Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 12. Правовое регулирование использования и охраны лесов и иной растительности

Лесной кодекс РФ 2006 г. в отличие от Лесного кодекса РФ 1998 г. не дает понятия леса, однако ст. 5 ЛК РФ (2006 г.) содержит норму, в соответствии с которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Новое лесное законодательство делит леса на леса, располагающиеся на землях лесного фонда и располагающиеся на иных категориях земель, таким образом правовой режим лесов зависит от режима той категории земель, на которой они произрастают.

При изучении лесных имущественных отношений следует обратить внимание на то, что объектом лесных отношений является лесной участок, т.е. земельный участок, на котором произрастает лесная растительность, являющийся, в свою очередь, объектом недвижимости.

Лесные имущественные отношения делятся на вещные и обязательственные. Вещные права включают право собственности на лесные участки, право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком и сервитуты (частные и публичные). К обязательственным правам относятся: аренда лесных участков, купля-продажа лесных насаждений и безвозмездное срочное пользование лесным участком.

Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства осуществляется органами общей компетенции и уполномоченными органами, реализующими следующие функции:



информационную, представленную ведением лесопатологического мониторинга, проведением государственного кадастрового учета лесных участков, государственной инвентаризация лесов, государственного лесного реестра;

планирования в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (наряду с целевыми программами в области защиты лесов формами лесного планирования выступают: лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент, проект освоения лесов);

экологической экспертизы, в т.ч. государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов;

государственной регистрацией прав на лесные участки и сделок с ними;

государственного и муниципального контроля;

сбора платежей за пользование лесом.

Студенту необходимо разобраться в понятии и видах лесонарушений и мерах юридической ответственности за их совершение. Наряду с традиционными видами юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной, имущественной, представленной в виде таксовой ответственности) ЛК РФ предусматривает возможность применения и специальных мер (ст. 28), в виде принудительного прекращения права пользования участком лесного фонда в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Тема 13. Правовое регулирование использования

И охраны недр

Под недрами в юридическом смысле понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Студенты должны усвоить, что, таким образом, участки недр, которые являются объектами недвижимости, могут предоставляться только в пользование.

Наиболее распространенные виды недропользования:

геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Необходимо знать, что в области охраны и использования недр, уполномоченными органами являются: Министерство природных ресурсов и экологии России, Федеральная служба надзора в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по недропользованию, уполномоченные органы субъектов РФ, которые выполняют следующие функции:

информационная - реализуется путем проведения мониторинга состояния недр, геологического изучения недр, включая геологическое картирование; правовые формы, содержащие геологическую информацию: федеральный и территориальные фонды геологической информации, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственный реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;

планирования и прогнозирования – принятия целевых программ в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы;

экспертизы – специфический вид экспертизы - государственная экспертиза полезных ископаемых;

нормирование – помимо общеэкологических нормативов устанавливаются специальные нормативы, в частности, нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче; нормативы потерь гидроминеральных ресурсов и лечебных грязей при добыче;

предоставление и изъятие – реализуется через функцию лицензирования права пользования недрами;

государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр и государственный надзор за ведением горных работ, связанных с пользованием недрами;

государственная регистрация прав на участки недр.

Студенту следует изучить виды и основания юридической ответственности за нарушения правил пользования недрами.

Тема 14. Правовое регулирование использования

И охраны вод

Воды – важнейший компонент окружающей среды, одно из условий существования биологической жизни на Земле. Правовое регулирование водных отношений в соответствии с одним из принципов водного законодательства осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Под действие норм экологического права подпадают лишь те воды, которые представляют собой водный объект, под которым в соответствии с Водным кодексом РФ понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты классифицируются по определенным признакам (поверхностные и подземные; моря или их отдельные части, водотоки, водоемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Необходимо обратить внимание на особенности правового режима водных объектов общего пользования.

Водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, которые могут находиться во всех формах собственности.

Студенты должны знать, что основаниями возникновения права водопользования выступают договор либо решение в случаях, установленных ч.ч. 1 и 2 ст. 11 ВК РФ (2006 г.). Для возникновения некоторых видов водопользования Водный кодекс РФ не требует наличия указанных юридических документов, поскольку они реализуются либо в порядке общего природопользования (купание и удовлетворение иных личных и бытовых нужд граждан; полив садовых, огородных, дачных земельных участков, ведение личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными), либо в общественно значимых целях, в том числе связанных с чрезвычайными ситуациями (например, научных, учебных, обеспечения пожарной безопасности и др.), либо порядок пользования, включая выдачу соответствующих правоустанавливающих документов, регулируется другими нормативными правовыми актами (например, забор (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод регулируется нормами законодательства о недрах; рыболовство и рыбоводство – ФЗ от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах»;[8] охота – ФЗ от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[9]).

Студенты должны знать, что управление в области использования и охраны водных объектов осуществляется органами общей компетенции и уполномоченными органами РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления (Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральным агентством водных ресурсов, соответствующими уполномоченными органами субъектов РФ и органами муниципального управления). При изучении правового регулирования водных отношений следует обратить внимание на такие функции управления как: проведение государственного мониторинг водных объектов; ведение государственного водного реестра; осуществление гидрографического и водохозяйственного районирования территории РФ; составление схем комплексного использования и охраны водных объектов; резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах; государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Водные объекты охраняются от загрязнения, засорения и истощения.

Необходимо усвоить, что за нарушение водного законодательства может наступить уголовная, административная, имущественная, дисциплинарная, материальная ответственность.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.