Модуль 10. Правовая охрана атмосферного воздуха Практические и семинарские занятия – 2 часа
Занятие 1.
Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов, деловая игра.
Отрабатываемые вопросы:
1. Атмосферный воздух как объект экологических отношений.
2. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха: понятие, органы, функции.
3. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.
4. Основные виды нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и ответственность за их совершение.
1. Проведите сравнительный анализ мер, применяемых при различных видах контроля за охраной атмосферного воздуха:
Государственный контроль
| Производственный
контроль
| Муниципальный
контроль
| Общественный контроль
| | | | | 2. Проверяя исполнение законов об охране атмосферного воздуха с участием специалистов – работников МПР России и санэпиднадзора на металлургическом заводе, прокурор установил, что завод имеет 250 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Однако 50 % источников не оснащены газопылеулавливающими установками. В результате этого ежегодно в атмосферу выбрасываются десятки тысяч тонн вредных веществ. Директор завода объяснил, что предприятию не выделяются денежные средства для возведения очистных сооружений, но и располагая средствами, завод не может найти поставщика соответствующего оборудования. В связи с этим завод не в состоянии уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Какое решение следует принять прокурору?
3. После проведения уборки территории работники ДЭЗа поручили рабочему сжечь мусор. Жители близлежащих домов позвонили в экологическую милицию города и сообщили о факте сжигания мусора. Они потребовали привлечь к ответственности виновного в загрязнении атмосферного воздуха.
Дайте правовую оценку действиям сторон.
Разъясните, какой городской орган государственного контроля может налагать штрафы за загрязнение окружающей природной среды?
4. Разбор кейса.
Общество с ограниченной ответственностью «Завод технического углерода» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Росприроднадзорао признании ООО виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Обосновывая заявленное требование, ООО указывает на то, что в ходе проверки были зафиксированы превышения фактического выброса над установленными нормативами предельно допустимого выброса (ПДВ) по бензолу, толуолу, ксилолу, этилбензолу, фенолу, фенантрену на источнике выброса № 2 -подземная емкость приемки сырья, по углеводородам, бензолу, толуолу, ксилолу, этилбензолу, алкилбензолу, фенолу на источнике выброса № 21, а также ненормированные выбросы диэтилбензола, антрацена. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки.
ООО было привлечено к административной ответственности на основании протоколов анализов промышленных выбросов, которые, по мнению общества, не могут являться надлежащим доказательством совершения ООО административного правонарушения, поскольку результаты анализов получены с нарушением условий отбора проб, установленных методикой. Следовательно, как указывает заявитель, указанные в протоколах анализов промышленных выбросов завышения фактического выброса над установленными нормативами являются сомнительными.
Кроме того, ООО указывает на отсутствие объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
ООО было выдано разрешение № 78 на выброс загрязняющих веществ в атмосферу сроком действия с 17.10.2008 по 10.10.2013.
В разрешении указано, что перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, указаны в приложениях к разрешению, являющемуся его неотъемлемой частью.
В приложении к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен разовый разрешенный выброс загрязняющих веществ в г/с с учетом всех источников выбросов. Так, например разрешенный выброс для предельных углеводородов С6-С10 составляет 6,137 г/с, согласно протоколу анализа промышленных выбросов от 01.12.2009 № 42/1 фактический выброс на источнике № 21 цеха № 4 составил 3, 288 г/с, что, по мнению заявителя, не превышает норматив ПДВ, установленный разрешением.
Какое решение, по вашему мнению, следует принять суду?
Самостоятельная работа студентов
Форма работы: решение задач.
Управление самостоятельной работой студента.
Консультации при решении задач и разборе кейса.
Модуль 11. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. Зона чрезвычайной ситуации и зона экологического бедствия.
Практические и семинарские занятия - 2 часа.
Занятие 1.
Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.
Отрабатываемые вопросы.
1. Понятие и категории особо охраняемых природных территорий и объектов.
2. Виды правовых режимов особо охраняемых природных объектов.
3. Юридическая ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов.
4. Понятие, виды и правовой режим экологически неблагополучных территорий. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.
5. Юридическая ответственность за нарушение правового режима в зоне экологического бедствия и в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
1. Проведите сравнительный анализ правового режима следующих видов особо охраняемых природных территорий:
Государственный природный заповедник
| Национальный парк
| Природный парк
| Природный заказник
| Лечебно-оздоровительная местность
|
|
|
|
|
|
2. Разбор кейса.
Правительство Ленинградской области 11.12.1995 г. приняло постановление № 526 «О признании границ заказника местного значения «Линдуловская роща» в соответствии со статусом 1952 г.» Межрегиональное общественное объединение «Партия зеленых» обратилось в суд с заявлением о признании пп. 1, 3 и 4 названного постановления незаконными. По мнению заявителя, предусмотренное данными пунктами положение о закреплении границ особо охраняемой природной территории Линдуловской лиственной рощи в составе 1-13 кварталов Линдуловского лесничества в пределах 355 гектаров не соответствует требованиям ранее принятого нормативного акта, а также нарушает права граждан на благоприятную среду, изменение режима природопользования может отрицательно повлиять на состояние животного мира.
Правительство Ленинградской области в лице своих представителей требования общественного объединения «Партия зеленых» не признало, ссылаясь на отсутствие юридической силы принятых ранее исполкомом Ленинградского областного Совета народных депутатов решений по вопросу образования и расширения площади заказника «Линдуловская роща», поскольку они не были утверждены Советом Министров.
Приняв дело к своему производству по первой инстанции, Ленинградский областной суд требования заявителя удовлетворил.
В кассационной жалобе представители правительства Ленинградской области на имя судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ просили об отмене решения областного суда, считая, что факта нарушения прав граждан на благоприятную среду в результате исполнения обжалуемого постановления судом не установлено. Кроме того, по мнению представителей правительства, объединение «Партия зеленых», согласно Уставу объединения, неправомочно оспаривать нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ.
Поясните, какое решение в связи с этим надлежит принять суду?
3. По сообщению председателя областного комитета природных ресурсов, причиной гибели и заболевания сосен в заказнике «Сосновый бор» является вредное воздействие на леса выбросов в атмосферу газо- и пылеобразных веществ свинцово-цинковым и цементным заводами. Это установлено экспертной комиссией, состоящей из независимых экспертов. Требование комитета о приостановлении работы ряда цехов и участков администрации указанных заводов не выполнили. Председатель комитета обратился за советом к прокурору
Каким будет ответ прокурора председателю комитета природных ресурсов?
4. Службой охраны заповедника задержаны местные жители Селезнев и Корнев, которые на озере Живописное, находящемся на территории заповедника, произвели отстрел перелетных птиц, застрелив трех лебедей и семь уток. Какая-либо охота на территории заповедника запрещена. Директор заповедника попросил совета у судьи: какие в связи с этим нарушением необходимо оформить документы и куда их направить?
В роли судьи ответьте директору на поставленные им вопросы.
5. В районный суд поступила жалоба от гражданина Сидорова, в которой он указывает, что 20 мая он со своей семьей отдыхал на территории заповедника, где собрал валежник и разжег костер. Его дети рвали цветы. Ни он, ни члены его семьи никаких нарушений, как он считает, не совершили. Однако его и жену задержал работник заповедника и предложил пройти в контору, где попросил их предъявить личные документы, а затем составил протокол. При этом было сказано, что он и его жена будут привлечены к административной ответственности. Считая действия работника заповедника незаконными, Сидоров просит суд защитить его честь.
В роли председателя районного суда оцените законность действия работника заповедника и дайте ответ заявителю со ссылкой на закон.
Самостоятельная работа студентов
Форма работы:
1) решение задач;
2) выполнение тестовых заданий.
Тест
1. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам
1) всемирного достояния;
2) общенационального достояния;
3) межрегионального значения;
4) локального достояния.
2. Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны – это:
1) лечебно-оздоровительные зоны;
2) курорты;
3) особо охраняемые природные территории;
4) природные парки.
3. Особо охраняемые природные территории НЕ могут иметь:
1) федеральное значение;
2) региональное значение;
3) местное значение;
4) локальное значение.
4. К особо охраняемым природным территориям федерального значения относится:
1) национальный парк;
2) природный парк;
3) городской лес;
4) лесополосы.
5. Особо охраняемой природной территорией с наиболее строгим режимом пользования является:
1) государственные природные заказники;
2) национальные парки;
3) природные парки;
4) государственные природные заповедники, в том числе биосферные.
6. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются:
1) Правительством РФ;
2) органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) органами местного самоуправления;
4) в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ.
7. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников:
1) ограничено в обороте;
2) не изымается из оборота;
3) полностью изымаются из оборота;
4) нет верного ответа.
Управление самостоятельной работой студента.
Консультации при решении тестовых заданий.
Модуль 12. Правовая охрана окружающей среды в населенных пунктах и в отдельных сферах производственно- хозяйственной деятельности
|