Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Менеджмент в системе рыночной экономики

МЕНЕДЖМЕНТ

(конспект лекций)

 

г. Владимир

 

2001 год


Рецензент

Доктор экономических наук К.В. Хартанович (Владимирский Филиал Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации)

 

Лапыгин Ю.Н.

Менеджмент (конспект лекций). – Владимир: ВФ МУПК, ВГПУ, 2001. – 120 с.

 

 

В монографии изложено содержание курса лекций по дисциплине «Менеджмент», который автор читает во Владимирском филиале Московского университета потребительской кооперации.

Для студентов, аспирантов, преподавателей.

 

 

ISBN 5 – 87846 - 268 - 0 Ó Ю.Н. Лапыгин, 2001

Ó ВФ МУПК, 2001


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................................................................ 4

Тема 1. Менеджмент в системе рыночной экономики........................................... 5

Тема 2. Предпринимательство и менеджмент............................................................. 11

Тема 3. Принципы менеджмента............................................................................................... 15

Тема 4. Генезис менеджмента...................................................................................................... 22

Тема 5. Планирование в системе менеджмента......................................................... 28

Тема 6. Организация как функция менеджмента....................................................... 44

Тема 7. Мотивация в менеджменте......................................................................................... 54

Тема 8. Контроль в менеджменте............................................................................................. 59

Тема 9. Коммуникации........................................................................................................................ 64

Тема 10. Управленческие решения в процессе менеджмента....................... 69

Тема 11. Менеджер в системе управления........................................................................ 75



Тема 12. Управление персоналом............................................................................................. 83

Тема 13. Стиль менеджмента........................................................................................................ 89

Тема 14. Организация труда менеджера.............................................................................. 97

Тема 15. Конфликтность в менеджменте........................................................................ 103

Тема16 Менеджмент во внешнеэкономической деятельности.............. 108

Список литературы............................................................................................................................. 114

Приложения............................................................................................................................................... 115

 


Введение

 

Менеджмент, как наука об управлении отношениями между людьми, включает в себя многие аспекты общенаучных дисциплин о человеческих связях, объясняющих поступки человека для того, чтобы им управлять. Но следует помнить о том, что наука сама по себе (теория без практики) мертва, поэтому предлагаемый курс лекций является лишь своеобразным введение в менеджмент.

Курс лекций рассчитан на 34 учебных часа: из расчета 2 часа на каждую тему (за исключением пятой темы - «Планирование в менеджменте», которой посвящено 4 учебных часа, поскольку тема выстроена с позиций стратегического управления, в котором стратегическое планирование занимает только часть управленческого поля).

Курс «Менеджмент» является одной из обязательных дисциплин в подготовке специалистов высшей школы в области управления организациями. Основная цель курса – выработать у студентов умения в области управления людьми в организациях. Знания, составляющие основу умений, приобретаются студентами во время знакомства с основным содержанием курса на лекционных занятиях и подкрепляются опытом менеджерской деятельности в процессе проведения семинарских занятий, проводимых в форме деловых игр.

Особое внимание в процессе изучения структуры и содержания менеджмента должно быть уделено теоретическим и методологическим основам менеджмента, функциям менеджмента, интеграционным процессам в менеджменте, а так же человеческому фактору в управлении организациями.

При изучении курса использованы как переводные зарубежные монографические работы, так и монографии и периодические издания отечественных авторов. Список рекомендуемой литературы приведен по завершении изложения всего курса лекций.

По тексту курса лекций приведено 41 рисунок и 21 таблица.

В приложении представлены темы рефератов по изучаемому курсу и список рекоменндуемой литературы по указанным темам. Кроме того, в приложении приведены вопросы для самопроверки по материалу курса.

 


 

Тема 1. Менеджмент в системе рыночной экономики

Рыночная экономика: Сущность. Принципы. Условия и механизм функционирования.

Менеджмент – система управления рыночной экономикой: Самоуправление собственника.

Отличие рыночного управления от административно-командного управления.

 

Успешное развитие национальной экономики в большей степени зависит от эффективного управления, которое осуществляют специальным образом подготовленные люди путем постановки целей и разработки способов их достижения.

То есть менеджмент есть профессиональная деятельность, предполагающая определенные умения по управлению людьми. Осуществляя процесс управления, менеджер обеспечивает эффективное использование всех видов ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

В теории менеджмента выделяют определенные принципы управления, к которым относятся: оптимальное сочетание централизации и свободы в принятии решений управлении; сочетание прав обязанностей и ответственности; единства команды; демократизации управления; обратной связи; социальной ответственности; лояльности к персоналу; инновационности; развития персонала.

Менеджмент в переводе с английского языка означает – руководство, управление. Под этим термином понимают различные явления:

§ Социально-экономический институт, влияющий на развитие общества;

§ Совокупность лиц, занятых управлением организации;

§ Профессию;

§ Научную дисциплину, изучающую аспекты управления людьми.

Как научное знание менеджмент возник на рубеже 19 и 20 веков и прошел ряд этапов:

1. Классический (тейлоризм: Фредерик Тэйлор, Генри Гантт, Лилиан Гилбрет, Генри Форд и администрирование: Харрингтон Эмерсон, Анри Файоль, Макс Вебер);

2. Этап школы человеческих отношений (Джордж Майо, Мэри Фоллет, );

3. Количественный и научный этап (деятельность ученых в сфере программирования, математического и статистического анализа, кибернетики, теории систем);

4. Этап развития поведенческих наук (Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор, Девид Макклеланд);

5. Современный этап, который знаменуется стратегическим менеджментов (Питер Друкер, Игорь Ансофф, Олег Виханский, Клиф Боумен, Бенгт Карлоф).

Современность российского менеджмента к тому же переживает большие перемены, связанные с социально-экономическими реформами проводимыми в стране в последние пятнадцать лет.

Новая управленческая парадигма стала формироваться в результате проведения либеральных экономических реформ, начиная с 1985 года. Ее основными положениями стали:

§ Децентрализация системы управления на основе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономическими процессами. Государство регулирует спрос и предложение на макро уровне и не вмешивается в хозяйственную деятельность на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен;

§ Передача полномочий государства в регионы и на уровень муниципалитетов, что упрощает систему управления народным хозяйством страны и увеличивает оперативность принимаемых решений;

§ Сочетание рыночных и государственных методов управления в отношении государственных предприятий, к которым относятся как предприятия монополисты, предприятия оборонного комплекса, так и организации, обеспечивающие развитие государства в целом и его социальную политику;

§ Предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам всех форм собственности, что способствует их маркетинговой ориентации, расширяет возможности связей (в том числе и внешнеэкономических), дает возможность стратегически развиваться каждой организации;

§ Формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей коммуникационные связи между хозяйствующими субъектами.

Развитие управленческой науки в перспективе будет проходить под воздействием общемировых тенденций, факторами которой выступают измерения управления для сопоставления деятельности хозяйствующих субъектов, способ соединения человека со средствами труда, развития продукта управленческого труда и развитие культуры человека.

Первыйфактор. Если в настоящее время управленческая наука дает нам возможность сравнивать наша предприятие с другими, чтобы мы могли стремиться стать похожими на лучшие предприятия, то, как утверждают специалисты, в 21 веке управление будет основано на том, чтобы стать непохожими на других. То есть важным будет не соответствовать стандартам управления в бизнесе, а создавать свои, опережающие те, что действуют в других организациях.

Второйфактор: соединение человека со средствами производства. Управление ранее строилось на отношениях между людьми при кустарном производстве. На мануфактуре человек был подчинен операциям, процедурам, схемам. В фабричном производстве – был придатком машины и конвейера. В век роботизации уже человек управляет машинами и возникает проблема творчества в труде, изменяется подход к управлению. Появление сети Интернет в корне изменило отношение между людьми, общающимися через систему компьютеров, появилась проблема информационной совместимости, утечки информации, заражения вирусом. Следствием последних перемен станет ослабление эмоционального фона, изменится расстановка сил в организации, характеризуемая влиянием на ее деятельность субъектов целеполагания (собственников, менеджеров, работников, сторонних сил).

Третий фактор – продукт. Прежде человек обрабатывал то, что давала организации природа. В век маркетинга производится то, что хочет потребитель (даже если этого нет в природе). Одним их основных продуктов последнего времени стала информация, управлением производства которой занято огромное число людей. В будущем, вероятно, будут преобладать продукты, направленные на сохранение здоровья человека и продление его жизни, что неминуемо отразиться на менеджменте.

Четвертыйфактор – это культура. В перспективе может остро стать вопрос об управлении разнообразием национальных управленческих культур. Попытки совместить лучшие моменты управленческой культуры японского и американского менеджмента и создать нечто совершенное не увенчались успехом в силу стойкого сохранения культурных ценностей в психике человека. Кроме того, разнообразие культур позволяет прогнозировать больший эффект от развития национальных школ менеджмента, как и разнообразие любой системы.

Известно, что смешанная экономика имеет своей материальной основой многосекторную систему хозяйства, главным признаком которой является плюрализм форм собственности. В этой связи поддержание определенного баланса между различными формами собственности, позволяющими их хозяйствующим субъектам наиболее успешным образом конкурировать друг с другом, является одной из важных задач современного государства.

Там, где государство выполняет только функции регулирования, его воздействие на экономические процессы внешне менее эффективны, по сравнению с прямым управлением. Это касается выполнения рекомендаций экономических прогнозов; соблюдения "правил игры" в рыночной системе хозяйствования; выполнение налоговых обязательств и требований, предусмотренных таможенными правилами, и т.д.

Определяющим в данной ситуации становится то, что государство уже не может навязать собственнику, "что производить и сколько, как производить и для кого", поскольку последний ориентируется не на директивы государства, а на ценовые сигналы, которые подает собственнику рынок. Тем не менее, участие государства в развитии экономики велико и, как видно из фрагмента структурной схемы, изображенной на рис. 1, описание функций государства может охватывать все стороны деятельности граждан и юридических лиц.

 

 
 

 

 


 

 

                       
           

 

  Пособия   Льготы Заповедники Здравоохране ние Средства связи Юридических лиц
  Субсидии   Освобождения     Парки   Правопорядок   Лицензирова ние   Физических лиц

 

Рис. 1. Фрагмент структурной схемы функций государства

 

Выяснение меры в соотношении рыночного и государственного регулирования хозяйственных процессов в смешанной экономике отнюдь не исключает их тесного единства, взаимообусловленности и переплетения. Высшей формой такой диалектической взаимосвязи выступают взаимопереходы одной формы регулирования в другую. Так, государственные предприятия находятся под непосредственным влиянием частного сектора, а государство создает условия для функционирования конкурентно-рыночного механизма, стимулируя научно-технический и социально-экономический прогресс с помощью, прежде всего инструментов кредитно-финансовой политики.

В свою очередь и государство многолико в своих обязанностях и правах по отношению к экономике и обществу в целом. И, несмотря на то, что доля государственной собственности составляет только треть всех активов страны, доля государственных расходов по отношению к ВВП составляет около половины. Если же учесть все виды льгот и другие формы поддержки населения и предприятий, применяемые административные ограничения на федеральном и местном уровнях, то окажется, что государство присутствует едва ли не всюду.

В связи с этим следует уточнить функции государства, которые оно выполняет в экономической жизни страны как политик, хозяин, собственник и гарант.

Прежде всего, как субъект политической власти, государство декларирует цели и задачи хозяйственного развития страны, его основные приоритеты и те "правила игры", по которым должны функционировать все участники хозяйственной деятельности в системе рыночных отношений.

Как субъект хозяйственной деятельности государство представлено Министерством экономики и его отраслевыми органами, решающими оперативно-хозяйственные задачи по обеспечению структурной перестройки экономики, поддержке предпринимательства, проведению научно-технической и инвестиционной политики, участию в международном разделении труда, внешнеэкономическим связям и т.п. Государство накладывает ограничения на правомочия собственников как путем контроля (например, в отношении участников рынка ценных бумаг — ограничения прав собственников на осуществление эмиссий акций и строгая регламентация их проведения; регистрация участников рынка ценных бумаг и лицензирование деятельности на указанном рынке; обязательное проведение аудита и т.д.), так и путем непосредственного вмешательства государства в права собственника (например, национализация отдельных предприятий и даже целых отраслей).

И, наконец, функция гаранта, в качестве которого выступает государство, закрепляет за ним функции обеспечения национальной, военной и экономической безопасности и решения задач по сбалансированию общественных интересов посредством защиты принципа социальной справедливости, прав и обязанностей граждан. Таких сфер три: регулирование рынка, восполнение недостатков рыночной системы и перераспределение доходов в пользу малоимущих.

Регулирование рынка включает контроль работы правовых институтов, обеспечивающих функционирование рыночного механизма. Для этого правительство ведает судебной системой, обеспечивающей выполнение таких законов, как закон о правах частной собственности; закон о свободной конкуренции; закон, запрещающий деятельность монополистических союзов и объединений; закон об интеллектуальной собственности и охране коммерческой тайны; законы, регулирующие функционирование денежно-кредитной системы и др. Без этих законов и государственного контроля над их исполнением рыночная экономика превратилась бы в бессильную и "дикую" стихию товарно-денежных отношений.

И рынок, и государство, взятые в отдельности, несовершенны, но их сочетание компенсирует недостаток одного и другого. Рассмотрим две проблемы, порождаемые рынком.

Первая проблема — нечеткость прав собственности у агентов рыночных отношений, что приводит к появлению целого ряда внешних издержек (экстерналий), как положительных, так и отрицательных. Отрицательные экстерналии — это "безнаказанные" формы нанесения ущерба одним агентом отношений другому, влекущие за собой финансовые последствия (штрафы, например) за причиненный ущерб.

Примерами могут служить загрязнения окружающей среды (ничейной), отрицательно сказывающиеся на здоровье людей и условиях производства, что требует от государства принятия законов об охране окружающей среды и контроля за их соблюдением.

Положительные экстерналии связаны с благоприятным внешним эффектом. Так, государство субсидирует фундаментальные научные исследования, реализуя тем самым право ученого на самостоятельное, свободное занятие наукой. Открытие ученого в области фундаментальных наук, как правило, не может быть оценено по его реальной значимости. Эта значимость важна теоретически, а на практике проявляется (или нет) только с течением времени. Другими словами, рынок не стимулирует фундаментальные исследования, поскольку ученые не могут немедленно воспользоваться результатами своих открытий. Авторские права ученого должны быть защищены системой государственного патентного права.

Таким образом, и отрицательные, и положительные экстерналии, будучи порождением несовершенства рыночных механизмов (собственности, ценообразования, защиты авторских прав), требуют государственного регулирования.

Вторая проблема, вырастающая также из несовершенства рыночного механизма и требующая государственного регулирования, связана с появлением общественных товаров, обладающих одним или двумя специфическими свойствами. Таких товаров два вида: "не исключаемые" и "неконкурентные".

"Не исключаемые", т.е. товары, обладающие способностью удовлетворять общественные потребности без оплаты его каждым отдельным потребителем. Исключить эти товары из общественного потребления нельзя, и потому государство должно нести расходы на их производство. Это — система государственной обороны, охраны правопорядка, здравоохранения и т.д.

“Неконкурентный" товар, будучи потреблен (использован) одним человеком, не теряет своей ценности для других. Это, например, заповедники, парки и других объекты общественного пользования.

Для постоянного и качественного воспроизводства общественных товаров правительство облагает население налогами.

И, третья, основная функция, государства заключается в перераспределении доходов населения в пользу малоимущих. Необходимость такой меры связана с "выработкой" рыночными механизмами "социальной несправедливости" в распределении доходов между людьми, а также экономическими потрясениями, которые периодически нарушают социальное положение различных групп населения. Поэтому государство в лице правительства должно брать на себя как поддержку малоимущих, так и страхование той части населения, которая понесла серьезные экономические потери.

При традиционном экономическом анализе под организацией обычно понимают совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры.

В силу общественного разделения труда, организацию можно представить как характеристику социально-экономической общности. В этом смысле, по словам Кеннета Эрроу, саму рыночную экономику можно рассматривать как большую организацию с характерной для нее децентрализацией решений и преобладанием рыночного механизма координации.

Руководствуясь принципом дополнительности, можно сказать, что организация есть экономическая форма, дополнительная по отношению к рынку, в силу чего рыночная экономика представляет собой сосуществование двух различных механизмов управления: организации и рынка.

Экономисты с мировыми именами определяют организацию и как совокупность средств, предназначенных для измерения производительности и вознаграждения, и как группу людей, сознательно объединившихся, чтобы реализовать интересы группы. Общим для выдвигаемых определений экономической организации является специфическая процедура координации, успешно осуществляемая в условиях, когда рыночные механизмы становятся непригодными в целом или частично.

В современной экономической литературе рынок предстает главным образом как институт особого рода, обеспечивающий реализацию механизма передачи прав собственности. Свойством же организации, обеспечивающим во многих случаях ее превосходство над рынком является гибкая способность изменять внутренние правила игры, зачастую в предельно сжатые сроки.

Институт, которым является организация, как пишет профессор Парижского университета Клод Менар, характеризуется тем, что он реагирует на структурные ограничения, порождая новые ограничения, а рынок - тем, что он содержит в себе механизмы выбора, реализованного под принуждением, причем принуждение (ограничение) носит преимущественно конъюнктурный характер. Понятие "организация" предстает, таким образом, на стыке этих двух определений. Приноравливаясь к ограничениям, порожденным институциональной средой, она может или изменить их или приспособиться к ним. В той мере, в которой организация обладает властью рынка (какой бы малой и локально действующей та ни была), она обладает и властью над институтами. Параллельно с этим организация характеризуется созданием внутренних ограничений: она представляет собой всегда институционализацию экономических отношений между агентами посредством выбранной иерархической структуры, стимулирующих механизмов, правил внутренних изменений и т.д.

В современной экономической литературе потребность в существовании организаций объясняется существованием трансакционных издержек, под которыми понимаются издержки, связанные с использованием рынка при размещении ресурсов и передачей прав собственности.

Организация превосходит рынок, в том случае, если требуется детализация процедур. Например, организации проще определить величину оплаты труда бригады, чем это можно сделать с помощью рынка.

Система цен, выполняющая в рыночной экономике информационную функцию, в процессе своего функционирования порождает помехи, которые понижают степень точности сигналов-цен. Манипулирование слишком большим количеством цен ведет к большим издержкам.

Чем масштабнее рынок, тем более обезличены акты обмена, что ведет к формированию и развитию институциональных механизмов. Экономическая организация своей деятельностью снижает издержки и гарантирует совершение актов обмена на рынке.

В ситуации конкуренции агенты рыночных отношений могут вести себя эгоистически, а наведение порядка связано с дополнительными издержками.

Поток информации, обрушивающийся на агентов рынка, не мог бы эффективно восприниматься без упорядочения этого процесса организацией и приведения ее в рациональную форму. Снижает организация и число конфликтов на поле рынка, которые могли бы возникнуть в силу рациональности поведения субъектов рыночных отношений. В этом случае организация оказывается способной уменьшить поводы для конфликтов путем использования внутренних процедур (мотивации, обусловленные наличием иерархии, и т.д.).

Учет невозможности предсказания и принятия во внимание всех возможных ситуаций, в том числе создаваемых эгоистическими стратегиями (экзогенной и эндогенной неопределенности), подтверждают мысль о важной роли организаций, которые становятся фактором стабилизации рыночной среды, когда агенты рыночных отношений сталкиваются с неопределенностью. И, чем выше неопределенность, тем больше преимуществ у организации по сравнению с рынком.

Таким образом, есть параметры, которые объясняют причину существования организаций и их роль по отношению к рынку. Более того, в силу возрастающего взаимодействия между организацией и обществом, растет значение системных целей и ценностей организации. Информационный взрыв, проявляющийся в возросшей сложности управленческих решений, ведет к существенным изменениям внутри организаций и отчасти связан переходом от централизации к самостоятельности, бурным развитием технологий, возросшими размерами организаций и т.д. Возрастание сложности организации как поведенческой системы выдвигает более высокие требования к квалификации работников и согласованности их деятельности в условиях децентрализации принимаемых решений.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.