Рекомендации к организации и проведению деятельности общения с дошкольниками Памятка 18
№1 Методические рекомендации к практике по общению
- Изучение социального статуса ребенка в группе сверстников
(см. таблицу 1);
- Проведение индивидуальной беседы с целью изучения взаимоотношений дошкольников. (Приложение№1)
- Психологические игровые упражнения с подгруппой детей (выбор игр по желанию в Приложении № 3)
Материал на 3 детей.
Беседа с ребенком старшего дошкольного возраста по вопросам: (Приложение№1)
1. Хорошо ли тебе в группе?
2. Дружно ли вы играете с детьми?
3. Как ребята считают, вы дружно живете?
4. Можно ли про нашу группу сказать, что она самая дружная?
5. Кто из детей тебе нравится больше всех? Почему,
6. Кто с тобой чаще играет? Как ты думаешь, почему?
7. С кем ты никогда не играешь? Почему?
8. Ссоритесь ли вы с ребятами? Как часто?
9. Кто обычно всех мирит?
10. Хотел бы ты играть с тем ребенком, с которым в ссоре?
Таблица № 1
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
Индивидуальная схема наблюдения и оценки социального статуса ребенка в группе
Имя ребенка_______________________________________________________
Дата проведения__________
Р
| И
| О
| Утверждения ( Р –редко, И- иногда, О – обычно)
|
|
|
| Хорошо себя чувствует со взрослыми
|
|
|
| Может пользоваться помощью взрослого
|
|
|
| Может действовать со взрослыми сообща
|
|
|
| Успешно действует под руководством взрослого
|
|
|
| Хорошо себя чувствует со сверстниками
|
|
|
| Хорошо себя чувствует в малой группе
|
|
|
| Хорошо себя чувствует в большой группе
|
|
|
| Может участвовать в делах инициированных детьми
|
|
|
| Может выбрать себе занятие
|
|
|
| Может позаботиться о себе и своем имуществе
|
|
|
| Может выразить чувства словами
|
|
|
| Может наблюдать за действиями других
|
|
|
| Может реализовать чужие идеи и следовать примеру
|
|
|
| Может действовать в одиночку
|
|
|
| Может контролировать свое поведение
|
|
|
| Может быть терпеливым
|
|
|
| Может уладить разногласия со сверстниками
|
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
Имя ребенка_______________________________________________________
Дата проведения__________
Р
| И
| О
| Утверждения ( Р –редко, И- иногда, О – обычно)
|
|
|
| Хорошо себя чувствует со взрослыми
|
|
|
| Может пользоваться помощью взрослого
|
|
|
| Может действовать со взрослыми сообща
|
|
|
| Успешно действует под руководством взрослого
|
|
|
| Хорошо себя чувствует со сверстниками
|
|
|
| Хорошо себя чувствует в малой группе
|
|
|
| Хорошо себя чувствует в большой группе
|
|
|
| Может участвовать в делах инициированных детьми
|
|
|
| Может выбрать себе занятие
|
|
|
| Может позаботиться о себе и своем имуществе
|
|
|
| Может выразить чувства словами
|
|
|
| Может наблюдать за действиями других
|
|
|
| Может реализовать чужие идеи и следовать примеру
|
|
|
| Может действовать в одиночку
|
|
|
| Может контролировать свое поведение
|
|
|
| Может быть терпеливым
|
|
|
| Может уладить разногласия со сверстниками
|
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
Имя ребенка_______________________________________________________
Дата проведения__________
Р
| И
| О
| Утверждения ( Р –редко, И- иногда, О – обычно)
|
|
|
| Хорошо себя чувствует со взрослыми
|
|
|
| Может пользоваться помощью взрослого
|
|
|
| Может действовать со взрослыми сообща
|
|
|
| Успешно действует под руководством взрослого
|
|
|
| Хорошо себя чувствует со сверстниками
|
|
|
| Хорошо себя чувствует в малой группе
|
|
|
| Хорошо себя чувствует в большой группе
|
|
|
| Может участвовать в делах инициированных детьми
|
|
|
| Может выбрать себе занятие
|
|
|
| Может позаботиться о себе и своем имуществе
|
|
|
| Может выразить чувства словами
|
|
|
| Может наблюдать за действиями других
|
|
|
| Может реализовать чужие идеи и следовать примеру
|
|
|
| Может действовать в одиночку
|
|
|
| Может контролировать свое поведение
|
|
|
| Может быть терпеливым
|
|
|
| Может уладить разногласия со сверстниками
|
№ 2. Индивидуальный профиль социального развития ребенка
Задание
1. Провести беседу с дошкольниками (2-3 ребенка) с целью анализа и оценки ситуации положения ребенка в семье (Приложение №2)
2. Составление индивидуального профиля социального развития каждого ребенка, за которыми велось систематическое наблюдение (см. Таблица №2).
- Проведение сравнительного анализа по детям.
Вопросы к беседе: (Приложение №2)
1. С кем ты живешь?
2. Тебе нравиться проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?
3. Твои родители часто разговаривают с тобой или им некогда?
4. Как они разговаривают – ласково или ругаются?
5. Тебе спокойно дома?
6. Как ты думаешь, что больше всего любит делать твоя мама? А папа?
7. Кто чаще всего играет с тобой? гуляет? читает книжки?
8. Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? папе? никому?
9. Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресенье?
10. Как ты думаешь, что любят делать твои родители в субботу и воскресенье?
11. Часто ли вы вместе куда-нибудь идете или просто играете в выходные дни?
Таблица № 2
Индивидуальный профиль социального развития ребенка
Фамилия, имя ребенка ____________________________ Возраст ________
Утверждение
|
|
|
| – 1
| – 2
| Утверждение
| Легко идет на контакт со взрослым
|
|
|
|
|
| Избегает контакта со взрослыми
| Откликается на просьбы взрослых
|
|
|
|
| | Не реагирует на просьбы взрослых
| С удовольствием действует со взрослым сообща
|
|
|
|
|
| Не любит действовать со взрослым сообща
| Успешно действует под руководством взрослого
|
|
|
|
|
| Не умеет действовать под руководством взрослого
| Легко принимает помощь взрослого
|
|
|
|
|
| Не принимает помощь взрослого
| Часто взаимодействует со сверстниками
|
|
|
|
|
| Избегает взаимодействия со сверстниками
| Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками
|
|
|
|
|
| С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками
| Успешно участвует в коллективной игре
|
|
|
|
|
| Не участвует в коллективной игре
| Проявляет качества лидера
|
|
|
|
|
| Предпочитает подчиняться другим
| Хорошо себя чувствует в большой группе детей
|
|
|
|
|
| Не любит большие группы детей
| Спокойно наблюдает за действиями других детей
|
|
|
|
|
| Прерывает, мешает действиям других детей
| Умеет занимать других детей
|
|
|
|
|
| Не умеет занимать других детей
| Успешно участвует в делах и играх, предложенных другими детьми
|
|
|
|
|
| Не участвует в играх, предложенных другими детьми
| Успешно разрешает конфликты со сверстниками
|
|
|
|
|
| Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками
| Хорошо действует самостоятельно
|
|
|
|
|
| Не может действовать самостоятельно
| Может занять себя сам
|
|
|
|
|
| Не может занять себя сам
| Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение
|
|
|
|
|
| Не умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение
| Способен жертвовать своими интересами ради других
|
|
|
|
|
| Ориентирован только на свои непосредственные интересы
| Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам
|
|
|
|
|
| Часто причиняет вред растениям, животным, книгам, игрушкам
| Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду
|
|
|
|
|
| Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду
| Признает правила, предложенные взрослыми
|
|
|
|
|
| Не признает правила, предложенные взрослыми
| Признает правила, предложенные другими детьми
|
|
|
|
|
| Не признает правила, предложенные другими детьми
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица № 2
|