Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и виды экологических правонарушений

Законодательное определение понятия экологического право­нарушения дано в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.: «За экологические право­нарушения, т. е. виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окру­жающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголов­ную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учрежде­ния и организации — административную и гражданско-правовую от­ветственность».

В доктрине выработано более точное понятие экологического правонарушения (М. М. Бринчук). Это противоправное, как прави­ло, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое пра-водееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Предложено и определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда в сфере экологии (Жевлаков Э. Н.).

Таким образом, в законодательном и доктринальных определе­ниях, несмотря на имеющиеся расхождения, выделяются следую­щие признаки данного вида правонарушений: 1) противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установлен­ного нормой экологического или иного закона; 2) виновность (хотя российское и международное законодательство устанавливает и без­виновную ответственность за причинение вреда источником повы­шенной опасности); 3) наказуемость, т. е. наличие санкции за нару­шение запретов, установленных в законе, и органов (лиц) уполномо­ченных от имени государства на их применение; 4) экологичность, что проявляется в характеристиках объекта посягательства (окру­жающая среда и иные с ней связанные элементы и объекты), при­чиняемого вреда; 5) субъектность как указание на статус, качества




либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекае­мых к ответственности; 6) общественная опасность, отражаемая пре­жде всего указанием на объект и объективную сторону посягатель­ства (последствия); 7) наконец, в имеющихся определениях указыва­ется и тип составов правонарушений (материальных, формальных, доставления в опасность).

Экологические правонарушения являются разновидностью про­тивоправного поведения. Их можно классифицировать на несколь­ко видов по различным критериям: а) по виду юридической ответст­венности—на экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения; б) по объекту посягательства — на земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.; в) по субъекту —на совер­шаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лица­ми; г) по объективной стороне деяния - на противоправное уничто­жение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушения правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений и т. п.; д) по субъективной стороне — на совершенные виновно, т. е. умыш­ленно и по неосторожности, без вины; е) по источнику права, со­держащему правило поведения и санкцию за его нарушение,-на предусмотренные только экологическим законодательством, только иным (например уголовным) законом, тем и другим; ж) по принад­лежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридиче­ской ответственности,— на наказуемые судебными и административ­ными органами (должностными лицами) РФ и международными судебными и административными органами. В научных исследова-ниях'используются и другие основания классификации, выделяются более дробные виды экологических правонарушений.

В российском законодательстве сформулировано большое коли­чество составов экологических правонарушений: материальные, формальные и поставление в опасность; общие и специальные; ос­новные и дополнительные. Наличие признаков состава экологиче­ского правонарушения в деянии лица является основанием ответст­венности наряду с виной и содержащей запрет правовой нормой.

Особенностью законодательного формулирования составов эко­логических правонарушений является бланкетностъ их диспозиций. Поэтому лицам, применяющим нормы об ответственности, следует обращаться к специальным экологическим законодательным и иным нормативно-правовым актам. При правоприменении следует также уделять внимание установлению и определению. размеров



 


негодно на территории России происходит от 10 до 34 тысяч лес-ь,х пожаров — почти всегда по вине человека, наносимый ими \-щерб только лесному хозяйству составляет за год 1 млрд. рублей, (в ')999 г. было зарегестрировано 36629 лесных пожаров, а ущерб от них составил 1664,3 млн. руб.). В ходе проверок выявляется 10-12 тыс- нарушений водного законодательства в год, причем пятая часть их-незаконный сброс сточных вод в водные объекты. В стране ка­ждый год фиксируется около 400 тыс. нарушений правил рыболов­ства, 70 тыс.— правил охраны животного мира, более 40 тыс.— пра­вил охраны недр и т.д. Только органами Прокуратуры в 1999 г. было выявлено 40909 экологических правонарушений (в 1998 г.— 32009). Их прирост составил 27,8%, а по отношению к 1997 г.—70%. При этом экологические правонарушения характеризуются высокой латентностью. По мнению специалистов, выявляется незначитель­ная их доля, а в реальности многие из приведенных выше цифр надо увеличивать в несколько раз. Уровень привлечения к юридиче­ской ответственности виновных лиц в целом невысок.

Рекомендуемая литература: Брипчук М. М. Экологическое право. М., 1998. с. 476—479, ДуСювчк О. Л. Механизм действия права в охране окружающем среды. М., 1984, с. 102-109; Экологическое право России. Учебник. /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Ермакова М., 1997. с. 409—417; Государственный доклад о состоянии окружаю­щей природной среды в РФ за 1999 г. М., 2000, с. 360 'и след.

2. Понятие л виды экологических административных проступков

Согласно общепризнанному мнению административным эколо­гическим проступком признается посягающее на экологический по­рядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, винов­ное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная от­ветственность.

Составы экологических проступков в основном сконцентрирова­ны в гл. 7 КоАЛ РСФСР «Административные правонарушения в об­ласти охраны окружающей среды, памятников истории и культуры», в гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на социа-. диетическую собственность», гл. 9 «Административные правонару­шения в сельском хозяйстве, нарушения ветеринарных правил». Тра­диционно главным критерием при классификации административ­ных экологических проступков выступает объект посягательства. По нему выделяются следующие группы проступков:


 

культур и молодняка», ст. 64 «Уничтожение или повреждение Нодр0ста в лесах», ст. 65 «Осуществление лесных пользований не в •оответствии с целями или требованиями, предусмотренными в ле-!орубочном билете (ордере) или лесном билете», ст. 66 «Нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины», ст. 67 «Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда», ст. 68 «Само­вольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорасту­щих плодов, орехов, ягод», ст. 69 «Сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод с нарушением установленных сроков», ст. 70 «Ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвра­щающих вредное воздействие на леса», ст. 71 «Повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и сбросами», ст. 12 «Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами», ст. 73 «Уничтожение или повреждение лесоосуши-тельных канав, дренажных систем и дорог на землях государствен­ного лесного фонда», ст. 74 «Уничтожение и повреждение ограни­чительных знаков в лесах», ст. 75 «Уничтожение полезной для леса фауны», ст. 76 «Нарушение требований пожарной безопасности в

лесах»);

7) посягательства на атмосферный воздух (ст. 77 «Выброс за­грязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух», ст. 78 «Ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха», ст. 79 «Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу», ст. 80 «Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нор­мативов содержания загрязняющих веществ в выбросах», ст. 81 «Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих ве­ществ в выбросах», ст. 82 «Несоблюдение требований по охране ат­мосферного воздуха при складировании и сжигании промышлен­ных и бытовых отходов», ст. 83 «Нарушение правил транспортиров­ки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосфер­ного воздуха», ст. 84 «Невыполнение предписаний органов, осущест­вляющих контроль за охраной атмосферного воздуха»);

8) посягательства на животный мир и среду его обитания (ст. 84' «Нарушение правил транспортировки, хранения и примене­ния средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру», ст. 842 «Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и


торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных», ст. 84} «Нарушение порядка осуществле­ния пользования животным миром, а также незаконный ввоз живот­ных и растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу», ст. 844 «Уничтожение ред­ких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совер­шение иных действий, которые могут привести к гибели, сокраще­нию численности или нарушению среды обитания таких живот­ных», ст. 85 «Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным ми­ром», ст. 86 «Нарушение правил китобойного промысла», ст. 101 «Нарушение правил по карантину животных и других ветеринар-но-санитарных правил», ст. 102 «Нарушение правил содержания со­бак и кошек», ст. 1021 «Жестокое обращение с животными»);

9) посягательства на растительный мир вне лесов, могущие при­чинить вред различным элементам окружающей среды (ст. 96 «Потрава посевов, порча или уничтожение находящегося в поле соб­ранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаж­дений», ст. 97 «Нарушение правил борьбы с карантинными организ­мами, болезнями растений», ст. 97' «Невыполнение законных пред­писаний органов государственной службы по карантину растений», ст. 98 «Нарушение правил ввоза и вывоза подкарантинной продук­ции, грузов и материалов», ст. 98' «Нарушение правил производства, заготовки, хранения, перевозки, переработки, реализации и исполь­зования подкарантинной продукции, грузов и материалов», ст. 99 «Непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками», а также ст. 995 о воспрепятствовании деятельности государственной службы по карантину растений;

10) посягательства на порядок ведения мелиоративных ра­бот—ст. 60'—605, устанавливающие ответственность за многочислен­ные проступки-от нарушения порядка разработки документации, уничтожения или повреждения мелиоративных систем до невыпол­нения требований специально уполномоченных органов в области мелиорации земель;

11) наконец, вред окружающей среде может быть причинен в результате совершения проступков, нарушающих правила безопас­ности в промышленном производстве, на транспорте (например, по ст. 994 «Нарушение правил хранения, перевозки и применения пес­тицидов»).

Экологические проступки можно разделить по критерию субъек­та — на совершаемые общим и специальным субъектом либо на со­вершаемые физическими лицами (гражданами и должностными ли­цами, а также приравненными к ним) и юридическими лицами; по


объективной стороне — на совершаемые путем нарушения порядка деятельности, уничтожения либо повреждения предмета посягатель­ства и т.п.; по субъективной стороне —на совершаемые умышленно и неосторожно.

Составы административных проступков, ответственность за со­вершение которых установлена КоАП, являются в основном фор­мальными, некоторые - материальными, поставления в опасность, когда в диспозиции нормы предусмотрена возможность создания угрозы причинения вреда окружающей среде и другим объектам.

Рекомендуемая литература:Комментарий к Кодексу РСФСР об административ­ных правонарушениях. 4-е изд. М, 2001.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.