Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Статья 10. Обязанности граждан в области здравоохранения (Основы законодательства)

Граждане Украины обязаны:

а) проявлять заботу о своем здоровье и здоровье детей, не вредить здоровью других
граждан;

б) в предусмотренных законодательством случаях проходить профилактические медицинские осмотры и
делать прививку;

в) подавать неотложную помощь другим гражданам, которые находятся в угрожающем
для их жизни и здоровье состоянии;

г) исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

Врач имеет право отказаться от дальнейшего ведения пациента, если последний не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка заведения здравоохранения, при условии, что это не будет угрожать жизни больного и здоровью населения (ст. 34 Основ законодательства).

 

Права и свободы человека и гражданина, их развитие и реализация есть одной из одвічних проблем развития человечества. Эти вопросы были актуальными и остаются в авангарде проблем, которые волнуют исследователей нашего времени. Конституция Украины 1996 года нормативно обеспечила суверенную волю украинского народа развивать и укреплять демократическое, социальное, правовое государство, в котором права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. При этом утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью нашего государства. Из большого количества прав, которые закреплены Основным Законом Украины, выделяются право на здравоохранение, которое обеспечивает физическое существование и благополучие человека и является гарантией для реализации других прав.

Здравоохранение - это общую обязанность и одно из важнейших задач государства и общества и один из приоритетных направлений государственной деятельности. Здоровье населения и его охрана как неотъемлемая составляющая общественной и государственной жизни є реальным и объективным показателем социально-экономического и культурного развития и цивилизованности общества и государства. В третьем разделе Концепции национальной безопасности Украины от 16 января 1997 года закреплен основные возможности угрозы национальной безопасности Украины, среди которых определено падения уровня здоровья населения, неудовлетворительное состояние системы его охраны [1]. Поэтому государственная политика в этой сфере, которая имеет исключительное социальное значение, исходя из приоритетности национальных интересов, должны быть направлена на создание эффективной системы социальной защиты человека, повышение уровня здоровья населения, предотвращение демографического кризиса, улучшение качества жизни и состояния окружающей природной среды и реформирование системы здравоохранения на современном этапе развития Украины.



Человек имеет многочисленные права в сфере здравоохранения, которое является системой мероприятий, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психологических функций человека. Эти права не закреплены в едином нормативном акте, не унифицированные. Затем есть потребность в систематизации прав человека в сфере здравоохранения с целью повнішого и всестороннего их анализа, а также для усовершенствования механизмов их практической реализации.

Поставим за цель провести классификацию прав в упомянутой сфере и дать общую характеристику, используя законодательство Украины, международные акты и работы ученых, которые исследовали и продолжают изучать одну из важнейших, а тем не менее недостаточно разработанных проблем в нашем государстве – медицинское право. В наработках, которые затрагивают систематизацию, анализ и характеристику прав граждан в сфере здравоохранения, наблюдается определенный научный тот правовой пробел. Источниками для нашего исследования были работы М. Малеєної, М. Малеєна, С. Дюжикова, М. Бондаря, которые предложили классификацию и общую характеристику прав граждан в сфере здравоохранения. Общим проблемам правового регулирования отношений в сфере здравоохранения были посвящены многочисленные исследования и нагромождено определенный научный материал. Теоретической основой статьи также были работы, в которых висвітлено правовой статус пациентов и медицинских работников, этические и правовые аспекты их взаимодействия и взаимоотношений и другие вопросы в сфере здравоохранения. В работах В. Акопова, Е. Маслова, В. Попова, Н. Попової, В. Рикова, С. Вєковшиніної, В. Кулініченка, Я. Драгонця, П. Холлендера и др. исследуется эта проблема, разрабатывается соответствующий научный и практический материал и спорит надлежащий фундамент для дальнейшей разработки нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения.

Классифицировать права человека в сфере здравоохранения можно за разными критериями. Например, М. Бондарь предлагает разделять права в сфере здравоохранения за способом реализации и защиты на индивидуальные (реализуются и защищаются человеком самостоятельно) и коллективные (реализуются и защищаются населением и органами государственной власти и органами местного самоуправления совместно) [2, с.190–194]. Г. Малеєна отдельно выделяет права пациентов, осуществляет их детальную характеристику и классифицирует на основные (представляют основу правоотношения врач (медицинское учреждение)-пациент), специфические (закрепленные по отдельным категориям граждан) и приложению [3, с. 6-6].

Опираясь на общую классификацию прав человека, учитывая предложенные в науке критерии классификации прав граждан в сфере здравоохранения, учитывая специфику этой области, предложим более развернутую классификацию прав в сфере здравоохранения, используя дополнительные критерии, которая будет оказывать содействие полному и детальному анализу и выявлению особенностей этих прав. Предлагается низменность прав граждан в сфере здравоохранения, пользуясь критерием классификации – субъект реализации – и выделим основные, специальные и особые права граждан в сфере здравоохранения.

Первую группу прав граждан в сфере здравоохранения представляют основные, что принадлежат всем гражданам, закрепленные Конституцией Украины, международными актами, которые содержат нормы, которые направлены на развитие человека, укрепление здоровья, защита от неправомерного посягательства на здоровье человека. Эту группу прав можно еще более детализировать с учетом того, что в Основном Законе Украины, в котором закреплено основные (конституционные) права и свободы, которые представляют ядро правового статуса человека и гражданина и является фундаментом для других прав, нашли свою полную и всестороннюю реализацию требования международных стандартов из прав человека. Можно поделить основные права, исходя из уровня нормативного закрепления, а именно:

права, что закрепленные на конституционному равные, к которым относим право на жизнь (ст.27 КУ), право на повагу к достоинству (ст.28 КУ), право на личную неприкосновенность (ст.29 КУ), запрет собирать, сохранять, использовать и распространять конфиденциальную информацию о лице без ее согласия (ст.32 КУ), право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст.48 КУ), защита материнства и детства (ст.51 КУ) и другие [4];

права, что закрепленные на международному равные, к которым относим право на жизнь и личную неприкосновенность (ст.3 Общей Декларации прав человека 1948 г., ст.6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.), запрет пытки, жестокого, нечеловеческого обращения (ст.5 Общей Декларации прав человека 1948 г., ст.37 Конвенции о правах ребенка 1989 г., ст.7 Международного пакта о гражданские и политические права 1966 г.), охрана материнства и детства (ст.10 Международного пакта об экономических, культурные и социальные права 1966 г.), право на достаточный жизненный уровень, который включает достаточное питание, одежда и жилье (ст.25 Общей Декларации прав человека 1948 г., ст.11 Международного пакта об экономических, культурные и социальные права 1966 г., ст.27 Конвенции о правах ребенка 1989 г.) и другие [5].

Указанная низменность лишь еще раз подчеркнул и подтвердил то, что творцы Конституции Украины 1996 года, разрабатывая второй раздел "Права, свободы и обязанности человека и гражданина", учли все лучшие достижения международного сообщества в сфере прав человека и на высочайшему (конституционному) равные закрепили и гарантировали права и свободы человека и гражданина, провозглашенные международными документами о правах человека. Эти права представляют основу для других прав в сфере здравоохранения, которые закрепляются в других нормативно-правовых актах. Именно из этого ядра прав, которые входят в систему прав граждан в сфере здравоохранения, вытекают права пациентов, правила отношений с пациентами и организация всей системы здравоохранения Украины.

Другу группу прав представляют специальные права граждан в сфере здравоохранения, которые приобретают все, кто обратился за медпомощью или консультацией к заведениям здравоохранения. В этом случае гражданин получает статус "пациента" и становится субъектом специфических отношений. Права пациентов не сгруппированы в одном источнике права, а разбросанные по разным нормативным актам, как правило, ведомственного характера. Но все акты, которые закрепляют права таких субъектов, должны отвечать Конституции Украины и вытекать из конституционно-правовых основ регулирования и гарантирование прав и свобод человека (ч.4 Преамбулы Конституции Украины, ст.3 КУ, раздел 2 КУ).

Наиполнейшая регламентация прав граждан в сфере здравоохранения, в том числе и прав пациентов, содержится в Основах законодательства Украины о здравоохранении 1992 г.(далее Основы), так называемой декларации прав граждан в сфере здравоохранения. В "преамбуле" Основы закреплены положение, что каждый человек имеет естественное неотъемлемое и незыблемое право на здравоохранение. В ч.1 ст.6 Основы закреплены содержание права на здравоохранение, а в ч.2 ст.6 Основ указаниный, что законодательством может быть определено и другие права граждан в области здравоохранения [6].

В г."д" ст.6 Основ законодательства Украины о здравоохранение закреплено право граждан на медико-санітарну помощь, которое реализуется исходя из принципов здравоохранения (ст.4 Основ) и гарантий для реализации прав в сфере здравоохранения (ст.7 Основ). В случае обращения гражданина за медико-санітарною помощью он приобретает, как указано выше, статуса пациента и имеет права, которые связаны со спецификой его статуса. Анализируя Основы, заметим, что этот акт не содержит статьи, которая бы четко определяла права граждан в случае их обращения за медпомощью. Права пациентов "разбросаны" по пятому разделу, частично закрепленные в ст.6 Основ. Наше законодательство в сфере здравоохранения, в частности относительно прав пациентов, нуждается в немедленных дополнениях, как путем внесения изменений и дополнений в Основы через четкое определение прав пациентов и расширение их каталога, так и через принятие специализированных актов, а именно Медицинского кодекса Украины, Закона Украины о правах пациентов, проект которого уже разработано в Украине, в которых бы закреплялись права пациентов и предполагались гарантии их реализации. Для примера, обратим внимание на ст.30 Основ законодательства Российской Федерации о здравоохранении граждан, которая содержит определенный перечень прав пациентов, которые всесторонне и полно учитывают их интересы и специфику статуса таких субъектов [7].

Итак, пациент в Украине имеет право на:

свободный выбор врача и лечебного учреждения;

требование о замене врача;

лечение за границей в случае невозможности предоставления такой помощи в заведениях здравоохранения Украины;

достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья;

ознакомление с историей своей болезни и другими документами, которые могут служить для дальнейшего лечения;

осведомленное согласие на медицинское вмешательство;

отказ от лечения;

полную інформованість и добровольное согласие на медико-біологічний эксперимент;

врачебную тайну, которая вытекает из обязанности медицинских работников и других лиц, которым стало известно о болезни, медицинском обследовании, обзоре и их результатах, интимной и семейной сторонах жизни гражданина не разглашать эти ведомости;

трансплантацию органов и других анатомических материалов как на специальный метод лечения;

искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона;

применение методов стерилизации;

добровольное искусственное прерывание беременности;

изменение (коррекцию) половой принадлежности;

возмещение причиненной здоровью вреда;

правовая защита от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;

независимую медицинскую экспертизу;

обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов здравоохранения.

Перечень прав пациентов, который содержится в Основах, не является исчерпывающим, поскольку их детализация и конкретизация находит свое проявление в других нормативно-правовых актах. Для более четкого понимания этого статуса, углубленного анализа этой группы прав предложим классификацию, которая бы помогла детализировать права пациентов. Предлагаем осуществить низменность этих прав по критерию – субъект реализации – на общие, отдельные и приложению.

К общим относим права, которые принадлежат всем пациентам, в частности право на квалифицированную медпомощь, право на врачебную тайну, право на медицинскую информацию и прочие. Отдельными есть те права, которые закрепленные по отдельным категориям пациентов, а именно – право на медико-біологічний эксперимент, право на коррекцию половой принадлежности, на стерилизацию и прочие. Дополнительными определяем право на хранение вещей пациента, право на питание, право на надлежащие бытовые условия в стационарных учреждениях, право на создание условий для отправления религиозных обрядов и др.

Проанализировав каталог прав пациентов, обращаем внимание на пробелы, которые содержатся в этом аспекте правового регулирования здравоохранения и декларативность многих прав пациентов.

Третью группу представляют права, присущие отдельным категориям граждан, особые признаки которых определяют название особая группа. Законодатель к таким особым признакам относит возраст, состояние здоровья, занятие определенными видами деятельности, проживание в определенных районах и др. Статья 31 Основ предусматривает обязательные медицинские осмотры для несовершеннолетних, вагітних женщин, работников предприятий со вредными и опасными условиями работы, военнослужащих и лиц, профессиональная деятельность которых связана с обслуживанием населения или повышенной опасностью для окружающих. В ст.70 Основ закрепляется право призывников, военнослужащих и военнообязанных на військово-лікарську экспертизу, которая определяет годность к военной службе, необходимость и условия применения медико-соціальної реабилитации и помощи военнослужащим. На развитие конституционной нормы, которая предусматривает охрану материнства, детства, отцовства, семьи со стороны государства (ч.3 ст.51 КУ) Основы содержат положение об охране и поощрении государством материнства, закрепляют гарантии обеспечения здравоохранения матери и ребенка, отдельно определены права вагітних женщин.

Основы регламентируют права и других категорий граждан (несовершеннолетних, инвалидов), но не определяют права семьи, лиц преклонного возраста, заключенных, задержанных и др. Кроме того, привлекаем внимание на "размытость" структуры нормативных актов, которые определяют права граждан в сфере здравоохранения вообще и, в частности, прав отдельных категорий граждан. Так раздел 5 Основ законодательства РФ о здравоохранении граждан содержится перечень прав отдельных категорий населения в сфере здравоохранения, где в отдельных статьях регулируются права по каждой из категорий.

Затем граждане имеют многочисленные права в сфере здравоохранения, которые можно классифицировать за разными критериями для повнішого и детальнішого их анализа и изучение, конкретизации и выделение особенностей прав пациентов и прав отдельных категорий граждан. Такая систематизация даст возможность проявить и недостатки действующего законодательства, которое содержит пробелы, декларативные нормы, не всегда действенные гарантии для реализации прав в сфере здравоохранения. Есть также неотложная потребность в принятии новых актов, которые бы расширили каталог прав граждан в сфере здравоохранения, закрепили надлежащие механизмы для их реализации. Итак, системой прав граждан в сфере здравоохранения є закрепленная и гарантированная Конституцией и законами Украины, определенная международными актами взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность возможностей на использование всех мероприятий, которые направлены на сохранения и развитие или восстановления состояния полного физического, душевного и социального благополучия и возмещение причиненной здоровью вреда.

 

 

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТА В УКРАИНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Из всех богатств, которыми может владеть человек, ценнейшими есть жизни и здоровье, поэтому они должны быть надежно защищенные. Что бы не говорили защитники профессиональных интересов врачей, гражданин, который обращается за получением медпомощи (пациент), в силу специфики отношений, которые возникают между ним и врачом, является в этих отношениях наиболее впечатлительной, беззащитной стороной, соблюдение прав и интересов которые являются обязанностью государства и общества. Права пациентов - это перечень прав, которые закреплены в Гражданском кодексе Украины и Основах законодательства-о здравоохранении. К сожалению, отдельного закона, который бы регулировал эти права, определял статус и механизм защиты их в Украине нет (кроме проекта закона Украины "О правах пациентов в Украине"). На международном уровне эти права закреплены в Лиссабонской декларации о правах пациента с 1981 года, которая включает следующие права пациента: - свободно избирать своего врача; - получать помощь от медицинского работника, который свободный от любого внешнего влияния при вынесении своих клинических или этических решений; - согласиться или отказаться от лечения после получения адекватной информации; - врач должен уважать конфіденціальний характер медицинских и личных ведомостей о пациенте; - умереть с достоинством; - принять или отклонить духовную и моральную поддержку, включая помощь священника соответствующей конфессии [1].

В национальном законодательстве Украины, мы наблюдаем пробел в регулировании отношений, которые возникают непосредственно в правовом регулировании отношений между пациентом и лицом, которое предоставляет медицинские услуги. Но это следствие того, что в СССР пациенты были одной из наиболее незащищенных категорий субъектов права. Здоровье человека рассматривалось как общественное достояние, необходимый атрибут для служения идеалам коммунизма, т.е. пациенты были одной из наинезащищенных слоев населения. В связи с этим необходимо искать пути преодоления пробелов в правовом регулировании прав и интересов пациентов, возможно путем введения в Гражданский кодекс договора на предоставление медпомощи, введение института представительства пациентов при лікувально-профілактичних заведениях здравоохранения или усовершенствование медицинской внутренней и внешней документации (уменьшение отчетов в конце года).

Среди важных прав пациента есть его право на ознакомление со всей необходимой медицинской документацией, которая отображает состояние его здоровья и получение консультации по ней у других специалистов. Не соблюдение этого права в свою очередь служит причиной несвоевременную выдачи больничного листка по просьбе больного или закрытие его раньше чем исчезают симптомы заболевания, возникновение ошибок при оформлении истории болезни. Наиболее частые ошибки, при оформлении истории болезни пациента, которые случаются на практике - это неправильную запись имени, по-отцу или год рождения пациента и и исправление в истории болезни и т.п..

В таких случаях возникает проблема неполной (или неправильно составленной) документации как фактора регулирования взаимоотношений и обеспечение прав и обязанностей в медицинской деятельности. Многие проблемы можно было бы избегнуть, если бы существовали определенные формализованные пакеты документов, которые бы отвечали бы современным требованиям в сфере здравоохранения. К сожалению, не существует форм документов, которые обеспечивают беспрерывное выполнение необходимых врачебных мероприятий. Согласно ст.40 Основ законодательства о здравоохранении граждан Украины врачи должны подтвердить пациенту гарантию конфіденціальності. Однако, при этом возникают следующие вопросы: - В какой форме необходимо провести запись в медицинской карточке, чтобы не создавать лишних ограничений и проблем? - Как в документах отчетностей обеспечить соблюдение врачом врачебной тайны, т.е. факта обращения к врачу и инструкциям по документальному оформлению организационной и хозяйственной деятельности предприятия (выписка, квитанции, журналы посещения больных, формы медицинской статистической отчетности и т.п.), которые изучаются лицами, которые не имеют отношения к лечебному процессу, тем более, если пациент запрещает розголошенння факта посещения врача. (Может использовать выдуманную фамилию в этих документах). В заведениях здравоохранения используется учетная статистическая документация, которая утверждена приказом МОЗ Украины от 27.12.99 № 302 "Об утверждении форм учетной статистической документации, которая используется в поликлиниках (амбулаториях)". Основным учетным медицинским документом лица является медицинская карта амбулаторного больного (форма № 025/ОБ - медицинская книжка. Медицинские книжки сохраняются в регистратуре поликлиники по номерному принципу. В случае, когда больные не посещали поликлинику пять лет и старше, они передаются к архиву заведения здравоохранения. Медицинские книжки уничтожаются в установленном порядке после пятилетнего хранения в архиве ВМУ. В случае смерти больного медицинская книжка передается к архиву, где сохраняется на протяжении пяти лет.

Врач должен объяснить диагноз больному, методы лечения, результат его лечения, проводка разных манипуляций и привести к известная пациента информирования и понимание всей предоставленной информации.

Врач не всегда может гарантировать больному, который полностью его вылечит, уменьшит страдание, сохранит здоровье. Недооценка роли документов в качестве факторов защиты, учитывая презумпцию винуватості ответчика в гражданском процессе, все чаще будет иметь для медика неблагоприятные следствия.

Документация в медицинской сфере сыграет чрезвычайно большую роль, ею определяются границы ответственности и прав каждой из сторон. С помощью правильного ведения медицинской документации можно усовершенствовать систему взаимоотношений с пациентом, ради одной цели - квалифицированного предоставления медпомощи.

Таким образом, наиболее частыми причинами возникновения конфликтных ситуаций между врачом и пациентом есть следующие: 1) нарушение (или не выполнение) пациентом режима лечения (задерживаются или перерываются пациентом по каким-нибудь причинам этапы лечения или посещение); 2) нарушение (или невыполнение) пациентом врачебных рекомендаций; 3) нарушение (или невыполнение) лабораторных обследований; 4) несвоевременное обращение пациента к врачу; 5) неадекватное поведение пациента в период лечения; 6) требование пациента не придерживаясь предложенного плана лечения врачом выполнить его требования и вместе с тем отказ от получения информации о состоянии здоровья; 7) завышенные требования пациента к возможностям медицины, которые базируются на недобросовестной рекламе; 8) непрофессиональные консультации врачей или неспециалистов; 9) не придерживается план обследования пациента, тем самым неправильно выставляется диагноз больному.

Для решения этих проблем при уступке к лікувально-профілактичного заведению здравоохранения необходимо предупреждать пациентов об их правах и создавать средства для их защиты. Возьмем для примера Венгрию, где права пациента

обеспечиваются путем обязательного информирования больного представителем здравоохранения при принятии его на лечение, т.е. перед обследованием, о его правах как пациента, о возможностях реализации этих прав, т.е. о порядке и поведении, который предусмотрен в заведении здравоохранения. Больной имеет право при нарушении его стирал обжаловать действия представителя здравоохранения к высшему руководству представителя медицинского учреждения. Руководство обязано проверить жалобу и о результатах проверки письменно сообщить больного в 10 дневной рабочий срок. Кроме этого больной имеет право за защитой своего возбужденного права обращаться и в другие органы. Об этом праве должностное лицо обязано информировать больного. Проверка жалобы больного детально закрепляется во внутренний медицинской документации медицинского учреждения. Это открытая информация, которая должна сохраняться в медицинском учреждении на протяжении 5 лет.

Также актуальным и новым есть в Венгрии институт представителя больного в сфере здравоохранения. В медицинских учреждениях обязаны иметь юриста, который защищает права пациента и помогает в их реализации и выступает от лица больного. Это лицо не находится в трудовых отношениях с медицинским учреждением, а в АНТС (Allami Nepegeszsegiigyi es Tisztiorvosi SzolgaJat). Круг полномочий представителя пациента следующие: 1) помогает в доступе к информации, которая содержится в медицинской документации, делает из нее выписки и дает ответу на вопрос, которые возникают в связи с этим; 2) помогает правильно сформулировать жалобу и дает ее в ход: 3) по письменному поручению пациента имеет право подавать жалобу в вищестоячих органов медицинского учреждения в делах, которые увязывании с лечением, имеет доступ к другим органам и тем самым представляет интересы пациента; 4) постоянно информирует работников сферы здравоохранения о действующих нормативных актах и внесенных в них изменения, которые обеспечивают реализацию этих прав пациента в медицинских учреждениях. Представитель, пациента имеет право осуществлять полномочие в пределах выданной доверенности. В своей деятельности представитель при выявлении нарушений со стороны должностных лиц медицинских учреждений обязан предупредить руководство и дать совета относительно устранения этих недостатков. При отсутствии реакции на выявленные нарушения имеет право обратиться к соответствующему органу (суд) или лица за защитой прав пациента; 5) особое внимание обращает на жалобы недееспособных граждан, психически больных, малообеспеченных и т.п. и является их представителем при нарушении их прав и интересов [2, с.78]. Введение этого института имеет следующие позитивы: во-первых, это институт предупреждения конфликтов и их решение; во-вторых, он есть зв'язуючою звеном между врачом, пациентом и руководством больницы; в-третьих, он имеет функции предупреждения возникновения судебного дела, поскольку больному с жалобой не нужно сразу обращаться в суд нанимая адвоката, так как с помощью представителя можно решить конфликт на месте. Таким образом, при введении института представительства в Украине, в заведениях здравоохранения можно было бы избегнуть исправлений записей (изменение диагноза) в медицинских карточках (истории болезни пациента), поскольку представитель имел бы доступ к медицинской документации при уступке больного в лікувально-профілактичний заведение здравоохранения, вследствие чего обеспечение и защита прав пациентов вышло бы на качественно новый уровень.

Насамкінець необходимо указать, что часть пята статьи 23 Закона Украины "Об информации" отмечает, что каждое лицо имеет право знакомиться с собранной о ней информацией в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях, если эти ведомости не является государственной или другой защищенной

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.