Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.

 

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;



б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

 

3.2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК.

 

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является -налогообложение . Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы. Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода:

-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

-прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

Говоря о государственном регулировании, хочется проиллюстрировать одну из его форм примером из отечественной экономики. Речь пойдет о пересмотре нашим правительством таможенных тарифов, который является важным пунктом стратегической программы социально-экономического развития, одобренной летом прошлого года, и соответствен­но первоочередных мер правительства на восемнадцать ме­сяцев. Недаром новые тарифы были рассмотрены кабинетом уже летом, по горячим следам. Речь шла о существенном снижении пошлин, а также об объедине­нии схожих продуктов в большие товарные группы. Анализ изменения импортного тарифа провел на страницах декабрьского журнала «Итоги» В. Мау (статья «Импортный тариф: между производителем и потребителем»)

Ре­шения такого рода всегда являются обоюдоострыми. С одной сторо­ны, снижение импортного тарифа на руку потребителю: ему становит­ся доступен более широкий круг товаров, обостряется борьба произво­дителей за внимание покупателя. Иными словами, снижение тарифа оказывает двойное давление на внутренние цены: средняя цена может уменьшаться и благодаря удешевлению импорта, и благодаря обостре­нию конкуренции на рынке. С другой стороны, в сложном положении оказывается внутренний производитель, поскольку от снижения та­моженных пошлин он ничего не выигрывает, потому что не платит, а цены импортеров падают. Причем страдает не только отечественный произ­водитель, но и иностранец, инвестировавший капитал в производство внутри страны, ведь рост эффективности импорта товаров сопровож­дается падением эффективности импорта капитала.

Разумная таможенная политика — это всегда выбор между двумя указанными тенденциями, умение их примирить и найти оптималь­ное решение. Оно зависит от сложного комплекса факторов, обуслов­ленных как характером производства, так и социальными характери­стиками существующего политического режима. Принимая решение о снижении таможенного тарифа, правительство (по мнению В.Мау) руководствовалось сле­дующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью стимулиро­вать экономический рост, снизив цены на многие изделия (прежде все­го технологического характера и комплектующие), которые не произ­водятся в России (или производятся, но безобразного качества) и необ­ходимы отечественным производителям.

Во-вторых, низкой эффективностью таможенного контроля и ды­рами в законодательстве, позволяющими ввозить на льготных условиях или нелегально значительную часть (а по отдельным позициям и пода­вляющее большинство) товаров для реализации внутри России за бес­ценок или опять же нелегально. Известно, что именно по подобным схемам завозились в Россию почти все импортные телевизоры (зареги­стрированный на таможне ввоз телевизоров составляет менее 1 % про­цента от объема продаж), значительная часть автомобилей и прочее.

Наконец, в-третьих, с целью упростить таможенную систему, чтобы облегчить контроль и пресечь ввоз одних товаров под видом других. Скажем, микрочипы нередко завозятся в страну как «керамические пластинки с металлической сеточкой» — понятно, что пошлина за та­кую безделку невелика. А одним из самых популярных импортных то­варов стала... солома, в которую при известной изобретательности можно упаковать хоть слона. Проследить же за всем чрезвычайно слож­но, если у властей не хватает материальных ресурсов — как соответству­ющего оборудования для таможен, так и соответствующей зарплаты для таможенников. Частные же интересы всегда оказываются сильнее государственных, особенно в период политической нестабильности.

Предлагаемые меры весьма благоприятны как для частного (непро­изводственного) потребления, так и для тех производителей, деятель­ность которых требует импортного оборудования или комплектую­щих.

Однако встрепенулись отечественные производители, непосредственно конкурирующие с иностран­цами за потребителя. Словом, бу­квально накануне подписания постановления резко активизировались лоббистские усилия ряда отечественных компаний, прежде всего из лег­кой промышленности, и предприятий, занятых сборкой иностранных автомобилей. Их усилиями к обсуждению были подключены нетолько правительственные ведомства, но и Совет безопасности. В результате не­простой дискуссии был найден компромисс, удовлетворяю­щий все стороны.

В то же время опасения отечественных производителей в нынеш­них экономических реалиях представляются не совсем обосно­ванными. Снижение тарифов даже на 10% (а это максимальное разо­вое снижение, на которое имеет право пойти правительство), по суще­ствующим оценкам не может очень сильно повлиять на уровень цен (скажем, примерно на 3% по автомобилям). Кроме того, существенная доля импортной продукции ввозится по «серым" или «черным» схе­мам, то есть без всяких пошлин. Это значит, что снижение пошлин в худшем случае никак не повлияет на ситуацию на рынке, а в лучшем, если увеличится доля легального (то есть облагаемого пошлинами) импорта, даже будет способствовать выравниванию условий конку­ренции в пользу отечественных производителей («Итоги», 5 декабря, В.Мау, «Импортный тариф: между производителем и потребителем).

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь).

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Я считаю, что государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.