Обратная связь
|
Понятие и виды экологических правонарушений Законодательное определение понятия экологического правонарушения дано в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.: «За экологические правонарушения, т. е. виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения и организации — административную и гражданско-правовую ответственность».
В доктрине выработано более точное понятие экологического правонарушения (М. М. Бринчук). Это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое пра-водееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права. Предложено и определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда в сфере экологии (Жевлаков Э. Н.).
Таким образом, в законодательном и доктринальных определениях, несмотря на имеющиеся расхождения, выделяются следующие признаки данного вида правонарушений: 1) противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона; 2) виновность (хотя российское и международное законодательство устанавливает и безвиновную ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности); 3) наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц) уполномоченных от имени государства на их применение; 4) экологичность, что проявляется в характеристиках объекта посягательства (окружающая среда и иные с ней связанные элементы и объекты), причиняемого вреда; 5) субъектность как указание на статус, качества
либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности; 6) общественная опасность, отражаемая прежде всего указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия); 7) наконец, в имеющихся определениях указывается и тип составов правонарушений (материальных, формальных, доставления в опасность).
Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Их можно классифицировать на несколько видов по различным критериям: а) по виду юридической ответственности—на экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения; б) по объекту посягательства — на земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.; в) по субъекту —на совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами; г) по объективной стороне деяния - на противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушения правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений и т. п.; д) по субъективной стороне — на совершенные виновно, т. е. умышленно и по неосторожности, без вины; е) по источнику права, содержащему правило поведения и санкцию за его нарушение,-на предусмотренные только экологическим законодательством, только иным (например уголовным) законом, тем и другим; ж) по принадлежности субъекта, управомоченного на реализацию мер юридической ответственности,— на наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными судебными и административными органами. В научных исследова-ниях'используются и другие основания классификации, выделяются более дробные виды экологических правонарушений.
В российском законодательстве сформулировано большое количество составов экологических правонарушений: материальные, формальные и поставление в опасность; общие и специальные; основные и дополнительные. Наличие признаков состава экологического правонарушения в деянии лица является основанием ответственности наряду с виной и содержащей запрет правовой нормой.
Особенностью законодательного формулирования составов экологических правонарушений является бланкетностъ их диспозиций. Поэтому лицам, применяющим нормы об ответственности, следует обращаться к специальным экологическим законодательным и иным нормативно-правовым актам. При правоприменении следует также уделять внимание установлению и определению. размеров
негодно на территории России происходит от 10 до 34 тысяч лес-ь,х пожаров — почти всегда по вине человека, наносимый ими \-щерб только лесному хозяйству составляет за год 1 млрд. рублей, (в ')999 г. было зарегестрировано 36629 лесных пожаров, а ущерб от них составил 1664,3 млн. руб.). В ходе проверок выявляется 10-12 тыс- нарушений водного законодательства в год, причем пятая часть их-незаконный сброс сточных вод в водные объекты. В стране каждый год фиксируется около 400 тыс. нарушений правил рыболовства, 70 тыс.— правил охраны животного мира, более 40 тыс.— правил охраны недр и т.д. Только органами Прокуратуры в 1999 г. было выявлено 40909 экологических правонарушений (в 1998 г.— 32009). Их прирост составил 27,8%, а по отношению к 1997 г.—70%. При этом экологические правонарушения характеризуются высокой латентностью. По мнению специалистов, выявляется незначительная их доля, а в реальности многие из приведенных выше цифр надо увеличивать в несколько раз. Уровень привлечения к юридической ответственности виновных лиц в целом невысок.
Рекомендуемая литература: Брипчук М. М. Экологическое право. М., 1998. с. 476—479, ДуСювчк О. Л. Механизм действия права в охране окружающем среды. М., 1984, с. 102-109; Экологическое право России. Учебник. /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Ермакова М., 1997. с. 409—417; Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ за 1999 г. М., 2000, с. 360 'и след.
2. Понятие л виды экологических административных проступков
Согласно общепризнанному мнению административным экологическим проступком признается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования окружающей среды, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Составы экологических проступков в основном сконцентрированы в гл. 7 КоАЛ РСФСР «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры», в гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на социа-. диетическую собственность», гл. 9 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, нарушения ветеринарных правил». Традиционно главным критерием при классификации административных экологических проступков выступает объект посягательства. По нему выделяются следующие группы проступков:
]Х культур и молодняка», ст. 64 «Уничтожение или повреждение Нодр0ста в лесах», ст. 65 «Осуществление лесных пользований не в •оответствии с целями или требованиями, предусмотренными в ле-!орубочном билете (ордере) или лесном билете», ст. 66 «Нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины», ст. 67 «Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда», ст. 68 «Самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод», ст. 69 «Сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод с нарушением установленных сроков», ст. 70 «Ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса», ст. 71 «Повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и сбросами», ст. 12 «Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами», ст. 73 «Уничтожение или повреждение лесоосуши-тельных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда», ст. 74 «Уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах», ст. 75 «Уничтожение полезной для леса фауны», ст. 76 «Нарушение требований пожарной безопасности в
лесах»);
7) посягательства на атмосферный воздух (ст. 77 «Выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух», ст. 78 «Ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха», ст. 79 «Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу», ст. 80 «Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах», ст. 81 «Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах», ст. 82 «Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов», ст. 83 «Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха», ст. 84 «Невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха»);
8) посягательства на животный мир и среду его обитания (ст. 84' «Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру», ст. 842 «Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и
торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных», ст. 84} «Нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных и растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу», ст. 844 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных», ст. 85 «Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром», ст. 86 «Нарушение правил китобойного промысла», ст. 101 «Нарушение правил по карантину животных и других ветеринар-но-санитарных правил», ст. 102 «Нарушение правил содержания собак и кошек», ст. 1021 «Жестокое обращение с животными»);
9) посягательства на растительный мир вне лесов, могущие причинить вред различным элементам окружающей среды (ст. 96 «Потрава посевов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений», ст. 97 «Нарушение правил борьбы с карантинными организмами, болезнями растений», ст. 97' «Невыполнение законных предписаний органов государственной службы по карантину растений», ст. 98 «Нарушение правил ввоза и вывоза подкарантинной продукции, грузов и материалов», ст. 98' «Нарушение правил производства, заготовки, хранения, перевозки, переработки, реализации и использования подкарантинной продукции, грузов и материалов», ст. 99 «Непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками», а также ст. 995 о воспрепятствовании деятельности государственной службы по карантину растений;
10) посягательства на порядок ведения мелиоративных работ—ст. 60'—605, устанавливающие ответственность за многочисленные проступки-от нарушения порядка разработки документации, уничтожения или повреждения мелиоративных систем до невыполнения требований специально уполномоченных органов в области мелиорации земель;
11) наконец, вред окружающей среде может быть причинен в результате совершения проступков, нарушающих правила безопасности в промышленном производстве, на транспорте (например, по ст. 994 «Нарушение правил хранения, перевозки и применения пестицидов»).
Экологические проступки можно разделить по критерию субъекта — на совершаемые общим и специальным субъектом либо на совершаемые физическими лицами (гражданами и должностными лицами, а также приравненными к ним) и юридическими лицами; по
объективной стороне — на совершаемые путем нарушения порядка деятельности, уничтожения либо повреждения предмета посягательства и т.п.; по субъективной стороне —на совершаемые умышленно и неосторожно.
Составы административных проступков, ответственность за совершение которых установлена КоАП, являются в основном формальными, некоторые - материальными, поставления в опасность, когда в диспозиции нормы предусмотрена возможность создания угрозы причинения вреда окружающей среде и другим объектам.
Рекомендуемая литература:Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. 4-е изд. М, 2001.
|
|