Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Экологическое право как отрасль права России

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Педагогический институт

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КОЛлЕДж

Учебное пособие

«экологическиое право»

 

г. Ростов-на-Дону

2008 г.

Составитель

кандидат юридических наук, доцент кафедры права ПИ ЮФУ

Востриков И.В.

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Экологическое право» составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 030504 – Право и организация социального обеспечения и отражает требования, предъявляемые к юристу социальной сферы.

 

 

Заведующий кафедрой, к.ю.н., доцент Г.Ю. Гладких

 

 

© И.В. Востриков

 

 

Тема 1. Экологическое право как отрасль права России

К основополагающим понятиям в рассматриваемой сфере относятся: "природа", "окружающая природная среда", "окружающая среда", "природные объекты", "природные ресурсы", "природные комплексы", "охрана окружающей природной среды", "обеспечение экологической безопасности", "природопользование" и некоторые другие.

В широком смысле природа представляет собой все сущее, весь мир в многообразии его форм. В более узком смысле природа – это совокупность естественных условий существования человеческого общества. В законодательстве это понятие употребляется редко. Оно вытеснено словосочетанием "окружающая природная среда".

Окружающая природная среда – совокупность чисто природных и природно-антропогенных объектов, явлений и факторов, оказывающих непосредственное или опосредованное воздействие на человека. Окружающая природная среда отличается от других составляющих окружающей человека среды свойствами самоподдержания и саморегуляции без корректирующего воздействия человека.



Наряду с этим понятием в законодательстве также используется другое понятие - окружающая среда. Иногда терминами обозначают одно и то же явление (например, в ст. 42 Конституции РФ говорится о праве каждого на благоприятную окружающую среду, а в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды" – о праве на благоприятную окружающую природную среду), но чаще всего все же "окружающая среда" рассматривается как более широкое по своему содержанию понятие. Окружающая среда включает в себя как природную, так и искусственную среды. В качестве синонимов в законодательстве также используются словосочетания "среда обитания", "среда жизнедеятельности".

Природные объекты – предметы материального мира естественного происхождения, находящиеся в экологической взаимосвязи с окружающей природной средой и функционирующие по ее законам, которые в совокупности составляют естественную среду обитания человека. Как правило, природными объектами называют землю, воды, недра, леса и иную растительность, животный мир, атмосферный воздух. Природный объект является обязательным элементом экологических отношений, он либо выступает в качестве непосредственного объекта правоотношений, либо его охрана является конечной целью возникших отношений. Его отсутствие означает, что общественные отношения носят иной, не экологический, характер. В связи с этим важное практическое значение имеют признаки, позволяющие отграничить природные объекты от иных, социальных, объектов. Таких признака три: 1) естественное происхождение природных объектов – они являются результатом эволюционного развития Земли, а не продуктами человеческого труда; 2) экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяющая им функционировать в составе естественных экосистем; 3) выполнение экологической функции – природные объекты обеспечивают биологический режим жизни человека.

Наряду с термином "природные объекты" в литературе и законодательстве используется схожий термин "природные ресурсы". В определенном смысле эти термины можно рассматривать как однозначные – как нечто, противостоящее материальным предметам, входящим в социальную сферу. В то же время понятие "природный ресурс" в ряде случаев несет свою смысловую нагрузку. Природные ресурсы можно определить как части или свойства природных объектов, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения различных потребностей людей. Например, недра (участок недр) – это природный объект, а содержащиеся в них полезные ископаемые – это природный ресурс. Заметим, что извлеченные на поверхность полезные ископаемые теряют юридический статус природных ресурсов, поскольку они уже не обладают указанными выше признаками: в результате приложения человеческого труда природные связи оказываются разорванными; отношения, складывающиеся по поводу обращения с ними, экологическим правом не регулируются.

Совокупность органически взаимосвязанных природных объектов и ресурсов представляет собой природный комплекс. Как правило, природные комплексы выделяются в связи со своей особой значимостью. К таким комплексам относятся особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки и другие.

Охрана окружающей природной среды – деятельность по поддержанию ее благоприятного состояния, включая сохранение естественной природной среды, воспроизводство природных ресурсов, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на природную среду и ликвидацию уже наступивших последствий такого воздействия.

В настоящее время природная среда под воздействием деятельности человека изменила свои свойства настолько, что сама стала представлять собой источник опасности. В связи с этим в литературе и в законодательстве наряду с термином "охрана окружающей природной среды", а то и вместо него используется термин "обеспечение экологической безопасности". По сути дела, появление нового термина отражает качественное изменение состояния дел в данной области. Экологическая безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Природопользование – деятельность по использованию природных ресурсов с целью удовлетворения экономических, экологических. культурных и иных потребностей граждан, организаций, общества, государства.

ВОПРОС 2.

Экологическое право является сравнительно новой отраслью права России. Современное название отрасли и, соответственно, науки и учебной дисциплины утвердилось лишь в 1987 году в результате научной дискуссии, организованной журналом "Вестник МГУ". Впрочем, споры о названии данной отрасли, ее предмете, системе, соотношении с другими отраслями права ведутся до сих пор. Поэтому в учебной литературе можно встретить изложение различных точек зрения по этим вопросам.

Как известно, для того, чтобы та или иная совокупность правовых норм была признана самостоятельной отраслью права, она должна отвечать определенным требованиям. В качестве таковых выступают наличие предмета права, то есть комплекса однородных общественных отношений, регулируемых данной совокупностью норм; метода правового регулирования; развитой нормативно-правовой базы.

В наиболее общем виде предмет экологического права может быть определен как общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. В данной области выделяют следующие группы отношений:

– по природопользованию;

– по охране окружающей природной среды;

– собственности на природные объекты;

– по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

ВОПРОС 3.

Под методом права понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения. В юридической науке выделяют два метода – императивный (административно-правовой) и диспозитивный (гражданско-правовой).

Императивный метод основан на неравенстве сторон, между участниками правоотношений складываются отношения власти и подчинения. Как правило, одной стороной в отношениях является государственный орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Этот метод выражается в установлении: предписаний, т.е. обязанности совершить определенные действия (например, ст. 36 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" устанавливает обязательность проведения государственной экологической экспертизы при принятии хозяйственных решений, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду), и запретов, т. е. обязанности воздержаться от совершения определенных действий (например, законом установлен запрет на ввоз в РФ радиоактивных отходов с целью их захоронения).

Диспозитивный метод – медод равенства, участники отношенийвыступают как равноправные независимые друг от друга субъекты. Диспозитивный метод выражается в применении таких способов как дозволение, т.е. предоставление неограниченного права принимать решение по определенному кругу вопросов; рекомендация, т.е. установление примерных правил, которые субъект может использовать, санкционирование, т.е. установление необходимости утверждения решения субъекта права, принимаемое им самостоятельно.

Большинство отраслей права используют не какой-то один метод, а комбинацию методов и соответствующих способов воздействия на поведение субъектов правоотношений. Это относится и к экологическому праву. Однако экологическому праву свойственно преобладание императивного метода правового регулирования. Диспозитивный метод дополняет его.

Принципы права представляют собой руководящие положения, в соответствии с которыми строится вся отрасль права, основные начала выражающие его сущность и социальное назначение. Принципы экологического права отражают объективные закономерности и потребности общества, каждого человека в экологически благоприятной окружающей природной среде. Основные принципы экологического права закреплены в ст. 3 Закона "Об охране окружающей природной среды". К ним относятся:

- принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную ля жизни окружающую природную среду;

- принцип рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- принцип законности и неотвратимости ответственности за совершение экологических правонарушений;

- принцип гласности в работе органов государственного управления, тесной связи с общественностью в решении природоохранных задач;

- принцип международного сотрудничества в охране окружающей природной среды.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить ряд других принципов:

- принцип предотвращения вреда окружающей природной среде;

- принцип устойчивого развития;

- принцип платности использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды;

- разрешительный порядок воздействия на окружающую природную среду.

ВОПРОС 5.

Под системой отрасли права понимается структура ее основных элементов, частей - подотраслей, институтов, норм. Система экологического права складывается из Общей и Особенной части.

Общую часть составляют следующие правовые институты: экологические права граждан и общественных организаций, право собственности на природные объекты (ресурсы), право природопользования, экологическое управление, экологическое нормирование, экологическая экспертиза, лицензирование и контроль, экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

В состав Особенной части входят правовые нормы, регулирующие правовой режим отдельных природных объектов (земли, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха) и отдельных территорий (особо охраняемых, экологически неблагополучных).

В развитии экологического права можно выделить три этапа. Первый этап (1917-1968 г.г.) – возникновение и развитие экологического права в рамках земельного права. На этом этапе превалировал природоресурсный подход: регулирование отношений природопользования и охраны природной среды осуществлялось в отношении отдельных природных объектов (ресурсов). В начале 20-х г.г. были приняты следующие нормативные акты: Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), Положение ВЦИК РСФСР о недрах земли и разработке их (1923 г.), Декрет СНК РСФСР "Об охоте" (1920 г.) и др. В этих актах главным образом внимание было направлено на упорядочение хозяйственной эксплуатации отдельных природных ресурсов. При этом под защиту закона брались лишь экономически значимые природные объекты.

Что касается охраны природы от загрязнения, то в этот период она в основном рассматривалась как санитарная, т.е. чистота природной среды оценивалась с точки зрения ее безопасности для здоровья человека. Это проявлялось, прежде всего, в развитии системы санитарных нормативов качества вод, воздуха, почвы.

Первые специализированные акты об охране природы были приняты в 1957- 1963 г. г. Так, в 1960 г. был принят Закон РСФСР "Об охране природы", содержащий нормы об охране отдельных природных объектов, однако заметной роли в он не сыграл, поскольку не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма их выполнения, не предусматривал даже мер юридической ответственности.

Процесс накопления правовых актов об отдельных природных ресурсах, конкретизирующих их правовой статус, привел к дифференциации земельного права, к отделению от него (относительно) самостоятельных отраслей лесного, горного, водного права. Это положение законодательно было закреплено в принятых в 1968 г. Основах земельного законодательства СССР, установивших, что лесные, горные и водные отношения регулируются специальным законодательством.

С этого момента начинается второй этап в развитии экологического права – в рамках природоресурсового права (1968-1990 г.г.). В этот период законодательство о природных ресурсах кодифицируется. В 70-х – начале 80-х г.г вслед за Основами земельного законодательства принимаются Основы водного законодательства (1970 г.), Основы законодательства о недрах (1975 г.), Основы лесного законодательства (1977 г.), Закон об охране и использовании животного мира (1980 г.), Закон об охране атмосферного воздуха (1980 г.) и соответствующие республиканские кодексы и законы. Основное внимание в этих законах (за исключением закона об охране атмосферного воздуха) по-прежнему продолжает уделяться вопросам использования природных ресурсов, а охрана сводится к обеспечению их рационального использования и воспроизводства.

Вместе с тем в этот период начинает осознаваться, что при поресурсовом подходе невозможно учесть экологические взаимосвязи, существующие между отдельными элементами природы. Необходим комплексный подход, в рамках которого природа рассматривается как единое целое. Этот подход был намечен в основном в подзаконных актах. Так, в 1972 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов", которое содержало требования по развитию экологического нормирования и экологического мониторинга, а также обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов экономического и социального развития. В 1978 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов" была введена новая форма предпланового документа – территориальные комплексные схемы охраны природы. В 1988 г. было принято новое совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР - "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", которое предусматривало ряд нововведений: 1) образование специального надведомственного органа в области экологического управления - Государственного комитета СССР по охране природы; 2) введение платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды; 3) введение экологической экспертизы; 4) разработку проекта Закона СССР об охране природы. Эти директивы предстояло выполнить уже в новых экономических условиях.

Третий - современный - этап в развитии экологического права характеризуется следующим. Прежде всего, происходит отмена монополии государственной собственности на природные объекты. Земля и другие объекты природы включаются в имущественный оборот. Переход к рыночным отношениям в экономике затрагивает и природоресурсную сферу: распределительную систему заменяет лицензионно-договорной порядок предоставления в пользование природных ресурсов, устанавливается принцип платности природопользования, происходит разделение функции управления в области природопользования и охраны природной среды и функции использования природных ресурсов. Все эти изменения получают свое закрепление в новых природоресурсных законах: Законе РФ "О недрах" (1992 г.), ФЗ "О животном мире" (1995 г.), Водном кодексе РФ (1995 г.), Лесном кодексе РФ (1997 г.), ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (1999г.).

Активно развивается законодательство комплексного характера. В 1991 г. принимается Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", который закрепляет основные принципы охраны окружающей природной среды, экологические права и обязанности граждан и общественных объединений, наряду с мерами и инструментами административно-правового характера устанавливает экономические меры охраны окружающей природной среды, определяет меры юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. В развитие этого, базового, закона принимается ряд иных федеральных законов: "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.), "Об экологической экспертизе" (1995 г.), "Об использовании атомной энергии" (1995 г.), "Об отходах производства и потребления" (1998 г.) и другие.
ВОПРОС 7.

Источник права (в формальном, юридическом смысле) представляет собой способ выражения и закрепления норм права. В зависимости от способа выражения в теории права выделяют следующие основные виды источников права: нормативно-правовой акт; судебный и административный прецедент; нормативный договор; правовой обычай; правовая доктрина; религиозные догматы. Для правовой системы России господствующим источником права является нормативно-правовой акт, правовая доктрина и религиозные догматы источниками права не признаются.

Источники экологического права можно классифицировать и по иным основаниям. По характеру правового регулирования выделяют материальные и процессуальные. По территории действия – международные и внутренние, которые в свою очередь можно подразделить на федеральные, региональные, местные и локальные. Особого внимания заслуживает деление источников экологического права по предмету регулирования на общие, специальные и экологизированные источники. Эта классификация обусловлена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Общие источники характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения (например, Конституция РФ). Специальные источники целиком посвящены вопросам охраны и использования окружающей природной среды и ее отдельных элементов. Среди них можно выделить комплексные источники, регулирующие экологические отношения в целом, без дифференциации их по отдельным природным ресурсам (например, Закон РФ "Об охране окружающей природной среды"), и отраслевые (природоресурсные), регулирующие вопросы использования и охраны отдельных природные объектов и ресурсов (например, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ "О животном мире"). Экологизированные – это источники иных отраслей права, содержащие отдельные экологические требования и нормы (например, ГК РФ, ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Градостроительный кодекс РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др.).

Систему источников экологического права образуют:

Конституция РФ,

международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

федеральные законы,

договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами РФ,

указы Президента РФ,

постановления Правительства РФ,

ведомственные нормативные акты,

конституции, уставы субъектов РФ,

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты.


Контрольные вопросы:
1. Дайте определение экологического права как отрасли.

2. Какие общественные отношения составляют исключительный предмет экологического права.

3. Дайте определения следующих терминов:

а) окружающая природная среда;

б) природный объект;

в) природный ресурс;

г) природный комплекс;

д) охрана окружающей природной среды;

г) природопользование;

е) экологическая безопасность.

4. Что такое экологические отношения?

5. Назовите объекты экологических отношений?

6. Каковы критерии отграничения природных объектов от социальных?

7. Какие методы правового регулирования вы знаете? Какие методы используются для регулирования экологических отношений?

8. Чем объясняется комплексный характер отрасли экологического права?

9. Назовите основные этапы развития экологического права как отрасли.

10. Назовите основные тенденции развития экологического права на современном этапе.

11. Какие институты входят в Общую часть экологического права? В Особенную часть?

12. В чем заключается принцип устойчивого развития?

13. Экологическое право является комплексной отраслью права. Каковы вытекающие из этого особенности источников экологического права?

14. Традиционно экологическое законодательство подразделяется на природоохранительное и природоресурсовое. В чем состоит недостаток этой классификации? Какие еще классификации источников экологического права Вам известны?

15. Каково соотношение экологического законодательства РФ и субъектов РФ?

16. Какую роль играют договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами?


Задачи.
№ 1.

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?

Дайте разъяснение по данному вопросу.

Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства?

№ 2.

Гражданин Н. на территории городского зоопарка поймал лебедя, и при попытке вынести тушку убитой им птицы был задержан охраной зоопарка.

Дайте правовую квалификацию действий гражданина Н.

№ 3

Гражданка Б. обратилась в суд с иском к администрации г. Жуковского о предоставлении жилой площади. Дом ее проживания построен в поясе "Г" воздействия аэродрома Быково, который застройке не подлежит; уровни шума и загазованности значительно превышают предельно допустимые; нарушен план генеральной застройки. Истица полагает, что тем самым нарушено ее конституционное право на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ), гарантированное согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" предоставлением каждому реальных возможностей проживания в условиях благоприятных для жизни и здоровья окружающей природной среды (ст.11). Истица требовала предоставить ей другую квартиру, равноценную по внутренним потребительским качествам, но в экологически благополучном районе.

Суд прекратил производство по делу, сославшись на жилищное законодательство, согласно которому судам подведомственны только споры о предоставлении жилого помещения по требованиям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на внеочередное предоставление жилых помещений. Истица к указанным категориям не относится.

Распространяется ли понятие "окружающая природная среда" на жилищные условия? К какой категории относится данный спор - к жилищным или экологическим?

Дайте оценку законности и обоснованности решения суда?

 

№ 4

Государственная Дума РФ 24.02.95 направила в Конституционный Суд РФ Запрос о конституционности Указа Президента РФ "О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края" от 25.01.95 № 72 .

В запросе указывалось, что:

- предусмотренные п. 1 и 3 названного Указа продолжение промышленного строительства завода РТ-2 для регенерации отработанного ядерного топлива атомных электростанций и его финансирования до проведения государственной экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов и при отсутствии ее положительного заключения являются нарушением норм ст. 36, 37 и 43 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" 1991 г.;

- содержащееся в п. 1 и 2 названного Указа разрешение на временное хранение в целях последующей переработки отработанного ядерного топлива с зарубежных атомных электростанций противоречит нормам ст. 50 указанного закона, прямо запрещающим ввоз радиоактивных материалов из других государств с целью хранения или захоронения;

- в силу этого названный Указ противоречит требованиям ст. 15 и 90 Конституции РФ.

Каковы конституционные основы регулирования экологических отношений? Имеются ли среди них такие, которым противоречит названный Указ?

Какое решение должен принять Конституционный Суд?

№ 5.

Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан заключило договор с общественной организацией "Союз экологов" на разработку документации по экологическому аудиту. Информационно-правовой центр Союза разработал Временное положение об экологическом аудите и формы рабочей документации. Однако министерство неожиданно отказалось от проведения эксперимента по внедрению аудита в республике, сославшись на отсутствие федеральных нормативных актов, регулирующих экологический аудит.

Ваше мнение по сложившейся ситуации.

№ 6.

В заключении на один из проектов Федерального закона о Байкале эксперт указал, что правовой режим охраны данного региона должен определяться с учетом норм, установленных договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Эксперт ссылался, в частности, на соответствующий договор между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, согласно ст.1 которого установление условий природопользования на территории Республики Бурятия, прилегающей к озеру Байкал, относится к совместному ведению России и Бурятии.

Являются ли названные договоры нормативными правовыми актами, регулирующими экологические отношения?

Каково соотношение между ними и федеральными экологическими законами?

Нормы договора или нормы федерального закона будут применяться в случае коллизии между ними?

Нормативные акты:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.04.91 с изм. от 2.06.93 // ВВС РСФСР. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.

Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91 (в ред. от 24.12.93) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768; 1993.№ 21. Ст.748; САПП. 1993. № 51. Ст. 4935; № 52. Ст.5085

Водный кодекс РФ от 16.11.95 // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

Лесной кодекс РФ от 29.01.97 // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

ФЗ "О животном мире" от 24.04.95 // СЗ РФ. № 17. Ст. 1462.

ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

ФЗ "Об экологической экспертизе от 23.11.95 // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.4556.

ФЗ "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 (ред. от 10.02.97) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552; 1997. № 7. Ст. 808.

ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.95 // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия от 29.08.95 // Росс. газ. 1995. 14 ноября.

Определение Конституционного Суда РФ от 9.06.95 № 28-О "По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ "О государственной поддержке структурной перестойки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края" от25.01.95 № 72 в связи с запросом Государственной Думы Федерального Собрания РФ"

Дополнительная литература:

Бакунина Т.С. О законодательном обеспечении экологической безопасности // Государство и право. 1995. № 2

Бобылев А.И. Проблемы развития экологического, аграрного, земельного законодательства в субъектах РФ // Государство и право. 1997. № 7

Боголюбов С.А. Экологическое законодательство и правовая реформа в экологии // Журнал российского права. 1997. № 1

Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность // Государство и право. 1995. № 2

Бринчук М.М. Юридическое экологическое образование в аспекте развития рава окружающей среды // Государство и право. 1995. № 10

Бринчук М.М., Боголюбов С.А. и др. Проблемы развития системы российского экологического законодательства // Государство и право. 1995. № 2

Вербицкая В.В. Проблемы природоохранительного законодательства России // Право и экономика. 1996. № 15-16

Габитов Р.Х. Проблемы повышения эффективности законодательства об охране атмосферного воздуха // Журнал российского права. 2000. № 7

Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1991. № 1, 3, 6

Законодательство о животном мире и охране окружающей среды // Государство и право. 1996. № 8

Игнатьева И.А. Развитие экологического законодательства России: подходы, задачи, принципы // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 1

Копылов М.Н. О правовом содержании понятия "экологическая безопасность" // Правоведение. 2000. № 1

Люббе-Вольф Г. Основные характеристики права окружающей среды Германии // Государство и право. 2000. № 11

Новикова Е.В. О соотношении публично-правовых и частно-правовых начал в экологическом законодательстве // Государство и право. 2000. № 3

Обсуждение вузовской программы по экологическому праву // Государство и право. 1996. № 8

Панкратов И.Ф. Сравнительный обзор законов стран СНГ об охране окружающей природной среды // Право и экономика. 1995. № 19-20

Петров В.В. Закон об охране окружающей природной среды: концепция и механизм реализации // Государство и право. 1992. № 11

Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М., 1995

Правовое обеспечение охраны окружающей среды в условиях рыночной экономики // Государство и право. 1993. № 11

Правовое обеспечение экологической безопасности в РФ // Государство и право. 1998. № 6

Проблемы земельного, экологического права и законодательства в современных условиях // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 1






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.