Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3 Конкурентные отношения на российском рынке

Одной из основных категорий рыночных отношений является конкуренция.Для ее поддержки государство предусматривает комплекс различных правовых средств: запрещение монополис­тической деятельности и недобросовестной конкуренции, созда­ние условий для рыночной состязательности и т.д.

Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях со­перничества за максимизацию личной выгоды. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением.

Конкуренцияхарактеризуется как «столкновение», «состязание» между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

Конкуренция - тонкий, гибкий меха­низм. Наибольшие трудности испытыва­ют неэффективные предприятия, производители некачественной про­дукции устаревшего ассортимента. Напротив, сильные фирмы могут даже в трудное (кризисное) время процветать, поскольку к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурен­тами.

Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это удовлетворение определенной потребности.

Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги либо товары-заменители (субституты). Широкое понимание приводит к увеличению числа кон­курентов.

Объектом конкуренции является потребитель (покупатель), и в этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решаю­щее слово на рынке. Именно это разделение «предмета» и «объекта» показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздей­ствия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) — с другой, а значит, существуют различные методы и приемы конкурен­тной борьбы, и различное их влияние.



Основная функция конку­ренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуля­торов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента на капи­тал и др.

Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает фирма (предприятие). Ре­шения и поведение в бизнесе направляется конкуренцией и рыноч­ными условиями. Деятельность фирмы описывается как реакция на конкуренцию и условия спроса — предложения то есть, как реакция ил силы, которые находятся за пределами ее контроля или влияния.

В сфере бизнеса существуют две формы конку­ренции: добросовестная и недобросовестная.

При добросовестной конкуренциистремятся к получению максимальной прибыли путем создания лучших товаров и ока­зания более качественных услуг, т.е. это оправданная борьба цен и качества. Для достижения своих целей фирмы предпринимают активные действия: постоянно совершенствуют стратегию и так­тику деятельности, автоматизируют производство, улучшают структуру управления, реализуют программы по активному во­влечению работников в управление, увязывают размер оплаты с эффективностью труда, улучшают качество выпускаемой про­дукции и т.д.

Сферы предпринимательской деятельности, в которых хозяй­ствующие субъекты могут осуществлять конкурентные действия, определяются достаточно широко и сводятся в основном к товар­ным и финансовым рынкам (включая рынок ценных бумаг).

Наличие различных форм и видов конкуренции заставляет предприятия тщательно изучать своего соперника на рынке. Прежде всего необходимо постоянно следить за рекламной кам­панией, которую проводит конкурент, какими средствами рек­ламы пользуется, каков примерный размер рекламных средств, проводить систематическое исследование всей первичной и вто­ричной информации, касающейся ближайших конкурентов.

Собранный материал о каждом конкуренте подвергается тща­тельному анализу, и тут же принимается решение о выработке адекватной стратегии конкурентной борьбы. Она может выра­жать наступательные или защитные действия предприятия, на­правленные на занятие прочной позиции на рынке.

Недобросовестная конкуренция. Современная практика показывает, что многие фирмы допол­няют добросовестную конкуренцию недобросовестным проти­воборством,причем доля последней все более возрастает и становится реальностью современного российского бизнеса.

На этой фазе отношений применяются самые различные меры с целью нанесения конкуренту значительного материального ущерба вплоть до захвата и убийства сотрудников, взрывов и поджогов складов, служебных помещений и т.п. Имеются много­численные примеры таких действий как за рубежом, так и в России.

В осуществлении актов недобросовестной конкуренции актив­но участвуют недобросовестные чиновники.

При недобросовестной конкуренции в конкурентной борьбе широко применяют методы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил.

К ним относятся:

- продажа по ценам ниже себестоимости с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка;

- установление контроля над деятельностью конкурента для прекращения его деятельности;

- злоупотребление господствующим положением на рынке (например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки);

- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

- тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;

- ложная информация и реклама, вводящая покупателей в заблуждение и т.п.

Торговые предприятия и фирмы конкурируют за счет контра­бандного ввоза продукции из-за рубежа, беспошлинного ввоза за счет фирм, освобожденных от таможенных сборов.

К конкретным проявлениям наиболее уродливых форм кон­курентной борьбы в России относятся:

- закупки на самых дешевых мировых рынках бросовых товаров и ввоз их в страну. Это одежда и обувь кустарного производства из КНР, Малайзии, других развивающихся стран с маркой «Сделано в США»; некачественные продукты питания из Европы с истекшими сроками хранения; совместное производство в России продукции низкого качества с этикетками США, Германии, Франции и т.д.;

- захват под свой контроль колхозных рынков и торговых мест, изгнание с рынка конкурентов;

- скупка с помощью коррупированных чиновников государственной недвижимости по бросовым ценам для последующей перепродажи.

В недобросовестной конкурентной борьбе широко использу­ются различные методы:

- получение налоговых и иных льгот;

- коррупция;

- использование запрещенных методов сбора информации;

- дезинформация;

- использование криминальных методов борьбы;

- работа через подставные фирмы, имеющие различные льготы.

Основными формами недобросовестной конкуренции явля­ются:

1. Экономическое подавление:

- срыв сделок и иных соглашений;

- парализация деятельности фирм с использованием полномочий государственных органов, в том числе протекционистские барьеры на государственном уровне, монополис­тическое давление;

- подрыв репутации конкурента: распространение ложных сведений, дискредитация фирмы, ее продукции, торговой деятельности, ложная реклама;

- нарушение прав конкурентов: незаконное использование марки товаров конкурента, воспроизводство его продукции худшего качества, раскрытие его секретов производства и торговли;

- дезорганизация производства конкурентов: сманивание специалистов, демпинг;

- шантаж, компрометация руководителей и сотрудников фирмы.

2. Физическое подавление:

- ограбления и нападения на офисы, складские помещения, грузы;

- угрозы физической расправы над руководителями фирмы;

- заказные убийства руководителей фирм и захват заложни­ков.

3. Промышленный шпионаж:

- подкуп сотрудников фирм с целью сбора информации;

- копирование программных продуктов;

- продажа документации, разработок;

- подслушивание телефонных разговоров и переговоров в помещениях.

В условиях недобросовестной конкурентной борьбы преступ­ные посягательства во многом касаются материальных ценнос­тей,которыми располагает предприниматель. Это производимая продукция, помещения (в том числе и жилые), здания и другие ресурсы. Они проявляются в виде:

- ознакомления с конструкцией, дизайном, исполнением;

- подделки продукции;

- похищения;

- промышленного шпионажа;

- мошенничества;

- уничтожения различными путями (взрывы, поджоги, обстрелы и др.).

Работа по обеспечению безопасной деятельности экономичес­кой структуры в условиях конкурентной борьбы представляет собой деятельность по выявлению возможных конкретных угроз, их предупреждению и устранению или минимизации путем со­ответствующего юридического оформления и технологической реализации отдельных мероприятий. Сюда входят:

- юридический и финансово-экономический анализ планируемой коммерческой операции;

- анализ объективных возможностей партнеров и участников сделки (платежеспособность, правоспособность и т.п.);

- субъективные характеристики партнеров и участников (ве­роятность обмана, профессиональная грамотность и т.п.);

- выявление связей предполагаемых партнеров с криминальными структурами;

- определение форм и способов защиты используемых средств и имущества (технология перемещения средств и товаров, возможность и оформление залога и т.п.);

- определение форм и способов контроля над отдельными сторонами сделки на всех ее этапах;

- противодействие неспровоцированным попыткам нанесения ущерба от сторонних юридических и физических лиц.

Существенное влияние на эффективность конкурентной борь­бы в предпринимательской деятельности оказывают средства массовой информации.Практика делового мира свидетельству­ет о том, что ущерб может нанести не только критическое выступление журналиста. Потерями оборачивается и отсутствие необходимых публикаций. Неумение анализировать обнародованную информацию тоже обрекает на потери, приносит вред.

При рассмотрении урона, наносимого вследствие выступле­ний прессы, можно выделить ряд возможностей:

-опубликование недостоверного, неточного сообщения, извращающего факты;

- публикация сообщения, достоверного по фактам, но даю­щего ошибочную их интерпретацию;

- публикация достоверного материала, содержащего в себе критическую оценку деятельности или личности предпри­нимателя;

- публикование сообщения, преждевременно обнародовавше­го те или иные сведения из жизни фирмы или намерения предпринимателя;

- публикация устаревших сведений;

- опубликование сообщения, разглашающего коммерческую тайну.

Все эти обстоятельства неизбежно грозят негативными для предпринимателя последствиями. Однако наиболее опасна для делового мира вторая ситуация, когда пресса выступает с мате­риалами, которые достаточно точно отражают некоторые факты, но вследствие разных причин дают им неточную оценку и ориентируют на ошибочные, нежелательные выводы.

Ситуация драматизируется тем, что газетные и журнальные публикации часто воспринимаются властными структурами как проявление общественного мнения и нередко становятся толчком к принятию ими непродуманных решений, которые крайне па­губно сказываются на жизни делового мира.

В целом в условиях реально существующей на рынке конку­ренции важнейшее значение имеет переход от имеющих место хаотичных, недальновидных действий предпринимателей к сба­лансированной деятельности участников рынка, стабилизирую­щей прогрессивные тенденции в экономике государства. Это требует познания законов рынка в их взаимодействии со струк­турами бизнеса, выявления причинно-следственных и других форм связей в экономических процессах, определения тенденций их развития, что невозможно без экономического анализа.

При рыночных отношениях задачи анализа становятся осно­вополагающими, так как конкуренция принуждает предприни­мателей активнее изучать самую разнообразную информацию для предотвращения возможных ошибок при совершении риско­ванных хозяйственных операций.

Несмотря на то, что конкурентные действия выступают в качестве особых методов осуществления предпринимательской деятельности, их не следует отождествлять с последней. Пред­принимательская деятельность не всегда предполагает наличие конкуренции.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.