Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Министерство образования Пермского края
ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»
Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии
Методические указания к учебной (ознакомительной) практике
для студентов специальности
Дошкольное образование»
Пермь, 2012
Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с
Дошкольной и специальной государственными требованиями
дошкольной педагогики и к минимуму содержания и уровню
психологии подготовки выпускников по
Протокол № специальности
от
Заведующий кафедрой Заместитель директора
Кривоносова В.М. Шашкина М.И.______
Составители: В.М.Кривоносова, Т.Н.Маторнова, Л.Н.Микова
Рецензент:
Пояснительная записка
Учебная практика является составной частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов специальности «Дошкольное образование» в качестве воспитателей детей дошкольного возраста. Педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении представляет собой обязательный компонент профессиональной подготовки студентов. В ходе данной практики реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к педагогической деятельности и практическим формированием опыта ее осуществления. Содержание практики связано с содержанием учебных дисциплин профессионального цикла (общепрофессиональных дисциплин: Основы общей и дошкольной педагогики; Психология; Возрастная анатомия, физиология и гигиена).
Учебная практика в ДОУ студентов первого года обучения является начальной ступенью педагогической практики студентов. Особенность ее в том, что на учебной практике студенты имеют возможность познакомиться с разными видами ДОУ, различных форм собственности: общеобразовательными, комбинированными; муниципальными (бюджетными, автономными, казенными), частными.
Учебная практика студентов 1 года обучения разбита на 2 этапа: ознакомительную и наблюдательскую. Продолжительность каждого этапа практики – одна неделя. На первом этапе студенты знакомятся с деятельностью общеобразовательных, комбинированных ДОУ как муниципальных, так и частных (общеобразовательных групп). Прохождение студентами практики осуществляется в соответствии с работой воспитателя: в I смену – с 8.00 до 13.00, во II смену – с 14.00 до 19.00
Основная цель практики – формирование целостного представления об особенностях педагогического процесса в ДОУ разных видов и форм собственности.
Задачами учебной практики на первом году обучения являются:
- изучение студентами системы организации и содержания работы в ДОУ;
- изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных видах ДОУ в рамках избранной специальности;
- ознакомление со спецификой организации педагогического процесса;
- формирование умений и навыков наблюдения за образовательным процессом и анализ его результатов;
- развитие у будущих воспитателей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности;
- развитие профессиональной культуры.
В ходе учебной практики студенты должны овладеть следующими компетенциями:
- понимать сущность и значимость своей профессии;
- выстраивать педагогическую деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм;
- работать с нормативно-правовой документацией;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач профессионального и личностного развития;
- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами;
- самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием.
2. Структура и примерное содержание учебной практики
План практики, 1 этап
№ п/п
| Содержание работы студента
| Объем
часов
| Уровень освоения
|
| Организационное собрание на базе ОУ, знакомство с базой практики Беседа с заведующей (зам. зав.) образовательного учреждения и педагогическим коллективом. Знакомство с нормативными федеральными и региональными документами, программой ДОУ, Уставом.
|
| ознакомительный
|
| Режим работы ДОУ.
|
| ознакомительный
|
| Экскурсия по образовательному учреждению. Ознакомление с условиями развития детей в образовательном учреждении
|
| продуктивный
|
| Экскурсии в кабинеты психолога, инструктора по физическому воспитанию, др. специалистов
|
| ознакомительный
|
| Планирование работы ДОУ. Годовой план ДОУ
|
| репродуктивный
|
| Планирование воспитательной работы воспитателем.
|
| ознакомительный
|
| Распределение по группам, знакомство с сеткой занятий и режимом дня, наблюдение организации и проведения режимных моментов в 1-ю половину дня.
|
| продуктивный
|
| Наблюдение и анализ режимных моментов во 2-ю половину дня.
|
| продуктивный
|
| Подведение итогов практики.
|
| продуктивный
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Содержание учебной практики
Во время проведения учебной практики предусматривается деятельность студентов по следующим направлениям:
организация работы ДОУ: нормативно-правовые документы; основные программно-методические документы; знакомство с педагогическим коллективом, функциональными обязанностями воспитателя, координацией взаимодействия специалистов; планирование работы ДОУ: знакомство с годовым планом ДОУ, перспективными, календарными планами воспитателя.
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
- изучение и соблюдение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей»;
- знакомство с режимом дня и методикой проведения режимных моментов;
- изготовление наглядных пособий и дидактических материалов.
По каждому из направлений студент в период учебной практики выполняет ряд практических заданий, объем которых определяется конкретным ежегодным планом прохождения практики.
Содержание деятельности
Тема 1. Организационное собрание на базе ОУ, знакомство с базой практики, руководителем ДОУ и педагогическим коллективом. Беседа с заведующей (зам. зав.) образовательного учреждения. Цель: ознакомление со спецификой деятельности учреждения. Тип ДОУ, номер, название, ведомственная принадлежность, адрес. История развития учреждения; направления работы; контингент детей; распределение их по возрастным группам; количество детей в группах; посещаемость детьми ДОУ, причины непосещаемости. Кадровый состав (образование, стаж, расстановке по группам). Образовательная программа ДОУ; программа воспитания и обучения; документация, регламентирующая деятельность ДОУ; работа с семьёй (задачи, формы работы, опыт, перспективы); изучение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей» - 6 час.
Тема 2. Режим работы ДОУ. График работы заведующей, заместителя заведующей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинских работников.; функциональные обязанности; задачи работы; создание условий (режим, нагрузка); сотрудничество и взаимосвязи в педагогическом коллективе; оценка успешности деятельности педагогического коллектива; связи с образовательными и общественными организациями города; проблемы и перспективы. - 2 час.
Тема 3. Экскурсия по образовательному учреждению. Цель: ознакомление с условиями развития детей в образовательном учреждении. Размещение групповых комнат и кабинетов; групповая комната и размещение в ней (зарисовать схему расположения предметно-развивающих центров). Анализ групповой комнаты с позиции реализации принципов целесообразности, мобильности, доступности, эстетичности, многофункциональности, развивающих возможностей; - 6 час.
Тема 4. Экскурсии в кабинеты психолога, инструктора по физическому воспитанию, др. специалистов. Беседа со специалистами учреждения. Цель: ознакомление со спецификой деятельности специалиста. Вопросы для беседы: Ф.И.О. должность, образование, стаж, функциональные обязанности; контингент детей, их особенности; задачи и направления деятельности; специфика их планирования; программы типовые и индивидуальные; сотрудничество с педагогами, семьёй; результативность работы; наиболее интересные случаи из практики; перспективы деятельности; наполняемость кабинетов методическим материалом, классификация материала - 6 час.
Тема 5. Планирование работы ДОУ. Цель: ознакомление с годовым планом работы ДОУ. Учет условий работы ДОУ, направления работы. Разделы годового плана, соответствие их содержания основным задачам работы на текущий год. Отражение в плане комплексного подхода к воспитанию детей. - 4 час.
Тема 6. Планирование воспитательной работы воспитателем. Цель: ознакомление с планированием воспитательной работы с детьми. Перспективный, календарный планы. Форма планирования. Эффективность используемых форм планирования. Отражение в плане дифференцированного подхода к детям. - 2 час.
Тема 7. Распределение по группам. Наблюдение режимных моментов в 1-ю половину дня, самостоятельная деятельность детей, игра, занятия, прогулка). Цель: ознакомление с видами, формами и содержанием педагогического процесса в учреждении. В протоколе фотозаписи выделить: дату, время, вид деятельности, возрастную группу, форму организации детей (индивидуальная, групповая, коллективная), оборудование и материалы, используемые в работе; ход деятельности (фиксировать все действия, речь детей и взрослых). По завершении наблюдений составить и зафиксировать впечатления. (Приложение 1) - 6 час.
Тема 8. Наблюдение различных видов деятельности во 2-ю половину дня (подъем детей, умывание, организация питания, организация различных видов деятельности детей: игра, труд, развлечение и др.). - 4 час.
Формы отчётности
1. Дневник практики
Оформить в дневнике практики:
- цель и задачи практики;
- содержание заданий;
- запись содержания беседы с руководителем образовательного учреждения, специалистами;
- фиксация в дневнике общих сведений о должностных обязанностях специалистов ДОУ, перечень необходимых им профессиональных знаний;
- выделение основных функций в деятельности разных специалистов;
- фиксирование условий труда в данном образовательном учреждении (продолжительность труда и отдыха, охрана труда, система оплаты труда);
- перечень документов, регулирующих работу учреждения и специалистов; направлений работы, проблем, которые решаются данным учреждением;
- фотозапись режимных моментов и на их основе сделать выводы о характере взаимодействия и стиле общения воспитателя с детьми;
- в свободной форме изложить свои впечатления от практики.
2. Тематическое выступление и фотомонтаж на заключительной конференции.
Информационное обеспечение
Основные источники:
- Вариативные программы (в соответствии в ДОУ).
- Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова и др. – М., 2005. – 400 с.
- Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.
- Новое положение о ДОУ – www. dou.resobr.ru
- Примерные положения о различных типах ДОУ – www. churap.ru
Дополнительные источники:
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., ТЦ. Сфера, 2007.
- Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М., ТЦ. Сфера, 2007.
Приложение 1
Вопросы для наблюдения и анализа организации режимных моментов
Утро
- Где проводился прием детей?
- Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?
- Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?
- Чем дети заняты утром?
- Предлагает ли воспитатель какие либо виды деятельности детям или дети предоставлены сами себе?
- Какими приемами организует воспитатель детей на утреннюю гимнастику?
- Как организуется переход к умыванию?
- Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?
Умывание
- Как происходит умывание детей? Все дети приглашаются к умыванию или поочередно?
- Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?
- Какова роль воспитателя в процессе умывании?
Обед, завтрак, полдник
- Начало в соответствии с режимом дня.
- Сервировка стола.
- Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры сформированы у детей?
- Сколько по времени длится завтрак, обед, полдник?
Занятие
- Продолжительность, соответствие режиму, организация перерыва.
- Успевают ли дети отдохнуть (да, нет, почему?)
Сбор на прогулку
- Создание условий для одевания.
- Приемы, используемые при одевании.
- Навыки детей при одевании.
- Воспитано ли чувство взаимопомощи у детей, бережное отношение к одежде?
Прогулка
- Какое время отведено, соответствует ли программе?
- Осуществление контроля за внешним видом детей.
- Какие виды деятельности организовывались на прогулке?
Организация сна
- Как организован переход от обеда ко сну?
- Обучают ли детей аккуратно складывать вещи?
- Гигиеническая подготовка спальни ко сну.
Организация подъема детей
- Как организован процесс просыпания детей?
- Как организован подъем, одевание, умывание детей?
Приложение 2
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
Дата первой официальной публикации: 26 января 2012 г. Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5688 26 января 2012 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793) и подпунктом 5.2.62 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4432).
Министр А. Фурсенко
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного1.
3. Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми.
4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
5. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
6. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
ü охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
ü обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
ü воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
ü осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
ü взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
ü оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
7. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.
8. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
ü детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
ü детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);
ü детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
ü детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);
ü детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
ü детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
ü детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
ü центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.
9. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее - группа).
В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование воспитанников в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:
группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
Группы различаются также по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-10- часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
10. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
11. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом2.
12. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными.
13. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за3:
ü невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
ü реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;
ü жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;
ü нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения;
ü иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
14.В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений)4. В государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер5.
|