Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Управление персоналом организаций

По обеспечению занятости

В организациях вопросами подбора и движения персонала занимаются кадровые службы или службы управления персоналом. Как было отмечено в гл. 3, параграф 3.3, перемещение работников в пределах одного учреждения, организации с одной должности (работы) на другую образует внутренний (внутрифирменный) рынок труда. Перемещение происходит как по горизонтали — переводом на другое рабочее место (без повышения в должности и без изменения квалификации), так и по вертикали — переходом с повышением в должности или ростом квалификации.

Кроме этого на предприятиях идет непрерывный процесс приема на работу одних работников и увольнения по разным причинам других. Здесь предприятия непосредственно взаимодействуют с внешним — профессиональным рынком труда.

Центры занятости населения, формируя банк данных о вакансиях в городе, районе, получают от организаций сведения о потребности в персонале по разным специальностям рабочих и служащих. Организации заинтересованы в подборе персонала на основе данных, которые проверяют и обобщают органы службы занятости населения. С крупными организациями центры занятости населения могут заключать договора по подбору высококвалифицированных рабочих и специалистов на вакантные должности или рабочие места по особо дефицитным профессиям.

Взаимодействие администрации предприятий, органов службы занятости и местных органов власти в условиях свертывания производства, банкротства фирм и массового увольнения осуществляется, прежде всего, на основе положений, закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ).



Служба управления персоналом способствует тому, чтобы при заключении коллективного договора в него были бы включены взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам занятости, переобучения, условий увольнения, выплаты пособий компенсаций, как это предусмотрено в ст. 41. «Содержание и структура коллективного договора» Трудового кодекса РФ.

Существуют особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц. В этом случае прекращение трудового договора с работником может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным этим трудовым договором, который должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в органе местного самоуправления. В договоре должны быть оговорены сроки предупреждения об увольнении, размеры выплачиваемого выходного пособия и других компенсационных выплат (ст. 307 ТК РФ).

При формировании организации основная задача состоит в том, чтобы определить потребность в численности и профессионально-квалификационной структуре персонал, выявить кадровую ситуацию в регионе, разработать систему оплаты и материального стимулирования труда, сформировать саму кадровую службу, привлечь необходимый персонал.

На стадии развития организации наиболее существенным становится вопрос о совершенствовании действующего персонала, укрепления корпоративной культуры и привлечении новых работников.

На стадии стабилизации кадровый менеджмент должен сосредоточить внимание на аттестации персонала, планировании карьеры, формировании кадрового резерва, организации обучения и продвижения персонала.

На стадии спада, которая может возникнуть, если организация не сумела адаптироваться к рынку, не может удержать достигнутые рубежи, продукция не находит сбыта, сокращаются объемы производства, появилась необходимость минимизации организационной структуры, сокращения численности персонала, встает вопрос о вариантах дальнейших действий: ликвидации предприятия, введения внешнего управления, поиска инвестиций под новый проект и др. В зависимости от принятого решения строится соответствующая кадровая политика и работа с персоналом. Наиболее сложный случай возникает при ликвидации предприятия и увольнения персонала. Здесь необходимо строгое следование законодательно установленным нормам по отношению к увольняемым работникам, обеспечение им гарантий и компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ, информирование органов службы занятости населения о намечаемом увольнении персонала, работа со смежными предприятиями по трудоустройству увольняемых работников.

Роль Международной организации труда

В содействии занятости

Международная организация труда (МОТ) — международное специализированное учреждение по регулированию социально-трудовых отношений, защиты прав человека и обеспечения социального мира. Она была создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций. В 1946 г. МОТ стала учреждением Организации Объединенных Наций (ООН) и по настоящее время является авторитетным международным органом, главная цель которого — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита их прав.

Высшим органом МОТ являетсяМеждународная конференция труда (МКТ), которая проводится ежегодно в Женеве. МКТ определяет основные направления в работе МОТ, утверждает международные трудовые нормы — конвенции и рекомендации, утверждает программу и бюджет Организации, решает другие вопросы деятельности МОТ, один раз в три года избирает исполнительный орган МОТ —Административный совет, который руководит работой МОТ в перерывах между конференциями и осуществляет проведение в жизнь решения конференции.

Постоянным секретариатом МОТ, ее административным и исполнительным органом являетсяМеждународное бюро труда (МБТ) во главе с генеральным директором, который избирается Административным советом сроком на 5 лет. Персонал МБТ работает как в центральном аппарате в Женеве, так и в разных странах и регионах в качестве служащих и технических экспертов. Практическая работа Бюро заключается в подготовке вопросов для рассмотрения на Конференции, в проведении специальных обследований и издании работ по проблематике МОТ, в оказании помощи правительствам по их просьбе в выработке проектов национальных законодательных актов по социально-трудовым вопросам.

В состав МОТ входят также Международный институт социально-трудовых исследований в Женеве и Международный учебный центр в Турине.

МОТ работает на основе устава, в котором определены ее задачи, порядок приема и выхода из Организации, состав, права и задачи ее органов и руководителей, условия сотрудничества с ООН, вопросы определения членских взносов стран-участников, формирования, выполнения бюджета и контроля за его выполнением, порядок разработки международных трудовых норм и другие вопросы ее деятельности.

Основные задачи МОТ следующие[55]:

• помощь странам-участникам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграций;

• содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных;

• содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

• разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Задачи МОТ находят отражение в конкретных программах, которые она принимает.

Особенность деятельности МОТ состоит в том, что ее решения и рекомендации принимаются на основе трипартизма, то есть путем согласования вопросов между тремя сторонами-партнерами: правительствами, организациями-представителями трудящихся и организациями-представителями предпринимателей, взаимного учета их интересов и нахождения общих решений, которые отвечают требованиями этих трех сторон.

После развала СССР членом МОТ стала Российская Федерация.

Основная форма и метод работы МОТ заключаются в разработке конвенций и рекомендаций.

Конвенция представляет собой международный акт, который, будучи ратифицированным государством-членом, МОТ, становится обязательным для выполнения этим государством.

Рекомендации это ориентиры для государств, которые используются ими при разработке социально-экономической политики, законов, других мероприятий в социально-трудовой сфере.

На решение задач занятости и безработицы направлены следующие конвенции и рекомендации МОТ:

Конвенция №2 (1919 г.), дополненная Рекомендацией №1 о безработице и мерах по ее предупреждению.

Конвенция №122 и Рекомендация №122 «О политике в области занятости» (1968 г.), в которых впервые разработаны положения об активной политике занятости и об организации работы служб занятости населения. Эти положения дополнены Рекомендацией №169 (1984 г.). Так, в ст. 1 Конвенции №122 записано: «I. В целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости каждый Член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:

a) имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу;

b) такая работа была как можно более продуктивной;

c) существовали свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения.

Эта политика учитывает надлежащим способом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она осуществляется с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике»[56].

Конвенция №158 и Рекомендация №158 «О прекращении трудовых отношений» (1982 г.), в которых рекомендованы меры по защите трудящихся от увольнений без основательных причин, по обеспечению защиты доходов при потере работы, рекомендованы процедуры решения вопросов в случае образования излишней численности персонала.

Конвенция №168 и Рекомендация №176 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) рассматривают вопросы содействия продуктивной занятости, выплаты пособий по безработице, оказания иной материальной помощи безработным гражданам и членам их семей.

Конвенция №173 и Рекомендация №180 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предприятия» (1992 г.) определяют права работников на получение заработной платы, оплаты сверхурочных работ, выходного пособия, отпуска и других выплат в случаях прекращения деятельности предприятия по разным причинам от самоликвидации до их принудительного закрытия.

Существенную часть деятельности МОТ составляет работа по профессиональной подготовке и переподготовке работников, их профессиональной ориентации и профессиональной реабилитации для стран — членов МОТ.

Так, в Рекомендации №57 «О профессиональном обучении» (1937 г.) определено понятие профобучения, сформулированы вопросы его организации, рекомендованы программы обучения до начала работы и в процессе работы по найму, содержание экзаменов, рекомендуется бесплатность обучения и оказание материальной помощи обучающимся.

В Рекомендации №87 «О профессиональном ориентировании» (1949 г.) раскрыта понятие профориентирования, показана сфера его применения, методы проведения для разных категорий население — школьников и взрослых людей, принципы управления, показана практика подготовки персонала для проведения подобной работы.

В Рекомендации №117 «О профессиональном обучении» (1962 г.), в Конвенции №142 и Рекомендации №150 «О развитии людских ресурсов» (1975 г.) сформулированы цели, принципы, обязанности предпринимателей и наемных работников в области профессиональной подготовки персонала. Определено, что профессиональная подготовка должна быть равнодоступна для всех желающих без всякой дискриминации по какому-либо признаку; что национальная политика и программы обучения должны побуждать граждан развивать способности к труду с учетом, как собственных интересов, так и интересов государства; что политика, программы и организация профессиональной подготовки должны осуществляться правительством в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся; что профподготовка предполагает систематическое обучение людей в течение всей их трудовой жизни.

В деятельности МОТ значительное место занимает нормотворческая работа по защите прав человека, обеспечению благоприятных условий труда, его безопасности и гигиены, достойной оплаты труда и социальному обеспечению населения.

Россия принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых МОТ. Нашей страной ратифицированы десятки конвенций и среди них наиболее важные. МБТ оказывало помощь нашей стране в разработке проектов закона «О занятости населения в Российской Федерации», «Положения о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

МБТ проводит в России семинары, коллоквиумы, конференции по разным вопросам регулирования социально-трудовых отношений. В 1998 г. в Новосибирске и Москве проведены научно-практические конференции по проблеме «Профсоюзы и занятость», организаторами которых были ФНПР, МОТ, Академия труда и социальных отношений.

Между МОТ и Россией осуществляются регулярно принимаемые программы сотрудничества в области решения социально-трудовых проблем.

 

Термины и понятия

Государственная служба занятости населения. Центр занятости населения. Инфраструктура рынка труда. Международная организация труда (МОТ). Международная конференция труда (МКТ). Международное бюро труда (МБТ). Административный совет МОТ. Служба управления персоналом на предприятии. Конвенция МОТ. Рекомендация МОТ.

Вопросы для повторения и обсуждения к главе 5

 

1) Какие органы государственной власти непосредственно занимаются вопросами занятости населения и безработицы на федеральном, региональном и местном уровнях?

2) Какие функции осуществляют Центры занятости населения?

3) Что понимается под инфраструктурой рынка труда?

4) Какие задачи решают негосударственные структуры занятости населения?

5) Какие подразделения предприятий и организаций занимаются вопросами подбора и движения персонала?

6) В чем заключается взаимодействие администрации предприятий, органов службы занятости и местных органов власти в условиях свертывания производства, банкротства фирм и массового увольнения работников?

7) Какие способы защиты трудовых прав работников предусмотрены в Трудовом кодексе Российской Федерации?

8) Когда была создана Международная организация труда (МОТ), каковы ее цели и задачи?

9) Какие вопросы решают Международные конференции труда?

10) Какие функции выполняет Международное бюро труда в области решения социально-трудовых проблем?

11) Какую роль в решении социально-трудовых вопросов играют Конвенции и Рекомендации МОТ?


Глава 6. Занятость населения и использование ТРУДОВЫХ ресурсов

 

Понятия занятости населения

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1). Понятие «занятость населения» при всей, на первый взгляд, очевидности содержит вопросы, которые требуют своего рассмотрения.

Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» трактует занятость населения как «деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход» (ст. 1, пункт 1). Однако нужно отметить, что подобное понятие противоречит данному в этом же законе (ст. 2) понятию «занятые», к которым относят не только разные категории работающих, но также и тех, кто временно отсутствует на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, забастовкой и иными подобными причинами. Следовательно, занятость характеризуется не только деятельностью, но и периодами временного бездействия людей в связи с болезнью, периодами отпусков и т.п. Более того, можно быть занятым, но не работать в силу того, что окончилось рабочее время и наступило время отдыха. В терминологии необходимы точность и строгость формулировок.

Более точным, с нашей точки зрения, социально-экономическую категориюзанятость населения можно определить, как состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, общественно–полезного занятия.

Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы будет безработица (о ней пойдет речь в гл. 7).

Состояние занятости напрямую связано с понятием«занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» [в редакции от 30 ноября 2011 г.] категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях МОТ, которым следует Госкомстат России.

Чтобы разобраться в содержании этого понятия и в особенностях подхода к подсчетам численности рассматриваемой категории населения, обратимся к табл. 6.1.

Таблица 6.1.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.