Практические занятия (семинары) Управление организацией (предприятием)
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Управление организацией (предприятием)» являются – приобретение обучающимися знаний в области теории и методологии управления организацией как системы экономических, организационных и правовых отношений в рамках предпринимательских единиц.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- использовать отечественный и зарубежный опыт управления организацией;
- выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- определять тенденции развития предприятия.
В процессе обучения студент должен ознакомиться с организационными структурами управления, административными функциями и современными технологиями управления, овладеть основными методами принятия управленческих решений, уметь применять на практике различные способы и методы воздействия на персонал.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ
Дисциплина «Управление организацией (предприятием)» относится к базовой части блока профессиональных дисциплин (С3.10) и основывается на знаниях, полученных в результате освоения дисциплины «Экономическая теория», в процессе изучения которой должны быть получены базовые знания о сущности основных экономических понятий и принципах функционирования рыночной экономики и организации в ней.
Дисциплина «Менеджмент малых предприятий сферы сервиса» имеет взаимосвязь со следующими дисциплинами: «Экономика предприятия», «Аудит», «Оценка рисков».
Программа дисциплины «Управление предприятием (организацией)» предназначена для студентов специальности 080100.65 «Экономическая безопасность».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-6способность соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению
· Знать:
- специальную терминологию и лексику данной дисциплины
- нормативно-правовое регулирование субъектов предпринимательства;
- основы гражданского законодательства, регулирующего деятельность предприятий в РФ;
· Уметь:
- Выявлять, формулировать и обосновывать управленческие решения в соответствии с требованиями законодательства РФ;
· Владеть:
- навыками составления основных организационно-распорядительных документов, определяющих деятельность предприятия;
ПК9- способность выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности
· Знать:
- специальную терминологию и лексику данной дисциплины;
- законы и принципы организации
- теоретические основы управления организацией;
- принципы организации деятельности предприятия
- субъектов предпринимательства, их организационно-правовые формы, структуру;
- производственно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности;
- основы оценки и управления предпринимательскими рисками;
· Уметь:
- выявлять, формулировать и обосновывать управленческие решения в соответствии и теорией управления, законами развития систем, принципами научной организации труда;
· Владеть:
- навыками анализа деловых ситуаций и формирования эффективных управленческих решений;
ПК-45 – способность планировать и организовывать служебную деятельность подчиненных, осуществлять контроль и учет ее результатов
· Знать:
- специальную терминологию и лексику данной дисциплины (ОК-6)
- правила формирования приказов и распоряжений;
- теорию мотивации и лидерства
- правила организации и координации работ, научной организации труда, управления коммуникациями
- теорию управления изменениями;
· Уметь:
- распределить работу между исполнителями и планировать выполнение работ в целом,
- сформировать организационно-распорядительную документацию, необходимую для выполнения работ;
- сформировать структуру управления;
- выбрать наиболее эффективные методы мотивации персонала
· Владеть:
- Навыками управления командой;
3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:
В результате изучения дисциплины «Управление организацией» студент должен
· Знать:
- специальную терминологию и лексику данной дисциплины
- основные законы и принципы организации
- теоретические основы управления организацией;
- субъектов предпринимательства, их организационно-правовые формы, структуру;
- нормативно-правовое регулирование субъектов предпринимательства;
- производственно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности;
- основы гражданского законодательства, регулирующего деятельность предприятий в РФ;
- основы оценки и управления предпринимательскими рисками;
- принципы организации производственной и хозяйственной деятельности предприятия;
- структуру производственных процессов;
· Уметь:
- использовать специальную лексику дисциплины;
- выявлять, формулировать и обосновывать управленческие решения;
- создавать предпринимательские единицы и организовывать их деятельность;
- анализировать организационные системы с позиций теории организации;
- распределить работу между исполнителями и планировать выполнение работ в целом,
- выбрать наиболее эффективные методы мотивации персонала
· Владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории управления предприятиями.
- навыками анализа деловых ситуаций и формирования эффективных управленческих решений;
- навыками управления командой;
- навыками самостоятельной подготовки учредительных и нормативных документов регламентирующих деятельность предприятий;
- навыками самостоятельного анализа предпринимательских рисков;
- навыками разработки принципов эффективной организации на основе системного подхода;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
4.1. Структура преподавания дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Управление предприятием (организацией)» составляет 2 зачетных единицы или 72 часа.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
Для разных форм обучения
№ п/п
| Наименование раздела и темы
| Семестр
| Всего часов
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)*
| лекции
| лаб. раб.
| пр. зан.
| сем. зан.
| сам. раб.
|
| Организация как социально-экономическая система
|
|
|
|
|
|
|
| Тест, опрос
|
| Управление: сущность, принципы, функции и методы
|
|
|
|
|
|
|
| Тест, опрос
|
| Основы организации деятельности предприятия
|
|
|
|
|
|
|
| Тест, опрос
|
| Власть и руководство организацией
|
|
|
|
|
|
|
| Тест, опрос
|
| Экономическая эффективность управления
|
|
|
|
|
|
|
| Тест, опрос
|
| Заключительное занятие
|
|
|
|
|
|
|
| итоговое тестирование,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тест, опрос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тест, опрос
| Итого:
|
|
| -
|
| -
|
| -
|
| Формы итогового контроля:
| Курс. работа (проект)
| Контр. работа
| Зачет
| Экзамен
|
|
|
| Семестры:
| -
| -
|
| -
|
|
|
| Для заочной формы обучения
|
|
|
| Всего:
| 2,3
|
|
|
|
|
|
|
|
| Формы итогового контроля:
| Курс. работа (проект)
| Контр. работа
| Зачет
| Экзамен
|
|
|
| Семестры:
| -
|
|
| -
|
|
|
4.2. Содержание дисциплины
4.2.1. Содержание разделов/тем дисциплины
№ п/п
| Наименование темы
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения (знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии**
| 1.
| Организация как социально-экономическая система
| ПК-50
| · Знать:
- специальную терминологию и лексику данного раздела;
- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации;
- основные организационно-правовые формы организации;
- законы и принципы организации;
- основные методы государственного регулирования деятельности организации
- составляющие корпоративной культуры организации
· Уметь:
- самостоятельно использовать теоретические знания в процессе последующего обучения;
- выбирать организационно-правовую форму при создании предприятия;
- оценивать последствия нарушений законодательства, регламентирующего деятельность организаций;
- описывать организационную культуру предприятия
· Владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории управления предприятиями
- навыками использования нормативно-законодательной базы для принятия управленческих решений;
| Лекция – обсуждение теоретических вопросов и
проблем.
Семинар –дискуссия с с изучением Гражданского Кодекса и Законов РФ.
| 2.
| Управление: сущность, принципы, функции и методы
| ПК-29
| · Знать:
- специальную терминологию и лексику данного раздела;
- теоретические основы управления организацией;
- нормативно-правовое регулирование субъектов предпринимательства;
- производственно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности;
· Уметь:
- самостоятельно использовать теоретические знания в процессе последующего обучения;
- использовать специальную лексику дисциплины;
- выявлять, формулировать и обосновывать управленческие решения;
- анализировать организационные системы с позиций теории организации;
- распределить работу между исполнителями и планировать выполнение работ в целом,
· Владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории управления предприятиями.
- навыками анализа деловых ситуаций и формирования эффективных управленческих решений;
- навыками разработки принципов эффективной организации на основе системного подхода;
| Лекция-беседа
Семинар – дискуссия, разбор конкретных ситуаций
| 3.
| Основы организации деятельности предприятия
| ПК-30
| · Знать:
- специальную терминологию и лексику данного раздела;
- теоретические основы управления организацией;
- нормативно-правовое регулирование субъектов предпринимательства;
- производственно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности;
- принципы организации производственной и хозяйственной деятельности предприятия;
- структуру производственных процессов;
· Уметь:
- самостоятельно использовать теоретические знания в процессе последующего обучения;
- использовать специальную лексику дисциплины;
- выявлять, формулировать и обосновывать управленческие решения;
- анализировать организационные системы с позиций теории организации;
- распределить работу между исполнителями и планировать выполнение работ в целом,
· Владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории управления предприятиями.
- навыками анализа деловых ситуаций и формирования эффективных управленческих решений;
- навыками разработки принципов эффективной организации на основе системного подхода;
| Лекция с использованием метода анализа конкретных ситуаций
Решение практических задач, кейсов, интеллектуальный футбол
| 4.
| Власть и руководство организацией
| ПК-13
| · Знать:
- специальную терминологию и лексику данного раздела;
- основные законы и принципы организации
- теоретические основы управления организацией;
- нормативно-правовое регулирование субъектов предпринимательства;
- производственно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности;
- основы гражданского законодательства, регулирующего деятельность предприятий в РФ;
· Уметь:
- самостоятельно использовать теоретические знания в процессе последующего обучения;
- использовать специальную лексику дисциплины;
- выявлять, формулировать и обосновывать управленческие решения;
- анализировать организационные системы с позиций теории организации;
- распределить работу между исполнителями и планировать выполнение работ в целом,
- выбрать наиболее эффективные методы мотивации персонала
· Владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории управления предприятиями.
- навыками анализа деловых ситуаций и формирования эффективных управленческих решений;
- навыками управления командой;
- навыками разработки принципов эффективной организации на основе системного подхода;
| Лекция-беседа
Семинар – -дискуссия с обсуждением деловых ситуаций
| 5.
| Экономическая эффективность управления
| ПК-48
| · Знать:
- специальную терминологию и лексику данного раздела;
- основные законы и принципы организации
- теоретические основы эффективного управления организацией;
- нормативно-правовое регулирование субъектов предпринимательства;
- производственно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности;
- основы оценки и управления предпринимательскими рисками;
· Уметь:
- самостоятельно использовать теоретические знания в процессе последующего обучения;
- использовать специальную лексику дисциплины;
- выявлять, формулировать и обосновывать управленческие решения;
- анализировать организационные системы с позиций теории организации;
- распределить работу между исполнителями и планировать выполнение работ в целом,
- выбрать наиболее эффективные методы мотивации персонала
· Владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории управления предприятиями.
- навыками анализа деловых ситуаций и формирования эффективных управленческих решений;
- навыками самостоятельной подготовки учредительных и нормативных документов регламентирующих деятельность предприятий;
- навыками самостоятельного анализа предпринимательских рисков;
- навыками разработки принципов эффективной организации на основе системного подхода;
| Лекция с использованием метода анализа конкретных ситуаций
Решение практических задач
|
| Заключительное занятие
|
| · Знать:
- специальную терминологию и лексику данного раздела;
- основные законы и принципы организации
- теоретические основы управления организацией;
- субъектов предпринимательства, их организационно-правовые формы, структуру;
- нормативно-правовое регулирование субъектов предпринимательства;
- производственно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности;
- основы гражданского законодательства, регулирующего деятельность предприятий в РФ;
- основы оценки и управления предпринимательскими рисками;
- принципы организации производственной и хозяйственной деятельности предприятия;
- структуру производственных процессов;
· Уметь:
- самостоятельно использовать теоретические знания в процессе последующего обучения;
- использовать специальную лексику дисциплины;
- выявлять, формулировать и обосновывать управленческие решения;
- создавать предпринимательские единицы и организовывать их деятельность;
- анализировать организационные системы с позиций теории организации;
- распределить работу между исполнителями и планировать выполнение работ в целом,
- выбрать наиболее эффективные методы мотивации персонала
· Владеть:
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории управления предприятиями.
- навыками анализа деловых ситуаций и формирования эффективных управленческих решений;
- навыками управления командой;
- навыками самостоятельной подготовки учредительных и нормативных документов регламентирующих деятельность предприятий;
- навыками самостоятельного анализа предпринимательских рисков;
навыками разработки принципов эффективной организации на основе системного подхода;
| Тестирование
| Тема 1 Организация как социально-экономическая система
Понятие о предприятии и организации. Системный анализ как методология изучения теории управления предприятием. Понятие системы, ее характеристики. Организация как объект, субъект и процесс. Факторы прямого и косвенного воздействия. Законы организации. Жизненный цикл организации. Внешняя и внутренняя среда организации. Организационная культура. Имидж организации
Организация как субъект и объект предпринимательской деятельности: Предпринимательство: понятие, цели, задачи, сфера предпринимательства. Основные документы, регламентирующие деятельность предприятий в РФ. Принципы и формы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы и формы собственности, определяющие характер и степень суверенности управленческого процесса. Основные формы правого статуса предпринимателя. Структура и задачи основных документов предприятия: устав, положение, регламент, инструкция, правила, расписание и договор. Предпринимательские права и обязанности предприятия. Организационные вопросы учреждения предприятия. Механизм регистрации фирмы. Методы и особенности смены форм собственности, реорганизации, ликвидации. Лицензирование и аккредитация отдельных видов деятельности. Виды сертификации товаров и услуг
Методы государственного регулирования деятельности предприятий. Методы административного и экономического воздействия. Общая система налогообложения и специальные налоговые режимы. Система поддержки малого предпринимательства. Региональные и отраслевые аспекты ведения предпринимательской деятельности.
Организация как социальная система. Корпоративная культура. Имидж организации.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации в текущей редакции
2. Налоговый кодекс РФ в текущей редакции
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" (ОБ АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ – в текущей редакции
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ" (ОБ ООО) от 08.02.1998 N 14-ФЗ – в текущей редакции
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» от 08.07.2006 № 135-ФЗ – в текущей редакции
6. Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Интернет-ресурсы:
7. Электронная библиотека предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.rcsme.ru/lib.asp – Заглавие с экрана. – На рус. яз.
8. Сайт справочно-правовой системы «Кодекс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/manage/page/ - Заглавие с экрана. – На рус. яз.
9. Налоговое законодательство России – Режим доступа: http://www.nalog.ru/ - Заглавие с экрана. – На рус. яз.
10. Юридическая Россия . Федеральный правовой портал – Режим доступа: http://law.edu.ru/ - - Заглавие с экрана. – На рус. яз
Тема 2. Управление: сущность, принципы, функции и методы
Сущность управления. Принципы и функции управления. Общие функции управления. Специальные и частные функции управления. Сущность и классификация методов управления. Экономические методы управления. Организационно-распорядительные методы управления. Социально-психологические методы управления. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации. Механизмы менеджмента: средства и методы управления
Логика и логическая схема управления. Сущность и виды управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений. Диверсификация менеджмента, Типология и выбор альтернатив эффективного управления. Методы оптимизации управленческих решений
Понятие организационного проектирования. Основные этапы проектирования организационных структур. Механистический и органический подходы к проектированию организационных структур. Основная характеристика и значение типов организационных структур.
Технология процесса управления: постановка цели, анализ, прогнозирование и планирование, организация и координация, контроль и учет, регулирование. Разработка стратегии развития предприятия: определение и виды предпринимательской стратегии. Формирование и реализация стратегии предприятия. Стратегические и тактические задачи формирования потенциала предприятия: понятие потенциала предприятия, показатели, его характеризующие, экстенсивные и интенсивные факторы экономического развития предприятия.
Литература:
1. Основы менеджмента. Учебник для ВУЗов/под ред. А.И.Афонина – СПб: Питер, 2007- 528 с.
2. Райсберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. Учебник – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999-784 с
3. Менеджмент : учебник / Б.З. Зельдович. - Изд.2-е, стер. - Москва : Экзамен, 2009. - 575 с.
4. Менеджмент : учебник : для студентов вузов,обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / В.Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2009 [т.е. 2008]. -502 с.
5. Проблемы управления : журнал
6. Российский журнал менеджмента : журнал
7. Современное управление : журнал
Интернет-ресурсы:
8. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/ – Заглавие с экрана. – На рус. яз.
Тема 3. Основы организации деятельности предприятия
Научные основы организации производства: система категорий, основные элементы и принципы эффективной организации производства.
Производственная структура предприятия: характеристика элементов производственной структуры предприятия, рабочее место, функциональные подразделения предприятия, инфраструктура предприятия (организация вспомогательных и обслуживающих хозяйств), факторы, влияющие на формирование структуры предприятия. Управление и проектирование рациональным разделением труда. Характеристика кооперации и специализации, их формы. Процесс организации планировки и обслуживания рабочих мест с надлежащим учетом условий труда (исследования, осуществления мер по совершенствованию), предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
Организация производственных процессов во времени и пространстве. Основные принципы рациональной организации производственных процессов (специализация производственных систем, концентрация производства, комбинирование и кооперация производства, пропорциональность, параллельность, непрерывность, прямоточность, ритмичность). Типы производственных процессов и их технико-экономическая характеристика
Процессы производства продукции и оказания услуги и их элементы. Производственный цикл и его составные части, длительность производственного цикла. Виды движения предметов труда в процессе оказания услуг и их влияние на длительность производственного цикла.
Организационные типы производства: единичный, серийный, массовый, их особенности и методы идентификации. Методы организации производства продукции и услуг, способы их обоснования и их связь с типами производства
Понятие о производственной инфраструктуре как комплексе вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств по обеспечению бесперебойной работы на предприятии. Основные направления совершенствования организации производственной инфраструктуры.
Основные задачи, структура и функции материально-технического обеспечения на предприятии. Состав, задачи и принципы организации складского хозяйства. Управление производственными запасами. Логистический подход к управлению материальными потоками. Организация снабженческо-сбытовой деятельности: использование котировок, тендеров, аукционов
Организация договорных отношений: контракты, типовые договора на обслуживание, существенные условия договоров. Виды договоров по предмету соглашения сторон. Их краткая характеристика. Виды сделок – факторинг, комиссия, бытовой подряд
Организация расчетно-кассового обслуживания: наличные и безналичные расчеты, работа с банком, регистрация и обслуживание контрольно-кассовой техники, работа с подотчетными лицами, дебиторами и кредиторами
Организация внешнеэкономической деятельности: виды и правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности, основные процессы осуществления таможенного регулирования
Литература:
1. Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандера. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Операционный (производственный) менеджмент :учебное пособие : для студентов высших учебныхзаведений по специальности "Менеджмент организации" и направлению "Менеджмент" / А.Н. Стерлигова, А.В. Фель. - Москва : Инфра-М, 2009. -185, [1] с.
3. Производственный менеджмент (организация производства) на предприятии : [учебное пособие для вузов] / А.И. Балашов. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2009. - 159 с.
4. Внешнеэкономическая деятельность : учебник : [ для студентов, обучающихся по специальности 060600 (080102) "Мировая экономика"] / В.В. Покровская. - Москва : Экономистъ, 2009. - 671 с.
5. Внешнеэкономическая деятельность / И. С. Алексеев ; Изд.-торг. корпорация "Дашков и Кш". - Москва : Дашков и Кш, 2010 (т.е. 2009). - 302 с.
Интернет-ресурсы:
6. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/ – Заглавие с экрана. – На рус. яз.
7. Сайт справочно-правовой системы «Кодекс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/manage/page/ - Заглавие с экрана. – На рус. яз.
Тема 4. Власть и руководство организацией
Функции и качества руководителей. Основные типы руководителей. Власть, партнерство, авторитет, лидерство. Формальное и неформальное управление. Концепции лидерства. Основные типы подчиненных. Мотивы человеческой деятельности. Мотивационный механизм. Экономические и неэкономические способы стимулирования Содержательные концепции мотивации. Процессный подход к мотивации
Роль и значение коммуникаций в жизнедеятельности организации. Коммуникации как явление. Коммуникационный процесс. Направления коммуникаций. Типы коммуникаций
Порядок оформления устных и письменных решений: резолюция, приказ, указание и протокол.
Характеристика основных видов организационных изменений. Управление процессами сопротивления организационными изменениями Литература:
Литература:
1. Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандера. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Менеджмент : учебник / Б.З. Зельдович. - Изд.2-е, стер. - Москва : Экзамен, 2009. - 575 с.
3. Менеджмент : учебник : для студентов вузов,обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / В.Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2009 [т.е. 2008]. -502 с.
4. Организационное поведение : учебник : по специальности "Управление персоналом" / К.Э. Оксинойд. - Москва : Кнорус, 2009. - 471, [1] с.
5. Управление персоналом современной организации :учебное пособие / О. С. Орлова ; Московская академия экономики и права. - Москва : ЭКЗАМЕН, 2009 [т. е. 2008]. - 285с.
6. Организационное поведение : (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) :
7. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям " Менеджмент организации", "Управление персоналом", "Муниципальное и государственное управление" / С. Д. Резник, И.А. Игошина ; под общ. ред. д.э.н., проф. С.Д. Резника ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Пенз. гос. ун-т архитектуры и стр-ва. - Москва : ИНФРА- М, 2009. - 255, [1] с.
8. Мотивация трудовой деятельности персонала : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям " Управление персоналом", "Организационное поведение", "Мотивация персонала" / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 312 с.
9. Проблемы управления : журнал
10. Российский журнал менеджмента : журнал
11. Современное управление : журнал
Интернет-ресурсы:
12. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/ – Заглавие с экрана. – На рус. яз.
13. Сайт справочно-правовой системы «Кодекс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/manage/page/ - Заглавие с экрана. – На рус. яз.
Тема 5. Экономическая эффективность управления
Сущность понятий эффект и эффективность.
Эффективное управление – сущность, факторы, влияющие на ее уровень. Ресурсы и качество управления. Система информационного обеспечения управления.
Показатели, характеризующие результаты и затраты, эффективность операционной деятельности организации и отдельных видов ресурсов. Понятие о коммерческой и экономической эффективности инвестиций. Выявление внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность предприятия в условиях рынка
Влияние предпринимательских рисков на эффективность управления. Типы и виды рисков предпринимательской деятельности, их оценка. Основные сспособы и методы управления рисками.
Ущерб и упущенная выгода – порядок выявления, оценки, возмещения, компенсация морального вреда
Литература:
1. Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандера. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
2. Райсберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. Учебник – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999-784 с
Интернет-ресурсы:
3. Электронная библиотека предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.rcsme.ru/lib.asp – Заглавие с экрана. – На рус. яз.
4. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/ – Заглавие с экрана. – На рус. яз.
5. Сайт справочно-правовой системы «Кодекс» [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/manage/page/ - Заглавие с экрана. – На рус. яз.
Лабораторный практикум
Лабораторный практикум по дисциплине «Управление организацией (предприятием)» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.
Практические занятия (семинары)
№ п/п
| № темы
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
|
|
| Семинар-дискуссия: организационно-правовые формы ведения бизнеса в РФ
|
|
|
| Семинар –дискуссия по методам и формам управления
|
|
|
| Решение кейс-заданий на формирование организационных структур
|
|
|
| Решение практических задач на расчет потребности в рабочих местах, оценке длительности производственного цикла
|
|
|
| Разбор кейсов на формирование организационно-распорядительной документации для персонала
|
|
|
| Интеллектуальный футбол по первой части курса
|
|
|
| Семинар-дискуссия; методы мотивации персонала и управление командой
|
|
|
| Практическое занятие: решение задач и разбор практических ситуаций по поиску и оценке эффективности управленческих решений
|
|
|
| Итоговое тестирование по курсу
|
| 4.2.4. Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Экономика предприятия
| +
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| 2.
| Аудит
| +
|
| +
|
| +
|
|
|
|
| 3.
| Оценка рисков
|
|
| +
|
| +
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.
По дисциплине «Управление предприятием (организацией)» удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (обсуждение современных научных знаний, деловые игры, семинар-дискуссия с обсуждением выполнения самостоятельных заданий, выполнение групповых заданий: ситуационных задач с элементами дискуссии) составляет 44%. Занятия лекционного типа составляют 50% аудиторных занятий.
Показатель
| Требования ФГОС, %
| Фактически, %
| 1. Удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги), %
| Не менее 30%
|
(16:36)х100=44%
| 2. Удельный вес занятий лекционного типа, %
| Не более 40%
| (18:36)х100=50%
|
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
|