Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Юридическая ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира

Составы таких нарушений многочисленны и разнообразны и сформулированы в УК РФ, КоАП, специальном экологическом за­конодательстве, в первую очередь в Федеральных законах «О живот­ном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации». Для привлечения виновных к юридической ответственности, поми­мо указанных актов, следует обращаться к нормам других законода­тельных и подзаконных актов, в которых, собственно, и определены правила охраны и использования животного мира.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незакон­ную охоту (ст. 258), если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или


иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отноше­нии птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника или в зоне чрезвычайной эколо­гической ситуации. Аналогичным образом, с использованием иных , признаков объективной стороны, построена ст. 256 УК, устанавли­вающая ответственность за незаконную добычу водных животных и растений, а в ч. 2 предусматривается ответственность за посягатель­ства на особый объект — котиков, морских бобров и иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Статья 257 УК «Нарушение правил охраны рыбных запасов» вводит целый ряд составов: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продук­ции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно экс­плуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механиз­мов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Суровые санкции установлены за уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов,-ограни­чение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок (ст. 259). Другие статьи УК РФ также устанавливают ответст­венность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира либо как части правил охраны окружающей среды либо путем указания на последствия преступных деяний, например, в ст. 246, 247, 250 в число последствий включена массовая гибель животных, в ст. 248 и 249 —распространение эпизоотии. Статья 245 предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.



КоАП РСФСР регламентирует административную ответствен­ность за нарушения законодательства об охране и использовании животного мира в ст. 48' «Нарушение права государственной собст­венности на животный мир», ст. 84' «Нарушение правил транспор­тировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру», ст. 842 «Наруше­ние правил охраны среды обитания животных, правил создания зоо­логических коллекций и торговли ими, а равно самовольное пересе­ление, акклиматизация и скрещивание животных», ст. 843 «Наруше­ние порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу», ст. 844 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезнове­ния животных или совершение иных действий, которые могут при-


вести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных», ст. 85 «Нарушение правил охоты и ры­боловства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром», а также за проступки в отношении живых ресур­сов континентального шельфа, в отношении животных в ходе сель­скохозяйственной деятельности, при нарушении ветеринарных и других правил, за уничтожение полезной для леса фауны. В проекте КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение правил среды обитания и путей миграции животных, оборота биологиче­ских коллекций, переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, пользования ими, охраны рыбных запа­сов, а также за уничтожение редких и находящихся под угрозой ис­чезновения животных (ст. 8.33—8.38).

Статья 55 Федерального закона «О животном мире», помимо имеющихся в КоАПе составов, указывает и на такое нарушение, как сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопас­ности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, а также нарушение требований по предотвращению гибе­ли объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельно­сти и при эксплуатации транспортных средств.

Анализ норм уголовного, административного и экологического законодательства показывает, что рассматриваемым нарушением яв­ляется виновное, противоправное деяние (действие или бездейст­вие), посягающее на животный мир (или отдельные его объекты), порядок пользования им, и предусмотренное соответствующими за­конодательными актами. Объективная сторона представляет собой действия или бездействия, состоящие в нарушении установленных правил, и наличие причинной связи между деянием и наступивши­ми последствиями (для материальных составов) или угрозой наступ­ления таких последствий. Определение последствий, размеров при­чиненного вреда представляет собой достаточно сложную задачу и осуществляется с учетом фактических обстоятельств по таксам для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный незакон­ным добыванием или уничтожением объектов животного и расти­тельного мира.

Рекомендуемая литература: Гиззатулин Р. X. Правовая охрана животного мира за­конодательством субъекта Российской Федерации. Уфа, 2000; Дубовик О. Л. Экологи­ческие преступления. Комментарии к 26 главе УК РФ. М., 1998, с. 262—321; Коммен­тарий к КоАП РСФСР. 4-е изд., М., 2001.


II


ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Понятие и правовой статус

Особо охраняемые природные территории и объекты являются важнейшим средством сохранения биоразнообразия. Человечество накопило огромный опыт заповедного дела. Национальные парки, заповедники и т. п. созданы в разных странах и успешно решают за­дачи охраны живой природы, экологического воспитания и науч­ных исследований. Традиционно эта часть экологического законода­тельства относится к числу наиболее развитых, стабильных и, следо­вательно, не вызывающих споров.

По российскому законодательству особо охраняемыми природ­ными территориями признаются участки земли, водной поверхно­сти и воздушного пространства над ними, где располагаются при­родные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровитель-ное значение. Существует несколько их категорий: 1) государствен­ные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники при­роды; 6)" дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечеб­но-оздоровительные местности и курорты. Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государ­ственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, ' на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера.

Кроме того, в законодательстве встречается понятие «природ­ный комплекс, взятый под охрану государства» (например, в ст. 243 УК РФ). Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемой природной территории, но представляющих собой целостные однородные уча­стки территории, где органично соединены природные, историче­ские и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природных ком­плексов имеют музеи-заповедники, т. е. обладающие специальным


 

статусом особо охраняемых историко-культурных центров террито­рии со значительной природной составляющей (на конец 1996 г. та­ковыми были признаны 87 музеев-заповедников, на 1 января 2000 г.— 88, в том числе Ясная Поляна, Михайловское, Государственный во­енно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» и др.). По характеристикам близки к ним музеи-усадьбы, которые образуют неразрывное органичное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшаф­тами (например, музей-усадьба «Архангельское», Государственный мемориальный музей-усадьба А.В.Суворова в Новгородской области и многие другие), охраняемые объекты ландшафтной архитектуры (исторические парки-памятники, мемориальные ландшафты, напри­мер парковый комплекс ХУП-ХУШ веков и историческая зона Ле­фортово в Москве). Ряд природных комплексов включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия, ежегодно обновляемый во исполнение Конвенции ЮНЕСКО 1972 г., в кото­рый входят по категориям: «культурное наследие» — 380, «природное наследие» — 107, «природно-культурное наследие»—19. Из числа этих природных комплексов в РФ зарегистрировано 8 культурных объектов и 5 относящихся к природному наследию, в частности «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», представляющий собой огромный ареал - Байкальский регион площадью несколько мил­лионов га, «Вулканы Камчатки», включающий всемирно известный Кроноцкий заповедник, три природных парка, «Западный Кавказ» и природный парк «Большой Тхач» (Адыгея). В государственном сво­де особо ценных объектов культурного наследия на начало 1997 г. было 44 объекта, а на 1 января 2000 г.—уже 62 объекта, например Архангельский государственный музей деревянного зодчества «Ма­лые Карелы», Государственный музей-заповедник «Петергоф», вклю­чающие не только выдающиеся историко-культурные памятники, но и ценные в научном, познавательном и эстетическом отношении природные комплексы, в том числе сельскохозяйственные ландшаф­ты, лесные массивы, водные объекты и т. д. Памятники общероссий­ского значения — это, как правило, особо ценные объекты, значи­мые для социальной и исторической памяти народов России, обще­признанные благодаря своей роли и получившие соответствующий

статус.

Основными чертами правового статуса особо охраняемых при­родных территорий и объектов являются следующие: а) их принад­лежность к объектам общенационального достояния; б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования; в) установле­ние особого режима охраны; г) включение в объекты государствен­ной собственности; д) наличие особого порядка получения статуса


(решение уполномоченного органа исполнительной власти — от Пра-вительства РФ до органов местного самоуправления); е) наделение определенным значением — федеральным, региональным, местным-ж) включение в государственный кадастр особо охраняемых при' родных территорий; з) установление статусных характеристик и ре­жима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов — федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой при­родной территории; и) установление мер юридической ответствен­ности за нарушение режима особо охраняемых природных террито­рий и объектов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.