Математические закономерности композиции Начиная с древности люди пытались найти гармоническое соотношение и объяснить гармонию математически. В Древней Греции в эпоху классики возник ряд учений о гармонии. Ученые пытались математически обосновать идею единства мира.
Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи писал в своем трактате о живописи: "Живописец воплощает в форме пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый". Пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.
Пропорциональные отношения должны существовать не только между отдельными частями целого, но и между предметами, составляющими группы объектов, связанных единым стилем, функциональной задачей, например между объектами, входящими в систему фирменного стиля.
Симметрия, как и пропорция, почиталась необходимым условием гармонии и красоты.
В художественном произведении содержание раскрывается посредством художественно-образного решения темы и композиционного его построения с помощью средств гармонизации.
К средствам гармонизации художественной формы относятся:
• симметрия и асимметрия — характеризуются местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Благодаря симметрии фиксируются правая и левая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось. Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость, равновесие. Симметрия означает родство, сходство, но может служить и средством противопоставления (симметричное изображение, контрастное по тону или цвету, противопоставление двух контрастных фигур) впсихологическом плане. Симметрия придает изображению статичность. Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако, ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало;
• размерные отношения между частями целого и между частями и целым. Сюда относятся:
• тождество;
• пропорции;
• модуль;
• масштаб.
Благодаря им части целого соизмеримы между собой и с целым тождеством/Части или элементы художественного целого, связанные между собой пропорциональными отношениями, единым модулем или масштабом, приобретают соразмерность и тем самым гармонизуют форму;
• нюанс и контраст - указывают на степень и характер различия между частями и элементами произведения. Нюансные отношения, сближенные по форме, тону, цвету, фактуре, объему, размеру, - обогащают форму игрой оттенков и деталей. Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы;
• метр и ритм-характеризуют движение. Метр - простейшее повторение одного и того же элемента. Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементов.
1 Все четыре группы связаны между собой, проникают друг в друга и дополняют друг друга.
Композиционные принципы
1. Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет в конечном счете развитие содержания произведения и направляет процесс переработки материала в художественную форму.
2. Принцип единства - основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.
3. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию принципа доминанты - смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения; она как бы точка отсчета, эмоционально-смысловой и структурный центр.
4. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей. Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту - возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение.
5. Принцип динамизма лежит в основе восприятия произведения. Известно, что движение ъ картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями.
6. Принцип равновесия в картине — первостепенное требование композиционного построения - означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии.
7. Гармония осуществляет связь
между всеми элементами произведения — примиряет противоречия между формой и содержанием, материалом и формой, предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все в единое композиционное целое.
Зрительное восприятие, его роль в композицииХудожественные приемы композиции связаны с психофизическим восприятием человеком окружающего мира. Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта,
В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства.
Далее осваиваются отношения междупредметами, затем - между деталями предметов.
И создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.
Композиционное построение сталкивается с интересным явлением, связанным с особенностями зрительного восприятия; с оптическими иллюзиями:
• известно, что геометрические фигуры, состоящие из прямых линий, правильных окружностей и других правильных форм, кажутся искривленными и неправильными из-за того, что их пересекают косыми линиями или пучком лучей;
• идеальная горизонталь издали кажется прогибающейся, удаленные от зрителя в глубину предметы воспринимаются неадекватными их действительным размерам.
В художественной практике художники сознательно используют явления оптических иллюзий и корректируют их действия.
Дизайнеры при создании произведений активно используют художественные приемы, основанные на особенностях психофизического восприятия человека.
Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом всемирного тяготения.
Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Абсолютная симметрия встречается только в неорганическом мире — в кристаллах.
Статика и динамика, динамическое напряжение, динамическое равновесие - все это естественные состояния, в которых пребывают физические тела, - состояния, свойственные природе.
Перспективное построение изображения вызвано устройством органов зрения, восприятия относительной величины предметов на расстоянии.
Ритм - важнейшее средство организации художественного произведения. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности, -подчинено ритму.
Контраст — одно из самых сильных выразительных художественных средств.
|