Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Принципы экологического права

Традиционно в литературе выделяются общие принципы, сфор­мулированные в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды» от 19 января 1991 г. Это приоритеты охраны жизни и здоро­вья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочета­ние экологических и экономических интересов общества, обеспечи­вающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благопри­ятную для жизни окружающую среду; рациональность использова­ния природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости вос­производства природных ресурсов и недопущения необратимых по­следствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушение; глас­ность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международ­ное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Как легко заметить, некоторые из перечисленных принципов яв­ляются специфическими для экологического права, некоторые - об­щими для любой отрасли, некоторые вообще принципами права как таковыми и не являются.


Помимо общих принципов экологического права выделяются принципы государственного управления охраной окружающей сре­ды и принципы, определяющие существование и функционирова­ние отдельных правовых институтов. Так, к специфическим принци­пам построения и функционирования системы экологического управления относятся:



а) комплексный подход в решении вопросов охраны окружаю­
щей среды. Этот принцип обусловлен объективными законами при­
роды, взаимосвязью всех ее элементов, взаимозависимостью прохо­
дящих в ней процессов, что отражается в необходимости при право­
вом регулировании мер по охране, например, от загрязнения
водных объектов учитывать виды, способы, масштабы, последствия
загрязнения земель или атмосферного воздуха, поскольку вредные
вещества могут поступать «вторичным» загрязнением из осадков,
подземных источников и проч. Этот принцип, в свою очередь, под­
крепляется принципом совместимости данных, которые содержатся
в кадастрах;

б) организация управления с учетом не только административ­
но-территориального, но и природно-географического районирова­
ния страны. Наиболее наглядно этот принцип предопределяет обра­
зование инспекций (либо иных органов по контролю) в области ох­
раны водных объектов и водных биоресурсов (рыбных запасов).
Иногда его называют «бассейновым принципом». Соответствующие
инспекции образуются применительно к бассейнам основных внут­
ренних морей, рек, озер. Более того, этот принцип проявляется и в
построении такого специфического образования, как природоохра­
нительные прокуратуры, например Волжская межрегиональная при­
родоохранная прокуратура и др. Управления и инспекции рыбо­
охраны сформированы применительно к бассейнам основных рыбо-
хозяйственных водоемов. Управление использованием и охраной
недр также осуществляется с учетом особенностей формирования
месторождений полезных ископаемых;

в) разделение хозяйственно-организаторских и контрольно-над­
зорных полномочий. Реализация этого принципа относится к числу
наиболее болезненных вопросов. Долгое время все без исключения
специалисты в области экологического права выступали за воплоще­
ние его путем создания надведомственного органа исполнительной
власти, осуществляющего исключительно контрольно-надзорные
функции в области охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов, не занимающегося хозяйственной деятельно­
стью по их эксплуатации. В 1989 г. такое решение было принято, и
был образован Государственный комитет по охране окружающей
среды. На протяжении десятка лет название этого органа менялось,


но задачи и сферы деятельности в целом оставались прежними. 17 мая 2000 г. Указом Президента РФ Госкомэкология как независи­мое ведомство было ликвидировано, а его полномочия переданы в основном Министерству природных ресурсов,. осуществляющему и хозяйственную деятельность и контрольно-надзорные функции. Та­ким образом, в настоящее время в нашей стране этот важнейший принцип организации управления не реализуется.

Как уже говорилось, в законодательных актах и в доктрине фор­мулируются принципы, определяющие содержание и применение отдельных правовых средств, инструментов, институтов. Например, государственная экологическая экспертиза строится на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности прове­дения государственной экологической экспертизы до принятия ре­шения о реализации объекта экологической экспертизы; комплекс­ности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий; обязательно­сти учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экс­пертов при осуществлении ими своих полномочий; научной обосно­ванности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объеди­нений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Российскому экологическому праву известен и принцип «загряз­нитель платит», воплотившийся во введении системы платежей за сбросы и выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду и за размещение отходов. Ведение земельного кадастра (как, впрочем, и других видов кадастров) базируется на принципах со­вместимости содержащихся в них данных. Международным законо­дательством установлен принцип полного возмещения вреда за эко­логический ущерб.

М. М. Бринчук выделяет следующие принципы экологического законодательства и права: предотвращение вреда окружающей сре­де; охрана жизни и здоровья человека; охрана окружающей сре­ды — дело каждого; демократизация экологического права; гуман­ность; обеспечение рационального использования природных ресур­сов; устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие; сохранение и защита экологического равнове­сия; свободный доступ к экологической информации; платность природопользования; разрешительный порядок воздействия на ок-


ружающую среду; загрязнитель платит; экосистемный подход к пра­вовому регулированию охраны окружающей среды и природополь­зования; ответственность должностных лиц, предприятий, общест­венных организаций и граждан за нарушение (невыполнение) требований экологического законодательства; гармонизация россий­ского экологического законодательства об окружающей среде с за­конодательством зарубежных стран.

Зарубежное законодательство и наука выделяют принципы коо­перации, «загрязнитель платит» и др.

Рекомендуемая литература:Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружаю­щей среды). М., 1998, с. 88—92; Постатейный комментарий к Закону Российской Фе­дерации «Об охране окружающей природной среды» / Под ред. В. В. Петрова и В. П. Варфоломеева. М., 1993,

7. Экологическое право как учебная дисциплина

Экологическое право как учебная дисциплина представляет со­бой систематизированную совокупность сведений о правовом регу­лировании взаимодействия человека и общества с окружающей сре­дой. Его начали преподавать в юридических вузах СССР с 1970 г. Общий для всех специализаций спецкурс назывался «Правовая охра­на природы». В настоящее время данная дисциплина входит в госу­дарственный стандарт юридического образования как обязательная, обучение осуществляется на протяжении семестра и завершается сдачей экзамена. Цель изучения экологического права заключается в том, чтобы студенты получали достаточно полное представление о развитии данной правовой отрасли, о тех связях между окружаю­щей средой и обществом (человеком), которые нуждаются в право­вом регулировании, об основных ограничениях и запретах при ока­зании воздействия на окружающую среду, о тех требованиях к раз­нообразнейшим видам человеческой деятельности, используемым технологиям и оборудованию, которые обеспечивают поддержание как минимум статус-кво, экологической безопасности, об основных средствах восстановления природы и ее улучшения.

Различные вузы страны поддерживают собственные традиции в преподавании этой дисциплины: речь может идти о сложившейся школе экологического права в МГУ им. М. В. Ломоносова, родона­чальником которой был профессор В. В. Петров, академической школе, представленной в разных институтах сотрудниками ИГП РАН (М. М. Бринчук, О. Л. Дубовик, Н. Г. Жаворонкова), ос­нователем которой был профессор, член-корреспондент РАН О. С. Колбасов, школе МГЮА (бывшего ВЮЗИ), связанной с име­нами Г. Е. Быстрова, Б. В. Ерофеева, и т. д.


Система юридического экологического высшего образования расширилась в последние годы за счет введения этого курса в не­юридических вузах (например, СТАНКИН). Почти во всех случаях институты формируют собственные программы, содержащие ряд общих тем и подходов и в то же время обладающие определенной спецификой.

Суммируя опубликованные и апробированные программы дан­ной учебной дисциплины, можно выделить как общепризнан­ное — разделение курса «Экологическое право» на три составных раздела: Общая часть; Особенная часть; Специальная часть.

Как правило, Общая часть включает науковедческие вопросы, т. е. предмет, систему, методы экологического права, его соотноше­ние с иными отраслями, понятие, структуру и место в правовой сис­теме экологического законодательства; источники права; государст­венное управление охраной окружающей среды: его понятие, прин­ципы, функции, права и обязанности контролирующих органов и лиц; основные правовые инструменты охраны окружающей среды, которые делятся на две большие группы: имеющие в основном ад­министративно-правовой или экономико-правовой характер. Это разрешительная система (лицензирование), экологическая эксперти­за, сертификация, регистрационная система, заявления о деятельно­сти и состоянии, а также экологические платежи (налоги и сборы), аудит, страхование и пр. Завершает Общую часть объемная тема-юридическая ответственность за экологические правонарушения. Ряд авторов в последнее время включают в эту часть курса и вопро­сы чрезвычайных экологических ситуаций, а также проблемы эколо­гической информации и информационного обеспечения охраны ок­ружающей среды.

Особенная часть курса за, тридцать лет его преподавания про­шла значительную эволюцию. Если вначале она ограничивалась из­ложением (и изучением) правовой охраны земель, воздуха, вод, ле­сов, недр, животного и растительного мира, особо охраняемых при­родных территорий и объектов, то уже в 80-е годы потребовалось ее расширение за счет включения тем о правовой охране окружающей среды в сельском хозяйстве и промышленности, затем — по отрас­лям промышленности, на транспорте, в городах и иных населенных пунктах. Позже Особенная часть стала пополняться отдельными те­мами «Загрязнение окружающей среды и его виды», «Правовое регу­лирование обращения с отходами», «Правовое регулирование обра­щения с опасными веществами», «Правовое регулирование генно-ин­женерной деятельности» и др.

Наконец, третья, специальная часть учебной дисциплины — это международное право окружающей среды. Здесь рассматриваются


вопросы о международных (правительственных и неправительствен­ных) экологических организациях, их правовом статусе и деятельно­сти, о содержании международно-правового экологического права (конвенции, соглашения) и принципах, концепциях, конференциях. Если формально рассматривать соотношение учебных дисцип­лин данного цикла, то в программах вузов, как правило, предусмат­ривают обязательные курсы экологического, природоресурсового и (или) земельного права, иногда — аграрного права. Ряд тем назван­ных курсов пересекается, например право собственности, юридиче­ская ответственность и др., что приводит к неизбежному дублирова­нию учебного материала, как бы ни старались избежать его состави­тели программ. Поэтому достаточно обоснованны предложения о едином двухсеместровом курсе «Экологическое право», который включал бы вопросы права собственности, права природопользова­ния и некоторые другие более подробно, чем это делается сейчас.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.