Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экологическое лицензирование

Правовую основу лицензирования в области экологии составляют: ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ФЗоЛ);[162] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года
«Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;[163] ВК ст. 83; ФЗоЖМ ст. 36, 37, 38; ЗоН ст. 11, 12, 13, 15, 16.

Законодательство об экологическом лицензировании отличается определенной сложностью, нечеткостью. Оно фактически делит лицензирование на два больших блока: 1) лицензирование в области охраны окружающей среды; 2) лицензирование в области использования природных ресурсов. Первый блок представляют ст. 30 ФЗоООС и ФЗоЛ, второй – названные выше статьи природноресурсовых законов.

Ст. 30 ФЗоООС предусматривает, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию и что перечень этих видов деятельности устанавливается федеральными законами. Статья носит отсылочный характер, но ясно одно: в ней речь идет о лицензировании только в области охраны окружающей среды.

Обратимся к ФЗоЛ. Согласно п. 2 ст. 1 этого Закона его действие не распространяется на область «использования природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов животного мира». То есть ФЗоЛ распространяется также только на лицензирование в области охраны окружающей среды.

Рассмотрим лицензирование в области охраны окружающей среды, урегулированное ФЗоООС и ФЗоЛ. Начнем с понятий, которые даны в ст. 2 ФЗоЛ.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении указанных в нем условий, выданное компетентным на то органом.



Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которой на территории РФ требуется получение лицензии. К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию РФ, окружающей среде и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование – это процедура (процесс) по подготовке, выдаче, переоформлению или аннулированию разрешения на право осуществления лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы – федеральные и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование.

Лицензиат – юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензирование по замыслу ФЗоЛ (ст. 3) осуществляется с соблюдением следующих шести принципов:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

2) установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

3) установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

4) установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) гласность и открытость лицензирования;

6) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, дан в ст. 17 ФЗоЛ. Из них к деятельности, потенциально опасной для окружающей среды относятся, например:

· утилизация вооружения и военной техники;

· выполнение работ по оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;

· эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

· эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

· эксплуатация химически опасных производственных объектов;

· выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

· выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления.

Такой перечень дан в редакции ст. 17 ФЗоЛ от 02.07.2005 года.
В первоначальной редакции ст. 17 этот перечень был более экологичным. В него были включены такие экологически опасные виды деятельности, как эксплуатация нефтегазодобывающих производств; хранение нефти, газа и продуктов их переработки; транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки; обращение с отходами и т.п.

Видимо кому-то было очень нужно снимать лицензирование с экологически опасной деятельности.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнения в указанный перечень.

Работу по реализации положений ФЗоЛ осуществляют Правительство РФ, исполнительные органы власти СРФ, а также федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в области лицензирования.

Правительство РФ: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти СРФ.

На сегодняшний день этим вопросам посвящено названное постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года. В нем содержатся два перечня: Перечень федеральных органов исполнительной власти и видов деятельности, которые они лицензируют; Перечень органов исполнительной власти СРФ и видов деятельности, которые они лицензируют.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности довольно подробно определен ФЗоЛ. Лицензия (Л) предоставляется на каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию. Конкретный вид деятельности могут выполнять только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие Л на этот вид деятельности. Срок Л не может быть менее чем 5 лет. По окончании срока действия Л может быть продлена по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения Л соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган документы, подтверждающие его возможность осуществлять планируемый вид деятельности.

Лицензирующий орган в срок, не превышающий 60 дней, принимает решение о предоставлении Л или об отказе в этом. Решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган в письменной форме в пределах указанных 60 дней уведомляет соискателя о предоставлении Л или об отказе.

Отказ в предоставлении Л может последовать лишь по двум основаниям:

· предоставлении документов с недостоверной или искаженной информацией;

· несоответствии принадлежащих соискателю или используемых объектов лицензионным требованиям и условиям.

Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или его бездействие может быть обжаловано в суд.


Действие Л может быть приостановлено, она может быть аннули-
рована при наличии к тому оснований и в порядке определенном ст. 13 ФЗоЛ. Она может быть приостановлена или аннулирована, например, при грубом нарушении лицензиатом требований и условий Л.

Лицензирующий орган ведет реестр Л, куда заносятся данные о выданных, приостановленных, аннулированных Л и др.

Хочу обратить внимание читателя на то, что изложенный порядок лицензирования относится лишь к области охраны окружающей среды и на природопользование не распространяется. Лицензирование же природопользования, напомню, осуществляется по правилам и в порядке определенном природноресурсовым законодательством (ВК РФ, ФЗоЖМ, ЗоН РФ), о чем подробно будет сказано в курсе «Земельное право».

Здесь я считаю нужным заметить, что один и тот же вопрос о лицензировании в области экологии (экологическое лицензирование) рассматривается в четырех нормативно-правовых актах. При этом если вопрос о лицензировании в области охраны окружающей среды регулируется специализированным ФЗоЛ, то вопрос о лицензировании природопользования рассматривается в трех природноресурсовых законах (ВК РФ, ФЗоЖМ и ЗоН). В каждом из природноресурсовых законов он решается по-своему, образно говоря, варится в собственном соку, что признать нормальным никак нельзя.

Поэтому было бы целесообразно принять единый закон об экологическом лицензировании с общими понятиями, правилами и порядком лицензирования, который распространялся бы как на лицензирование в области охраны окружающей среды, так и на лицензирование в сфере природопользования. А в природноресурсовых законах были бы отражены дополнительно лишь особенности лицензирования применительно к отдельным природным ресурсам. Другой вариант: принять предлагаемый мной (гл. 2) ФЗ «Об основах правового регулирования экологических отношений» и включить в него главу об экологическом лицензировании.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.