Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экологические правоотношения

Понятие, предмет, субъекты и система экологического права

Экологическое право - совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения - это земельноохранительные, лесоохранительные и водоохранные отношения, а также отношения по охране животного мира, недр и атмосферного воздуха.

Комплексные экологические отношения относятся к охране природных территорий и комплексов; природно-заповедного фонда; лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон. В рамках взаимодействия отраслевых и комплексных отношений экологическое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Субъектами экологического права являются физические и юридические лица (поскольку охрана природы в России является конституционной обязанностью каждого - ст. 58 Конституции РФ), Правительство РФ, специально уполномоченные и иные органы государства, субъекты РФ и Российская Федерация в целом.

Понятие системы экологического права включает в себя подразделение юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.

Частями экологического права, как и других отраслей права, являются прежде всего Общая и Особенная части. В экологическом праве принято выделять и Специальную часть. В Общую часть входит рассмотрение:



· предмета и системы экологического права;

· источников и принципов экологического права;

· экологических правоотношений;

· права собственности и природопользования;

· управления экологией;

· экологического контроля;

· экологической экспертизы;

· ответственности за экологические правонарушения.

Особенную часть составляет перечень эколого-правовых режимов использования природных объектов, эколого-правовой защиты компонентов экологической системы, эколого-правового режима и охраны экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия:

· эколого-правовой режим недропользования;

· эколого-правовой режим водопользования;

· эколого-правовой режим лесопользования;

· эколого-правовой режим пользования животным миром;

· эколого-правовая защита атмосферного воздуха;

· эколого-правовая защита природных объектов и комплексов;

· эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства;

· эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства;

· эколого-правовой режим и охрана экологических систем, в которых находятся населенные пункты;

· эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ;

В Специальной части экологического права рассматриваются следующие вопросы:

· международно-правовая охрана окружающей среды;

· загрязнение Мирового океана;

· экология и космос.

 

 

Метод экологического права

Под методом в праве понимается способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведение человека с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон - из отношений власти и подчинения.

Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, то есть тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Специфика природных объектов как объектов регулирования со стороны экологического права выражается в их естественном характере происхождения и функционирования, в их органической взаимосвязи с окружающей природной средой. Из этой специфики следует, что наиболее приемлемым способом правового регулирования является метод власти и подчинения, то есть административный метод.

При административном методе регулирования господствующее положение занимают запретительные, предупредительные, управомочивающие нормы. Такое положение соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний, требованию охраны окружающей среды.

Вместе с тем в нынешних условиях все большее значение начинает приобретать экономический метод (способ) воздействия - влияние на охрану окружающей среды через материальный интерес в ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Содержание этого экономического метода регулирования умещается в рамках гражданско-правового способа воздействия.

Таким образом, на современном этапе правовое регулирование со стороны экологического права представляет собой органическую совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей природной среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя. Такое сочетание реализуется через систему нормативов качества окружающей среды, где устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйства на природу. Превышение их влечет за собой наступление юридической ответственности.

Метод экологического права реализуется в практике правового регулирования через механизм экологического права путем экологизации хозяйственно-правового и смежных отраслей законодательства, установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий исполнения эколого-правовых требований.

Нормы экологического права

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы:

q отраслевые - охрана и использование отдельных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и т. д.;

q комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

q экологизированные - нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного и т. д.), отражающие требования охраны природной среды.

По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня:

q отраслевые приоритеты содержатся в природно-ресурсных отраслях законодательства,

q межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими;

q общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной среды, оптимальных условий для жизни и здоровья человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона "Об охране окружающей природной среды" и они действуют повсеместно.

Нормы-правила содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По coдержанию экологические императивы подразделяются на:

q предупредительные;

q запретительные;

q восстановительные (компенсационные);

q карательные;

q поощрительные;

q управомочивающие;

q разрешительные;

q обязывающие.

Предупредительные призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Предупредительные императивы наряду с запретительными образуют основную массу эколого-правовых норм.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств и т. д.

Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации расходов на возмещение убытков и затрат для ликвидации потерь в природной среде. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (статьи 84, 85 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды").

Поощрительные эколого-правовые нормы, как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

К числу указанных относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разделе III Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" ("Экономический механизм охраны окружающей природной среды").

Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в статьях 6-10 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (полномочия Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов).

Разрешительные и обязывающие нормы обращены прежде всего к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду; в другом - к природопользователям предъявляются соответствующие требования его поведения как участника экологического правоотношения.

Экологические правоотношения

Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Основаниями возникновения экологических правоотношений (как и других правоотношений в системе права) служат юридические факты. В области экологии имеет значение подразделение их на события и действия.

Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т. п. Они не всегда выступают как чисто природные явления и довольно часто являются следствием непродуманной деятельности человека.

Действие - наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Действия проявляются через поступки человека. В этом смысле их можно подразделить на позитивные и негативные.

Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Сообразно двум формам взаимодействия общества и природы такие действия можно подразделить на.

q использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, то есть на экономические действия, оказывающие влияние на природную среду,

q экологические - нейтрализующие вредные последствия указанной деятельности.

Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Основания для прекращения экологических правоотношений многообразны Условно они подразделяются на две группы. К первой группе относятся те, которые происходят по воле природользователя отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя.

Во вторую группу входят основания, которые возникают по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды. К ним относятся

q изъятие природного ресурса;

q права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса, неосвоением его в течение установленного срока;

q уклонение от уплаты налогов и других законных платежей;

q нарушение договорных обязательств.

Этот перечень, носящий общий характер, может быть дополнен применительно к особенностям использования тех или иных природных ресурсов.

Прекращение экологического правоотношения либо изменение его может быть совершено по решению органа, выполняющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению органов санитарного, горного надзора и других специально уполномоченных органов.

Прекращение права природопользования может произойти и на основе представления, протеста органов прокуратуры в связи с нарушением действующего законодательства о порядке использования и охраны природной среды.

Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.