Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО СТАТУСА

Аннотоция: Статья посвящена вопросу правового закрепления обязанностей граждан по охране окружающей среды. Автор, анализируя подходы, сложившиеся в теории права обращает внимание на связь, существующую между правами и обязанностями субъектов, а также приходит к выводу о том, что непременным условием существования юридических обязанностей является установление в праве мер государственного принуждения в случае их несоблюдения.

Предложена классификация обязанностей граждан по охране окружающей среды, установленных в статье 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Такой подход позволяет выявить ряд обязанностей, не являющихся юридическими с позиции предложенных критериев, а также обязанностей, которые лежат в плоскости законодательства об использовании природных ресурсов и более подробно определены в нем.

В заключении обоснован вывод о необходимости более четкого закрепления в праве юридических обязанностей, связанных с охраной окружающей среды, и сформулированы предложения по совершенствованию соответствующей нормы Закона «Об охране окружающей среды».

Согласно утвердившимся в теории права представлениям правовой статус личности отождествляется, прежде всего, с правами, свободами и обязанностями гражданина, закрепляемыми в Конституции и иных законодательных актах. [1, с. 206-215; 2, с. 494-508; 3, с. 151-153]. В юридической литературе признается, что это комплексный правовой институт, в котором права, свободы и обязанности граждан являются такой частью, которая позволяет определить место индивида в обществе и государстве. Наряду с правами и обязанностями правовой статус включает ряд элементов, примыкающих к ним и способствующих их осуществлению [4, с. 277-279; 5, c 28-38].



В связке «права и обязанности» наиболее изученным и разработанным в литературе элементом являются «права». Это ведущая категория, потому что: во-первых, признаваемый за субъектом объем прав обусловливает наличие и объем обязанностей, во-вторых, исполнение обязанностей служит очевидной гарантией соблюдения прав лиц, в интересах которых обязанности выполняются, в-третьих, отказ от соблюдения обязанностей, возложенных законодательством на лицо, невозможен, в отличие от прав, от осуществления которых субъект может отказаться. Однако исследование юридических обязанностей граждан раскрывает не менее важные стороны правового статуса лица в тех или иных отношениях. Если полагать, что в основе права отдельного человека лежит его свобода, то в качестве основания обязанности следует рассматривать определенное ограничение свободы личности.

Обязанность рассматривается как некая мера общественно необходимого поведения человека, призванная в совокупности с правами и свободами обеспечивать баланс в общественных отношениях. Но юридически значимой обязанность становится только после ее установления в нормативном правовом акте. Как правило, юридические обязанности закрепляются вместе с соответствующими правами, что не только демонстрирует существующую между ними связь, но и определяет, какую обязанность обусловливает то или иное право.

В юридической литературе можно встретить деление обязанностей на естественно-правовые, т.е. вытекающие из естественных прав человека, и юридические, носителями которых являются не только граждане, но и юридические лица, а также государство и его органы [2, с. 503]. Представляется, что такая классификация обязанностей не точна, в силу того, что обязанности, обусловленные неотъемлемыми правами человека, также подлежат юридическому оформлению, и с этой точки зрения также имеют правовую природу. Эти обязанности отличаются тем, что закрепляются в первую очередь в Конституции наряду с правами, которым они корреспондируют. Такое уточнение необходимо для того, чтобы увидеть главную особенность обязанностей, входящих в правовой статус личности. Правовые по своей сущности, они должны быть не просто установлены в законодательстве. Значимыми с позиции правового регулирования они становятся только в том случае, когда их несоблюдение влечет применение мер государственного принуждения.

Юридические обязанности, таким образом, отличаются от иных (нравственных, религиозных) не только тем, что подлежат закреплению в законодательстве, но и тем важнейшим обстоятельством, что отказаться от их исполнения нельзя, а несоблюдение обязанностей влечет применение государственного принуждения в соответствии с требованиями законодательства. Только обладающая названными выше признаками обязанность приобретает завершенную форму, т.е. становится обязанностью юридической.

Определив общие подходы к правовым обязанностям граждан, обратимся к тем из них, которые входят в эколого-правовой статус гражданина, ‑ обязанностям в области охраны окружающей среды. Сразу следует констатировать, что последние гораздо реже возбуждают интерес исследователей в отличие от экологических прав граждан (и в первую очередь права на благоприятную окружающую среду). Это наблюдается даже в учебной литературе, предназначенной для всестороннего освещения предмета правовой науки. М.М. Бринчук в своем авторском учебнике «Экологическое право» включает обязанности «по охране природы и бережному отношению к природным богатствам» в содержание эколого-правового статуса человека, рассматривает эти права как требования права и морали и обращает внимание на то, что их субъектами выступают не только граждане, но и юридические лица [6, с 139-141]. Однако чаще всего авторы либо ограничиваются простой констатацией наличия таких обязанностей [7, с. 28-30], либо вообще не включают их в учебный материал [8, 9].

В законодательстве обязанности по охране природы (окружающей среды) в наиболее общем виде закреплены статьей 55 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой охрана природной среды является долгом каждого [10, ст. 55]. Конституционная норма, обязывающая охранять природу, корреспондирует статье 46 Конституции, которая устанавливает право граждан на благоприятную окружающую среду. При внешней схожести вкладываемого в цитируемые нормы эколого-значимого содержания, речь, на наш взгляд, идет о вещах далеко не однозначных. Право гражданина на благоприятную окружающую среду – право на такую среду, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов [11, ст. 1], т.е. необходимую человеку для поддержания его жизнедеятельности как биологического вида и члена общества. Ключевым элементом окружающей среды является среда природная, и уже в силу этого обеспечение благоприятности природной среды гарантирует и благоприятность среды окружающей. В этом смысле нормы статей 46 и 55 Конституции корреспондируют друг другу. Формулировка Конституции «охрана природы – долг каждого» говорит об абсолютном характере этой обязанности, но объем содержащихся в ней требований будет различаться в зависимости от того, кому он адресован ‑ лицам, ведущим экономическую деятельность, или тем, кто такую деятельность не осуществляет. Для гражданина, например, этот долг можно рассматривать и как обязанность не нарушать состояние природной среды, пассивно воздерживаясь от всякой деятельности, которая может причинить ей вред, и как требование некоего активного поведения, например, высаживать деревья, делать скворечники и т.д. Но если мы рассматриваем эту обязанность в ракурсе обеспечения права на благоприятную окружающую среду, то она выступает как требование, предъявляемое не столько к гражданам, сколько к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как субъектам, чья экономическая деятельность оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Для лиц, ведущих хозяйственную деятельность, в том числе и граждан, альтернативы охранять или не охранять окружающую среду, нет и быть не может. Экологическое законодательство исчерпывающе определяет нормы обязывающего поведения таких лиц в области рационального использования природных ресурсов и осуществления мероприятий по охране окружающей среды. Например, землепользователи в порядке ст. 65 Кодекса Республики Беларусь о земле должны осуществлять такие меры, как рациональная организация территории; восстановление и повышение плодородия почв, защита земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения; защита от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель; рекультивация нарушенных земель, повышение их плодородия; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель [12, ст. 65, 136]. Несоблюдение установленных требований влечет применение мер административной или уголовной ответственности, например, за порчу земель [13, ст. 15.11.; 14, ст. 269].

Объем экологических обязанностей граждан детализируется в Законе «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым граждане обязаны: соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды; повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения; беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; выполнять правила обращения с отходами; касающиеся пожарной безопасности; установленные в целях борьбы с бытовым шумом; соблюдать правила охоты и рыболовства; выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; возмещать в порядке, установленном законодательством, вред, причиненный их действиями окружающей среде [11, ст. 12]. Даже беглый взгляд на предложенный перечень позволяет увидеть, по крайней мере, три различных группы должного поведения, каждая из которых имеет свои особенности.

Первая группа объединяет обязанности граждан, отвечающие всем юридическим признакам таковых. К ним мы можем отнести следующие: соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды; выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; возмещать в порядке, установленном законодательством, вред, причиненный их действиями окружающей среде. Этим обязанностям соответствуют предусмотренные ст. 12 Закона «Об охране окружающей среды» экологические права граждан, в частности, право на обращение в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду; право на предъявление в суд исков о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду. Несоблюдение перечисленных обязанностей влечет применение мер ответственности. Так, статья 15.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды; статья 23.1. того же законодательного акта – за неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор [13]. Налицо юридически закрепленная связь «право – обязанность – ответственность».

Во вторую группу, на наш взгляд, должны быть объединены требования о повышении экологической культуры граждан, их содействии экологическому воспитанию подрастающего поколения. Эти обязанности носят выраженный нравственный характер. Их несоблюдение не влечет применения юридической ответственности. С некоторой натяжкой эти нормы как устанавливающие обязанность, применимы к лицам, для которых повышение экологической культуры и воспитание молодого поколения является их профессиональной обязанностью. Круг таких лиц определен в главе 13 Закона «Об охране окружающей среды», закрепляющей подходы к экологическому просвещению, образованию и научным исследованиям в этой области. Но и в этом случае, несоблюдение таких обязанностей будет нарушением норм трудового законодательства, касающихся профессионального рост таких лиц, а не положений экологического законодательства. Закрепление в праве норм нравственного порядка обоснованно, на наш взгляд, лишь в случае, когда общество готово признать их общеобязательными и требовать их соблюдения при помощи установленных в праве средств государственного принуждения. В данном случае говорить о наказуемости несоблюдения установленного в законодательстве требования не приходится.

Третью группу составляют обязанности, лежащие в плоскости соблюдения законодательства о рациональном использовании природных ресурсов и обеспечении экологической безопасности. В числе таких обязанностей, сформулированных в статье 12 Закона «Об охране окружающей среды», требования о выполнении правил об обращении с отходами; о борьбе с бытовым шумом; в области пожарной безопасности; о соблюдении правил охоты и рыболовства.

Применительно к сфере использования природных ресурсов, как правило, выделяют такие, присущие всем видам природопользования обязанности, как рациональное и целевое использование природных ресурсов, обязанность вносить плату за природопользование и др. [15, с. 135-141]. Такие обязанности, наряду с правами лиц, использующих природные ресурсы, гораздо более подробно закреплены в соответствующих природоресурсных актах [12, ст. 65; 16, ст. 28; 17, ст. 32; 18, ст. 47; 19, ст. 54; 20, ст. 39]. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что требования по соблюдению законодательства об использовании природных ресурсов обращены ко всем лицам, ведущим экономическую деятельность, и признаваемым природоресурсным законодательством в качестве субъектов (физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам), а не только к гражданам. На наш взгляд, закрепление в статье 12 Закона «Об охране окружающей среды» некоторого (весьма неполного) перечня обязанностей, которые по сути своей являются мерой должного поведения для лиц, осуществляющих использование природных ресурсов, не создает необходимых предпосылок обеспечения экологических прав граждан и права на благоприятную окружающую среду в том числе. Более того, включение их в главу закона, определяющую права и обязанности по охране окружающей среды, противоречит структурному построению самого закона, самостоятельная глава которого посвящена аспектам природопользования [11, гл.4].

Анализ нормы ст. 12 Закона «Об охране окружающей среды», определяющей объем обязанностей, возлагаемых на граждан в целях охраны окружающей среды, демонстрирует, что она лишь отчасти соответствует пониманию и закреплению в праве понятия «юридическая обязанность», как мера должного поведения, сопровождаемая в случае ее несоблюдения мерами государственного принуждения. В Законе без достаточных, на наш взгляд, оснований закреплены как юридические нормы морали, в которых устанавливаются требования о повышении экологической культуры, содействии экологическому воспитанию подрастающего поколения. Безусловно, необходимые обществу эти нормы не могут в силу объективных причин претендовать на роль юридических обязанностей гражданина в силу причин, о которых говорилось выше.

Наконец, требования о соблюдении законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, в равной мере относящиеся ко всем лицам, ведущим хозяйственную деятельность, а не только к гражданам исчерпывающе закреплены в природоресурсном законодательстве. В таких условиях включение их в число обязанностей граждан по охране окружающей среды ровным счетом ничего не добавляет в правовое обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

На наш взгляд, для соответствующего закрепления в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» обязанностей применительно к области окружающей среды, достаточно установить обязанность граждан соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды. Такая формула позволяет требовать обязывающего поведения от любого физического лица с целью обеспечения права на благоприятную окружающую среду, а при необходимости включить в круг устанавливаемых требований и такие, на основании которых осуществляется, например, общее природопользование.

В то же время с целью обеспечения единообразного закрепления требований по рациональному использованию природных ресурсов представляется целесообразным в главе 4 Закона «Об охране окружающей среды», устанавливающей правовые основы использования природных ресурсов, установить некоторый общий объем обязанностей лиц, осуществляющих природопользование. К числу таковых следует отнести требования использования природного ресурса в соответствии с его основным целевым назначением, рационального природопользования, обязанность по осуществлению платы за использование природных ресурсов, если иное не установлено законодательством.

 

Литература:

1. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. А.Ф. Вишневского. 2-е изд., исправ. и доп. – Минск: Тесей, 1999. – 560 с.

2. Теория государства и права: учеб. для юридических вузов и факультетов / С.С. Алексеев [и др.]; под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. ‑ М.: Издат. группа ИНФРА–НОРМА, 1997. ‑ 570 с.

3. Общая теория права и государства: учеб. / В.С. Афанасьев [и др.]; под ред. В. В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 1994. ‑ 360 с.

4. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. / Г.А. Василевич – Минск: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 832 с.

5. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России / Л.Д. Воеводин – М., 1997.

6. Бринчук, М.М. Экологическое право: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / М.М. Бринчук – М.: Юристъ, 2005. – 670 с.

7. Исмаилова, Э.Ю. Экологическое право: учеб. 2-е изд., перераб. / Э.Ю. Исмаилова, Ю.В. Трунцевский, Н.Е. Саввич – М.: АО «ЦетрЮрИнфоР», 2003. – 403.

8. Дубовик, О.Л. Экологическое право: учеб. / О.Л. Дубовик. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005, ‑ 584 с.

9. Балашенко, С.А. Экологическое право: учеб пособие 2-е изд. / С.А. Балашенко, Д.М. Демичев – Минск: Ураджай, 2000. ‑ 398 с.

10. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. изм. и доп. от 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. ‑ 1999. ‑ № 1 ‑ 1/0; 2004. ‑ № 133. ‑ 1/6032.

11. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: В ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп.: Законы, 29 окт. 2004 г. № 319-З, 19 июля 2005 г. № 42-З, 31 дек.2005 г. № 80-З, 29 июня 2006 г. № 137-З, 20 июля 2006 г. № 162-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6 – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.

12. Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 1999 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 8 мая 2002 г. № 99-З, 20 окт. 2006 г. № 170-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 2-3. – 2/1; 2002. – № 55. – 2/848; 2006. – № 179. – 2/1267.

13. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г. № 194-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 28 июля 2003 г. № 230-З, 8 дек. 2003 г. № 255-З, 14 июня 2004 г. № 290-З, 5 июля 2004 г. № 299-З, 4 мая 2005 г. № 13-З, 4 мая 2005 г. № 15-З, 19 июля 2005 г. № 31-З, 19 июля 2005 г. № 32-З, 19 июля 2005 г. № 40-З, 2 нояб. 2005 г. № 47-З, 5 янв. 2006 г. № 85-З, 5 янв. 2006 г. № 91-З, 16 мая 2006 г. № 110-З, 16 мая 2006 г. № 114-З, 16 мая 2006 г. № 115-З, 29 июня 2006 г. № 134-З, 29 июня 2006 г. № 136-З, 29 июня 2006 г. № 137-З, 17 июля 2006 г. № 146-З, 17 июля 2006 г. № 147-З, 17 июля 2006 г. № 148-З, 20 июля 2006 № 162-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. ‑ 2003. ‑№ 63. ‑ 2/946; ‑ № 139. ‑ 2/1004; 2004. ‑ № 94. ‑ 2/1039; № 107. ‑ 2/1048; 2005. ‑ № 73. ‑ 2/1110; № 74. ‑ 2/1112; № 120. ‑ 2/1128; № 121. ‑ 2/1137; № 179. ‑ 2/1151; 2006. ‑ № 6. ‑ 2/1182; №7. ‑ 2/1188; № 78. ‑ 2/1211; № 106. ‑ 2/1233; № 106. ‑ 2/1234; 107. ‑ 2/1235; № 112. ‑ 2/1244; № 111. ‑ 2/1242; № 112. ‑ 2/1245; № 122. ‑ 2/1259.

14. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 8 мая 2002 г. №98-З, 24 июня 2002 г. № 112-З, 4 янв. 2003 г. 173-З, 14 июля 2003 г. № 220-З, 22 июля 2003 г. № 227-З. 3 авг. 2004 г. № 309-З, 4 мая 2005г. № 13-З, 4 мая 2005 г. № 15-З, 19 июля 2005 г. № 37-З, 19 июля 2005 г. № 40-З, 19 июля 2005 г.№ 42-З, 19 июля 2005 г. № 43-З, 15 дек. 2005г. № 71-З, 31 дек. 2005 г. № 82-З, 9 янв. 2006 г. № 97-З, 9 июня 2006 г. № 122-З, 29 июня 2006 г. № 137-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. ‑ 1999. №76. ‑ 2/50; 2002. ‑ №55. ‑ 2/847; №75. ‑ 2/861; 2003. ‑ №8. ‑ 2/922; №80. ‑ 2/969; №83. ‑ 2/974; 2004. ‑ № 123. ‑ 2/1058; 2005. ‑ №73. ‑ 2/1110; №74. ‑ 2/1112; №120. ‑ 2/1134; №121. ‑ 2/1137; №121. ‑ 2/1139; №121. ‑ 2/1140; 2006. ‑ № 1. ‑ 2/1168; № 6. ‑ 2/1179.

15. Макарова, Т.И. Эколого-правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.

16. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь, 15 дек. 1997 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998. – № 8-9. – Ст. 103; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.

17. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г. (с изм. и доп.: Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998. – № 33. – Ст. 473; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 122. – 2/1259.

18. Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь от 27 февр. 2004 г. № 271-З; 4 авг. 2004 г. № 310-З, 9 июля 2005 г. № 42-З, от 11 дек.2005 г. № 66-З, от 29 июня 2006 г. № 135-З, от 29 июня 2006 № 137-З, от 20 июля 2006 № 162-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 70. – 2/195; 2004. – № 39. – 2/1020; № 123. – 2/1059; 2005. – № 121. – 2/1139; № 196. – 2/1163; 2006. – № 106. – 2/1229; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259.

19. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г. (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь 29 окт. 2004 г., 19 июля 2005 г., 29 июня 2006 г., 20 июля 2006 г., 20 окт. 2006 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. – №73. – 2/954; 2004. – №174. – 2/1068; 2005. – №121. – 2/1139; 2006. – № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; № 179. – 2/1266.

20. Об охране и использовании животного мира: Закон Респ. Беларусь, 19 сент. 1996 г., № 598-XIII // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1996. – № 31. – Ст. 571.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.