Обратная связь
|
Характеристика и экономический анализ железнодорожных перевозок в России. Основной способ передвижения в Российской Федерации – железнодорожный. Железнодорожному транспорту принадлежит главная роль в системе путей сообщения России, он больше всего приспособлен к массовым перевозкам. Железнодорожный транспорт делится на:- транспорт общего пользования – транспорт, который осуществляет перевозки грузов и пассажиров, вне зависимости от того, кем они были предъявлены.- магистральный, или внешний транспорт осуществляет перевозки между потребителями и производителями продукции, а также перевозит пассажиров.- ведомственный транспорт – транспорт, который выполняет перевозки своего ведомства или предприятия.- внутрихозяйственный транспорт, транспорт который удовлетворяет технологические нужды производства в пределах отдельно взятых предприятий. На его долю приходится более 80% грузовых и около 40 % пассажирских перевозок. Железнодорожная дорога, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеет очень важное социальное, экономическое, государственное и оборонное значение. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится примерно 1,2 млрд тонн грузов. Доля железных дорог в общем грузообороте составляет 84,8% (не учитывая трубопроводы). Для большинства крупных российских компаний это вообще единственный способ перевозки: с его помощью транспортируется около 70–90% массовых грузов (уголь, руда, металлы). Железные дороги имеют различные инженерные сооружения, технические устройства и основные средства: подвижной состав (локомотивы и вагоны), железнодорожные пути, локомотивное и вагонное хозяйства, железнодорожные станции и узлы, сооружения и устройства сигнализации, связи, электро- и водоснабжения.
Безаварийная и бесперебойная работа многофункционального хозяйства железнодорожного транспорта требует слаженного функционирования всех его составных компонентов. Для обеспечения рентабельности и конкурентоспособности железных дорог на рынке транспортных услуг требуется постоянно вносить структурные изменения в систему управления, совершенствовать технологию перевозочного процесса применительно к современным условиям рыночной экономики.
Железнодорожный транспорт в значительной мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, укреплению культурных связей между народами. Благодаря единой железнодорожной сети стран СНГ и Балтии сохранились экономические связи между ними. Заказы на изготовление железнодорожной техники на российских предприятиях способствуют развитию отечественной промышленности и увеличению числа рабочих мест.
Все виды транспорта, взаимодействуя между собой, дополняя друг друга, и составляют единую транспортную систему страны. Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей.
В качестве основного показателя принят объем грузовых перевозок, т, характеризующий отправление грузов (обычно за год). Этот показатель обеспечивает лучшую сбалансированность планов производства и перевозок благодаря единым единицам измерения (тонны) по сравнению с другим показателем – грузооборотом.
Грузооборот, тоннокилометры (т∙км), представляет собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность)/перевозки. Для уменьшения транспортных расходов и ускорения доставки грузов задания по грузообороту должны выполняться за счёт увеличения количества перевезенного груза, а не дальности перевозок. Грузооборот является обобщающим показателем, используемым для определения потребности в подвижном составе, ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т.д. Данные о перевозке грузов и грузообороте железнодорожного транспорта в России за последние годы приведены в таблице 6[3].Также данные о грузообороте и объеме погрузок в течение последних 20 лет представлены на рисунке 1[4].
Таблица 6 - Перевозка грузов и грузооборот железнодорожного транспорта в России
|
|
|
|
|
|
| Перевезено грузов – всего, млн.т
|
|
|
|
|
|
| из них:
|
|
|
|
|
|
| в контейнерах
| 10,7
| 17,4
| 20,2
| 16,6
| 23,0
| 26,7
| пакетами
| 27,5
| 12,2
| 15,9
| 13,7
| 14,7
| 19,4
| Грузооборот, млрд, т∙км
|
|
|
|
|
|
| удельный вес в общем грузообороте, процентов:
|
|
|
|
|
|
| электрической тяги
| 79,0
| 84,7
| 85,5
| 86,7
| 86,3
| 86,1
| тепловозной тяги
| 21,0
| 15,3
| 14,5
| 13,3
| 13,7
| 13,9
| Согласно данным таблицы видим, что объем грузовых перевозок незначительно, но стабильно повышается. Это означает, что железнодорожный транспорт занимает устойчивую позицию, составляет определенный сектор в сфере грузоперевозок.
Важным показателем работы железных дорог является грузонапряженность, характеризуемая средним числом тоннокилометров или приведенных тоннокилометров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины. Российские железные дороги – одна из самых грузонапряженных транспортных систем мира, она опережает по этому показателю США в 1,7 раза, Европейский союз – в 17 раз. Погрузка на сети РЖД за 9 месяцев 2012 г., выросла на 3,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 953,1 млн т., а грузооборот тот же временной период составил 1трлн 658,1 млрд т∙км, т.е. это на 5,4% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
Рисунок 1 – Грузооборот и объемы погрузки на железной дороге
Эксплуатационная длина – протяженность железнодорожных линий между станциями без учета таких путей, как второй главный, станционный и др. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в Российской Федерации составляет 85554 тыс.км, а густота железнодорожных путей общего пользования – 50 км на 1000 км2. С более подробными данными об эксплуатационной длине и густоте железнодорожных путей общего пользования по субъектам Российской Федерации можно ознакомиться в приложении 6.Согласно этим данным, видим, что наибольшая эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей в Центральном федеральном округе, т.к. именно там находится экономический центр страны.
Наиболее важным качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных дорожных служб является оборот вагона. Оборот вагон – промежуток времени от начала погрузки вагона до начала его следующей погрузки.
Также к важным показателям относится и количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот (обычно за год).
Пассажирооборот, пассажирокилометры (пасс.-км), представляет собой сумму произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки. Подробная информация о пассажирообороте по видам транспорта общего пользования представлена в таблице 7[5].
Таблица 7 - Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования
|
|
|
|
|
|
| Транспорт–всего в том числе:
| 494,4
| 464,5
| 466,9
| 465,5
| 475,5
| 429,6
| железнодорожный
| 167,1
| 172,2
| 177,8
| 174,1
| 175,9
| 151,5
| автобусный
| 171,9
| 133,5
| 126,4
| 118,1
| 115,4
| 106,9
| таксомоторный
| 0,2
| 0,1
| 0,1
| 0,1
| 0,1
| 0,1
| трамвайный
| 25,1
| 13,5
| 11,1
| 8,7
| 8,2
| 7,1
| троллейбусный
| 28,1
| 15,0
| 12,4
| 9,8
| 9,0
| 7,9
| метрополитен
| 46,9
| 43,4
| 44,2
| 42,6
| 43,4
| 42,7
| морской
| 0,1
| 0,09
| 0,06
| 0,07
| 0,07
| 0,06
| внутренний водный
| 1,0
| 0,9
| 0,9
| 1,0
| 0,8
| 0,8
| воздушный
| 54,0
| 85,8
| 93,9
| 111,0
| 122,6
| 112,5
| Данные таблицы наглядно иллюстрируют, что железнодорожный транспорт чаще остальных выбирается пассажирами для передвижения. Основную конкуренцию железнодорожному транспорту составляют воздушный и автомобильный транспорт. Но безопасность вышеперечисленных видов транспорта гораздо ниже железнодорожного.
Проанализированные экономические показатели взаимосвязаны между собой: с ростом объема произведенной деятельности снижается себестоимость, возрастают прибыль и рентабельность перевозок.
С развитием железнодорожного транспорта улучшаются показатели российской экономики. От уровня его деятельности, своевременности доставки людей и грузов к месту назначения во многом зависела и зависит интенсивность функционирования всей экономической системы, устойчивость темпов экономического роста, уровень сбалансированности всего производственного процесса. Для более подробного изучения особенностей железнодорожного транспорта нужно обратить внимание на железнодорожные перевозки: их направление и сущность.
2.1
|
|