ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ Изучить вопросы:
2.1.1 История становления и развития организации, его отраслевая принадлежность, виды деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности;
2.1.2 Устав организации, его существенные условия (состав учредителей, размер уставного капитала и т.п.);
2.1.3 Организационная структура организации;
2.1.4 Взаимосвязь между структурными подразделениями организации;
2.1.5 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
Собрать, изучить и приложить к отчету:
- схему организационной структуры хозяйствующего субъекта;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копию Устава организации;
- иные документы, раскрывающие информацию по вопросам программы практики.
По тексту Отчета об ознакомительной (учебной) практике студентам-практикантам рекомендуется разместить рисунки (например, скриншоты главной и иных страниц вэб-сайта организации), таблицы с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности организации и т.п.
ПОСТАНОВКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ
Изучить вопросы:
2.2.1 Организационная структура бухгалтерии, кадровая политика (требования, предъявляемые к претендентам на должности в бухгалтерии), распределение функциональных обязанностей между ее работниками;
2.2.2 Учетная политика и основные нормативные документы, которыми руководствуется организация при осуществлении документального оформления и учета основных финансово-хозяйственных операций по учету;
2.2.3 Применяемые формы ведения бухгалтерского учета и регистры учета;
2.2.4 Автоматизация учетных работ (название используемых электронных бухгалтерских программ, описание ее функциональных возможностей, порядок обеспечения доступа сотрудников к электронным базам данных, обеспечение сохранности и конфиденциальности информации);
2.2.5 Организация делопроизводства (порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, номенклатура дел).
Собрать, изучить и приложить к отчету:
– копию Положения о бухгалтерии;
– копии должностных инструкций;
– копию приказа об учетной политике;
– копии применяемых регистров бухгалтерского учета (журналы-ордера, ведомости, карточки счетов бухгалтерского учета и т.п.);
– копию рабочего плана счетов
– копия номенклатуры дел и др.
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Изучить вопросы:
2.3.1 Цели, задачи и основные направления экономической работы;
– структура экономической службы и распределение должностных обязанностей;
2.3.2 Планирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (виды планов, сроки планирования, источники информации для планирования, способы проведения плановых расчетов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана).
2.3.3 Практика составления бизнес-плана;
2.3.4 Принятый порядок оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (ответственные лица, регулярность проведения анализа, формы отчетности по результатам проведенного анализа (таблицы, пояснительные записки, справки, отчеты и т.п.), внутренние и внешние пользователи аналитической отчетности;
2.3.5 Перспективы развития организации исходя из изученных материалов аналитических служб на объекте исследования.
Собрать, изучить и приложить к отчету:
- копию Положения о планово-экономическом отделе (ином структурном подразделении, в компетенцию которого входит планирование и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации);
- копии бизнес-планов и иных планов, составляемых в организации или утверждаемых вышестоящими организациями (учреждениями);
- копии пояснительных записок к годовому балансу и иных документов, содержащих результаты анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (отчеты, справки и др.).
КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Изучить вопросы:
2.4.1 Организация внутреннего контроля (уполномоченные службы (лица), виды внутренних проверок (инвентаризации, обследование, тематические проверки и др.), регулярность проверок, документы по результатам проверки структурных подразделений;
2.4.2 Контроль со стороны ведомственных организаций (ведомственные службы контроля, регулярность ведомственных проверок, цели и виды (плановые, внеплановые) ведомственных проверок, документы по результатам проверок;
2.4.3 Государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций:
- указать группу риска, к которой отнесена организация для назначения плановых проверок в сфере финансово-хозяйственной деятельности (высокая, средняя, низкая);
- привести перечень государственных органов контроля, которые осуществляли проверку организации за последние три года деятельности;
- указать виды и темы проверок;
- назвать документы, которые оформлены по итогам проверок (справки, акты и др.);
2.4.4 Аудиторский контроль (виды аудиторского контроля (добровольный или обязательный), программа аудиторской проверки, рабочая документация аудитора и др.).
Собрать, изучить и приложить к отчету:
- копии планов внутренних проверок и инвентаризаций, справок, инвентаризационных описей, приказов по результатам внутренних проверок;
- копии предписаний и/или уведомлений государственных органов контроля о проведении проверок;
- копии программ (планов) проверок контролирующих органов;
- копии актов (справок) по результатам комплексных (тематических и иных) проверок;
- копии договора на проведение аудиторской проверки;
- копии плана (программы) аудиторской проверки;
- копии аудиторского заключения.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Календарно-тематический план прохождения практики
Календарный график прохождения практики (раздел II дневника практики) утверждается руководителем от кафедры и согласовывается с руководителем практики от организации на основе баланса времени (см. таблицу 1) и с учетом особенностей базы практики и вида практики.
Таблица 1 - Примерное распределение времени прохождения практики
№ п/п
| Содержание практики
| Количество рабочих дней
|
| Оформление на практику. Получение общих сведений об организации, на базе которой проходит практика
|
|
| Изучение вопросов организации бухгалтерского учета
|
|
| Изучение вопросов организации и осуществления аналитической работы
|
|
| Изучение вопросов осуществления финансово-хозяйственного контроля в организации
|
|
| Обобщение изученной информации и оформление отчета по практике
|
|
| Итого
|
| 3.2 Требования к оформлению дневника о практике
Дневник практики — это один из основных документов, который ведётся практикантом на протяжении всего периода прохождения практики. По окончании практики дневник предоставляется руководителю практики от кафедры.
В дневнике должны быть отражены следующие сведения:
- Ф.И.О. практиканта;
- учебная группа;
- факультет и специальность;
- место прохождения практики;
- время прохождения практики (с……. по………);
- телефон кафедры БУАиА: 8(017)291-26-62;
- Ф.И.О., должность руководителя практики от кафедры;
- Ф.И.О., должность руководителя практики от организации.
- выбыл на практику (печать от университета и подпись декана).
- прибыл на практику (печать от организации и подпись руководителя практики от организации).
- выбыл из организации (печать от организации и подпись руководителя практики от организации).
Раздел I - Индивидуальное задание выдается перед убытием студента на практику руководителем от кафедры (программой ознакомительной практики не предусмотрено).
Раздел II - Календарный график прохождения практики заполняется студентом самостоятельно на основе программы практики, согласовывается с руководителями практики от организации и кафедры.
Раздел III - Данные о выполненной работе за каждый день практики заносятся студентом самостоятельно, подтверждаются подписью руководителя практики от организации.
Разделы IV, V, VI - Заполняются студентом-практикантом в соответствии с имеющими место обстоятельствами (выполнение производственных, общественных и иных поручений руководителя практики от организации, участие в семинарах, конференциях, экскурсиях и т.п.), подтверждаются подписью руководителя практики от организации, заверяются печатью организации.
Раздел VII - заполняется руководителем практики от организации и включает характеристику работы студента в период практики, в которой освещаются следующие вопросы:
- уровень теоретических знаний студента;
- отметки о личностных качествах студента, его отношении к делу;
- самостоятельная работа будущего специалиста в условиях конкретной организации;
- оказание практической помощи организации;
- соблюдение действующих в учреждении, организации правил внутреннего трудового распорядка;
- рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки студента (по желанию руководителя практики от организации);
- оценка практики по 10-тибальной системе;
- подпись руководителя практики от организации;
- печать организации.
Незаверенная подписью и печатью характеристика студента-практиканта кафедрой не принимается.
Раздел VIII - оценка студентом соответствия условий практики требованиям программы, организация практики и предложения об улучшении практики.
Раздел IX - отзыв руководителя практики от кафедры студенту-практиканту, в котором указывается соответствие выполненной работы программе практики, допуск студента-практиканта к защите практики и предварительная оценка руководителя по 10-ти бальной системе. Допуск и предварительная оценка указываются также и на титульном листе отчета.
3.3 Требования к оформлению отчета по практике
Структурно отчет по итогам практики включает разделы, содержание которых во многом зависит от реального положения дел в промышленной организации. Пояснительный материал по вопросам программы практики излагается в соответствии с разделом 2 настоящей программы. В отчете приводятся необходимые таблицы, рисунки, графики, схемы.
Обязательными являются следующие элементы отчета:
- титульный лист (Приложение 1);
- оглавление (Приложение 2);
- введение (с указанием цели, задач и места прохождения практики);
- основное содержание отчета о выполнении обязательной части программы практики в 3-х частях, соответствующих выполнению вопросов содержания программы;
- заключение (с выводами об организации бухгалтерской, аналитической работы и осуществлении контроля на базе практики, рекомендациями и предложениями по их совершенствованию);
- список используемых источников (с указанием названия внутренних документов организации, статистических, управленческих, финансовых отчетов, баз данных, нормативно-правовых актов, веб-сайта организации, которые послужили источником информации при написании отчета, нормативных правовых актов, учебных изданий);
- приложения (копии документов в соответствии с разделом 2 настоящей программы).
Отчет по практике оформляется в соответствии с требованиями, аналогичными оформлению курсовой работы. Написание и оформление подобных работ производится согласно обязательных единых требований стандарта предприятия СТП МИУ 2.0.01-10 «Работы курсовые и дипломные. Структура и правила оформления».[1] Отчёт по практике печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210х297 мм). Листы отчета скрепляются в папке типа "Скоросшиватель" и нумеруются. Объем отчета должен составлять не менее 15-20 страниц печатного текста. Данный объем не должен включать в себя правоустанавливающие документы, регулирующие деятельность организации, учреждения (устав и др.), отчет о прибылях и убытках, годовой баланс и прочие документы, являющиеся информационной основой для формулирования соответствующих выводов. Вышеуказанные документы должны быть оформлены исключительно в виде приложений к отчету. Общий объем отчета 40-50 страниц печатного текста.
При подготовке отчета следует сосредоточиться на практических методах решения тех или иных вопросов. Переписывание теоретических материалов из учебников не рекомендуется. В отчете следует стремиться представить описание фактически сложившейся практики организации бухгалтерского учета, анализа и контроля.
Отчет студента о прохождении практики должен содержать максимально полные ответы на вопросы программы практики и по структуре строго соответствовать ей.
Отчет сдается руководителю практики от организации, который дает заключение о его соответствии программе практики, а также характеристику студенту-практиканту, отражающую отношение студента к работе, усвоение программного материала, степень и качество выполнения программы практики и индивидуального задания.
Небрежно и не правильно оформленные отчеты к защите не допускаются.
Отчет сдается руководителю практики от университета, который дает заключение о его соответствии программе, качестве выполненной работы и рекомендацию о допуске или не допуске к защите перед комиссией.
Приложение 1
|