Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Права России на континентальный шельф

Согласно названному Закону Российская Федерация осуществляет:

суверенные права на разведку шельфа и разработку его минеральных и живых ресурсов;

исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.

Россия не препятствует осуществлению судоходства и иных прав других государств, признаваемых мировым сообществом. Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов.

В компетенцию федеральных органов государственной власти входят: установление порядка проведения конкурсов на получение права пользования участками континентального шельфа; определение победителей аукциона; регистрация работ на континентальном шельфе; заключение соглашений о разделе продукции; введение ограничений и особых условий пользования морским дном; объявление отдельных районов шельфа закрытыми для проведения иностранными юридическими и физическими лицами морских научных исследований; определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам их вылова и видам живых ресурсов; проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного мониторинга состояния континентального шельфа.



К их ведению относится установление экологических нормативов и стандартов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов, защита и охрана редких видов живых ресурсов, предотвращение нарушения среды их обитания, условий размножения (нереста) и миграции, установление особо охраняемых территорий, в том числе примыкающих к курортам и зонам отдыха на побережье, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям".

Охрана минеральных ресурсов

Участки континентального шельфа могут предоставляться российским и иностранным юридическим и физическим лицам для поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов. При прочих равных условиях преимущественное право предоставляется лицам, максимально использующим возможности промышленности России.

Лицензии на изучение шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции, выдаются специально уполномоченным на то государственным органом по геологии и использованию недр. Разрешение должно согласовываться с федеральными органами обороны, рыболовства, охраны окружающей среды, пограничной службы, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В лицензию дополнительно включаются сведения об экологическом обеспечении пользования участками. При выдаче лицензий согласовываются с пользователем участков и оформляются объемы инвестиций на развитие социально-производственной структуры прибрежных территорий субъектов Российской Федерации.

В разрешении на создание искусственных островов, установок и сооружений может быть отказано, если:

создается угроза безопасности России;

создание искусственных островов, установок и сооружений несовместимо с требованиями защиты минеральных или живых ресурсов;

информация, представленная в запросе на сооружение, не соответствует целям и назначению создания искусственных сооружений или имеются обязательства, не выполненные перед Россией, вытекающие из работ, осуществленных ранее заявителями.

Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" предусматриваются защита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов: конкретизируются порядок представления и содержание запроса для получения разрешений, основания для отказа в выдаче разрешений на захоронение отходов, права и обязанности российских и иностранных заявителей, получивших разрешение на захоронение отходов на континентальном шельфе, основания для приостановления или прекращения захоронения отходов.

Таковы способы правового регулирования охраны и использования ресурсов континентального шельфа.

Недра Мирового океана

(ресурсы Мирового океана; концепция программы "Мировой океан"; экология Мирового океана)

 

В России на основании Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ (1997 г.) разрабатывается Федеральная целевая программа "Мировой океан", где уделяется внимание экологическим аспектам освоения месторождений, иных способов использования недр Мирового океана.

Ресурсы Мирового океана

.Исходя из утвержденной Президентом концепции программы, необходимо изучать экологию железомарганцевых конкреций и кобальтомарганцевых корок, анализировать процент извлечения их в морской горнодобывающей отрасли по сравнению с Норильскими и Кольскими месторождениями (если из моря 70–90% сквозного извлечения металлов, то на суше – 40–80%).

По предварительным данным, железомарганцевые образования и продукты их переработки могут эффективно использоваться вместо дорогостоящих синтетических смол для дезактивации малоактивных вод атомных электростанций, сбросовых вод, производств цветной металлургии, электролитических производств, очистки отходящих газов от диоксида серы.

Следует иметь в виду, что горнодобывающая промышленность в отличие от других видов хозяйственной деятельности помимо загрязнения окружающей среды наносит серьезные нарушения литосфере в виде деформации земной поверхности, изменений гидродинамики поверхностных и подземных вод, образования аэродинамических аномалий, что приводит к искажению ландшафта, горным ударам и обвалам, негативные последствия которых окончательно предсказать и предвидеть в настоящее время невозможно.

Освоение минеральных ресурсов Мирового океана, прежде всего Арктики и Антарктики, морских месторождений, будет способствовать более рациональному использованию и охране минеральных ресурсов России: ввод в эксплуатацию морских месторождений позволит сократить объем ежегодно добываемой из недр массы никелевой руды с учетом ожидаемых технико-экономических показателей работы Норильского ГМК в 2010 г. на объем ежегодно добываемой руды в настоящее время.

Актуальность для России имеет проблема определения и обоснования внешней границы континентального шельфа в соответствии со ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ратифицирована Россией в 1997 г.). Опираясь на нормы Конвенции и ряд. геоморфологических и геологических признаков, можно ставить и обсуждать вопрос о расширении континентального шельфа России за пределы 200-мильной исключительной экономической зоны, о продолжении его в глубь Арктического бассейна.

Необходимость более глубокого изучения этого вопроса обусловливается ролью ресурсов Мирового океана (континентальный шельф и глубоководные районы морского дна), которые по своим объемам, свойствам, степени воспроизводства и экологическим показателям намного превосходят аналогичные ресурсы континентов и могут рассматриваться как последний в пределах Земного шара потенциальный источник обеспечения устойчивого развития прибрежных стран.

Интерес к полезным ископаемым океана вызывается также необходимостью сохранения и увеличения сельскохозяйственных угодий на суше, обеспечения экологического равновесия в промышленных регионах при росте добычи не возобновляемых полезных ископаемых. Снижение конкурентоспособности России, не закрепление правовых приоритетов в возможных спорах при распределении наиболее перспективных участков морского дна между государствами может означать потерю юрисдикции над этими районами, представлять угрозу безопасности страны в случае последнего "передела мира" – природных ресурсов Мирового океана.

Поэтому необходимо принимать меры для обоснования внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане, для чего предусмотреть не только геолого-геофизические исследования структуры земной коры, но и готовить на основе их итогов правовые материалы для представления в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Правовые аргументы России основываются на межотраслевых картографировании подводных земель, нанесении исходных линий и внешней границы территориальных морей Российской Федерации, выделении зон с различными правовыми ограничениями, вычислении площадей внутренних морских вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, составлении и ведении земельного кадастра, подготовке реестра земель с различными экономическими и экологическими условиями.

Концепция программы "Мировой океан"

Правовым основанием привлечения внимания к недрам Мирового океана и составления соответствующей программы стала концепция Федеральной целевой программы "Мировой океан". Среди социальных результатов реализации концепции программы "Мировой океан" заслуживают внимания такие, как самообеспечение Дальневосточного региона в ресурсах, создание новых рабочих мест на морских горнодобывающих предприятиях и сохранение их на действующих за счет поставки на них руд из недр Мирового океана, сбалансированное освоение прибрежно-морских территорий за счет создания соответствующих инфраструктур, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет прекращения добычи из недр горной массы на действующих горно-обогатительных предприятиях и выделения в атмосферу вредных веществ.

Можно отметить также следующие последствия выполнения концепции программы: повышение экономического и правового статуса Российской Федерации, увеличение благосостояния населения, расширение и развитие нормативно-правовой базы исследований и эксплуатации Международного района Морского дна, большее включение России в мировое сообщество на цивилизованных, договорных началах, обеспечение в России единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы экономической деятельности и иных требований и принципов, предусмотренных Конституцией РФ.

Концепция федеральной целевой программы "Мировой океан" отвечает основным требованиям, предъявляемым к федеральным целевым программам современным российским законодательством. Основанием ее разработки является Указ Президента РФ «О федеральной целевой программе "Мировой океан» от 17 января 1997 г. и постановление Правительства РФ «О разработке ФЦП "Мировой океан"» от 22 февраля 1997 г.

Причинами составления программы явилось ослабление возможностей России удерживать на прежнем уровне свое присутствие в Мировом океане, поскольку экономический кризис серьезно подорвал экономический потенциал страны. В то же время Россия традиционно относилась к числу ведущих морских держав и играла активную роль в освоении, эксплуатации и изучении Мирового океана. Для социальной жизни России Мировой океан и в первую очередь его моря, омывающие побережье страны, играют первостепенную роль.

Задача восстановления утраченных позиций является одной из приоритетных общенациональных задач. Деятельность государственных, хозяйственных, научных и военных организаций по освоению, изучению, использованию Мирового океана должна осуществляться как часть единой государственной политики в области экономики, экологии, права, обороны, межгосударственных отношений.

Экология Мирового океана

Основной целью программы можно считать многоуровневый диагноз и прогноз состояния и развития экологических систем продуктивных районов Мирового океана и морей России. Как и другие программы, она должна соответствовать основным положениям законодательства Российской Федерации, мировым стандартам, экологической безопасности.

Выполнение их требований будет способствовать еще большему включению России в мировое сообщество, в исследования, проводимые под эгидой ЮНЕСКО и ООН.

Практический выход исследования Мирового океана будет способствовать укреплению сырьевого потенциала страны, улучшению снабжения населения продуктами питания, его информированности и защите от стихийных бедствий, связанных с процессами, происходящими в Мировом океане. Планирование мер по предотвращению отрицательного воздействия на окружающую среду при проведении исследований Мирового океана вселяет надежду на облагораживание природной среды, однако преждевременно утверждать, что они исключат какие-либо нежелательные экологические последствия.

Действительно, часть научных исследований направлена на обеспечение контроля за экологической ситуацией в Мировом океане, однако надо отдавать себе отчет, что любая хозяйственная и иная деятельность человека является потенциально опасной для окружающей среды, неминуемо влечет ее загрязнение в той или иной мере, поэтому категорическое утверждение об экологической безопасности вторжения в морские пространства, которое приходится порой слышать, является недостаточно корректным и можно говорить лишь о сведении экологического ущерба и вреда к минимуму.

Актуальными с точки зрения экологии и права представляются такие проблемы, как анализ развития экологических систем Баренцева, Карского, Берингова, Охотского, Балтийского, Черного морей и продуктивных акваторий Мирового океана, оценка и прогноз изменчивости их состояния под влиянием антропогенных и иных факторов, характеристика состояния недр и запасов объектов промысла.

Поставленным концепцией программы задачам отвечает создание информационно-справочных систем, оценка состояния загрязнения морей России и отдельных районов Мирового океана на основе данных долгопериодичных исследований и мониторинга, изучение и мониторинг гидрометеорологического состояния дальневосточных морей и прилегающей акватории северо-западной части Тихого океана, создание геоинформационной системы радиоэкологического состояния Японского моря, разработка рекомендаций по осуществлению радиоэкологического мониторинга и оценке риска при воздействии на биоту и человека.

Практический характер имеют механизмы управления прибрежной зоной дальневосточных морей, инвентаризация, систематизация и обобщение имеющегося опыта в этой области, выработка научных, технических, законодательных и управленческих рекомендаций по обеспечению контролируемого устойчивого развития прибрежной и экономической зон Баренцева и Карского морей в условиях интенсификации природопользования, для чего может создаваться каталог видов хозяйственной деятельности в регионе, способных нанести ущерб экологической системе береговой зоны; оценка воздействия на окружающую среду каждого вида деятельности, внесенного в каталог; оценки максимально возможных нагрузок на окружающую среду и выработка суммарных квот нагрузок по региону и каждому виду деятельности; создание, атласа полезных ископаемых шельфа России.

Аналогичным образом могут изучаться иные морские районы России, в частности исследоваться закономерности функционирования и биоразнообразия прибрежных экосистем, проводиться оценка биоресурсного потенциала морей, разработка практических рекомендаций по сохранению биоразнообразия, осуществляться составление карт нефтегазоносности, содержания золота и других ценных компонентов, например, на шельфе Японского и Охотского морей, вырабатываться рекомендации по дальнейшему направлению поисковых работ.

В концепции Федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной Указом Президента РФ от 17 января 1997 г., особое место отводится изучению эволюции морских берегов России в XXI в. в результате прогнозируемого глобального повышения уровня Мирового океана в связи с проявлением парникового эффекта, что будет прямо влиять на развитие экономики и образ жизни населения.

Наиболее важные и актуальные проекты по территориальному принципу могут быть разбиты на четыре группы:

1. Дальневосточные моря (в связи с неблагоприятными для России геополитическими изменениями начала 90-х гг., которые резко осложнили транспортные коммуникации и военно-морское базирование на Западе, приобретают исключительное значение для национальных интересов России).

2. Арктические моря (для них характерно начало промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов); кроме того, накопление здесь доз негативного воздействия, прежде всего радиационного, приближается к тому уровню, за которым происходят качественные, возможно, необратимые изменения экологических систем).

3. Черное, Азовское и Каспийское моря (это наиболее изменчивые и экологически уязвимые части Мирового океана в условиях усиления антропогенного воздействия на них и на Средиземное море – основной водоем развившейся цивилизации).

4. Балтийское море (оно также является глубоко вдающимся в сушу водоемом, используемым десятком стран, что обусловливает не только комплексное и взвешенное его использование, но и учет имеющейся в этой области эколого-правовой базы, инвентаризацию ее эффективности и выполнения всеми заинтересованными сторонами).

Указанная концепция Федеральной целевой программы "Мировой океан" упоминает основу экономической деятельности России в Мировом океане, включающую судоходство, рыболовство, разведку, использование ресурсов морского дна и континентального шельфа и обеспечиваемую комплексом международных правовых актов и политических акций государства.

Основу безопасности данных видов деятельности составляют многосторонние и двусторонние международные соглашения, конвенции, договоры, принципы международного морского права (свобода открытого моря, суверенитет государств над внутренними водами и территориальным морем и др.). При этом необходимо осуществлять разграничение компетенции государственных органов России, юрисдикцию и суверенитет Российской Федерации, защиту прав государства, его экономической деятельности, контрольные функции государства и его учреждений.

Полезен анализ существующей практики ведущих морских держав по организации, реализации, утверждению и исполнению морских программ, использованию программно-целевого метода разработки, а также механизмов финансирования работ, имеющих непосредственное отношение к выполнению Указа Президента РФ от 17 января 1997 г. и постановления Правительства РФ от 22 февраля 1997 г.

В мае 1996 г. Администрацией Президента РФ было созвано и проведено межведомственное совещание по борьбе с экологическими правонарушениями, проводились и иные мероприятия по организации взаимодействия в области охраны окружающей среды, в том числе на континентальном шельфе России и вблизи него, на которых обсуждались указанные вопросы и проблемы и осуществлялось взаимодействие. Действует Межведомственная комиссия по экологической безопасности при Совете Безопасности РФ. Таким образом, принимаются меры по поддержанию правопорядка на континентальном шельфе России и в Мировом океане.

 

? Контрольные вопросы

Каковы формы собственности на недра в России?

Какими способами осуществляется охрана окружающей среды и недр в России?

Что такое континентальный шельф Российской Федерации и как осуществляется его охрана?

 

Темы рефератов

Законодательство об охране и рациональном использовании недр.

Основы лицензирования недропользования.

Компетенция Российской Федерации в области использования и охраны континентального шельфа.

Использование и охрана недр Мирового океана.

 

Литература

Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.

Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 25 октября 1995 г.

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр" от 31 июля 1995 г.

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном контролеза геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" от 2 февраля 1998 г.

Соглашение об осуществлении Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г.

Смена курса. Перспективы развития и проблемы охраны окружающей среды: подход предпринимателя. Пер. с англ. М., 1994.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.