Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Прекращение прав собственности на землю, землевладения, землепользования или аренды

допускается по основаниям, предусмотренным законом. Такими основаниями являются юридические факты (события или действия как правомерные, так и неправомерные).

 

40 Платность землепользования

Введение четких алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков, учитывающих их «вероятный» вариант использования, рыночную стоимость и существенные для оценки участков характеристики, позволит исправлять погрешности определения налоговой базы при ГКО

Конституцией Российской Федерации определена возможность права частной собственности на землю (пункт 2 статьи 9, пункт 1 статьи 36 Конституции РФ). Условия и порядок пользования землей определяются на основе Гражданского кодекса РФ (глава 17), Земельного кодекса РФ и федеральных законов.

Любая экономическая деятельность человека может осуществляться при условии наличия земли и строений. Для того чтобы экономика функционировала, необходим механизм, с помощью которого земельные ресурсы страны могли быть распределены и перераспределены различным сторонам для разного использования. В течение многих сотен лет таким механизмом перераспределения был рынок земли.

Одним из основных принципов земельного законодательства является «платность использования земли», согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации» (пункт 7 статьи 1 ЗК РФ). Формами платы за использование земли в соответствии с положениями пункта 1 статьи 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.



Основная цель взимания платы за пользование землей – вовлечение земельных ресурсов в производственное использование их пользователями или владельцами и координация рыночными методами направлений производственного развития общества. Так как в противном случае правообладатели будут нести издержки без получения какого-либо дохода. Но такой взгляд на платность пользования землей будет правомерен только при условии стабильного уровня цен на землю.

Так как земельные ресурсы в подавляющем большинстве являются ресурсами невоспроизводимыми, следовательно, и ограниченными, то потенциал предложения их на рынке так же ограничен. И при вовлечении их в производственный процесс, как правило, предложение имеет тенденцию к уменьшению, что приводит к увеличению цен на земельные ресурсы. В этом случае сам факт обладания правами на землю может рассматриваться как источник дохода, генерируемого ростом цен в течение времени.

Возможна и иная ситуация. При негативном изменении ситуации на рынке продуктов, для производства которых используется земля (например, спад цен на сельскохозяйственную продукцию), получаемый от использования земельного участка доход даже при его интенсивном использовании может не компенсировать затраты владельца земельного участка на платежи за землю.

В целях недопущения подобных ситуаций следует предусмотреть гибкий порядок определения величин платежей за землю как по размеру, так и по срокам их внесения.

 

41 Правовые и организационные средства охраны земель

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий. Они разнообразны и осуществляются различными субъектами.

Одно из важнейших средств охраны земель и обеспечения их рационального использования является землеустройство. Это система мероприятий по изучению состояния земель, планированию, рациональному использованию и их охране, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства.

Значение землеустройства:

– оно находимо для информационного обеспечения, планирования и иных функций охраны земель;

– оно обязательно в случаях выявления нарушенных земель, земель подверженных ветровой и водной эрозии, селям, подтоплениям, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению опасными биологическими веществами и другим негативным воздействиям, при проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель и их защите от перечисленных выше процессов и в ряде других случаев;

– оно осуществляется по юридическим основаниям;

– оно проводится в соответствии с землеустроительной документацией.

Землеустройство включает изучение состояния земель, их оценку и инвентаризацию, для проведения которых требуются почвенные, геоботанические и иные обследования.

Цели землеустройства:

– организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков в сельскохозяйственном производстве;

– охрана земель, организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к этим народам, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Важным инструментом охраны земель является консервация земель. В российской практике это средство чаще используется в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий, чем для планомерной и массовой работы по постепенному улучшению экологической ситуации, для восстановления ареалов обитания объектов животного мира и иных экологических показателей качества земель путем предоставления ей «отдыха», как это предусмотрено в программах ЕС.

Российским законодательством установлен широкий спектр ограничений и запретов, мер юридической ответственностиза их нарушение (запрет производства и реализации сельскохозяйственной продукции на землях, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению; особые условия использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах и др.).

В ЗК РФ предусмотрены важные правовые меры по охране земель. Это:

возложение обязанностей на субъектов землепользования;

экспертная деятельность, т. е. проведение не только государственной или общественной экологических экспертиз, но и почвенных, геоботанических, агрохимических и иных обследований;

установление системы нормативов, в том числе по внесению в почвы химических веществ;

общее требованиео снятии плодородного слоя почвы при проведении строительных, геологоразведочных и других работ.

 

42 ответственность за нарушение земельного законодательства

Природно—заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко—культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затра там на их восстановление.

Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:

1) штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

2) лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

3) исправительными работами на срок до 2 лет.

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий– это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей.

Для применения к деянию ст. 262 К РФ необходимы:

1) установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;

2) доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;

3) достижение субъектом преступления 16–летнего возраста и признание его вменяемым.

 

43 Правовая охрана вод: общая характеристика. Объекты и субъекты охраны водных ресурсов

Охрана вод– меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий названных явлений.

Охране вод и предупреждению их вредного воздействия посвящена гл. 6 ВК РФ «Охрана водных объектов». При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов и при внедрении новых технологических процессов в обязательном порядке учитывается их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

В соответствии с Положением «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства от 23 ноября 1996 г. № 1404, водоохранная зона– это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Это положение устанавливает также размеры и границы водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. Установление водоохранных зон не является основанием для изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками. Исключения составляют случаи, которые предусмотрены законом. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Законом также выделены особо охраняемые объекты, к которым относятся природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Государственный контроль за охраной вод– система мер, которые направлены на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования территорий водоохранных зон и иных требований водного законодательства.

Госконтроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

 

44 Право собственности на водные ресурсы

Согласно п. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п. 2 указанной статьи.

В силу п. 2 ст. 8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.

В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правила отнесения земельных участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, к той или иной форме собственности установлены ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ». В соответствии с указанной статьей земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, являются:

  • федеральной собственностью, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;
  • собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;
  • собственностью муниципальных районов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
  • собственностью поселений, городских округов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц.

Таким образом, для выяснения вопроса об органе власти, который будет принимать решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее – орган власти, полномочный на предоставление водного объекта в пользование), необходимо определить собственника этого водного объектав соответствии с вышеизложенным порядком.

Заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляют:

  • Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2006 № 1578-р, а также морей или их отдельных частей;
  • Орган исполнительной власти субъекта РФ – в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ (за исключением указанных выше водохранилищ), а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ;
  • Орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

 

45 Право водопользования. Плата за пользование водными объектами

Согласно ВК РФ воды – это вся вода, которая находится в водных объектах, т. е. в местах сосредоточения вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима.

Водный фонд РФ представляет совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр.

Водопользование делится на общее, специальное и особое.

Общее водопользование – использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

Специальное водопользование – использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств.

В особое пользование предоставляются водные объекты для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Виды водопользования (для лиц, не являющихся собственниками водных объектов; в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов):

  1. долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет);
  2. краткосрочное пользование (до 3 лет);
  3. ограниченное пользование (водный сервитут).

Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное.

Условия возникновения права водопользования:

  1. лицензия на водопользование;
  2. договор пользования водным объектом;
  3. при установлении особого режима пользования – решение Правительства РФ.

Причины прекращение права пользования водными объектами:

  1. отказ водопользователя от пользования водными объектами;
  2. истечение срока, на который предоставляются в пользование водные объекты;
  3. смерть водопользователя-гражданина;
  4. прекращение деятельности водопользователя – юридического лица;
  5. прекращение особого режима пользования водными объектами;
  6. естественное или искусственное исчезновение водных объектов;
  7. переход прав пользования водными объектами;
  8. неиспользование водных объектов в течение 3 лет;
  9. неиспользование в течение 1 одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;
  10. использование водных объектов не по целевому назначению;
  11. возникновение необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;
  12. несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии и договоре.

Плата за пользование водными объектами - обязательный платеж, установленный Законом об основах налоговой системы (пп. «ф» п. 1 ст. 19), введенный взамен платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Взимается на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. от 31 декабря 2001 г.).

Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 1 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

  • осуществления забора воды из водных объектов;
  • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
  • использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

  • забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Настоящее положение действует до 1 января 2003 г.;
  • забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством РФ;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
  • осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;
  • забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);
  • сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике (ст. 2 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

  • объем воды, забранной из водного объекта;
  • объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
  • площадь акватории используемых водных объектов;
  • объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты (ст. 3 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:

  1. 60,0—370,0 р. за одну тысячу м куб. воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;
  2. 2,0—7,0 р. за одну тысячу м куб. воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;
  3. 4,0—20,0 р. за одну тысячу кВт • ч вырабатываемой электроэнергии — для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;
  4. 680,0—1 400,0 р. за одну тысячу м куб. древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 км сплава — для плательщиков, осуществляющих сплав леса;
  5. 5,2—21,9 тыс. р. в год за один кв. км площади использования акватории водных объектов — для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;
  6. 7,0—55,0 р. за одну тысячу м куб. сточных вод — для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ).

Минимальные и максимальные ставки платы в вышеуказанных пределах по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством РФ (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов РФ новых ставок платы по категориям плательщиков в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ, прежние ставки платы, установленные в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ (в ред. от 30 марта 1999 г.), с 1 января 2002 г. применяются с коэффициентом 2 (ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ).

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются минимальными. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60,0 р. за одну тысячу куб. м воды, забранной из водного объекта. Данное положение действует до 1 января 2003 г. (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ).

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению с установленными ставками платы.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Данное положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ (ст. 5 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

Плательщик определяет сумму платы самостоятельно. Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы с учетом льгот. Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, форма которой разрабатывается в установленном порядке МНС, а по месту пользования водным объектом — копию налоговой декларации.

Отчетный период устанавливается:

  • для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, — каждый календарный квартал;
  • для остальных плательщиков — каждый календарный месяц (ст. 6 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Другими словами, сумма платы подлежит вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, по налогу на доходы физических лиц, при определении налоговых обязательств по единому налогу при системе УСН в том случае, если у налогоплательщика объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

 

 

46 Правовые меры охраны вод

Охрана вод – меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий названных явлений.

Охране вод и предупреждению их вредного воздействия посвящена гл. 6 ВК РФ «Охрана водных объектов». При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов и при внедрении новых технологических процессов в обязательном порядке учитывается их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.

Для поддержания водных объектов в состоянии, которое соответствует экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

В соответствии с Положением «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства от 23 ноября 1996 г. № 1404, водоохранная зона – это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Это положение устанавливает также размеры и границы водоохранных зон и их прибрежных защитных полос. Установление водоохранных зон не является основанием для изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками. Исключения составляют случаи, которые предусмотрены законом. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Законом также выделены особо охраняемые объекты, к которым относятся природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Государственный контроль за охраной вод – система мер, которые направлены на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов правил в области использования и охраны водных объектов, режима использования территорий водоохранных зон и иных требований водного законодательства.

Госконтроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

 

47 Ответственность за нарушение водного законодательства

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального ис­пользования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномочен­ного государственного органа управления использованием и охраной водно­го фонда за следующие виды водных нарушений:

- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собствен­ности на воды;

- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на во­досборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вред­ные явления;

- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

- забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное про­изводство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первич­ного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;

- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;

- невыполнение лицами командного состава судна или другого плавуче­го средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.

Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств (ст. 250);

- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и мате­риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятст­вующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязне­ние, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подоб­ных же административных проступков осуществляется по квалифицирую­щим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне эко­логического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О прак­тике применения законодательства об ответственности за экологические пра­вонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, комму­нальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспор­тировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и при­чинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).

Привлечение к уголовной или административной ответственности не ос­вобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленномгражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками ис­числения ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом поне­сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.