Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Цели непрерывного образования

Цели, как их видят работодатели Цели, как их видят работники
1. Организация и формирование персонала управления Поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации
2. Овладение умением определять, понимать и решать проблемы Приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности
3. Воспроизводство персонала Приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, и прочих организациях, влияющих на работу организации
4. Интеграция персонала Развитие способностей в области планирования и организации производства
5. Гибкое формирование персонала
6. Адаптация
7. Внедрение нововведений

 

Осуществляется обучение как с отрывом от работы, так и без отрыва.

Тренинг профессиональных навыков используется для пополнения недостатка знаний, исправления проявившихся недостатков в работе, совершенствования умений.

Планирование карьеры.

Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Типы и этапы карьеры. Профессиональная карьера – рост умений (опыта и знаний). Внутриорганизационная карьера определяется траекторией движения человека в организации (вертикальной и горизонтальной).

В начале профессионального пути важно установить большее предрасположение работника к той или иной сфере деятельности. Предпочтение в этом случае может определяться типом личности (см. табл. 13), которому в большей степени соответствует человек.

Таблица 13

Типология личностей по Дж. Голланду



Наименование типа личности Содержание деятельности
Реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
Исследовательский Ориентация на поиск
Артистический Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию
Социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
Предпринимательский Ориентация на влияние на людей
Конвенциональный Ориентация на манипулирование данными, информацией

 

Японская модель продвижения работника управления приведена на рисунке 34.

Планирование карьеры зависит от сочетания целей работника, потребностей организации, внутренней ситуации и умений работника. Основные мероприятия по планированию карьеры приведены в таблице 14:

Таблица 14

Планирование карьеры

Субъект планирования Мероприятия по планированию карьеры
Сотрудник Первичная ориентация на выбор профессии Выбор организации и должности Ориентация в организации Оценка перспектив роста Реализация запланированного роста
Менеджер по персоналу Оценка при приеме на работу Определение на рабочее место Оценка труда и потенциала сотрудников Отбор в резерв Дополнительная подготовка Программы работы с резервом Продвижение Новый цикл планирования
Непосредственный руководитель (линейный менеджер) Оценка результатов труда Оценка мотивации Организация профессионального развития Предложения по стимулированию Предложения по росту

   
 
 
 
Подбор, оценка и расстановка кадров

 

 


Рис. 34 Схема продвижения работника управления

 

 

Тема 13. Стиль менеджмента

Понятие, разновидности и факторы формирования стиля менеджмента. Стиль, определяемый человеческими качествами руководителя. Стихийный и сознательный стиль. «Жесткий» и «мягкий» стили. Стиль, опирающийся на производственные и человеческие факторы. Стиль, определяемый ситуацией. Стиль предпринимательского поведения.

 

В любой управленческой деятельности просматриваются дваориентира (работник и производство), сочетание которых представлено на рисунке 35, а характеристики управления в таблице 15.

При либеральном стиле управления приоритет руководителем отдается поддержанию хороших человеческих отношений с работниками. В организации создается комфортный социально психологический климат, который должен мотивировать людей к хорошей работе.

Демократический стиль считается самым эффективным в силу наилучшего использования потенциала работников и в силу ориентации на конкретный результат.

Попустительский же стиль управления напротив – ведет в самоустранению руководителя от забот работников и производства.

Авторитарный стиль управления характерен для руководителей, для которых на первом месте работа, а работники – средство для достижение результата. Характерной особенностью является желание такого руководителя во все вникнуть самому, не считаясь со своим временем.

Смешанный стиль позволяет руководителям достигать средних результатов и на ниве производства, и в заботе о работниках.

 

       
   
 

 

 


Внимание к человеку Высокое 9 T               T
                 
                 
                 
        T        
                 
                 
                 
T               T
Низкое Высокое
    Внимание к производству

 

Примечание: T - позиции, соответствующие определенному стилю управления

 

Рис. 35 Сетка управления


 

Таблица 15

Характеристики стилей управления

№№ позиций (T) Наименование стиля управления Условное наименование Содержание характеристики Примечание
1.1 Попустительский «Безликий» менеджер •минимальный уровень усилий и заботы о деле; •минимальная степень заботы о людях и контактов с ними; •избегает конфликтов любой ценой. • приемлемое место работы: предприятия с высокими технологиями и специализированные производства
1.9 Либеральный «Добрый дядюшка» •вдумчивое и внимательное отношение к нуждам работников; •способствует созданию дружественной атмосферы (хотя иногда это делается за счет производства); •обеспечивает совместную постановку задач и совместное принятие решений. •кратковременно эффективен в хорошо организованных и дисциплинированных коллективах; •в долгосрочном плане способен вызвать недоверие к себе и неуверенность в нем как в менеджере.
9.9 Демократический «Коллективистский» менеджер •высока преданность сотрудникам; •совместная с работниками постановка задач и принятие решений; •открытость и честность в общении; •высокая производительность. •хорошо вписывается в коллектив опытных работников с хорошо организованным управлением; •неэффективно использование в коллективе с работниками низкой квалификацией.
9.1 Авторитарный «Погоняющий» менеджер •создает высокоструктурированную рабочую среду; •минимальная забота о людях; •приоритеты производственной сферы намного выше социальной; •централизованный характер постановки задач и принятия решений. • приемлемое место работы: кратковременно в кризисных ситуациях; •лишает работников мотивации к труду, разочаровывает и ведет к конфликту.
5.5 Смешанный Менеджер «пятьдесят на пятьдесят» •привлекает работников и к постановке задач и к принятию решений; •способствует открытости (хотя возможна тенденция направить все это для собственной выгоды); •стремление выдержать баланс между производственной необходимостью и моральными аспектами. •эффективен в нормальных условиях производства; •под давлением внешних воздействий может потерять доверие.

 

В таблице 16 приведены характеристики стилей руководства, где определяющим критерием систематизации является способ принятия решений в организации. Содержание таблицы свидетельствует о том, что вероятнее всего авторитарный руководитель закажет разработку стратегии своей организации экспертам со стороны и доведет ее подчиненным для исполнения; либеральный руководитель не будет проявлять инициативы в разработке стратегии своей организации, но и не будет препятствовать разработке стратегических решений силами работников организации; руководитель демократического плана привлечет к разработке стратегии сторонних консультантов, обеспечивающих организацию процесса разработки стратегии силами работников организации.

 

Таблица 16

Матрица стилей руководства

 

Наименование параметра взаимодействия руководителя и подчиненного Наименование стиля управления
Авторитарный (директивный) Демократический (коллегиальный) Либеральный (нейтральный, попустительский)
Способ принятия решений Решает единолично Советуется или принимает решение совместно с сотрудниками Ждет указаний руководства или решений совещания
Сообщение информации Доводит до сведения сотрудников часть информации Сообщает информацию полностью Сообщает информацию полностью
Форма доведения решения до исполнения Сообщает свое решение в форме приказа Использует форму предложения, просьбы Действует при помощи просьбы и уговора
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет. использует Отдает в руки подчиненных
Позиция по отношению к группе Держит дистанцию, не общителен (позиция – над группой) Дружески настроен, общителен (позиция – внутри группы) Боится общения (в стороне от группы)
Взаимодействие Осуществляет разделение труда. Общий план только у руководителя Ставит общую цель. Каждый знает свою работу и работу других Ставит общую цель, но каждый рассчитывает на себя
Оценка кадров и ситуации Оценивает сам или прибегает к помощи экспертов Узнает точки зрения подчиненных и обменивается с ними мыслями Оценка формируется под влиянием, идущим сверху или от подчиненных

 

Во всех организациях менеджеры наделяются большим кругом задач, чем они могут решить лично. В команде решения принимаются группой. Для управления организацией важное значение имеет формирование управленческих команд. Командный менеджмент основан на процессе делегирования полномочий.

Обычно командой называется небольшое количество человек (чаще всего 5-7), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность (исполнять любые внутригрупповые роли); имеют взаимоопределяющую принадлежность свою и партнеров к данной группе.

Существо команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве. Такого рода обязательство требует наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды, - ее миссии. Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед.

Следует заметить, что ни одна из групп не становится командой до тех пор, пока она не признает себя подотчетной как команда. Командная подотчетность – это определенные обещания, которые лежат в основе двух аспектов эффективных команд: обязательства и доверия. Взаимная отчетность не может возникнуть по принуждению, но когда команда разделяет общее назначение, цели и подход, взаимная отчетность возникает как естественная составляющая. Для команды важно наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих навыков, составляющих три категории:

§ Техническая или функциональная экспертиза;

§ Навыки по решению проблем и принятию решений;

§ Межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.).

Отличительные характеристики командной работы проявляются в следующем:

§ коллективные решения надежнее индивидуальных;

§ в группах обычно возникает больше решений и лучшего качества;

§ групповые решения усиливают атмосферу сотрудничества, снижают сопротивление несогласных с принятым решением;

§ групповые решения отличаются большей продуманностью возможных последствий принятых решений.

Но коллективные решения требуют больше времени для их принятия и повышают степень конформизма членов группы.

Команда рассматривается в менеджменте как группа людей, имеющих разный уровень подготовки, знания и умения, привлеченных из разных сфер деятельности, работающих вместе для решения специфической задачи. Обычно имеется лидер (капитан команды), нередко назначаемый на все время, до завершения задачи. Но лидерство переходит от одного участника команды к другому, согласно логике задачи и этапу работы.

Командообразование соответствует типу решаемой задачи. Тип задачи определяет: структуру команды, ролевой состав, умения, сроки решения задачи, степень контроля (см. рис. 36).

 

 
 

 


● Выработка рекомендаций ● Внешний ● Сверхлидер
● Изготовление чего-либо ● Внутренний (комбинат, клика, ● Сильный лидер
● Управление процессом кружок, команда) ● Транзактор
    ● Герой-визионер
    ● Пассионарная личность

 

Рис. 36 Структура факторов, влияющих на командообразование

 

Организационно-культурный контекст существования команды может быть как внутренним, так и внешним. К внешнему относятся: организационный климат, компетентность высшего руководства, сложность внешнего мира, система контроля, уровень неопределенности, частота и сила стрессов. Внутренний – описание культуры группы (нормы культуры, распределение власти, личный стиль лидера).

В современной концепции признается, что лидер привносит в группу такую ценность, как повышение у подчиненных способности к саморуководству (сверхлидер). Сильный лидер воздействует применением санкций, силы формального авторитета. Транзактор создает особые способы взаимодействия членов команды. Герой-визионер влияет на людей силой своего убеждения. Пассионарные личности способны предложить членам группы высокие цели, увлекающие людей за собой.

Сильными сторонами команды являются следующие параметры: знание задачи в целом, ответственность за результат, восприимчивость к новым идеям, высокая адаптивность.

Недостатки заключаются в низкой стабильности, в потребности высокой самодисциплины, ограниченности в размерах.

 

Таблица 17

Типичные ограничения

 

Наименование ограничения Комментарий
1. Непригодность руководителя Эффективность работы коллектива определяется результативностью руководства. Организаторские способности развиты не у всех. Более того, одаренные руководители встречаются в несколько десятков раз реже, чем одаренные математики или музыканты.
2. Неквалифицированные сотрудники Необходим такой состав сотрудников, который может плодотворно работать вместе, как, например, музыканты в ансамбле.
3. Ненормальный климат Общие эмоции сплачивают коллектив, состоящий из людей с разыми пристрастиями и социокультурными ценностями. Проявлением нормального климата в коллективе является готовность к взаимной поддержке и преданность коллективу.
4. Нечеткость целей Практика свидетельствует, что успеха добиваются те коллективы, работникам которых доведены цели организации и цели подразделения коллектива.
5. Неудовлетворительные результаты работы Иногда здоровый микроклимат и высокая квалификация не дают хороших результатов в силу того, что отсутствуют соответствующие мотиваторы и работникам не хватает стремления к совершенству.
6. Неэффективность методики подготовки и принятия решений Основные сбои происходят из-за стремления достичь текущей эффективности, что приводит к стратегическим потерям. Организации необходима политика принятия решений, выработанная в рамках общей стратегии.
7. Закрытость и конфронтация Нездоровым климат становится тогда, когда в коллективе нет свободы суждений. Даже деликатные и неприятные вопросы можно обсуждать честно и открыто.
8. «Неразвитые сотрудники» «Развитые сотрудники», по определению М. Вудкока и Д. Френсиса, энергичны, эмоционально устойчивы, готовы открыто излагать свои мнения, свою точку зрения могут изменить только под воздействием аргументов, умеют излагать свою точку зрения, а «неразвитые - наоборот».
9. Низкие творческие способности коллектива Включенность в творческий процесс требует не только соответствующих действий, но и определенной предрасположенности к творчеству, генерированию идей и их реализации.
10. Неконструктивные отношения с другими коллективами Для налаживания сотрудничества и предотвращения враждебных настроений руководитель коллектива обязан изыскивать возможности поиска компромисса, решения совместных проблем и взаимопонимания.

 

Следует помнить, что идеального высшего руководства не существует. Оно должно строиться по специальному закону для каждого конкретного предприятия. В общем случае для хорошего высшего руководства требуется, по меньшей мере, четыре типа людей: человек мысли, человек действий, человек, понимающий в людях, и человек публики. Эти четыре типа способностей почти никогда не совмещаются в одном человеке.

Английские консультанты по управлению Майкл Вудкок и Дэвид Френсис выделили 10 типичных ограничений (табл.17), снижающих эффективность работы коллективов.

Вудкок и Френсис рекомендуют соблюдать следующие условия создания команды:

§ Все члены группы должны четко представлять себе цели совместной работы.

§ Умения каждого человека должны быть известны остальным, а функции должны быть распределены.

§ Организационное строение группы должно соответствовать выполняемой задаче.

§ В группе должны задумываться над методами работы и пытаться их совершенствовать.

§ Должна быть развита самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы.

§ Должно иметься достаточно возможностей, чтобы собраться и обсудить любые вопросы.

§ Группа должна поддерживать своих членов и обеспечивать тесные взаимоотношения.

§ Отношения в группе должны быть открытыми, и она должна быть готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Важнейшим условием продуктивной работы организации является создание команды (программа создателя коллектива приведена в таблице 18). Команда позволяет сфокусировать энергию ее членов и обеспечить коллективное лидерство. Менеджер должен стремиться создать условия для коллективного лидерства. Важно использовать свою должностную власть для делегирования обязанностей. А разумное использование фактора поощрения позволяет поддерживать инициативу и принятие подчиненными дополнительной ответственности при решении поставленных задач.

Ключевые факторы успеха создания команды включают следующие показатели:

§ точное определение роли каждого члена команды

§ менеджер, являясь лидером команды, должен разграничить свои обязанности и обязанности других членов;

§ четкое понимание границ власти при принятии решений. Члены команды должны знать границы своей ответственности и власти при принятии решений – являются их решения рекомендательными или обязательными;

§ стоимость создания команды для решения какой-либо задачи должна быть меньше, чем выигрыш в продуктивности. Создание команды требует времени и денег, и выигрыш в продуктивности должен перекрывать эти затраты.

Ниже представлены характеристики членов команды, которые обеспечивают ее успешную деятельность:

§ открытость и коммуникабельность без страха и смущения. Способность выслушивать других;

 

 

Таблица 18

Программа создателя коллектива.

Наименование этапа Содержание этапа
1. Установите ясные цели § Коллективы сами находят путь, если знают, к чему надо прийти. § Вопросы методики часто засасывают людей с головой.
2. Начинайте с малого § «Большой дуб вырастает из маленького желудя». § успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. § Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
3. Прежде, чем действовать, добейтесь согласия § причастность вырастает из подлинного понимания. § Без согласия почти ничего нельзя изменить. § Достижение согласия требует немалого времени.
4. Составьте реальный график § «Москва не сразу строилась». § Научиться означает от чего-то отучиться. § Культурный уровень меняется очень медленно.
5. Советуйтесь часто и искренне § Люди могут сказать много ценного. § Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. § Советоваться – это не форма, а содержание § Манипулирование подрывает возможность создать коллектив.
6. Свяжите создание коллектива с организационной работой § Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объема дополнительной работы. § Для создания коллектива используйте возможности регулярных заседаний и обычных заданий. § Положительные результаты будут очевиднее.
7. Смело встречайте «политические» проблемы § Не кладите сложные вопросы под сукно. § Будьте реалистом в своих планах. § Если будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
8. Поощряйте открытость и искренность § С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. § Не подавляйте дискуссии.
9. Не вызывайте ложных надежд § Обещать легче всего. § Невыполнимые обещания дискредитируют вас.
10. Перестройте свою работу § Организационная работа требует времени. § Создание коллектива увеличит индивидуальный объем работы.
11. Неизвестное больше пугает, чем известное § если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной.  
12. Развитие в основном саморегулируется § Возраст, способности и взгляды создают ограничения. § В конечном счете мы сами отвечаем за свое развитие.
13. Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить § Людей нельзя заставить изменить отношения. § Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
14. Помните о тех, кто вне игры § Зависть может помогать развитию. § Люди любят сами быть участниками.
15. Создание коллектива может вызвать другие проблемы § другие группы людей могут почувствовать опасность. § Отдельные сотрудники и бригадиры могут перерасти свои нынешние функции.
16. Используйте и другие возможности § Может иметь место индивидуальное развитие. § Новые идеи порождают дальнейшее творчество. § Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом.
17. Делегируйте полномочия § у людей разные сильные стороны и опыт. § Делегирование полномочий обычно означает развитие.
18. Принимайте помощь извне, если это необходимо § Тщательно выбирайте к кому обратиться. § Принимайте на себя ответственность за свои действия. § У каждого человека свой взгляд со стороны и свой опыт. § Человек извне скорее окажется беспристрастным.
19. Учитесь на ошибках § признавайте свою неправоту. § Регулярно анализируйте ход дела. § Обратная связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
20. Делайте то, о чем вы говорите § Дела говорят сами за себя.

 

§ постоянная готовность протянуть руку помощи, откликнуться на просьбу и прийти на помощь;

§ готовность перейти на другую должность в интересах дела. Способность идти на компромисс и изменить свое мнение;

§ честность, способность довести дело до конца. Чувство ответственности перед другими членами команды, умение добиться поддержки окружающих;

§ способность четко очертить круг своих обязанностей, разделять обязанности и ответственность так, чтобы это способствовало достижению наилучших результатов;

§ хорошая информированность, выработка идей, умение тщательно исследовать прорабатываемый вопрос. Постоянная готовность к действию;

§ готовность и способность выполнять правила и процедуры, которым должны следовать все члены команды;

§ способность понимать и принимать цели и задачи, которым следует команда. Быть информированным обо всех возникающих проблемах, поддерживать команду и прикладывать максимум усилий в достижении поставленных целей.

Если рассматривать этапы командообразования, то среди них можно выделить пятьосновных:

1. Адаптация (поиск оптимального способа решения задач);

2. Группирование (формирование подгрупп по симпатиям и интересам);

3. Кооперация (осознание желания работать над решением задачи);

4. Нормирование деятельности (разрабатываются принципы группового взаимодействия);

5. Функционирование (стадия принятия решений).

Функцию главного постановщика задач, определение стратегии и путей ее достижения выполняет директор. Его заместители и главные специалисты несут ответственность за разработку и осуществление стратегии и контролируют функциональные стратегии, направляют усилия по ее реализации.

Функциональные руководители, как правило, принимают участие в развитии ключевых направлений общей стратегии.

Только в очень маленьких, руководимых одним директором организациях, задача разработки и реализации стратегии является его собственной прерогативой.

Менеджеры крупной организации не могут знать всех тонкостей работы на местах.

Передача ответственности за разработку и реализации стратегии на более низкие уровни управления организацией позволяет установить ответственность за успех или неудачу за непосредственными исполнителями стратегии. Роль и задача специалистов в процессе стратегического планирования заключается в следующем:

§ В сборе и обработке информации, необходимой менеджерам по стратегии;

§ В создание системы пересмотра стратегии;

§ В координации процесса пересмотра стратегических планов подразделений организации;

§ Выявление стратегических проблем;

§ Помощь в анализе состояния отрасли и конкурентных условий;

§ Рассмотрение сведений о выполнении намеченной стратегии.

Некоторые психологи утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные группы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются. Не в последнюю очередь конфликтность небольшой группы людей объясняется наличием в любой группе 8 социальных ролей. В том случае, когда числа членов группы не достаточно для распределения ролей, возникают конфликтные ситуации.

Руководству коллектива необходимо знать эти роли. К ним относятся роли: координатора, генератора идей, энтузиаста, контролера-аналитика, искателя выгоды, исполнителя, работяги, шлифовщика. Эффективность функционирования команды зависит от многих параметров, но в том числе и от указанных выше.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.