Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов

В условиях перехода к рыночной экономике количество дел экологического профиля в судах значительно возросло. Суды помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также дел по жалобам на действия административных органов, связанных с экологическими правонарушениями, чем традиционно они занимались всегда, по новому природноресурсовому законодательству разрешают все земельные, водные, лесные и другие, связанные с использованием и охраной окружающей среды, споры. Такие споры решаются и в арбитражных судах. Таким образом, на сегодняшний день в судах и арбитражных судах рассматриваются как дела об экологических правонарушениях, так и дела об экологических спорах.

Сложность рассмотрения экологических дел вынуждает высшие судебные и арбитражные органы периодически давать судам руководящие разъяснения по особенностям разрешения той или иной категории дел. Начало было положено постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 11.04.1972 года «О практике применения судами законодательства об охране природы».[129] Пленум Верховного суда СССР одноименное постановление принимал еще дважды (03.06.1977 г. и 07.07.1983 г.)[130].

По некоторым делам давал в свое время разъяснения и Госарбитраж СССР. Это, например, инструктивные письма от 29.06.1973 года
«О применении государственными арбитражами законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов» от 08.08.1980 года. «Об ответственности транспортных организаций за вред, причиненный животному миру»; от 30.09.1982 года «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с лесонарушениями»[131] и др.

Среди действующих постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации можно назвать постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 апреля 1994 года «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья».[132] С точки зрения экологического права примечательно в этом постановлении то, что в нем дается развернутое определение понятия «источник повышенной опасности» (п. 17), к которому приходится прибегать при разрешении многих экологических дел.



Много важных и не утративших значение разъяснений в области экологии содержит постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 21.10.1993 года, в редакции от 10.04.2000 года «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».[133] В нем, в частности, дается ориентировочный перечень предприятий, деятельность которых может быть отнесена к источникам повышенной опасности для окружающей среды; указывается порядок принудительного взыскания сумм в возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среды, и др.

Буквально справочником для судов можно назвать постановление Пленума Верховного суда РФ от 11.05.1998 года. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».[134] Его разъяснения как бы заполняют имеющиеся в законодательстве об ответственности за экологические правонарушения пробелы, особенно это касается положений оценочного характера.

Много, очень много конкретных дел рассматривается в общих судах и арбитражных судах всех уровней, в том числе в Верховном суде РФ и Высшем арбитражном суде РФ.

В заключение рассматриваемого вопроса уместно подчеркнуть, что квалифицированное и правильное разрешение экологических дел в общих судах и арбитражных судах не только обеспечивает законность в этой области, защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц, но и способствует сохранению природных ресурсов, более эффективной охране окружающей среды.


Роль прокуратуры

Прокуратура в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября
1995 года «О прокуратуре Российской Федерации»[135] осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, в том числе экологических. Для этого в составе Генеральной прокуратуры РФ создан специальный отдел по надзору за исполнением природоохранного законодательства, который обеспечивает методическое руководство и координацию деятельности региональных прокуратур по надзору за исполнением экологического законодательства.

В прокуратурах субъектов Федерации либо созданы специальные отделы по надзору за исполнением экологического законодательства, либо эти функции возлагаются на один из отделов наряду с выполнением других функций. В районах функции надзора за исполнением экологического законодательства выполняет сам прокурор или его помощник.

Еще в бытность СССР стало очевидно, что общие прокуратуры не в состоянии осуществлять надлежащий надзор за исполнением экологического законодательства. Поэтому постепенно стали создаваться (1985–1986 гг.) специальные природоохранные прокуратуры. К 1990 году в СССР их насчитывалось 110, в том числе в России – 66 (на 1992 г.). Они получили название «межрайонные природоохранные прокуратуры». Вначале природоохранные прокуроры находились в подчинении прокуроров областей, краев и республик. Приказом Генерального прокурора СССР от 12 октября 1990 года они были переподчинены непосредственно Генеральному прокурору. Но вскоре (11 января 1991 г.) этот приказ был отменен и природоохранные прокуроры вновь оказались в подчинении прокуроров областей, краев и республик. Такое положение сохраняется в России и по сей день.

В настоящее время на территории России действует несколько десятков межрайонных природоохранных прокуратур, функционирует одна (Волжская бассейновая) межобластная природоохранная прокуратура. Прокурор этой прокуратуры подчинен непосредственно Генеральному прокурору РФ. В состав Волжской прокуратуры входят 15 межрайонных прокуратур волжского бассейна.

Практика убедительно показывает, что эффективность надзорной деятельности Волжской межобластной прокуратуры значительно выше, чем межрайонных прокуратур. Поэтому экологи-юристы ставят перед Генеральным прокурором РФ вопрос о расширении сети природоохранных прокуратур по бассейновому (экосистемному) принципу. Только в этом случае, полагают они, может быть обеспечена реальная независимость таких прокуратур.

Межрайонные природоохранные прокуратуры хотя и занимаются исключительно делами экологическими, но в силу малочисленности штатов не в состоянии обеспечить всеобъемлющий надзор за исполнением экологического законодательства. Поэтому они осуществляют в основном надзор за деятельностью объектов, имеющих наиболее важное экологическое значение, в том числе представляющих радиационную опасность. Перечень таких объектов утверждает региональный прокурор. Он может утвердить также положение о межрайонной прокуратуре.

В своей практической деятельности межрайонные природоохранные прокуроры используют все традиционные меры прокурорского реагирования, начиная с предупреждения о необходимости устранения выявленных правонарушений до возбуждения уголовного дела в тех случаях, когда нарушение подпадает под действие статей УК РФ об экологических преступлениях.

Особенности надзора прокуратуры за исполнением экологического законодательства здесь не затрагиваются, так как они являются предметом внимания в курсе «Прокурорский надзор».

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.