Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Математические закономерности композиции

Начиная с древности люди пытались найти гармоническое соотношение и объяснить гармонию математически. В Древней Греции в эпоху классики возник ряд учений о гармонии. Ученые пытались математически обосновать идею единства мира.

Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи писал в своем трактате о живописи: "Живописец воплощает в форме пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый". Пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.

Пропорциональные отношения должны существовать не только между отдельными частями целого, но и между предметами, составляющими группы объектов, связанных единым стилем, функциональной задачей, например между объектами, входя­щими в систему фирменного стиля.

Симметрия, как и пропорция, почиталась необходимым условием гармонии и красоты.

В художественном произведении содержание раскрывается посредством художественно-образного решения темы и композиционного его построения с помощью средств гармонизации.

К средствам гармонизации художественной формы относятся:

симметрия и асимметрия — характеризуются местоположением элементов
относительно оси или центра вращения.
Благодаря симметрии фиксируются правая и
левая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось.
Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии
композиция приобретает устойчивость, равновесие. Симметрия означает родство,
сходство, но может служить и средством противопоставления (симметричное
изображение, контрастное по тону или цвету, противопоставление двух контрастных
фигур) впсихологическом плане. Симметрия придает изображению статичность.
Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако, ориентацию относительно оси, хотя при
этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало;



размерные отношения между частями целого и между частями и целым. Сюда
относятся
:

 

• тождество;

• пропорции;


• модуль;

• масштаб.

Благодаря им части целого соизмеримы между собой и с целым тождеством/Части или элементы художественного целого, связанные между собой пропорциональными отношениями, единым модулем или масштабом, приобретают соразмерность и тем самым гармонизуют форму;

нюанс и контраст - указывают на степень и характер различия между
частями и элементами произведения.
Нюансные отношения, сближенные по форме,
тону, цвету, фактуре, объему, размеру, - обогащают форму игрой оттенков и деталей.
Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие
форму, являются движущим стимулом развития формы;

метр и ритм-характеризуют движение. Метр - простейшее повторение одного
и того же элемента. Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, в
отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементов.

1 Все четыре группы связаны между собой, проникают друг в друга и дополняют друг друга.

Композиционные принципы

1. Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь
строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной
задачи, что и определяет в конечном счете развитие содержания произведения и
направляет процесс переработки материала в художественную форму.

2. Принцип единства - основной принцип, обеспечивающий целостность
произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит как связное целое.
Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все
компоненты формы и содержания в единое целое.

3. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда
обнаруживается благодаря наличию принципа доминанты - смыслового центра, где
завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается
восприятие произведения; она как бы точка отсчета, эмоционально-смысловой и
структурный центр.

4. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в
восприятии частей.
Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке
родственных или контрастирующих элементов.
Части целого составляют группы,
связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту - возникает ритм,
пронизывающий насквозь все произведение.

5. Принцип динамизма лежит в основе восприятия произведения. Известно, что
движение ъ картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь
реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными
зрительными впечатлениями.

6. Принцип равновесия в картине — первостепенное требование
композиционного построения - означает расположение изобразительного материала
вокруг воображаемой оси симметрии
таким образом, чтобы правая и левая стороны
находились в равновесии.

7. Гармония осуществляет связь

между всеми элементами произведения — примиряет противоречия между формой и содержанием, материалом и формой, предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все в единое композиционное целое.

Зрительное восприятие, его роль в композицииХудожественные приемы композиции связаны с психофизическим восприятием человеком окружающего мира. Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта,


В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства.

Далее осваиваются отношения междупредметами, затем - между деталями предметов.

И создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.

Композиционное построение сталкивается с интересным явлением, связанным с особенностями зрительного восприятия; с оптическими иллюзиями:

• известно, что геометрические фигуры, состоящие из прямых линий,
правильных окружностей и других правильных форм, кажутся искривленными и
неправильными из-за того, что их пересекают косыми линиями или пучком лучей;

• идеальная горизонталь издали кажется прогибающейся, удаленные от
зрителя в глубину предметы воспринимаются неадекватными их действительным
размерам.

В художественной практике художники сознательно используют явления оптических иллюзий и корректируют их действия.

Дизайнеры при создании произведений активно используют художественные приемы, основанные на особенностях психофизического восприятия человека.

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом всемирного тяготения.

Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Абсолютная симметрия встречается только в неорганическом мире — в кристаллах.

Статика и динамика, динамическое напряжение, динамическое равновесие - все это естественные состояния, в которых пребывают физические тела, - состояния, свойственные природе.

Перспективное построение изображения вызвано устройством органов зрения, восприятия относительной величины предметов на расстоянии.

Ритм - важнейшее средство организации художественного произведения. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности, -подчинено ритму.

Контраст одно из самых сильных выразительных художественных средств.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.