Организация товароснабжения (материально-технического снабжения) объекта исследования Изучить источники снабжения объекта товарами, сырьем, полуфабрикатами, материалами и их хранение. Студенту следует рассмотреть применяемые формы снабжения, методы завоза товаров, охарактеризовать практику составления графиков завоза, маршрутов поставки товаров и планирования их перевозок. В случае, если торговая организация (промышленное предприятие) использует услуги транспортно-экспедиционного обслуживания, следует охарактеризовать субъектов, используемых в качестве экспедитора, вид и структуру договора на транспортно-экспедиционное обслуживание.
В случае, если изучаемый объект располагает собственным транспортом, следует описать его виды, грузоподъемность, полезный объем, указать количество единиц и оценить эффективность его использования.
Изучить применяемую транспортную документацию (накладная, дорожная ведомость, грузовая квитанция дорожной ведомости, корешок дорожной ведомости и др.).
Изучить состав и назначение складских помещений. Порядок приема и отпуска продуктов на складе (кладовой). Договора поставок, правила их оформления. Товарно-денежные отчеты. Акты на списание: бой, порчу, лом. Инвентаризация товарно-материальных и денежных средств. Системы и нормы материальной отчетности на предприятии. Организация материальной отчетности на складе. Изучить практику определения потребности объекта в сырье, товарах и других предметах материально-технического назначения.
Дать рекомендации по совершенствованию товароснабжения (материально-технического снабжения) объекта практики.
3. 5 Организация производственного процесса (для объектов общественного питания и промышленных предприятий)
Ознакомиться с организацией работы цехов и/или отдельных рабочих мест. Изучить производственные программы, технологическую документацию, ее виды, назначение и использование. Рассмотреть особенности планирования производственной деятельности (для объектов общественного питания - плановое меню).
Изучить:
- организацию технологических процессов, обработки сырья и выработки полуфабрикатов и готовой продукции;
- механизацию технологических процессов и отдельных технологических операций;
- формы организации труда работников, занятых на производстве, провести анализ графика выхода на работу;
- организацию контроля качества продукции;
- мероприятия по технике безопасности, по экономии сырья, энергии, топлива.
3. 6 Организация торгово-технологического (и/илискладского) процесса
Описать торгово-технологический (складской) процесс. Технологические операции выделить в соответствии со спецификой работы организации (с применяемыми методами продажи товаров, обслуживания покупателей).
Оценить уровень механизации и/или автоматизации торговых и складских операций (техническое и программное обеспечение, средства связи, уровень подготовки кадров в области современных информационных технологий и др.).
Провести наблюдение за приемкой товаров по количеству и качеству, охарактеризовать место приемки, используемое для него оборудование, оценить соответствие приемки Положению о приемке товаров по количеству и качеству. В отчете отразить порядок оформления приемки товаров по количеству и качеству. Приложить копии документов, оформляемых при приемке. Выявить недостатки в организации приемки товаров и определить пути их устранения.
На примере конкретной приемки описать выполнение операций тарооборота: приемка тары по количеству и качеству, вскрытие и высвобождение, хранение и возврат для повторного использования.
Привести примеры использования различных видов тары, описать, для каких товаров она предназначена (таблица 10).
Таблица 10―Виды тары
Виды тары
| Товар
| По материалу изготовления:
|
| -деревянная
|
| -картонная
|
| -бумажная
|
| -полимерная
|
| -металлическая
|
| -текстильная
|
| -керамическая
|
| -стеклянная
|
| -комбинированная
|
| По функциональному признаку:
|
| -транспортная
|
| -потребительская
|
| -тара-оборудование
|
|
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Изучить организацию хранения товаров. По результатам исследования заполнить таблицу 11.
Таблица 11 ― Соответствие условий хранения товаров, предъявляемым требованиям
Наименование товара
| Требования к хранению
| Условия хранения в объекте исследования
| -
-
-
|
|
|
Примечание ― Источник: собственная разработка.
На примере одной товарной группы, изучить отдельные элементы операции хранения и дать оценку их соответствия предъявляемым требованиям:
- размещение на хранение;
- укладка на хранение;
- создание условий для хранения;
- контроль за соблюдением условий хранения;
- санитарно-гигиенические мероприятия.
Если несколько студентов проходят практику на одном объекте, все исследования должны проводиться по разным товарным группам, отделам и секциям, повторения не допускаются.
Изучить способы укладки товаров на хранение. По результатам исследования заполнить таблицу 12.
Таблица 12 ― Способы укладки товаров на хранение
Способ укладки
| Наименование товарной группы, товара
| 1.Штабельная, в т.ч. виды:
-прямая
-обратная
-перекрестная
|
| 2.Рядовая
|
| 3.Стеллажная, в т.ч.:
-рядами
-стопками
|
| 4.Навалом
|
| 5.В подвешенном состоянии
|
|
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Сделать выводы об организации хранения товаров на исследуемом объекте, дать предложения по ее улучшению.
Описать операции по подготовке товаров (продукции) к продаже (на материалах 2-3 товарных групп или товаров). Сделать выводы и дать предложения по совершенствованию подготовительных операций.
Выявить пути устранения потерь, возникающих при выполнении торгово-технологического, производственного, складского технологического процесса (таблица 13). Технологические операции выделить в соответствии со спецификой работы объекта практики.
Таблица 13 ―Виды потерь товаров, возникающих при выполнении торгово-технологического и/или производственного, складского технологического процессов
Операции
| Виды потерь, возникающих при осуществлении данной операции
| Причины, вызывающие потери
| Пути устранения потерь
|
|
|
|
| 1. Разгрузка транспортных средств
|
|
|
| 2. Приемка товаров
-по количеству
-по качеству
|
|
|
| 3. Хранение
|
|
|
| 4. Подготовка к продаже
|
|
|
| 5. Доставка в торговый зал
|
|
|
|
Окончание таблицы 13
|
|
|
| 6. Размещение в торговом зале
|
|
|
| 7. Выкладка на оборудовании
|
|
|
| 8. Продажа товаров
|
|
|
| 9. Расчет за товар
|
|
|
|
Примечание ― Источник: собственная разработка.
В отчете дать оценку принятой в организации схеме размещения товаров в торговом зале (зале товарных образцов), выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании (на материалах одной секции): доступность осмотра, выбора и отбора товаров, получение консультации, наличие информации для покупателей.
Дать характеристику системы внутреннего контроля над кражей и порчей имущества объекта изучения.
Изучить процесс организации продажи товаров (обслуживания посетителей): используемые формы и методы продажи (обслуживания), процесс продажи, дополнительные услуги оказываемые покупателям, оценить культуру обслуживания.
Дополнительно: для объектов общественного питания охарактеризовать предварительную, основную сервировку столов, используемые посуду и столовые приборы. Проанализировать содержание меню, последовательность расположения блюд в меню, оформление меню, карты вин. Дать характеристику обеденного и банкетного меню. Оценить оформление блюд.
Для оценки факторов (выбрать самостоятельно не менее 15), влияющих на уровень обслуживания покупателей, следует провести опрос 10 покупателей и представьте результаты в таблице 14.
При опросе рекомендуется использовать следующие оценки 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2- «неудовлетворительно».
Таблица 14 ― Оценка факторов, влияющих на уровень обслуживания покупателей
Факторы
| Собственное наблюдение
| Опрос покупателей
| Средний балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Следует провести анализ данных таблицы 14, дать им оценку.
Определить средние затраты времени покупателей на ожидание обслуживания и дать им оценку (таблица 15). Этапы обслуживания представить в таблице в соответствии со спецификой изучаемого процесса.
Таблица 15 ― Результаты замеров затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в _______________
Элементы затрат времени
| Замеры времени, с
| Средние затраты времени, с.
| дата
| дата
| дата
| дата
| дата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
Примечание ― Источник: собственная разработка.
Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания определяется по формуле:
Ко = , (4)
где Ко — коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания;
30 — оптимальные затраты времени на обслуживании, с;
Зф — фактические затраты времени на обслуживание, с.
Изучить содержание ассортиментного перечня (меню, товарной номенклатуры).
Привести результаты самостоятельно проведенных проверок соответствия фактического ассортимента ассортименту товаров (продукции), включенных в ассортиментный перечень (или товарную номенклатуру) и полноты ассортимента (таблица 16).
Таблица 16 ― Результаты проверки соблюдения ассортиментного перечня (или товарной номенклатуры) в __________________ в 20__ г.
Наименование товара
| Количество видов (разновидностей) по ассортиментному перечню
| Количество видов (разновидностей) в момент проверки по датам
| К с.
| К полн.
| Дата 1-й проверки
| Дата 2-й проверки
| Дата 3-й проверки
| Дата 4-й проверки
| Дата 5-й проверки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по товарной группе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание― Источник: собственная разработка.
Разработать конструктивные предложения по повышению эффективности управления ассортиментом.
Расчет значений коэффициентов следует выполнять по формулам:
Коэффициент соответствия фактического ассортимента ассортиментному перечню (товарной номенклатуре, базовому ассортименту)определяется по формуле:
Кс = , (5)
где Кс — коэффициент соответствие ассортимента требованиям ассортиментного перечня;
А1, А2,...,Аn — количество наименований (видов, разновидностей) товаров в момент проверки из предусмотренных ассортиментным перечнем;
А — количество наименований товаров по ассортиментному перечню;
п — количество проверок.
Коэффициент полноты ассортимента (К п ):
К п = , (6)
где П1, П2,...,Пn — фактическое количество наименований (видов, разновидностей) товаров в момент проверки.
Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей определяется по формуле:
Кд = , (7)
где Кд — коэффициент дополнительного обслуживания;
Y1, Y2, Yn — количество дополнительных услуг в момент проверки, единиц;
Y — количество дополнительных услуг, предусматриваемых перечнем;
n1 — количество проверок;
Y01, Y02, Y0n— объем платных услуг в отчетном периоде, p.;
Ynl, Yn2, Ynn — объем услуг в соответствующем периоде прошлого года;
n2 — количество предоставляемых покупателям услуг.
Коэффициент культуры обслуживания, по мнению покупателей определяется по формуле:
Км = , (8)
где Км — коэффициент культуры по мнению покупателей;
Мn — количество покупателей, которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры;
Мo — общее количество опрошенных или анкетированных покупателей.
Значимость каждого из перечисленных показателей неодинакова и приведена в таблице 17 (для торговых объектов). Для объектов других сфер деятельности значимость устанавливается на основании опроса потребителей.
Таблица 17 — Показатели культуры обслуживания покупателей (для торговых объектов)
Показатель культуры обслуживания
| Значимость показателя в общем уровне культуры обслуживания, балл
| Значение показателя
| Коэффициент соответствия ассортимента ассортиментному перечню (Кс)
| 31 = 0,45
|
| Коэффициент дополнительного обслуживания (Кд)
| 32= 0,20
|
| Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (Ко)
| 33= 0,35
|
| Коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателя (Км)
| 34 = 1,0
|
| Обобщающий коэффициент культуры обслуживания Кобобщ
| -
|
|
Примечание― Источник: собственная разработка.
Обобщающий коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле:
Кобобщ = [(З1 × Кс)+(З2 ×Кд)+(З3 ×Ко)+Км] / 2 . (9)
В зависимости от обобщающего коэффициента уровень культура обслуживания оценивается по следующим категориям:
- с высоким уровнем культуры обслуживания — 0,901 и более;
- со средним — от 0,701 до 0,900;
- с низким — до 0,700.
Определить уровень культуры обслуживания, разработать рекомендации по совершенствованию обслуживания покупателей.
|