Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

Министерство образования Пермского края

ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»

Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии

Методические указания к учебной (ознакомительной) практике

для студентов специальности

Дошкольное образование»

Пермь, 2012

Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с

Дошкольной и специальной государственными требованиями

дошкольной педагогики и к минимуму содержания и уровню

психологии подготовки выпускников по

Протокол № специальности

от

 

Заведующий кафедрой Заместитель директора

 

Кривоносова В.М. Шашкина М.И.______

 

Составители: В.М.Кривоносова, Т.Н.Маторнова, Л.Н.Микова

 

Рецензент:

 

 


Пояснительная записка

Учебная практика является составной частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов специальности «Дошкольное образование» в качестве воспитателей детей дошкольного возраста. Педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении представляет собой обязательный компонент профессиональной подготовки студентов. В ходе данной практики реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к педагогической деятельности и практическим формированием опыта ее осуществления. Содержание практики связано с содержанием учебных дисциплин профессионального цикла (общепрофессиональных дисциплин: Основы общей и дошкольной педагогики; Психология; Возрастная анатомия, физиология и гигиена).

Учебная практика в ДОУ студентов первого года обучения является начальной ступенью педагогической практики студентов. Особенность ее в том, что на учебной практике студенты имеют возможность познакомиться с разными видами ДОУ, различных форм собственности: общеобразовательными, комбинированными; муниципальными (бюджетными, автономными, казенными), частными.



Учебная практика студентов 1 года обучения разбита на 2 этапа: ознакомительную и наблюдательскую. Продолжительность каждого этапа практики – одна неделя. На первом этапе студенты знакомятся с деятельностью общеобразовательных, комбинированных ДОУ как муниципальных, так и частных (общеобразовательных групп). Прохождение студентами практики осуществляется в соответствии с работой воспитателя: в I смену – с 8.00 до 13.00, во II смену – с 14.00 до 19.00

Основная цель практики – формирование целостного представления об особенностях педагогического процесса в ДОУ разных видов и форм собственности.

Задачами учебной практики на первом году обучения являются:

- изучение студентами системы организации и содержания работы в ДОУ;

- изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных видах ДОУ в рамках избранной специальности;

- ознакомление со спецификой организации педагогического процесса;

- формирование умений и навыков наблюдения за образовательным процессом и анализ его результатов;

- развитие у будущих воспитателей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности;

- развитие профессиональной культуры.

В ходе учебной практики студенты должны овладеть следующими компетенциями:

- понимать сущность и значимость своей профессии;

- выстраивать педагогическую деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм;

- работать с нормативно-правовой документацией;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач профессионального и личностного развития;

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами;

- самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием.


2. Структура и примерное содержание учебной практики

План практики, 1 этап

 

№ п/п Содержание работы студента Объем часов Уровень освоения  
Организационное собрание на базе ОУ, знакомство с базой практики Беседа с заведующей (зам. зав.) образовательного учреждения и педагогическим коллективом. Знакомство с нормативными федеральными и региональными документами, программой ДОУ, Уставом.   ознакомительный
Режим работы ДОУ. ознакомительный
Экскурсия по образовательному учреждению. Ознакомление с условиями развития детей в образовательном учреждении продуктивный
Экскурсии в кабинеты психолога, инструктора по физическому воспитанию, др. специалистов ознакомительный
Планирование работы ДОУ. Годовой план ДОУ репродуктивный
Планирование воспитательной работы воспитателем. ознакомительный
Распределение по группам, знакомство с сеткой занятий и режимом дня, наблюдение организации и проведения режимных моментов в 1-ю половину дня. продуктивный
Наблюдение и анализ режимных моментов во 2-ю половину дня. продуктивный
Подведение итогов практики.   продуктивный

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

Содержание учебной практики

Во время проведения учебной практики предусматривается деятельность студентов по следующим направлениям:

организация работы ДОУ: нормативно-правовые документы; основные программно-методические документы; знакомство с педагогическим коллективом, функциональными обязанностями воспитателя, координацией взаимодействия специалистов; планирование работы ДОУ: знакомство с годовым планом ДОУ, перспективными, календарными планами воспитателя.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

- изучение и соблюдение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей»;

- знакомство с режимом дня и методикой проведения режимных моментов;

- изготовление наглядных пособий и дидактических материалов.

По каждому из направлений студент в период учебной практики выполняет ряд практических заданий, объем которых определяется конкретным ежегодным планом прохождения практики.

Содержание деятельности

Тема 1. Организационное собрание на базе ОУ, знакомство с базой практики, руководителем ДОУ и педагогическим коллективом. Беседа с заведующей (зам. зав.) образовательного учреждения. Цель: ознакомление со спецификой деятельности учреждения. Тип ДОУ, номер, название, ведомственная принадлежность, адрес. История развития учреждения; направления работы; контингент детей; распределение их по возрастным группам; количество детей в группах; посещаемость детьми ДОУ, причины непосещаемости. Кадровый состав (образование, стаж, расстановке по группам). Образовательная программа ДОУ; программа воспитания и обучения; документация, регламентирующая деятельность ДОУ; работа с семьёй (задачи, формы работы, опыт, перспективы); изучение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей» - 6 час.

Тема 2. Режим работы ДОУ. График работы заведующей, заместителя заведующей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинских работников.; функциональные обязанности; задачи работы; создание условий (режим, нагрузка); сотрудничество и взаимосвязи в педагогическом коллективе; оценка успешности деятельности педагогического коллектива; связи с образовательными и общественными организациями города; проблемы и перспективы. - 2 час.

Тема 3. Экскурсия по образовательному учреждению. Цель: ознакомление с условиями развития детей в образовательном учреждении. Размещение групповых комнат и кабинетов; групповая комната и размещение в ней (зарисовать схему расположения предметно-развивающих центров). Анализ групповой комнаты с позиции реализации принципов целесообразности, мобильности, доступности, эстетичности, многофункциональности, развивающих возможностей; - 6 час.

Тема 4. Экскурсии в кабинеты психолога, инструктора по физическому воспитанию, др. специалистов. Беседа со специалистами учреждения. Цель: ознакомление со спецификой деятельности специалиста. Вопросы для беседы: Ф.И.О. должность, образование, стаж, функциональные обязанности; контингент детей, их особенности; задачи и направления деятельности; специфика их планирования; программы типовые и индивидуальные; сотрудничество с педагогами, семьёй; результативность работы; наиболее интересные случаи из практики; перспективы деятельности; наполняемость кабинетов методическим материалом, классификация материала - 6 час.

Тема 5. Планирование работы ДОУ. Цель: ознакомление с годовым планом работы ДОУ. Учет условий работы ДОУ, направления работы. Разделы годового плана, соответствие их содержания основным задачам работы на текущий год. Отражение в плане комплексного подхода к воспитанию детей. - 4 час.

Тема 6. Планирование воспитательной работы воспитателем. Цель: ознакомление с планированием воспитательной работы с детьми. Перспективный, календарный планы. Форма планирования. Эффективность используемых форм планирования. Отражение в плане дифференцированного подхода к детям. - 2 час.

Тема 7. Распределение по группам. Наблюдение режимных моментов в 1-ю половину дня, самостоятельная деятельность детей, игра, занятия, прогулка). Цель: ознакомление с видами, формами и содержанием педагогического процесса в учреждении. В протоколе фотозаписи выделить: дату, время, вид деятельности, возрастную группу, форму организации детей (индивидуальная, групповая, коллективная), оборудование и материалы, используемые в работе; ход деятельности (фиксировать все действия, речь детей и взрослых). По завершении наблюдений составить и зафиксировать впечатления. (Приложение 1) - 6 час.

Тема 8. Наблюдение различных видов деятельности во 2-ю половину дня (подъем детей, умывание, организация питания, организация различных видов деятельности детей: игра, труд, развлечение и др.). - 4 час.

 

Формы отчётности

1. Дневник практики

Оформить в дневнике практики:

- цель и задачи практики;

- содержание заданий;

- запись содержания беседы с руководителем образовательного учреждения, специалистами;

- фиксация в дневнике общих сведений о должностных обязанностях специалистов ДОУ, перечень необходимых им профессиональных знаний;

- выделение основных функций в деятельности разных специалистов;

- фиксирование условий труда в данном образовательном учреждении (продолжительность труда и отдыха, охрана труда, система оплаты труда);

- перечень документов, регулирующих работу учреждения и специалистов; направлений работы, проблем, которые решаются данным учреждением;

- фотозапись режимных моментов и на их основе сделать выводы о характере взаимодействия и стиле общения воспитателя с детьми;

- в свободной форме изложить свои впечатления от практики.

2. Тематическое выступление и фотомонтаж на заключительной конференции.

 

Информационное обеспечение

Основные источники:

 

  1. Вариативные программы (в соответствии в ДОУ).
  2. Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Н.А. Виноградова и др. – М., 2005. – 400 с.
  3. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.
  4. Новое положение о ДОУ – www. dou.resobr.ru
  5. Примерные положения о различных типах ДОУ – www. churap.ru

 

Дополнительные источники:

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., ТЦ. Сфера, 2007.
  2. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М., ТЦ. Сфера, 2007.

 

Приложение 1

 

Вопросы для наблюдения и анализа организации режимных моментов

Утро

  1. Где проводился прием детей?
  2. Какими словами воспитатель встречает детей? На что обращает внимание?
  3. Как воспитатель распределяет внимание на всех детей?
  4. Чем дети заняты утром?
  5. Предлагает ли воспитатель какие либо виды деятельности детям или дети предоставлены сами себе?
  6. Какими приемами организует воспитатель детей на утреннюю гимнастику?
  7. Как организуется переход к умыванию?
  8. Как воспитатель успевает готовить детей к умыванию, а столы к завтраку?

Умывание

  1. Как происходит умывание детей? Все дети приглашаются к умыванию или поочередно?
  2. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?
  3. Какова роль воспитателя в процессе умывании?

Обед, завтрак, полдник

  1. Начало в соответствии с режимом дня.
  2. Сервировка стола.
  3. Воспитание культуры еды. Какие навыки культуры сформированы у детей?
  4. Сколько по времени длится завтрак, обед, полдник?

Занятие

  1. Продолжительность, соответствие режиму, организация перерыва.
  2. Успевают ли дети отдохнуть (да, нет, почему?)

Сбор на прогулку

  1. Создание условий для одевания.
  2. Приемы, используемые при одевании.
  3. Навыки детей при одевании.
  4. Воспитано ли чувство взаимопомощи у детей, бережное отношение к одежде?

Прогулка

  1. Какое время отведено, соответствует ли программе?
  2. Осуществление контроля за внешним видом детей.
  3. Какие виды деятельности организовывались на прогулке?

Организация сна

  1. Как организован переход от обеда ко сну?
  2. Обучают ли детей аккуратно складывать вещи?
  3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

Организация подъема детей

  1. Как организован процесс просыпания детей?
  2. Как организован подъем, одевание, умывание детей?

 

Приложение 2

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

Дата первой официальной публикации: 26 января 2012 г. Опубликовано: в "РГ" - Федеральный выпуск №5688 26 января 2012 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3215; 2008, N 9, ст. 813; N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793) и подпунктом 5.2.62 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4432).

Министр А. Фурсенко

 

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного1.

3. Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми.

4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

5. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

6. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

ü охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

ü обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

ü воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

ü осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

ü взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

ü оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

7. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

8. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

ü детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

ü детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

ü детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

ü детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

ü детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

ü детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

ü детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

ü центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

9. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее - группа).

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование воспитанников в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:

группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-10- часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

10. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

11. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом2.

12. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными.

13. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за3:

ü невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

ü реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;

ü жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;

ü нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения;

ü иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

14.В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений)4. В государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер5.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.