ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной политике
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»
профилизации «Дизайн имиджа и стиля»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа и методические указания по организации и проведению учебной практики Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 24 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор:
| старший преподаватель
| Е.В. Ансимова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рецензент:
| зам. директора ЦРПИ «Studio Best»
| Е.Н. Гарькавая
|
Одобрена на заседании кафедры дизайна имиджа и стиля.
Протокол от 14 февраля 2012 г. № 6.
Заведующий кафедрой дизайна имиджа и стиля
|
| М. В. Семенова
|
Рекомендована к печати методической комиссией Института Искусств РГППУ. Протокол от 28 февраля 2012 г. № 6
Председатель методической комиссии ИнИс
|
| В.П. Фалько
|
|
|
| СОГЛАСОВАНО
Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ
|
| С. В. Пеннер
|
|
|
| Начальник отдела практик УМУ
|
| Н.М. Черноусова
|
©ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
© Е.В. Ансимова, 2012
1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных бакалавров. Она позволяет эффективно сочетать теоретические знания с практической подготовкой в производственных условиях, и направлена на приобретение студентами умений, профессиональных компетенций и навыков по избранной специальности.
Учебная практика призвана дать первичные сведения и познакомить студентов со спецификой деятельности по избранной специальности /направлению. Она проводится, как правило, в начальный период обучения.
Учебная практика может включать в себя следующие разновидности: ознакомительную, учебно-лабораторную и др.
Основной целью учебной практики является формирование у обучающихся готовности к будущей профессиональной деятельности через поэтапное практическое освоение ее целей, задач и содержания.
Цели учебной практики:
– ознакомление с производственным процессом в условиях массового обслуживания населения;
– овладение профессиональными первичными умениями и навыками по рабочей профессии.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Задачами учебной практики являются:
– формирование умений и навыков по специальности;
– приобретение умений и навыков работы с нормативно-технической документацией;
– изучение и соблюдение правил техники безопасности при работе с профессиональным оборудованием;
– освоение и использование методов и техник при выполнении различных технологических операций в установленные нормы времени.
– закрепление, углубление и расширение знаний полученных в процессе обучения, формирование системы профессиональных умений и навыков в соответствии с профилем специальности.
– совершенствование умений и навыков работы с нормативно-технической документацией;
– обеспечение целостной подготовки к выполнению основных этапов профессиональной деятельности;
– овладение необходимыми профессиональными компетенциями по избранному направлению специализированной подготовки.
В процессе прохождения практики необходимо закреплять и совершенствовать знания и навыки, приобретенные при изучении таких дисциплин, как «Живопись», «Рисунок», «Технология парикмахерского искусства», «Практическое (производственное) обучение» и др.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО БАКАЛАВРИАТА
Учебная практика является составной частью сквозного практического обучения, предусмотренного учебным процессом профессиональной подготовки.
Во время прохождения учебной практики необходимо:
– ознакомиться с работой предприятия, системой обеспечения охраны и гигиены труда, техникой безопасности и противопожарных мероприятий.
– ознакомиться с организацией проведения практики, режимом работы, рабочими местами, перечнем операций и нормами времени на их выполнение,
– изучить и освоить рабочие приемы и операции, оборудование, инструменты и приспособления, используемые на предприятии;
– совершенствовать профессиональные навыки работы.
Для прохождения учебной практики необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Практическое (производственное) обучение»:
Знания: безопасных условий труда; законодательных актов в сфере бытового обслуживания населения; о современных направлениях моды в парикмахерском искусстве; основной физиологии кожи и волос; составов и свойств профессиональных препаратов; нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ; технологии выполнения мытья и массажа головы; технологии выполнения классических и салонных стрижек (женских, мужских, детских), технологии выполнения укладок волос с моделирующими элементами.
Умения: применять на практике полученные знания и умения; рационально организовывать рабочее место; эксплуатировать с соблюдением безопасных условий труда инструменты, приспособления и оборудование, используемые в парикмахерских; технологически правильно оказывать парикмахерские услуги; использовать препараты для мытья, массажа, укладки, пользоваться парикмахерским инструментом; выполнять все виды стрижек, производить коррекцию выполненной стрижки; выполнять все виды укладок волос; производить коррекцию выполненной прически; выполнять подготовительные и заключительные работы по обслуживанию клиентов.
Владения: организацией подготовительных и заключительных работ по обслуживанию клиентов; выполнения мытья и массажа головы; укладкой волос на бигуди, сушки волос феном, укладкой волос холодным способом; выполнения классических и салонных стрижек; профилактического ухода за волосами.
Из курса «Рисунок»:
Знания: основных принципов конструктивного объемного рисования; основных понятий линейной перспективы; принципов графики растительных форм и животных; видов рисунка и наброска; методов изображения головы, средств и техник рисунка;
Умения: рисовать биоформы и зооформы; рисовать фигуру человека
Владения: методами создания натурного рисунка; методами изображения натурных объектов по памяти, технологиями, техниками и приемами рисунка.
Из курса «Живопись»:
Знания: средств художественной выразительности, живописи; основных способов передачи пространства в живописи; принципов и методов изображения предметных форм в акварельной и темперной (гуашевой) живописи.
Умения: изображать в техниках живописи натюрморт, голову и фигуру человека, растения и драпировки.
Владения: методами создания натурной живописи, технологиями, техниками и приемами живописи.
Из курса «Технология парикмахерского искусства»:
Знать:
культуру и этику профессионального обслуживания;
принципы построения форм стрижек и причесок;
виды стрижек, правила и приемы выполнения классических и современных стрижек;
правила и приемы укладки волос холодным и горячим способом;
технологию химической обработки волос, завивки волос на продолжительное время, окрашивание волос различными способами
направления моды в стране и за рубежом;
строение и свойства волос;
правила, способов и приемов выполнения работ на основе современных технологий, систем профессионального ухода за волосами и кожей головы;
правила санитарии и гигиены.
Уметь:
применять современные и прогрессивные технологические приемы и способы обработки волос, правильно пользоваться инструментами, приборами и аппаратурой, соблюдать технику безопасности;
применять на практике все знания, полученные в области технологий парикмахерского искусства;
выражать свои идеи в эскизе (графическом или живописном);
выполнять диагностику волос;
разрабатывать модели причесок вечернего и повседневного назначения, для взрослых и детей дошкольного и школьного возраста с учетом индивидуальных и возрастных особенностей лица, направлений моды;
применять профессиональные препараты в практической деятельности;
выполнять сложные повседневные и вечерние прически;
выполнять классические мужские и женские стрижки;
разрабатывать схемы индивидуальных стрижек по назначению;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
основными приемами и операциями стрижки, укладки, окрашивания и химической завивки волос;
техникой колорирования, с применением различных новых технологий;
процессом творчества, системой технологических приемов решения проблем и задач.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
- «Дизайн имиджа»;
- «Моделирование и оптимизация прически»;
- «Компьютерное моделирование прически»;
- «Гигиена и санитария парикмахерских работ».
4. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика для студентов всех форм обучения направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», профилизации «Дизайн имиджа и стиля» может проводиться как на предприятиях, так и в учебной мастерской кафедры.
Базами прохождения учебной практики являются предприятия и фирмы, отвечающие своей направленностью профилизацию подготовки «Дизайн имиджа и стиля». Места проведения практик закрепляются администрацией РГППУ на основе договора о целевой подготовке и проведении практик, гарантийного письма от принимающей организации о возможности обеспечения необходимых условий для прохождения студентами данного вида практики.
Учебная практика проводится в конце второго семестра, продолжительность практики – три недели, общий объем – 108 часов.
На практику допускаются студенты, полностью выполнившие программу обучения в соответствии с учебным планом соответствующего курса.
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:
общекультурные компетенции:
способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);
готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);
осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1);
профессиональные компетенции:
способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
готов к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов) (ПК-14).
способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);
готов к производительному труду (ПК-36);
готов к решению профессиональных проблемных ситуаций (ПК-40).
профессионально-специализированные компетенции:
· владеет технологиями (алгоритмами решения художественно-проектных задач, направленных на формирование своих оригинальных концепций) (ПСК-2);
· владеет техническими средствами, оборудованием и вспомогательным инструментарием для реализации художественно-проектного замысла (ПСК-4);
· умеет находить композиционное, колористическое и стилевое решение, соответствующее художественному проектному замыслу, используя принципы и закономерности композиционного формообразования (ПСК-5);
· владеет приёмами оптимизации имиджа и стиля потребителя с учетом его индивидуальных способностей (ПСК-7);
По окончании прохождения учебной практики студент должен:
Знать:
– общие сведения о дисциплине, ее цели и задачи;
– место и значение дисциплины при подготовке специалиста в области технологий парикмахерского искусства;
– культуру и этику профессионального обслуживания;
– правила мытья и массажа головы;
– правила и приемы укладки волос холодным и горячим способом;
– принципы построения форм стрижек и причесок;
– виды стрижек, правила и приемы выполнения классических и современных стрижек;
– систему профессионального ухода за волосами и кожей головы;
– правила санитарии и гигиены.
Уметь:
– применять технологические приемы и способы обработки волос,
– правильно пользоваться инструментами, приборами и аппаратурой;
– выражать свои идеи в эскизе (графическом или живописном);
– выполнять диагностику волос;
– выполнять классические мужские и женские стрижки;
– применять профессиональные препараты в практической деятельности;
– рационально планировать свою работу.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
– основными приемами и операциями мытья головы, массажа
– подготовительными и заключительными работами по обслуживанию посетителей;
– укладкой волос горячим и холодным способом;
– основными приемами и операциями стрижки волос;
– процессом творчества, системой технологических приемов решения проблем и задач.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Таблица 1
№ п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
| 1.
| Подготовительный
| Инструктаж по технике безопасности, ознакомительная и установочная лекция о требованиях к прохождению практики, определение места прохождения практики
(4 часа)
| Запись в дневнике
| 2.
| Ознакомительный
| Знакомство с предприятием, получение задания, определение графика работы.
(4 часа)
| Запись в дневнике
| 3.
| Исследовательский
| Сбор, обработка и систематизация теоретического материала, социокультурные исследования, наблюдение, описание, знакомство.
(20 часов)
| Запись в дневнике
| 4.
| Проектный
| Разработка концепции, эскизирование, согласование предложений с заказчиком и руководителем практики от кафедры, подача проектного решения (эскизы, чертежи, наглядные изображения, макет)
(60 часов)
| представление материалов на консультации
| 5.
| Завершающий
| Анализ работы, подведение итогов, оформление отчета, защита результатов в форме дифференцированного зачета(20 часов)
| диффер. зачет
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
|