Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовая охрана окружающей среды в городах

Англичане говорят, что бог создал деревню, а человек построил города. Конечно, сейчас человек не может обойтись без городов. Но они не обязательно должны быть большими и тем более – гигантскими. Это поняли давно те же англичане и начали строить города-сады с населением до 100 тыс. человек. В США можно встретить много городов с числом жителей в 20 тыс. человек типа Коломбии вблизи Вашингтона.

Широкие просторы России вполне позволяют и нам строить такие мини-города и тем самым если не избавиться, то преуменьшить проблему больших городов. Пока же существуют и большие города, и большие проблемы, связанные с ними, в том числе в области экологии.

Города – центры экономического развития и культуры. В них наиболее остро проявляются противоречия между ростом потребностей в ресурсах, товарах и услугах и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания. Потребляя основную часть невозобновимых ресурсов и «сбрасывая» в окружающую среду отходы своей деятельности, они практически исчерпали возможности самовосстановления природных систем.

По экспертным данным института Геоэкологии РАН, крайне высокой и высокой степенью техногенного загрязнения отличаются крупные многофункциональные города с приоритетом химического, нефтехимического, металлургического производства в Кемеровской, Мурманской, Новгородской, Тверской, Белгородской, Челябинской, Новосибирской и ряде других областей, Республиках Тыва и Саха, Красноярском крае.

Общая проблема крупных российских городов – накопление осадков станций очистки сточных вод. До сих пор коммунальные службы нередко выливают их прямо в пределах городских территорий или в ближайших пригородах. В результате в российских городах, в ближайших к ним регионах накопились сотни миллионов тонн этих «благовоний». Ими заняты многие тысячи гектар земли вокруг городов. Мы подарили природе колоссальные территории, залитые вредными отходами, с которыми бороться еще не научились.



Настоящим бичом для крупных городов стал автомобильный транспорт. В Москве, например, доля загрязнения окружающей среды автотранспортом составляет около 80,0 процента от общего количества источников загрязнения. Автомобильный транспорт в городе создает еще одну проблему – размещение личных автомобилей, которых с каждым годом становится все больше и больше.

Одним из больных вопросов для крупных городов является борьба с шумом. Уровень шума на магистральных улицах таких городов достигает 70–84 децибел. Такой шум помимо тугоухости может быть причиной нервных заболеваний, язвенной болезни, гипертонии, ухудшения зрения и даже кровообращения мозга, не говоря уже о нарушении сна. Притом шум, как и курение, действует постепенно и тем коварен. Перефразируя известную пословицу, уместно сказать: «Тишина – залог здоровья».

Неблагоприятная экологическая обстановка в городах оказывает отрицательное влияние прежде всего на здоровье человека. По данным института иммунологии Минздрава России только в Москве, например, обнаружено нарушение иммунной системы почти у одного миллиона жителей. Одна из главных причин – состояние окружающей среды города.

У людей, проживающих в экологически неблагоприятных местах крупных городов (вблизи химических заводов, целлюлозно-бумажных комбинатов и т.п.) врачи отмечают увеличение заболеваний костной ткани.

Города изменяют экологическую ситуацию не только внутри собственных границ, но и далеко за их пределами. Выбросы промышленных источников и транспорта распространяются на прилегающую территорию и являются причиной загрязнения сельскохозяйственной продукции, ухудшения состояния древостоя и снижения его фитонцидной роли. При этом зоны влияния городов простираются на десятки, а крупных промышленных агломераций – на сотни километров. Например, Московской – на 200, Тульской – на 120, Среднеуральской – на 300, Кемеровской – на 200 километров.

Охрана окружающей среды городов – задача сложная и многогранная, пути ее решения – разнообразны. Среди них важное место отводится праву.

Право[222] предъявляет экологические требования, прежде всего к проектированию, строительству и реконструкции городов и других поселений. Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.

С этой целью при планировании и застройке городских и сельских поселений должны приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности (п. 2 ст. 44 ФЗоООС).

На землях городов произрастает значительное количество растительности. Она обладает уникальной способностью защищать город и улучшать его экологическое состояние, не требуя больших затрат на содержание. Зелень поглощает токсичные вещества, пыль, тяжелые металлы, уменьшает микробную загрязненность, защищает от шума, создает горизонтальные потоки воздуха и тем самым проветривает город и т.п. Если коротко – растительность выполняет роль легких города. Поэтому охрана растительности в городах одновременно есть и охрана окружающей среды городов.

Растительность города делится на городские леса (леса, произрастающие в пределах городской черты) и иную растительность. Иная растительность объединяет в свою очередь два понятия: древесно-кустарниковая растительность (ДКР) и травянистая растительность. Она называется также «зеленые насаждения».

ДКР в городах произрастает в виде отдельных или групп деревьев и кустарников вдоль тротуаров и улиц, на территориях городских садов, парков и скверов и т.п.

Травянистую растительность представляют газоны, цветники и т.п.

В новом ФЗоООС ДКР и травянистая растительность получили общее название «зеленый фонд городских и сельских поселений». Зеленый фонд городов не представляет собой единую площадь, а состоит из зеленых зон, разбросанных по всему городу.

Зеленые зоны городов и других поселений имеют строгий охранительный режим. В этих зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает отрицательное влияние на растительность, препятствует осуществлению зелеными зонами функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения (п. 2 ст. 61 ФЗоООС).

Значительное внимание охране зеленого фонда поселений уделяют регионы. Например, в Алтайском крае принят специальный Закон (08.09.2003 г.) «Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений».[223] В нем определены основные положения, полномочия краевых и муниципальных органов власти в области охраны зеленых насаждений, а также конкретизированы меры запретительного характера.

На озелененных территориях, в частности, запрещается:

· повреждение или уничтожение зеленых насаждений;

· разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку;

· осуществлять проезд и стоянку автотранспортных средств и дорожной техники и т.п.;

· размещать различные грузы, в том числе строительные материалы;

· осуществлять ремонт, мойку автотранспортных средств, слив отходов, установка гаражей и тентов типа «ракушка»;

· совершать другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям.

Физические и юридические лица обязаны осуществлять компенсационное озеленение во всех случаях повреждения или уничтожения зеленого насаждения.

В городах и других поселениях произрастают и леса. По смыслу
ст. 61 ФЗоООС городские леса не входят в зеленый фонд, но они выполняют ту же роль, что и зеленый фонд. Поэтому также нуждаются в охране. Эти леса выполняют в основном защитные функции (санитарно-защитные, водоохранные и т.п.) и относятся к лесам первой группы.

Правовой режим городских лесов в общих чертах определен в
ст. 133 ЛК РФ. В этих лесах запрещается лесопользование, несовместимое с их назначением. Допускаются лишь рубки ухода, санитарные рубки, рубки реконструкции и обновления леса и прочие рубки (освобождение от леса площадки под запланированное строительство и т.п.). Подробнее о городских лесах будет сказано в курсе «Земельное право».

Городской воздух сильно загрязняется вредными выбросами промышленных и коммунальных предприятий и нуждается в охране. Такая охрана осуществляется, но об этом будет сказано в разделе «Воздухоохранное право» курса «Земельное право».

Здесь же будет уместно осветить вопрос о санитарно-защитных зонах предприятий, которые призваны смягчить влияние вредных промышленных выбросов на жилые зоны. В зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсичных и иных вредных веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом мер, принимаемых по уменьшению вредного влияния на здоровье человека и окружающую среду, санитарно-защитные зоны предприятий должны иметь минимальную ширину:

· предприятия первого класса опасности – 1000 м;

· предприятия второго класса – 500 м;

· предприятия третьего класса – 300 м;

· предприятия четвертого класса – 100 м;

· предприятия пятого класса – 50 м.

На территории санитарно-защитных зон (СЗЗ) устанавливается запретительно-разрешительный режим. В границах СЗЗ и на территориях промплощадок запрещается размещать предприятия пищевой промышленности, склады готовой продукции, предприятия по производству воды и напитков для питьевых целей и т.п.

В пределах СЗЗ не допускается размещение спортивных сооружений, парков, образовательных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования.

Чтобы уменьшить вредное влияние предприятий на окружающую среду, определенная площадь СЗЗ должна быть озеленена. СЗЗ предприятий первого класса опасности должна быть озеленена на 60%, второго и третьего классов – на 50% и четвертого и пятого классов – на 40%.

Такие требования к СЗЗ предприятий определены в санитарных правилах «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных МЗ РФ 17.05.2001 года.[224]

В крупных городах проводятся мероприятия по борьбе с транспортным шумом. Они включаются в генеральные планы развития городов, проекты строительства новых жилых районов и реконструкции населенных мест. При этом рекомендуется городские улицы делать широкими, дома располагать от тротуаров на расстоянии 15–20 м, а расстояние между тротуарами и проезжей частью занять зелеными насаждениями.

В некоторых городах строят шумозащитные дома, используют тройное остекление окон, уже повсеместно используются пластиковые окна и т.д.

Разрабатываются стандарты допустимого уровня шума от различных источников. Так, в районах жилой застройки авиационный шум с 7 до 23 часов не должен превышать 85 децибел, а с 23 до 7 часов – 75 децибел.

Есть надежда, что основной вред окружающей среде, причиняемый автотранспортом, в ближайшие годы будет снижен. Дело в том, что Правительством одобрена (16.07.2002 г.) Концепция развития автомобильной промышленности России до 2010 года.[225] Предполагается значительно снизить выбросы загрязняющих веществ автотранспорта за счет совершенствования наиболее вредных технологических процессов, замены устаревшего оборудования, средств доставки и утилизации отработавших технологических материалов.

Снижению негативного влияния автотранспорта на окружающую среду будет способствовать расширение применения альтернативных видов топлива, к которым в первую очередь относятся природный газ и спиртовое топливо, а также использование водорода и химических источников энергии для электромобилей.

Планируется поэтапно до 2004, 2008, 2010 годов организовать выпуск автомобилей, соответствующих европейским нормам Евро-2, Евро-3 и Евро-4. К концу третьего этапа предполагается осуществить переход на электронное управление работы двигателя и автомобиля в целом, что значительно должно снизить шум и загрязнение от автотранспорта.

Будем надеяться!

А пока в более или менее крупных городах «глубоко не дыши».

Одной из мер охраны окружающей среды городских поселений является выделение вокруг них пригородных зеленых зон, в том числе лесопарковых защитных поясов как территорий, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции. Но о правовом режиме этих зон будет сказано в курсе «Земельное право».

Содержанием понятия «Охрана окружающей среды в городах» охватываются также, как я полагаю, охрана в городах атмосферного воздуха и воды, проблемы отходов и состояние земель. Но здесь мы не будем затрагивать их, а ограничимся лишь упоминанием, так как о них будет сказано подробно в соответствующем месте настоящего курса и курса «Земельное право».

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.