ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ университет»
Факультет среднего профессионального образования
Кафедра «Финансы и кредит»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Специальность: 080110 Банковское дело
Квалификация базовой подготовки выпускника: специалист банковского дела
Форма обучения – очная
Курс 2
Разработано: преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Косыгина Н.В. __________
(звание, должность, Ф.И.О., подпись)
Самара 2014
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Программа учебной практики учащихся является основным методическим документом, определяющим требования к практической подготовке.
Настоящая программа практики учащихся предназначена для студентов специальности – 080110 Банковское дело,профессионального модуля ПМ.01 «Ведение расчетных операций», ПМ.02 «Осуществление кредитных операций» и ПМ.03 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностей служащих».
Программа практики устанавливает содержание практики, и особенности ее организации в соответствии с ФГОС СПО № 703 от 24.06.2010 зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2010 № 18120 и «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования».
Цель практики.
Практика по профилю специальности студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело» проводится с целью углубления профессиональных знаний студентов и формирования необходимых для будущей профессиональной деятельности умений, навыков и личностных качеств.
Программой предусмотрено проведение практики по профилю специальности с использованием знаний по предметам «Организация безналичных расчетов», «Организация кредитной работы», «Организация бухгалтерского учета в банках».
Вид практики.
Учебная практика по профилю специальности.
Организация практики.
Объектами практики по профилю специальности являются учреждения банков, способные обеспечить квалифицированное руководство практикой и изучение студентами основных вопросов программы практики, а так же другие организации, способные предоставить необходимую по программе практике информацию.
Учебная практика организуется на основе договоров между вузом и организациями, в соответствии с которыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики студентов СПО. Учебно-методическое руководство учебной практикой осуществляется кафедрой «Финансы и кредит» СГЭУ. Контроль за работой студентов, а так же консультирование по конкретным вопросам программы практики осуществляют руководители практики.
Организации, участвующие в проведении практики (в соответствии с «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений СПО»):
- заключают договоры на организацию и проведение практики;
- согласовывают программу практики, планируемые результаты практики, задание на практику;
- предоставляют рабочие места практикантам, назначают руководителей практики от организации, определяют наставников;
- участвуют в организации и оценке результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики;
- участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных студентами в период прохождения практики;
- обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
- проводят инструктаж студентов по ознакомлению с требованиями охраны труда и техники безопасности в организации.
Сроки прохождения практики – 3 недели в 4 семестре (108 часов).
Срок аттестации – по окончании практики, 4 семестр.
1.4. Организация работы студентов на практике(в соответствии с «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования»)
В процессе практики по профилю специальности студенты обязаны:
• изучить программу прохождения практики;
• своевременно прибыть на место практики;
• полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
• соблюдать правила внутреннего распорядка, требования техники безопасности в подразделении, где они проходят практику;
• составить индивидуальный календарный график прохождения практики, согласованный с непосредственным руководителем практики от учреждения банка;
• всю выполняемую работу фиксировать в дневнике (Приложение 1);
• подготовить отчет по практике по установленной форме;
• представить отчет о прохождении практики на кафедру (в деканат) преподавателю, который будет проверять отчет.
В ходе практики студент знакомится с организационно-правовыми основами деятельности организации. Конкретное содержание практики непосредственно зависит от вида организации, где она проходит.
По окончании практики по профилю специальности студент сдает:
1. Отчет по прохождению практики.
2. Характеристику с места практики.
3. Дневник.
Полностью оформленный отчет представляется на рецензию руководителю практики. Рекомендуется составлять отчет по частям в течение периода практики. К моменту окончания практики отчет должен быть полностью готов.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва преподавателя - руководителя практики. Практика завершается защитой отчета с оценкой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Вводный инструктаж
Ознакомление с целями практики; инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности; организационные вопросы.
Практика разбивается на несколько этапов. На каждом этапе решается определенная задача, продолжительность этапа в днях устанавливается студентом самостоятельно по согласованию с руководителем практики или ответственным от кредитной организации. Предусмотрены следующие этапы.
1-й этап. Знакомство с организацией. На протяжении этого этапа студент знакомится с организационной структурой кредитной организации, местоположением структурных подразделений, управлений, служб, отделов, секторов. Изучает правила внутреннего распорядка, систему безопасности, организацию внутреннего контроля.
Виды работ:
1. Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения:
• Тип кредитного учреждения и его организационно-правовая форма.
• Лицензии банка, определяющие круг выполняемых операций, их виды.
• Учредительные документы. Устав банка. Статус, миссия организации.
• Уставный капитал банка.
• Органы управления банка, организационная структура, филиальная сеть.
• Структура и функции, задачи подразделений организации, распределение обязанностей между специалистами.
• Характеристика операций и услуг, осуществляемых подразделениями организации.
• Определение стратегических целей и формирование политики банка.
• Организация работы с клиентами. Защита интересов банка и клиентов. Банковская тайна.
• Знакомство с сайтом организации, информацией размещенной на нем.
2. Присвоение номеров лицевым счетам:
• Порядок нумерации лицевых счетов.
• Открытие и закрытие счетов клиентов.
3. Ведение учета по балансовым и внебалансовым счетам:
• Автоматизация учетно-операционной работы.
• Учетная политика банка
• Ознакомление с рабочим планом счетов бухгалтерского учета в банке.
• Ознакомление с системой ведения аналитического и синтетического учета.
• Ознакомление с Правилами хранения бухгалтерских документов.
• Ознакомление с видами и значением отчетности. Состав, содержание и периодичность составления бухгалтерской отчетности банков.
• Ознакомление с перечнем мест публикации баланса банка и его размещением на сайте организации.
4. Осуществление контроля за правильным оформлением клиентской и банковской документации и своевременным проведением операций:
• График документооборота и режим обслуживания клиентов.
• Знакомство с требованиями к заполнению, оформлению и проверке расчетно-денежных документов.
• Операционный день коммерческого банка
Форма отчетности по этапу: общая характеристика банка (история возникновения, организационно-правовая форма, виды лицензий, характеристика операций и услуг, осуществляемых банком), схема организационной структуры кредитной организации в целом, организационной структуры отдельных подразделений банка.
2-й этап. Кассовые операции банка. Анализируется: структура отдела кассовых операций, наличие приходных, расходных, вечерних касс, касс пересчета денежной наличности. Уточняется общий порядок ведения кассовых операций, правила перевозки и хранения денежных знаков, порядок определения платежеспособности банкнот в разрезе нормативных документов Банка России. Студент анализирует бланки приходных (объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер) и расходных (денежный чек, расходный кассовый ордер) кассовых документов, знакомится с документооборотом кассовых операций.
Виды работ:
1. Ознакомление и проверка расчетно-денежных документов по расчетным (текущим) счетам клиентов.
2. Ознакомление с порядком проведения операций по приему и выдаче наличных денег.
• Ознакомление с порядком совершения кассовых операций.
• Прием и проверка правильности оформления документов на взнос и получение наличных денег.
• Ознакомление с порядком ведения кассовых журналов по приходу и расходу кассы.
Форма отчетности по этапу: анализ структуры отдела кассовых операций, наличие приходных, расходных, вечерних касс и т.д.; описание порядка ведения кассовых операций; описание документооборота при кассовых операциях; заполненные бланки приходных и расходных кассовых документов.
3-й этап. Открытие счетов клиентам, расчетные операции, кредитные операции.
Этап проходит в бухгалтерии кредитной организации, в ее структурных подразделениях – операционном отделе, а так же в кредитном отделе и т.д. Изучается порядок открытия счетов и их юридическое оформление, перечень документов, представляемых клиентам вместе с заявлением на открытие счета, порядок регистрации открытых счетов, порядок формирования лицевого счета клиента,
Анализируются бланки платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, расчетных чеков. Рассматриваются операции по лицевым счетам и выписки из лицевых счетов, внимание акцентируется на программном методе обработки указанных операций.
Изучаются виды кредитов, выдаваемые банком, порядок организации кредитной работы в банке, кредитный договор, его специфика.
Виды работ:
1. Ознакомление с порядком открытия и закрытия расчетных счетов клиентов:
• Порядок открытия и закрытия расчетных (текущих) счетов юридическим и физическим лицам.
• Формирование юридических дел клиентов для открытия расчетных счетов.
• Ведение книги регистрации по открытию расчетных счетов клиентов.
2. Ознакомление с порядком оформления договоров банковского счета:
• Заключение договоров банковского счета с клиентами.
• Порядок определения размера комиссионного вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание.
• Контроль своевременности расчетов за предоставленные банком услуги.
3. Ознакомление с порядком осуществления операций при расчете платежными поручениями, платежными требованиями и инкассовыми поручениями, чеками, аккредитивами, банковскими картами:
• Прием и проверка оформления плательщиком платежных поручений.
• Порядок расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом и без акцепта плательщиков.
• Расчеты инкассовыми поручениями.
• Ознакомление с порядком осуществления операций при расчетах чеками из чековых книжек в банке поставщика и в банке плательщика.
• Прием, проверка правильности оформления и обработка ответственным исполнителем документов (в т.ч. чеков, оплата по которым гарантирована банком).
• Оформление и регистрация перед выдачей клиенту чековых книжек.
• Прием, проверка правильности оформления и обработка ответственным исполнителем заявлений клиентов на открытие аккредитива в банке плательщика и в банке поставщика.
• Ознакомление с порядком осуществления операций при расчетах с использованием банковских карт.
• Порядок выдачи банковских карт.
• Дебетная и кредитная схемы обслуживания.
4. Ознакомление с порядком осуществления операций по ведению корреспондентского счета.
• Порядок осуществления прямых расчетов между кредитными организациями. Счета «Ностро» и «Лоро».
Форма отчетности по этапу: описание порядка открытия расчетных счетов и заключения договоров банковского счета (с приложением заполненного заявления на открытие счета); заполненные бланки платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, мемориальных ордеров, договора банковского счета.
4-й этап. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностей служащих.
• Ознакомление с правами и должностными обязанностями учетно-операционных работников, договором о материальной ответственности кассовых работников.
• Распределение обязанностей и организация рабочего места работника по обслуживанию клиентов.
• Изучение интерфейса и порядка использования специализированного программного обеспечения для совершения и оформления расчетных операций.
• Оформление договора банковского счета с клиентами.
• Прием от клиентов документов на открытие счетов.
• Формирование юридических дел клиентов.
• Ведение картотеки неоплаченных расчетных документов.
• Расчет и взыскивание сумм вознаграждений за расчетное обслуживание согласно тарифам банка.
• Изучение идентификационных элементов различных международных платежных систем
• Проверка банковских карт на подлинность и платежеспособность.
• Оформление заявлений клиентов на выдачу различных видов банковских карт.
Форма отчетности по этапу: анализ должностных обязанностей учетно-операционных работников, описание действий выполняемых в ходе осуществления работ по одной или нескольким должностям специалистов банка.
5-й этап. Заключительная часть. Студент осуществляет обобщение и обработку собранных материалов, их подготовку к представлению вместе с отчетом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Отчет по практике начинается с введения, в котором студент указывает:
- организацию, в которой он проходил практику, его местонахождение,
- время прохождения практики;
- цели и задачи практики;
- объем конкретной работы, выполненной студентом при прохождении практики.
Основная часть отчета идет по этапам, указанным в плане учебной практики. По каждому этапу студент должен кратко описать проблемные и анализируемые вопросы, которые сопровождаются подборкой образцов документов и других материалов, соответствующих программе практике.
Отчет по практике завершается заключением, в котором студент указывает навыки и умения, полученные студентом в процессе прохождения практики по профилю специальности.
Список источников и литературы (в том числе нормативных и ведомственных документов).
Приложения. К отчету прилагаются различные материалы, собранные в ходе практики.
Отчет должен быть выполнен с использованием компьютера, на листах бумаги формата А4, в формате MS Word.
Стиль текста отчета: шрифт набора – Times New Roman, размер шрифта – 14 кегль, обычный, с выравниванием по ширине страницы, межстрочный интервал -1,5. Поля: сверху – 20 мм, снизу – 20 мм, слева – 30 мм, справа – 15 мм.
Абзацный отступ - 1,25 см.
Разрядка текста исключается.
Текст отчета и литература печатаются строчными буквами без выделения жирным, курсивом и подчеркивания.
В тексте допускаются рисунки, таблицы (не сканированные, вставленные в программе Word или Excel).
Отчет об учебной практике составляется в объеме от 10 страниц текста (без приложений). Сброшюрованный отчет подписывается руководителем практики.
Рекомендуемая литература:
а) нормативные документы, официальные материалы:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (ГД ФС РФ) 17.07.1998, ред. от 03.02.2014.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, ред. от 02.11.2013.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ред. от 28.12.2013.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ, ред. от 28.12.2013.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ, ред. от 23.07.2013.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, принят ГД ФС РФ 16.07.1998, ред. от 28.12.2013.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, принят ГД ФС РФ 19.07.2000, ред. от 28.12.2013.
9. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ, ред. от 23.07.2013.
10. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1, ред. от 30.09.2013.
11. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.11.1995, ред. от 28.12.2013.
12. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, принят ГД ФС РФ 20.03.1996, ред. от 28.12.2013.
13. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992
№ 3615-1, ред. от 23.07.2013.
14. Положение ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373-П
15. Положение ЦБ РФ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, осуществляемых с использованием платежных карт» от 24 декабря 2004 г. №266-П, ред. от 10.08.2012 № 2862-У
16. Инструкция ЦБ РФ «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» от 14.09.06 № 28-И, в ред. от 28.08.2012.
б) основная литература:
1. Алиев А.Т., Ефимова Е.Г. Деньги. Кредит. Банки. — М.: Флинт, 2012 г. — 296 с. — Электронное издание. — МО. — ISBN 978-5-9765-124 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=26231
2. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013 г. — 400 с. — Электронное издание. — МО. — ISBN 978-5-394-01554-0 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=28879
3. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Е.Ф. Жукова. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2010 г. — 703 с. — Электронное издание. — МО РФ. — ISBN 5-238-00954-2 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=24698
4. Усатова Л.В., Сероштан М.С., Арская Е.В.Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие, 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ИТК «Дашков и К°», 2012 г. — 392 с. — Электронное издание. — УМО. — ISBN 978-5-394-01050-7 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=24779.
в) дополнительная литература:
1. Банковское дело: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2012
2. Банковская система в современной экономике: Учебное пособие / под ред. О. И. Лаврушина. - М.: КноРус, 2012. - 354 с.
3. Банковский менеджмент: Учебник для вузов / под ред. О. И. Лаврушина. - М.: КноРус, 2010. - 554 с.
4. Банковское дело: розничный бизнес: Учебное пособие / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. - М.: КноРус, 2010. - 413 с.
5. Белоглазова Г. Н., Кроливецкая Л. П. Банковское дело: Учебник для вузов, 2-е изд. — СПб.: Питер, 2010 г. — 400 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-91180-733-7 - http://ibooks.ru/reading.php?productid=21827
6. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 422 с.
7. Галанов В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для СПО. - М.: ФОРУМ, 2011. - 413 с.
8. Гогохия Д. Деньги и рынок [Электронный ресурс] // Вопросы экономики. - 2012. - № 1. - С. 127-141
9. Организация безналичных расчетов. Экспресс курс. Учебное пособие / под ред. О. И. Лаврушина. - М.: КноРус, 2011. - 354 с.
10. Деньги. Кредит. Банки / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. - М.: Проспект, 2010. - 848 с.
11. Дистанционное банковское обслуживание / А. П. Аксенов, А. Ф. Андреев, А. И. Болвачев и др. - М.: КноРус, 2010. - 328 с.
12. Кочергин Д. А. Электронные деньги. - М.: Маркет ДС, 2011. - 423 с.
13. Меркулова И. В. Организация безналичных расчетов. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2010. - 348 с.
14. Финансы и кредит. Учебник для вузов / под ред. О. В. Соколовой. - М.: Магистр, 2011. - 911 с.
15. Финансы, денежное обращение и кредит / ред. В. К. Сенчагов, А. И. Архипов. - М.: Проспект, 2010. - 719 с.
16. Журнал «Банковское дело»
17. Журнал «Деньги и кредит»
18. Журнал «Коммерсантъ. Деньги»
19. Журнал «Финансы и кредит»
Интернет-ресурсы
1. www.cbr.ru
2. www.minfin.ru
Справочные правовые системы
1. «Консультант Плюс» - www.consultant.ru
2. «Гарант» - www.garant.ru
|