.
• стулья обиваются шелком или бархатом.
В XVII веке декор больше тяготеет к роскоши. Предметы мебели украшают резьбой с позолотой. Например, скульпторы создают сложные ножки столов. В моду входят спиралевидные элементы. Людовик XTV заказал серебряную мебель для Версаля; ее имитировали в других странах, покрывая деревянный каркас серебряной чеканкой.
Постепенно появляются новые формы мебели: стол с 8-ю ножками, письменный стол со столешницей, обитой кожей, комод, стулья, столы с ножками в форме "Xм и т.п.
Декоративному искусству стиля барокко были свойственны:
• излюбленные мотивы — листва и завитки, расположенные симметрично;
• ножки мебели обычно изготовляются в форме лапы или шарика;
• ореховое дерево было самым популярным, но для вещей высокого класса используют клен, вишню, а позднее — красное дерево
Прозрачное стекло, использующее более дешевые материалы и простые формы, производится еще в больших количествах. При этом богатых покупателей интересуют предметы оригинальных форм со сложнейшими украшениями.
Исторический период барокко не означал единого стиля — он; был переходом от маньеризма к рококо. Рококо (1715-1770)
Франции, характеризовался органичностью и естественностью, изгибающимся змеевидным движением композиции. Используемые мотивы основаны на ракушках и нагромождении камней. Присутствующие мотивы волн или пламени создают ощущение мерцающего движения асимметрии. В основном рококо применялся в декоре интерьера, а не в архитектуре.
Восточная экзотика добавляет элементы декора, подходящие к частным комнатам в стиле рококо. Например, это кабинеты:
• украшенные панно с изображением животных, например обезьян, совершающих человеческие поступки.
• разрисованные экзотическими китайскими фигурами, заимствованные из гравюр китайского двора и приспособленные к европейскому вкусу.
Формы мебели тяготели к изогнутым, волнистым формам. На углах появились драконы и женские головки, которые по мере развития стиля заменили более абстрактную листву или ракушечные мотивы. Комод стал основным предметом интеръера XVIII века.
При изготовлении мебели использовались экзотические материалы, привезенные из колоний: палисандр (французское розовое дерево), атласное, пурпурное тюльпановое дерево.
Американская мебель в стиле рококо отличала искусство резчика. Визитной карточкой стиля стало изображение предметов природы, таких как ракушки, камни, крученые листья, цветы и фрукты, объединенные С- и S-образными завитками.
При изготовлении мебели во всех странах использовались:
• тонкие цветы, листья, ветви;
• нагромождение камней;
• фигуры животных, птиц и человеческих тел.
Общий эффект декора рококо оставлял ощущение легкости и грациозности.
Рококо - игривый и женственный, выработал новое ощущение фривольности, энергии и движения. Этому стилю очень подходил фарфор с его хрупкими и пластичными качествами, отражением цвета.
Стекло оказывается
прекрасным материалом для украшений в духе рококо. Его украшали эмалью, золотом; гравировали.
Особенность гравировки рококо — изобилие завитков и лент. Неоклассицизм (1760-1830)
Появление неоклассицизма было вызвано увлечением античностью и усилением отрицательного отношения к чрезмерной роскоши стиля рококо.
Неоклассицизм был, с одной стороны, возвратом к истории; с другой - поиском стиля, не связанного с эпохой. Поэтому в современных исследованиях фигурирует понятие "правдивый стиль". К моменту его упадка эти концепции слились с романтическими взглядами на величие прошлого. Античность становится одним из вариантов возвращения к истории.
Самая ранняя форма французского неоклассического декора -"греческий вкус"-делала акцент на геометричности узора в сочетании с торжественной манерой архитекторов Древней Греции.
Мотивы "греческого вкуса": гирлянды из лавра, завитки, переплетающийся орнамент.
Интерьеры украшаются деревянными панно с классическими мотивами или имитацией гротескного орнамента — арабесками, возрожденного в эпоху Ренессанса Рафаэлем.
Декор включал в себя природные мотивы:
• цветы;
• перевитые виноградные лозы;
• детали в светлых тонах.
Пересмотр классических источников привел дизайнеров к подражанию римской архитектуре и декору. Применяются различные сорта мрамора, мебель с позолоченной бронзой; шелковые и бархатные набивные ткани стали соответствовать вкусу императора. Вследствие этого наполеоновский ампир распространился по всей Европе.
Новые формы сочетались с цветочными мотивами, гирляндами и лентами. Орнамент утончился, стал меньшим по размеру и более насыщенным.
Мебель из декора имитировала римские и египетские мотивы. \
Стулья вернулись к квадратным спинкам и прямоугольным сиденьям, передняя часть которых украшалась резным подзором. Дизайнеры создавали массивные стулья и столы с прямыми ножками или в форме колонн с каннелюрами.
Предпочтение отдавалось светлым породам дерева.
Мастерство британских мебельщиков привело к созданию и использованию механических приспособлений для ящиков, потайных и боковых стенок а также к созданию новых форм мебели.
От рококо его отличали симметрииность украшений, богатые лепные и наклонные трехмерные детали,включающие в себя: \
• изображение цветов и растений (акант, жимолость, лавр);
• искусственные украшения (розетки, ленты, кольца, медальоны);
• спускающиеся драпировки.
В то время все хорошо понимали идиоматическое значение природных мотивов. Например, дуб воспринимался как символ верности и силы. В узорах отдается предпочтение некоторым деревьям и растениям:
• розам;
• клубнике;
■■• чертополоху;
• клеверу;
• желудям;
• дубовым листьям.
Развитию дизайна в XIX веке (1830-1900)
Консерватизм был характерен для дизайна XIX века. В то же время, дизайн существенно продвинулся вперед в производстве мебели и в области внутренней отделки помещений:
• с 1830-х годов мебельными фабриками начинается выпуск массовой продукции;
• к 1840-м годам также массовым стало производство обоев, текстиля и металлических изделий для внутреннего интерьера помещений. В XIX веке роскошь жилища перестала быть привилегией аристократов. Стало модным в даже в среде мелкой и средней буржуазии иметь хорошо отделанное и заставленное хорошей мебелью жилище. -
Со стороны дизайнеров начинается реакция на массовое производство мебели и строительных материалов.
В каждой стране были свои предпочтения стилям.
Англия тяготела к готическому декору. Использовались лиственный орнамент, заостренные арки и шпили, вырезанные из дерева.
Для Франции в дизайне были характерны рыцарские и героические мотивы (стиль трубадуров).
В XIX веке появляются нововведения во всех областях производства. Новые материалы параллельно с техническими новинками открыли путь экспериментаторству.
Арт Нуво (1890-1914)
Художник акцентирует особое внимание на волнообразных линиях. Основные формы: геометрические, абстрактные, линейные. Основой Арт Нуво была природа.
Для дизайна характерно использование изогнутых, абстрактных линий. Во многих странах поиск современного нашоналъного стиля приводит дизайнеров к своим собственным традиииям.
Для посуды этого периода характерны бледная окраска клепные украшения в виде цветов и животных. При изготовлении фарфора использовались закрученные линии и японские мотивы.
В ювелирных украшениях основой остается природа. При изготовлении изделий из металла природные мотивы сочетаются с абстрактными линиями и узорами.
Ранний модернизм (1900-1930)
Стиль появился одновременно с Арт Нуво во Франции.
• все предметы дизайна соответствовали эстетике общества;
• использование новых материалов - гнутой древесины и посеребренного альпака;
• под влиянием кубизма, появившегося в Чехословакии, создавали многоугольные и зигзагообразные изделия: стулья, диваны, керамические чайные
сервизы, вазы и другую посуду;
• красочность предметов, которые были выполнены в простом геометрическом стиле;
• живописные натюрморты и просто крупные цветы украшали двери, оконные рамы, шкафчики, кухонные буфеты;
• мебель покрывалась лаком и отделывалась перламутром;
• стулья истолы были без декоративных украшений. Мастера применяли различные металлы:
• серебро;
• медь.
Выпускали большое количество изделий, начиная от подсвечников, чайников, украшений для стола и заканчивая подставками для цветов. Изделия украшались чеканкой, резьбой, выпуклыми рельефами к гравировкой, полудрагоценными камнями иэмалями.
Имелось широкое разнообразие стилей: яркие цветочные, абстрактные рисунки.
АртДеко (1910-1939)
1. Стиль АртДеко зародился в Париже в годы, предшествующие началу Первой мировой войны.
В период Арт Деко наблюдался расцвет искусства ансамбля, когда высокоодаренные в различных областях искусства Мастера отвечали за все декоративное убранство и ансамбль интерьера, включая окна, пол, покрытия стен, мебель, осветительные приборы и отделку.
Мебель отличалась:
• соблюдением классических пропорций, утонченным вкусом;
• использованием экзотических сортов, например макассаровое черное дерево, амарант (фиолетовое дерево);
• инкрустацией с применением дорогих материалов: слоновой кости, змеиной и акульей кожи.
С 1920-х гг. мебель становится функциональной:
• в ней наблюдается меньше инкрустации;
• изделия отделывают декоративной фанерой, резьбой, соломой;
• используют трубчатую сталь и парусину.
Керамические изделия отличались причудливой геометрической формой. Обычно расписывались от руки яркими желтыми, оранжевыми, красными и синими цветами. Декорировались геометрическим орнаментом и степными растениями и животными.
^Ъш^яенньм декоративным приемом было покрытие живописи потрескавшейся глазурью.
Создавали кофейные, чайные сервизы, шкатулки и графины в форме птиц и животных.
Популярным мотивом стало изображение змеи.
Стали преобладать произведения с геометрическим мотивом:
• пирамида;
• куб;
• цилиндр.
Кроме изделий из керамики и металла, выпускались предметы массового производства. Например, компактные пудреницы, которые украшались золотом и драгоценными камнями; косметички из цветных металлов, металлов с матовым покрытием, пластмассы.
Модернизм (1920-1945)
1. Стиль модернизм сильно отличался от предшествующих стилей:
• в нем отсутствовала связь с историческим прошлым;
• акцент делался на материале и процессе создания произведения;
• дизайн эпохи модерна использовал промышленные процессы. В модернизме многое говорило прямо и открыто.
Многие предметы уже не нуждались в красивом оформлении, были маловыразительны. Мастера теперь решали практические проблемы — стремились проектировать целые интерьеры, включая мебель. Естественные предметы, создававшиеся в одном ансамбле для создания стилистического единства, освобождались от культурного багажа прошлого в обмен на функциональность (удобство). Мебель стала отличаться следующим:
• облегченная складная, которую можно было использовать на борту корабля, в армии, в охотничьих экспедициях;
• стулья из гнутой древесины, с плетенными сиденьями из камыша и фанеры;
• металлические каркасные стулья;
• излюбленным материалом оставалась древесина;
Мастера модерна изготавливали изделия, лишенные декора, отделки
Комнаты оформлялись в строгом и аскетичном стиле. Коврики клались на деревянные полы или линолеум и часто служили центром интерьера. Послевоенный дизайн (1945-1960)
Это был период перехода от строгости и акетизма
Воснове Современного искусства лежало положение, что функции предмета должны быть ясно выражены в его внешнем оформлении, т. е. должны прослеживаться взаимосвязи между предметом и его дизайном.
На мебели отсутствует декор, все подчинено фактуре материала.
Ткани и обои украшались абстрактным рисунком.
Дизайн 1960-х годов (1960-1969)
В середине 1960-х годов наступил момент, когда люди перестали нуждаться, и дизайнеры стали производить изделия скорее "для души", нежели "для нужды". Эта коренная перемена означала, что дизайн не преследовал только функциональность, экономичность, надежность и долговечность, а в равной степени объединил влияние, определенность и элегантность.
1960-е годы были на краю перемен, которые почти постоянно рассматривались как прогресс. Это было время, когда менялся стиль жизни и расширялись рамки морального кодекса
Настроение молодежи, дух романтизма и желания соблазнительно изображались в цветных приложениях— одном из символов той эпохи.
Дизайнеры экспериментировали с мебелью, изобретая новые формы и материалы. Фанерный стул в виде раковины и раскладывающийся кожаный стул быстро завоевали сердца молодежи.
Мебель становилась, если можно так сказать, одноразовой. Она была светлой, яркой, отчетливой текстуры, простой и прямой в линиях.
Молодежи нужна была керамика, которая была стильной, модной и современной. Акцент делался на цветовой гамме, смелых моделях и декоративной графике. Дизайнеры перешли от форм чистых линий к более неправильным, ломаным и эксцентричным формам, с неровным цветом, текстурой и разнообразными украшениями.
Дизайнеры при производстве изделий из металла отдавали предпочтение нержавеющей стали.
Для миллионов работающих молодых людей мода того времени и одежда стала символом независимости и принадлежности к возрастной группе. Молодые модные покупатели отвергали хороший вкус и высокий стиль. Они не поддерживали Парижскую моду от кутюр как непревзойденный авторитет. Следуя настроению
.молодежи, мода стала предметом национальногоинтереса и обсуждения. Делался упор на ноги благодаря появившимся мини. Одновременно с этим юбки делали расклешенными или плиссированными.
Несколько изменилась цель дизайна. Если женскую одежду изначально делали, чтобы привлечь противоположный пол, мотивацией мужской моды было желание обозначить статус.
На дизайн в моде, безусловно, влияла космическая гонка. Полимеры были материалом, который следовало использовать современным способом. Именно формы, такие как прозрачный козырек, часто приходили из космических образов. Полимерные материалы производились в безудержно ярких цветах, с оптическими и растительными рисунками, иногда были стерильно белыми и прозрачными. Но были еще и серебряные полиамидные материалы, которые отражали моду на космос.
Упор делался не на рационализацию и логичность индустриальных процессов производства.
Яркие цвета выражали настроение десятилетия. Постмодернизм (1970-2010)
Встречается во многих-направлениях, включая социологию, кинематограф, музыку, литературу, культурную теорию.
Дизайнеры открыли интересные виды цвета, декора к украшений, предложили популярные, экзотические и редкие культурные ссылки, которые увеличили интерес к архитекторам и дизайнерам.
Однако особенность эклектизма конца XX века в стиле постмодерн была продуманная, в чем-то ироничная и остроумная встреча старого и нового, традиционного и этнического, эзотерического и популярного, дешевых и дорогих материалов.
Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 70-х гг. XX в были построены общественные центры, окруженные раскрашенными аркадами и колоннами, напоминающими древнеримские форумы и римские барочные здания, в которых прежние архитектурные формы обновлены и гротескно переосмыслены, введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки.
Интерьеры этих зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью, а фасады украшаются произведениями гиперреалистов, суперграфикой.
Дорогие материалы и покрытия использовались в постмодернизме наряду с более дешевыми ламинатами ипластиком.
Дизайнеры используют различные материалы, не свойственные мебели. Ювелирные украшения могли выполняться в графической манере далекой от элегантности, причесанности форм. Преобладающие мотивы:
• этнические;
• граффити;
• рисунки, напоминающие коллажи;
• грубые рисунки анимационных героев.
Появление новых приборов - транзисторов, микроэлектроники,чипов - дало дизайнерам свободу форм. Стали появляться яркие шаловливые предметы. Стереосистема могла иметь каркас из бетона; традиционный пылесос рассматривался как объект со стилистическим статусом и разрабатывался с точки зрениядекоративности, а не технических характеристик. Поверхности многих привычных домашних вещей стали носителями разнообразных декораций.
В итоге постмодернизм отображал виртуальный мир с его бесконечными пространствами, контрастными цветами, взаимопроникающими объемами и нетрадиционными материалами.
Первые школы дизайна
Развитию современных направлений дизайна способствовали появившиеся дизайнерские школы.
Несмотря на то что первая дизайнерская контора появилась в США в начале XX века. Ведущими стали:
• Баухауз - в Германии (1919-1933 гг.);
• Вхутемас (расшифровывается как Высшие художественно-технические мастерские)-в СССР (1922-1930 гг.).
, Баухауз -немецкая экспериментальная школа-мастерская, первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы <? промышленности, была основанная 1919 г. Объединила в своих стенах архитекторов, дизайнеров, художников. Целью их творчества стала пропаганда новой эстетики жилища.
В мебели этого стиля традиции имели большее значение, чем декор. Главная роль в интерьере, отводилась передвижной мягкой мебели, которая проектировалась в соответствии с формой и размерами помещения. Лишь немногие дизайнеры могли выразить себя в этом аскетичном стиле.
Основные принципы школы:
-реорганизация ремесла на промышленной основе; - создание идеальных образцов для промышленного производства; -борьба с украшениями и орнаментацией.
В течение короткого времени Баухауз стал подлинным центром в области дизайна.
Архитекторы, входящие в состав Вхутемаса,считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на ее развалинах построить совершенно новую, коллективистскую культуру коммуны.
|