Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Численность гостиниц и номерной фонд РФ и Москвы в 2004 – 2011 годах

Рис.1.1. Динамика численности гостиниц в РФ в 2000 – 2011 годах

[Источник:, DiscoveryResearchGroup]

В 2008 году на рынок гостиничных услуг России вышли такие ведущие международные гостиничные корпорации, как HiltonWorldwide и CarlsonHotelsWorldwide (с брендом ParkInn). В середине 2008 года в РФ функционировало 48 гостиниц под международными брендами (совокупный номерной фонд 12,9 тыс. номеров). Уровень их проникновения оценивался экспертами в 7%, и наблюдалась тенденция к освоению российских регионов: практически все присутствующие в России международные гостиничные операторы заявили о планах выйти на региональный рынок [17]. Тем не менее, экономический кризис внес свои коррективы, и в конце 2008 года наметились тенденции спада в развитии гостиничного рынка РФ. Наиболее остро мировой финансовый кризис проявился в 2009 году – в результате численность гостиниц в России сократилась на 19%..

В целом кризис 2008-2009 годов оказал положительное влияние на индустрию гостеприимства России: в результате на рынке гостиничных услуг остались наиболее клиентоориентированные компании, способные эффективно работать в условиях сложной экономической ситуации и постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. Кризис потребовал от участников рынка совершенствования операционной деятельности и качества обслуживания, способности вести гибкую ценовую политику и оставаться востребованным среди клиентов.

Таким образом, исходя из динамики численности гостиниц в период 2000 – 2011 гг., мы можем утверждать, что рынок гостиничных услуг РФ постоянно растет. Причем в докризисные годы (2004 – 2008 гг.) прирост составлял в среднем 11% в год, что является хорошим показателем. В посткризисный период с каждым годом рынок демонстрирует более высокие темпы прироста, что обещает настоящий гостиничный «бум» в ближайшие 5 – 7 лет.



По данным интернет-порталаtophotels.ru [28], на конец марта 2012 года на этом сайте было зарегистрировано4218 российских гостиниц, из них 121 гостиница категории 5*, 434 гостиницы категории 4*, 1066 гостиниц категории 3* и 581 гостиница категории 2* и ниже. На рисунке 1.2 представлена структура рынка гостиничных услуг РФ по категориям.

Рис. 1.2. Структура рынка гостиничных услуг по категориям, март 2012 года

[Источник: составлено автором по материалам сайта www.tophotels.ru [28]]

По данным tophotels.ru, 48% гостиниц не относятся к той или иной звездной категории, а отмечены в категории «туркласс», что более соответствует различным мотелям и хостелам. Из рисунка 1.2 очевиден недостаток качественного предложения на рынке гостиничных услуг РФ: гостиницы 5* составляют всего лишь 3% от общего числа гостиниц. Гостиницы категории 3* в свою очередь составляют четверть всех гостиниц РФ, при этом большинство из них является гостиницами советской постройки, в которых был проведен косметический ремонт.

Наибольшее число гостиничных предприятий расположено в центре европейской части РФ (рисунок 1.3). Центральный и Приволжский федеральные округалидируют по данному показателю: на них приходится 39% гостиниц РФ. Далее следуют Сибирский федеральный округ (679 гостиниц), Южный и Северо-Западный федеральные округа – 539 и 472 гостиницы соответственно. При этом в среднем 70% гостиниц находятся в черте городов, 30% - в сельской местности. 55% гостиничных предприятий РФ распределяются между ЦФО, ПФО и СФО, где расположено 8 городов-миллионеров из 13: Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Уфа, Красноярск [25].

Рис. 1.3. Распределение гостиниц по федеральным округам РФ на начало 2011 года

[Источник: составлено автором по материалам Росстат [80]]

Важной характеристикой гостиничного рынка также является совокупный номерной фонд (рисунок 1.4). Его динамика совпадает с динамикой численности гостиничных предприятий: в предкризисные годы наблюдался стабильный прирост номерного фонда РФ среднем на 7% в год. В период кризиса номерной фонд уменьшился на 14%, однако в последние два года показатель номерного фонда стабильно растет, что позволяет делать оптимистичные прогнозы на ближайшие 5-7 лет, с учетом предстоящих международных мероприятий в РФ.

Рис. 1.4. Динамика совокупногономерного фонда РФ в 2004 – 2011 годах

[Источник: составлено автором по материалам Росстат [80], DiscoveryResearchGroup[9]]

Лидерами по номерному фонду являются ЦФО, С-ЗФО и ПФО (рисунок 1.5).По данному показателю существенно выделяется С-ЗФО: если по количеству гостиничных предприятий он находится на 5 месте, то по номерному фонду занимает второе место, после ЦФО. Это свидетельствует о том, что средняя вместимость одной гостиницы в С-З ФОвыше, чем в СФО и ЮФО (которые занимают соответственно 3 и 4 места по количеству гостиниц).

Рис. 1.5. Распределение номерного фонда по федеральным округам РФ на начало 2011 года

[Источник: составлено автором по материалам Росстат[80]]

Если учесть, что в начале 2011 года в РФ насчитывалось 4220 гостиниц, а их совокупный номерной фонд составлял 190643 номера, то средняя единовременная вместимость одной гостиницы равнялась 45 номерам, что соответствует категории мини-отеля (менее 50 номеров). Таким образом, можно сделать вывод, что в РФ много гостиниц с маленьким номерным фондом.

ЦФО и С-ЗФО – федеральные округа-лидеры гостиничного рынка РФ, где средняя единовременная вместимость одной гостиницы превышает средний показатель по РФ (рисунок 1.6). Эти федеральные округа являются также лидерами по уровню развития туризма в силу того, что в них расположены две основные дестинации российского туристского рынка – Москва и Санкт-Петербург.

Рис. 1.6. Средняя единовременная вместимость одной гостиницы в РФ по федеральным округам на начало 2011 года, номеров

[Источниксоставлено автором по материалам Росстат[80]]

Таким образом, рынок гостиничных услуг РФ испытывает недостаток качественного предложения. По данным Отдела координации деятельности предприятий гостиничного хозяйства города Москвы, в 2011 году в России был самый низкий в Европе показатель количества гостиничных номеров на тысячу жителей – 3,6. В столице он составил 3,7 номера, а в Париже, Лондоне и Риме – 18,6, 15,3, 19,5 номеров соответственно.

На Москву приходится 4% всех гостиниц России, а объем номерного фонда столицы составляет 19% от совокупного номерного фонда страны (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1

Численность гостиниц и номерной фонд РФ и Москвы в 2004 – 2011 годах

Год Численность гостиниц Номерной фонд
РФ Москва Доля Москвы РФ Москва Доля Москвы
4% 19%
5% 19%
4% 18%
3% 15%
4% 18%
4% 18%
4% 20%
4% 16%

Источник: составлено автором по материалам Росстат [80], DiscoveryResearchGroup [9], GVASawyer [10]

В целом соотношение доли гостиниц и номерного фонда РФ и Москвы на протяжении последних восьми лет остается примерно одинаковым. Это свидетельствует о том, что порядка 50% номерного фонда, вводимого в эксплуатацию, приходится именно на Москву. Москва, будучи финансовым, деловым и культурным центром страны, является главной туристкой дестинацией России. В условиях восстановления экономики после глобального финансового кризиса роль Москвы как делового центра будет расти, что будет способствовать увеличению потока деловых туристов и, как следствие, развитию туристкой инфраструктуры города, в особенности, гостиничного фонда.

Безусловно, гостиничный комплекс Москвы выделяется на фоне других городов и регионов не только по количественным показателям, но и по качественным характеристикам. Удельный вес гостиниц Москвы, прошедших процедуры классификации и сертификации и аттестованных на соответствующую категорию, в 2011 году составляет более 40% от общего числа гостиниц страны. В среднем по России данный показатель не превышает 11% [75].

Санкт-Петербург занимает второе место по количеству гостиниц, однако уровень обеспеченности гостиничными номерами составляет всего 6 номеров на 1000 жителей. Качественный номерной фонд северной столицы характеризуется преобладанием гостиниц категории 4 звезды (49%), трехзвездочные отели составляют 38% и в наименьшей степени представлены высококлассные гостиницы категории 5 звезд (13%) [11].

Региональный рынок гостиничных услуг в РФ развит плохо: подавляющее большинство гостиниц и аналогичных средств размещения составляют гостиницы советской постройки, которые по состоянию основных фондов, набору и уровню качества услуг не соответствуют международным требованиям.

Менее 15% номерного фонда приходится на гостиницы, работающие под узнаваемыми брендами, из них 11% приходится на гостиницыпод международными брендами[1] и лишь 2,5%– вне Москвы и Санкт-Петербурга. В странах Европы и Азии более 30% отелей входят в известные гостиничные сети, а в США этот показатель превышает 70%.

Теперь остановимся на главных показателях операционной деятельности гостиничного предприятия, которыми являются доход с номера (Revenueperavailableroom – RevPAR), уровень загрузки (Occupancyrate - OR) и средняя цена номера (Averagedailyrate – ADR).

Уровень загрузки рассчитывается как отношение предоставленных номеров (номеров в эксплуатации) к единовременной номерной пропускной способности гостиницы (например, за вычетом ремонтируемых или подлежащих ремонту номеров). Считается, что нижний порог рентабельности гостиницы находится на уровне 60-процентной загрузки, однако данное правило действует далеко не всегда. Более того, даже 100-процентная загрузка не означает высокий и максимально возможный уровень доходности гостиницы.

Чтобы гостиница приносила высокий доход, недостаточно загрузить максимальное количество номеров, нужно достичь оптимальной среднесуточной цены номера.ADR – выручка от продажи всех номеров за сутки в расчете на количество проданных за сутки номеров. Для повышения эффективности использования номерного фонда применяется гибкая ценовая политика, основанная на системе дифференцированных льгот для различных категорий потребителей. Это один из ключевых механизмом увеличения загрузки и, как следствие, RevPAR.

RevPAR характеризует операционную эффективность одного номера и является производной от двух переменных – загрузки и средней цены номера. Рост данного показателя свидетельствует о росте прож гостиницы и ее доходности. Опережающий рост RevPAR по сравнению с рынком говорит о повышении конкурентоспособности отеля.

Следует отметить, что анализ показателей операционной деятельности в целом по России и в отдельных регионах затруднен в силу отсутствия таковой статистики и ограниченных возможностей для анализа рынка в рамках данного исследования/ Таким образом, автор вынужден ограничить исследование основных показателей операционной деятельности гостиниц рамками рынка гостиничных услуг Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются основными туристскими центрами страны.

По мнению аналитиков рынка, роль Москвы как делового и финансового центра в перспективе будет увеличиваться. Как следствие, ожидается рост потока деловых туристов. В предкризисные годы ограниченность качественного предложения на столичном рынке привела к чрезвычайно высокой стоимости размещения в гостиницах Москвы. Но даже в 2009 кризисном году Москва находилась в числе лидеров по показателю ADR: она уступила Монте-Карло место самого дорогого города в мире по средней стоимости номера(177 евро против 152 евро)[47].

В результате кризиса снизились основные показатели операционной деятельности гостиниц во всех сегментах. По данным компании KnightFrank[17], общий эффект от снижения загрузки номеров и стоимости размещения привел в среднем к двукратному сокращению выручки гостиниц от использования номерного фонда в долларовом эквиваленте, а в российских рублях – к 35-процентному снижению. Кроме того, в 2009 году сильно сократилось время пребывания в гостинице, в результате чего количество ночевок, осуществленных туристами в Москве, сократилось на 2,3 млн на фоне общероссийского снижения на 2,29 млн (рисунок 1.7).

Рисунок 1.7. Сравнительная динамика ночевок, осуществленных туристами в гостиницах Москвы и РФ в 2005-2009 годах

[Источник: составлено автором по материалам Мосгорстат [39]]

В целом кризис оказал положительное воздействие на рынок гостиничных услуг Москвы и России. Он заставил отельеров скорректировать свою ценовую политику и направить все усилия на повышение качества обслуживания и активную работу по привлечению клиентов. Многие гостиницы переориентировались на новые целевые аудитории (особенно в гостиницах верхнего ценового сегмента), активно внедряли поощрительные и бонусные программы. В большинстве гостиниц возросла доля прямых продаж, отели привлекали клиентов расширением спектра предоставляемых услуг: бесплатным интернетом, размещением в номерах более высокой категории при сохранении стоимости, дополнительным питанием и т.п.

В 2009 году эксперты отметили рост привлекательности российского гостиничного рынка для инвесторов и международных операторов. Несмотря на финансовый кризис, низкая конкуренция на отечественном рынке гостиничных услуг, высокая стоимость проживания и, несомненно, огромный потенциал российского рынка гостиничной недвижимости привлекли на российский рынок ведущие международные гостиничные корпорации.

Основной тенденцией на московском рынке гостиничных услуг в посткризисном 2010 году было снижение ADR во всех сегментах, что в свою очередь привело к увеличению загрузки гостиниц и незначительному росту показателя RevPAR в гостиницах категории «люкс» и 3* (таблица 1.2). Примечательно, что RevPARв сегменте гостиниц 4-5*, ориентированных в основном на деловых туристов, остался на уровне 2009 года. Дело в том, что компании производили расчет бюджета на командировки на 2010 год в кризисном 2009 году, в результате чего основной поток деловых туристов в 2010 году пришелся на гостиницы категории 3* (в силу меньшей ADR по сравнению с гостиницами категории 4-5*) [8].

В целом рост уровня заполняемости во всех сегментах свидетельствует о стабилизации рынка и является потенциалом для ростаADRи, как следствие, RevPARв последующие годы.

Таблица 1.2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.