Обратная связь
|
Этап динамичного расширения сети железных дорог (2016 - 2030 годы). На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых показателей государственного экономического роста, выход на глобальный уровень развития железнодорожного транспорта, а также повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.
Кроме модернизации и расширения железнодорожных линий, созданы также Перспективные направления научно-технического развития
железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года:
‒ разработка комплекса технических регламентов, содержащих
требования по обеспечению безопасности и по охране окружающей среды к объектам технического регулирования на железнодорожном транспорте;
‒ разработка принципиально новых комплексных систем диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, использование высокоточных систем моделирования элементов
инфраструктуры и подвижного состава;
‒ разработка новых элементов подвижного состава и инфраструктуры, обеспечивающих повышение надежности и безопасности эксплуатации и соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация (правила ЕЭК ООН и др.).
В долгосрочной перспективе предусмотрены Мероприятия по модернизации и развитию инфраструктуры для ликвидации ограничений и «узких мест».
В период 2008-2015 гг. долгосрочной программой предусматривается:
‒ строительство вторых путей протяженностью 2860,5 км по
минимальному варианту, в том числе на основных направлениях - 1426,5 км; по максимальному варианту - 3204,3 км, в том числе на основных направлениях - 1478,6 км;
‒ строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях протяженностью 366,1 км (по обоим вариантам);
‒ строительство обходов Краснодарского, Саратовского, Читинского, Ярославского железнодорожных узлов (по обоим вариантам);
‒ развитие станций и узлов (по обоим вариантам). По обоим вариантам предусмотрена реконструкция Улан-Баторской железной дороги, включая электрификацию главного хода с оборудованием автоблокировкой, укладкой 100 км вторых путей и другие мероприятия.
В период 2016-2030 гг. долгосрочной программой предусматривается:
‒ строительство вторых путей протяженностью по минимальному варианту – 1559,6 км, по максимальному варианту - 2847,6 км;
‒ обходы железнодорожных узлов: по минимальному варианту:
Иркутского узла, Пермского узла, Новосибирского узла; по максимальному варианту: Иркутского узла, Новосибирского узла;
‒ Электрификация участков протяженностью 3509 км по минимальному варианту; по максимальному варианту - 3957 км. Мероприятия по электрификации указанных участков позволят отклонить часть перспективного грузопотока с основных направлений на параллельные хода;
Долгосрочной программой развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации предусмотрены следующие мероприятия до 2030
года по модернизации железнодорожной инфраструктуры:
‒ расширение и реконструкция железнодорожных линий и отдельных магистралей;
‒ расширение пропускной способности участков сети до требуемых объемов, путем их модернизации и строительства новых;
‒ замена и модернизация оборудования хозяйства электроснабжения на 50,9 тыс. км развернутой длины контактной сети, на 40,7 тыс. км основных направлений.
Таким образом, учитывая все предложения и программы, упоминаемые выше, можно сделать вывод, что если не проработать основательные действия и корректировки в сфере железнодорожных перевозок, то проблемы будут нарастать, а их характер с течением времени будет лишь обостряться. Должны создаваться законы и законодательные акты, регулирующие и поддерживающие железнодорожную сферу, создаваться комиссии, занимающиеся сбором статистических данных, анализирующие состояние железных дорог, обозначающие проблемы в этом секторе и пути их решения.
Если в срочном порядке не решить перечисленные выше проблемы, то дальнейшая модернизация железнодорожного транспорта при постепенном ослаблении государственного регулирования может привести к крайне негативным последствиям.
Заключение
Российские железные дороги играют одну из важнейших ролей в экономике России. К железнодорожному транспорту относится совокупность структур, состоящая из железнодорожных транспортных средств, сопутствующих производственных структур, чья деятельность основана на перевозках по железнодорожным путям (рельсам).
Железнодорожный транспорт - специальная сфера материального производства и независимая отрасль народного хозяйства. Он помогает осуществлять связи внутри и между отраслями, внутри экономических районов и экономическими районами, формировать межгосударственные связи. Железнодорожный транспорт - материальная основа и необходимое условие территориального разделения труда. В большинстве других стран удельный вес железнодорожных перевозок гораздо ниже, тогда как в транспортной системе России железные дороги занимают ведущее положение.
Железнодорожный транспорт отличается постоянством движения, независимостью от времени года, высокой скоростью, способностью осваивать массовые грузо - и пассажиропотоки, сравнительно низкой себестоимостью перевозок. По железнодорожным линиям осуществляется основной грузопоток в стратегически важных отраслях (угольная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли), перевозка и добыча черных металлов.
Недостатки отрасли связаны в первую очередь со снижением объемов производства, а от этого в свою очередь зависят перевозки и прибыль. Это не даёт развиваться собственному инвестиционному потенциалу железнодорожной отрасли. Также одна из важнейших проблем – высокая степень износа подвижного состава, срок службы которого просрочен, это составляет около 60%, такое значительное количество изношенного подвижного состава не позволяет осуществлять качественные, современные перевозки. Такая ситуация ещё сильнее усугубляет и без того катастрофическое положение транспортных предприятий, которое связано с получением ими кредита и мобилизацией собственных материальных и денежных ресурсов.
Закупку оборудования нужно увеличить в несколько раз, т.к. ежегодная потребность в грузовых вагонах составляет 75-80 тысяч. Для усиления пути и на его капитальный ремонт, а также для строительства на ряде направлений вторых путей, подъездов к терминалам и сортировочным пунктам требуются крупные инвестиции. Состояние железнодорожных линий в стране сдерживает на некоторых направлениях скорость движения не только пассажирских, но и грузовых поездов. Решением этих проблем и занимаются Российские железные дороги. Нужны вагоны и локомотивы, которые имели бы не только более высокую скорость и грузоподъемность, но и были бы экономичны по потреблению дизельного топлива и электроэнергии. Эти затраты составляют значительный удельный вес в транспортных издержках. Их снижение – важнейшее условие для повышения конкурентоспособности железных дорог. Перед Россией стоит проблема не только обновления вагонов, локомотивов, модернизации путей, но и строительства новых железнодорожных линий. Плотность железных дорог в нашей стране слишком мала относительно численности ее населения и территории. Совместных усилий требует проблема интеграции межхозяйственных связей. В этих целях ОАО «РЖД» занимается строительством подъездных путей к портам, приобретением акции ряда из них. В развитии железнодорожной отрасли и сегодня существует немало проблем, на которые стоит обратить пристальное внимание, от их разрешения зависит интенсивность модернизации железнодорожных перевозок и степень их конкурентоспособности.
Список литературы
1. Красковский Е.Я., Уздина М.М. История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836-1917 гг. – СПб, 1994. – 336 с.
2. Павлова В.Е., Уздина М.М. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. II: 1917 – 1945 гг. – СПб., 1997. – 416 с., ил.
3. О’Рурк А.Н. Железнодорожная энциклопедия. Москва – Ленинград, 1926. – 324с.
4. Афонина Г.М. Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 г. – М., 1995. – 114с.
5. Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. – 200с.
6. Ефименко Ю.И., Ковалев В.И., Уздин М.М. и др. Общий курс железных дорог. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
7. Метелкин А., С.Шитиков и др. История грузовых железнодорожных перевозок в России. XIX-XX века. – М.: «Книга-Пента», 2008. – 200с.
8. Гордеева Л.П. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта», Нижний Новгород, 2011. – 95с.
9. Ю.Якутин. Как нацелить госкорпоративное управление железнодорожным комплексом на рост объема и повышение качества транспортных услуг?//Российский экономический журнал. – 2012. №5. - с.65-73
10. С.А.Быкадоров. Реформы по российской колее// Всероссийский экономический журнал. Железнодорожный транспорт России. – 2012. №7. – с.38-50.
11. Ю. Саакян, В. Савчук. Железнодорожный транспорт: проблемы и решения//Журнал «Экономист». – 2012. №3. - с.42-57.
12. И. Ступин. Российские железные дороги: резервы исчерпаны//Журнал «Эксперт». – 2012. №25. - с.38-47.
13. Миронов А.Ю. Координация производственной деятельности на региональном уровне корпоративного управления [Электронный ресурс] // журнал «Железнодорожный транспорт». – 23 февраля 2013. – Режим доступа: www.zdt-magazine.ru/magazine/magazin-2012-11.htm
14. Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 27 февраля 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/index.html#
15. Федеральная служба государственной статистики. Международный сравнения. Экономические показатели. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 28 февраля 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icstatistics/incomparisons/index.html#
Приложение 1
Прирост сети железных дорог, конец XIX – начало XX века[8]
Страна
| Длина сети на 1840г., км
| 1840 – 1850 гг.
| 1850 – 1860 гг.
| 1860 – 1870 гг.
| 1870 – 1880 гг.
| 1880 – 1890 гг.
| 1890 – 1900 гг.
| 1900 – 1910 гг.
| 1910 – 1916 гг.
| США
|
| 10,0
| 34,8
| 35,8
| 65,6
| 117,7
| 42,7
| 77,1
| 30,6
| Германия
|
| 5,5
| 5,6
| 8,0
| 14,2
| 9,1
| 8,5
| 9,8
| 3,8
| Франция
|
| 2,6
| 6,4
| 8,4
| 8,3
| 10,7
| 5,9
| 6,6
| 2,04
| Австро-Венгрия
|
| 1,5
| 2,9
| 5,1
| 8,9
| 8,6
| 9,8
| 7,5
| 1,8
| Великобритания
|
| 9,4
| 6,1
| 8,2
| 3,9
| 3,4
| 2,9
| 2,4
| 1,07
| Россия
|
| 0,5
| 1,1
| 9,5
| 12,3
| 8,7
| 23,6
| 14,0
| 15,7
| Италия
|
| 0,4
| 1,4
| 4,3
| 2,6
| 4,2
| 2,9
| 1,2
| 1,3
| Испания
| –
| 0,03
| 1,9
| 3,6
| 2,0
| 2,4
| 3,5
| 1,6
| 0,4
| Швеция
| –
| –
| 0,5
| 1,2
| 4,2
| 2,1
| 3,3
| 2,7
| 1,0
| Бельгия
|
| 0,5
| 0,9
| 1,3
| 1,1
| 1,1
| 1,1
| 2,2
| 0,3
| Голландия
| –
| –
| 0,1
| 0,3
| 0,7
| 0,5
| 0,5
| 1,0
| 0,2
|
Приложение 2
Некоторые показатели мировой железнодорожной сети, 1991 г[9]
Страна
| Территория, тыс. км2
| Население, млн. чел.
| Протяженность железных дорог, тыс.км
| всего
| На 1000 км2
| На 10 тыс.чел.
| Франция
| 551,0
| 55,7
| 34,7
| 62,9
| 6,2
| Великобритания
| 244,1
| 56,6
| 16,8
| 68,8
| 2,9
| Ирландия
| 70,3
| 3,5
| 2,0
| 28,5
| 5,7
| Албания
| 28,7
| 3,1
| 0,2
| 6,9
| 0,6
| Индия
| 3287,6
| 781,0
| 61,9
| 18,8
| 0,8
| Китай
| 9600,0
| 1080,0
| 52,0
| 5,4
| 0,5
| Израиль
| 14,1
| 4,4
| 0,8
| 56,7
| 1,8
| Сингапур
| 0,6
| 2,6
| 0,1
| 0,2
| 0,4
| США
| 9400,0
| 243,4
| 259,0
| 27,55
| 10,6
| Канада
| 9976,1
| 25,8
| 67,0
| 6,72
| 25,9
| Куба
| 110,9
| 10,3
| 12,9
| 116,32
| 12,5
| Ямайка
| 11,5
| 2,5
| 0,3
| 26,10
| 1,2
| ЮАР
| 1221,0
| 36,0
| 23,1
| 18,9
| 6,4
| Египет
| 1001,4
| 52,0
| 4,3
| 4,3
| 0,8
| Мадагаскар
| 596,0
| 11,5
| 0,9
| 1,5
| 0,8
| Австралия
| 7700,0
| 16,2
| 39,3
| 5,1
| 24,3
|
Приложение 3
Объемы грузооборота железнодорожного транспорта в России и мире[10]
| Грузооборот, млрд. тонно-километров
|
|
|
|
| Россия
|
|
|
|
| США
|
|
|
|
| Германия
| 82,7
| 95,4
| 95,8
|
| Япония
| 22,1
| 22,8
| 20,3
| 21,0
| Украина
| 172,8
| 224,0
| 196,2
| 218,1
| Казахстан
| 125,0
| 171,9
| 197,5
| 213,2
| Польша
| 54,0
| 50,0
| 43,4
| 48,7
| Беларусь
| 31,4
| 43,6
| 42,7
| 46,2
| Узбекистан
| 15,0
| 18,1
| 22,2
| 22,3
|
Приложение 4
Эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей[11]
| Эксплуатационная длина железнодорожных путей, тыс. км
| Густота железнодорожных путей, км путей на 1000 км2 территории
| Россия
| 85,6
| 5,0
| Азербайджан
| 2,1
| 24,2
| Армения
| 0,7
| 24,6
| Беларусь
| 5,5
| 26,5
| Болгария
| 4,2
| 37,5
| Венгрия
| 7,9
| 85,4
| Германия
| 33,9
| 94,9
| Испания
| 15,0
| 29,7
| Китай
| 60,8
| 6,4
| Польша
| 19,6
| 62,7
| Румыния
| 10,8
| 45,3
| Великобритания
| 16,3
| 67,2
| США
|
| 23,6
| Украина
| 21,7
| 35,9
| Франция
| 29,9
| 54,2
| Япония
| 20,0
| 53,0
|
Приложение 5
Число происшествий и пострадавших в них на различных видах транспорта[12]
| 1995
| 2000
| 2005
| 2006
| 2007
| 2008
| | Железнодорожный транспорт общего пользования
| Число происшествий
|
|
|
|
|
|
| Погибло, человек
|
|
|
| -
|
| -
| Ранено, человек
|
|
|
|
| -
|
| Морской транспорт
| Число происшествий
|
|
|
|
|
|
| Погибло, человек
|
|
| -
|
|
|
| Ранено, человек
| -
|
| -
|
| -
| -
| Внутренний водный транспорт
| Число происшествий
|
|
|
| -
|
|
| Погибло, человек
|
|
|
| -
|
| -
| Ранено, человек
| ...
| ...
| -
| -
|
| -
| Воздушный транспорт
| Число происшествий
|
|
|
|
|
|
| Погибло, человек
|
|
|
|
|
|
| Магистральный трубопроводный транспорт
| Число происшествий
| ...
|
|
|
|
|
| Погибло, человек
| ...
|
|
| -
| -
| -
| Автомобильный транспорт
| Число происшествий на автомобильных дорогах и улицах - всего, тыс.
| 167,3
| 157,6
| 223,3
| 229,1
| 233,8
| 218,3
| Погибло в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах - всего, тыс. человек
| 32,8
| 29,6
| 34,0
| 32,7
| 33,3
| 29,9
| Ранено в происшествиях на автомобильных дорогах и улицах - всего, тыс. человек
| 183,9
| 179,4
| 274,9
| 285,4
| 292,2
| 270,9
|
Приложение 6
Эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей общего пользования по субъектам Российской Федерации[13]
| Эксплуатационная длина железнодорожных путей, тыс. км
| Густота железнодорожных путей
общего пользования, километров
на 1000 кв. км территории
| |
|
|
|
|
|
| Российская Федеpация
|
|
|
|
|
|
| Центральный федеральный округ
|
|
|
|
|
|
| Белгородская область
|
|
|
|
|
|
| Брянская область
|
|
|
|
|
|
| Владимирская область
|
|
|
|
|
|
| Воронежская область
|
|
|
|
|
|
| Ивановская область
|
|
|
|
|
|
| Калужская область
|
|
|
|
|
|
| Костромская область
|
|
|
|
|
|
| Курская область
|
|
|
|
|
|
| Липецкая область
|
|
|
|
|
|
| Орловская область
|
|
|
|
|
|
| Рязанская область
|
|
|
|
|
|
| Смоленская область
|
|
|
|
|
|
| Тамбовская область
|
|
|
|
|
|
| Тверская область
|
|
|
|
|
|
| Тульская область
|
|
|
|
|
|
| Ярославская область
|
|
|
|
|
|
| г. Москва и Московская область
|
|
|
|
|
|
| Северо-Западный федеральный округ
|
|
|
|
|
|
| Республика Карелия
|
|
|
|
|
|
| Республика Коми
|
|
|
|
|
|
| Архангельская область
|
|
|
|
|
|
| Вологодская область
|
|
|
|
|
|
| Калининградская область
|
|
|
|
|
|
| Мурманская область
|
|
|
|
|
|
| Новгородская область
|
|
|
|
|
|
| Псковская область
|
|
|
|
|
|
| г. Санкт-Петербург и Ленинградская область
|
|
|
|
|
|
| Южный федеральный округ
|
|
|
|
|
|
| Республика Адыгея
|
|
|
|
|
|
| Республика Дагестан
|
|
|
|
|
|
| Республика Ингушетия
|
|
|
|
|
|
| Кабардино-Балкарская Республика
|
|
|
|
|
|
| Республика Калмыкия
|
|
|
|
|
|
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
|
|
|
|
| Республика Северная Осетия - Алания
|
|
|
|
|
|
| Чеченская Республика
|
|
|
|
|
|
| Краснодарский край
|
|
|
|
|
|
| Ставропольский край
|
|
|
|
|
|
| Астраханская область
|
|
|
|
|
|
| Волгоградская область
|
|
|
|
|
|
| Ростовская область
|
|
|
|
|
|
| Приволжский федеральный округ
|
|
|
|
|
|
| Республика Башкортостан
|
|
|
|
|
|
| Республика Марий Эл
|
|
|
|
|
|
| Республика Мордовия
|
|
|
|
|
|
| Республика Татарстан
|
|
|
|
|
|
| Удмуртская Республика
|
|
|
|
|
|
| Чувашская Республика
|
|
|
|
|
|
| Пермский край
|
|
|
|
|
|
| Кировская область
|
|
|
|
|
|
| Нижегородская область
|
|
|
|
|
|
| Оренбургская область
|
|
|
|
|
|
| Пензенская область
|
|
|
|
|
|
| Самарская область
|
|
|
|
|
|
| Саратовская область
|
|
|
|
|
|
| Ульяновская область
|
|
|
|
|
|
| Уральский федеральный округ
|
|
|
|
|
|
| Курганская область
|
|
|
|
|
|
| Свердловская область
|
|
|
|
|
|
| Тюменская область
|
|
|
|
|
|
| в том числе:
| | | | | |
| Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
|
|
|
|
|
| Ямало-Ненецкий автономный округ
|
|
|
|
|
|
| Челябинская область
|
|
|
|
|
|
| Сибирский федеральный округ
|
|
|
|
|
|
| Республика Бурятия
|
|
|
|
|
|
| Республика Хакасия
|
|
|
|
|
|
| Алтайский край
|
|
|
|
|
|
| Забайкальский край
|
|
|
|
|
|
| Красноярский край
|
|
|
|
|
|
| Иркутская область
|
|
|
|
|
|
| Кемеровская область
|
|
|
|
|
|
| Новосибирская область
|
|
|
|
|
|
| Омская область
|
|
|
|
|
|
| Томская область
|
|
|
|
|
|
| Дальневосточный федеральный округ
|
|
|
|
|
|
| Республика Саха (Якутия)1)
|
|
|
| 0,5
| 0,5
|
| Приморский край
|
|
|
|
|
|
| Хабаровский край
|
|
|
|
|
|
| Амурская область
|
|
|
|
|
|
| Сахалинская область
|
|
|
|
|
|
| Еврейская автономная область
|
|
|
|
|
|
|
[1] Е.А.Сотников Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993 – 200 с. стр.16
[2] Федеральная служба государственной статистики. Международный сравнения. Экономические показатели. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 12 марта 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icstatistics/incomparisons/index.html#
[3], 4 Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 24 февраля 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/index.html#
[5] Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 17 марта 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/index.html#
[6] И.Ступин. Российские железные дороги: резервы исчерпаны// Журнал «Эксперт». – 2012. №25.-с.38-47.
[7] Министерство регионального развития. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. – 25 марта 2013. – Режим доступа: http://archive.minregion.ru/OpenFile.ashx/sessions_raw.pdf?AttachID=1398
[8] Е.А.Сотников Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993 – 200 с. стр.19
[9] Федеральная служба государственной статистики. Международный сравнения. Экономические показатели. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 5марта 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icstatistics/incomparisons/index.html#
[10] Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 27 февраля 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/index.html#
[11] Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 24 февраля 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/index.html#
[12] Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 27 февраля 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/index.html#
[13] Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 27 февраля 2013. – Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/index.html#
|
|